Описание
Рецензии

Сериал Щит и меч

Актеры:
Станислав Любшин, Георгий Мартынюк, Валентина Титова, Наталья Величко, Юозас Будрайтис, Алексей Глазырин, Вацлав Дворжецкий, Олег Янковский, Кристина Лазар, Всеволод Сафонов
Режисер:
Владимир Басов
Жанр:
драмы, отечественные, приключения, исторические
Страна:
СССР, Польша, Германия
Вышел:
1968
Добавлено:
сериал полностью из 4 (09.08.2013)
Рейтинг:
8.48
7.80
В пучинах беспощадной Второй мировой войны, где отблески надежды едва пробиваются сквозь мрак войны, разворачивается драматичная история, воссозданная на экране в формате четырехсерийного мини-сериала. Эта кинематографическая интерпретация явилась плодом титанического труда, основанная на пронзительном романе известного писателя Владимира Кожевникова. В эпицентре событий – советский разведчик, чья судьба сплелась с паутиной обмана и предательства. Под покровом ночи, в тревожном 1940 году, товарищ Белов, наделенный искусной маской и лишенный своей подлинной личности, пересекает границу, отправляясь в самое сердце вражеской Германии. Он становится Йоганном Вайсом – имя, которое должно стать его щитом в опаснейших водах шпионской деятельности. Шли годы, исполненные смертельной опасности и напряженных испытаний. Под именем Вайс он, подобно хищной тени, проникает в сложную иерархию немецкой военной разведки, проявляя исключительные способности и завоевывая доверие окружающих. Его карьера стремительно взлетает, и уже через четыре года он удостаивается звания гауптмана – ранга, открывающего новые горизонты возможностей и ставящего на его плечи еще большую ответственность. Неожиданный поворот судьбы приводит Вайс в столицу Рейха. Теперь, облаченный в форму элитных подразделений СС, он занимает должность офицера, специализирующегося на задачах особой важности. Эта привилегированная позиция становится ключом к сокровищнице стратегической информации, открывая перед ним доступ к строго засекреченным, конфиденциальным данным – к тем самым сведениям, способным изменить ход войны. Теперь перед Йоганном Вайсом (в сущности, товарищем Беловым) встает сложнейшая дилемма, определяющая не только его собственную судьбу, но и будущее целой нации.
Неудивительно, что кинематографическая критика, кажется, обошла стороной эту выдающуюся телеэкранизацию – "Щит и меч". Несмотря на регулярные показы на различных телевизионных платформах на протяжении нескольких десятилетий, она продолжает оказывать мощное влияние на зрительский интерес, вызывая волну пересмотров и оставляя неизгладимое впечатление. Такая продолжительная популярность, не поддающаяся привычному износу, не может быть случайностью – это свидетельство кинематографического мастерства, пронизывающего каждый эпизод. Основа успеха, несомненно, кроется в идеально подобранном актерском ансамбле, собранном режиссером Владимиром Басовым. Каждый актер, от Яковлева до Любшина и Демидовой, воплощает своих персонажей с поразительной самоотверженностью, демонстрируя не просто актерское мастерство, а подлинную харизму и завораживающую убедительность. Их взаимодействие на экране настолько гармонично и органично, что представить их в иных проектах представляется делом практически невозможным. Повествовательный замысел фильма не может не зацепить – ведь истории о судьбах разведчиков, ведущих нелегкую и полную опасностей борьбу в тылу врага, всегда вызывают неподдельный интерес. Фильм представляет собой захватывающую экранизацию истории о нелегалах, создавших свою легенду с нуля, выстраивая карьеру в прифронтовой зоне и живя в постоянном страхе разоблачения. Нарастающее напряжение и непредсказуемость сюжета удерживают зрителя в напряжении на протяжении всего просмотра. Некоторые критики обвиняют фильм в некоторой затянутости, но я полагаю, что это связано с необходимостью реалистично изобразить непростой путь развития Белова-Вайса, сумевшего занять столь высокое положение в структуре абвера, пройдя путь от скромного шофера. Безусловно, отдельные сцены могут показаться сложными для понимания, и это вполне объясняется тем, что фильм основан на масштабном романе Вадима Кожевникова, объем и детализация которого сопоставимы с монументальным эпосом Толстого. Естественно, попытка перенести на экран всю полноту авторского замысла в условиях ограниченного бюджета не могла быть триумфом. Очевидно, что финансовые возможности не позволили создать фильм на уровне культовой драмы "Семнадцать мгновений весны". Тем не менее, я убежден, что результат получился ничуть не хуже. Стоит отметить, что режиссер проявил удивительную скрупулезность, стремясь максимально точно передать диалоги и дух первоисточника. Благодаря этому фильм дышит жизнью и буквально захватывает зрителя в водоворот событий. Такое преданность оригиналу и одновременно умение адаптировать его для широкой аудитории – качество, которое встречается крайне редко в современном кинематографе.
