Описание
Рецензии