Среди обширного кинематографического наследия Советского Союза, я выделяю всего несколько произведений, которые заняли особое место в моём сердце – три картины, удивительным образом оказавшиеся многосерийными. Это, пожалуй, самая неожиданная закономерность, однако от этого моя привязанность к ним лишь усиливается. Начать стоит с поистине феноменального киноцикла, ставшего легендой и культовым явлением – экранизации приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Затем следует незабвенный "Семнадцать мгновений весны" – шедевр, который не утратил своей актуальности и эмоционального воздействия на протяжении десятилетий. И, наконец, вершина моего списка – эпический фильм Владимира Басова "Щит и меч". Этот фильм – ярчайший образец советского кинематографа, поражающий своей глубиной, интеллектом и проницательностью. Он погружает зрителя в захватывающую историю реального советского разведчика, оказавшегося в самом эпицентре вражеской территории. Иоган Вайс – вот имя героя, достойного восхищения и безмерной симпатии! Наблюдать за его дерзкими операциями, его находчивостью и мужеством – истинное удовольствие. Станислав Любшин создал поистине незабываемый образ, филигранно передав стиль и тонкости характера своего персонажа. Его игра вызывает неподдельный интерес, заставляя следить за его судьбой с замиранием сердца. Невозможно найти зрителя, который бы не оценил его профессионализм – Любшин сумел наделить Вайс не только внешнее сходство с прототипом, но и внутренний мир, делая его живым и сложным. В сравнении с последующими попытками воссоздания подобных образов, его игра кажется поистине гениальной, лишенной нарочитости и наигранности. Безусловно, Вайс – не супергерой, наделенный сверхъестественными способностями. Он – прежде всего, преданный патриот, блестящий профессионал, мастер своего дела, чей долг перед Родиной становится главным двигателем его поступков. Остальные персонажи фильма не уступают Иогану Вайс по значимости и запоминаемости. Их вклад в общее дело поистине неоценим. Особого внимания заслуживает игра Владимира Басова, режиссера сериала, а также яркий, талантливый актер советского кинематографа. Не могу сдержать восхищение: это настоящий высший пилотаж! Браво, ребята! Именно такие фильмы нужно создавать, чтобы народ не забывал о подвигах своей славной Родины, о тех, кто рисковал жизнью ради её свободы и безопасности. Благодарю создателей этого фильма за возможность прикоснуться к героической истории, за те эмоции и переживания, которые он подарил. Я – заядлый поклонник жанра шпионских боевиков и увлекательных историй разведки, и "Щит и меч" занимает одно из почетных мест в моем личном рейтинге среди лучших кинокартин, посвященных шпионской деятельности.
Среди прочих поклонников кинематографических полотен, повествующих о мире секретных операций и шпионской деятельности, я с особым трепетом отношусь к картине «Щит и меч». Этот многосерийный фильм занимает поистине привилегированное место в моей личной киноленте, посвященной шпионским хроникам. Я испытываю глубокое уважение и гордость за достижения советского кинематографа, подарившего нам ряд выдающихся, поистине бессмертных сериалов, таких как «Семнадцать мгновений весны» и великолепный фильм Владимира Басова – «Щит и меч». Эта работа – не просто кинокартина, а настоящая ода патриотизму, пронизанная поразительной прозорливостью и лишенная всякой пошлости. Она открывает нам зрителю завораживающую, но одновременно и крайне сложную жизнь советского разведчика, вынужденного действовать в тылу врага, в самом сердце оккупированной территории. Станислав Любшин создал поистине незабываемый образ Иоганна Вайса, воплотив его с невероятной убедительностью и глубиной. Наблюдая за деятельностью нашего советского разведчика, невольно испытываешь трепетное восхищение его мастерством, его самоотверженностью и профессионализмом. Фильм избегает гиперболизированных образов, предлагая зрителям правдивое и реалистичное изображение, лишенное показной бравады. Разведчик, внедренный в ряды противника, – это не герой-супермен, а обычный человек, преданный своей Родине, человек, движимый чувством долга и любви к своему народу. Безусловно, и Владимир Басов, воплотивший на экране образ Бруно, внес неоценимый вклад в создание атмосферы достоверности и напряженности. Его игра, как и вся картина в целом, заслуживает самых высоких похвал. Именно такие фильмы, воспевающие мужество, самоотверженность и героизм наших предков, необходимо включать в программу для молодого поколения, чтобы укрепить их патриотический дух и напомнить им о великих подвигах, совершенных ради защиты нашей великой Родины. Выражаю искреннюю благодарность создателям фильма «Щит и меч» за этот незабываемый и важный вклад в отечественную культуру.
Стремясь к кинематографическим высотам, картина обернулась чудовищной недоработкой, далекой от объективной исторической канвы. Повествование, сконцентрированное на фигуре скромного рижского автомобилиста, в невероятно короткий срок – всего за пять лет – вознесшегося на вершину власти, определяя судьбы всей Германии, вызывает не иначе как недоумение. Фантастические эпизоды, такие как массированный обстрел из крупнокалиберного оружия внутри транспортного самолета, абсурдные метания военных, множащие смену формы СС на общевойсковую в течение одного дня, освобождение исправительных учреждений, лагерей и жестокое уничтожение немецких генералов прямо в сердце объятой войной страны, и работа тайной радиостанции в самом центре Берлина – все это создает ощущение вымышленного, нарочито преувеличенного сюжета. Режиссерская и сценарийная работа Александра Басова, несомненно, талантливого актера, представляется здесь актом творческой самопожертвования, почти непростительным в свете его прежних достижений. Персонаж, воплощенный Сергеем Любшиным, лишен убедительности и не вызывает доверия, что неизбежно снижает общее впечатление от фильма. Невозможно не удивляться тому, как некоторые критики и зрители вознесли этот фильм до небес, сравнивая его с непревзойденным шедевром "Семнадцать мгновений весны". Возможно, в контексте 1968 года, под влиянием насаждаемых идей интернационализма и показной патриотической пылкой, подобное творение могло вызвать восторг. Однако время – неумолимый судья, разграничивающий подлинные ценности и кратковременные увлечения, неизбежно возвращая все на свои места и обнажая истинную сущность явлений. Эта картина, увы, оказалась лишь блестящей, но пустой мишурой, маскирующей нелепость и историческую неточность.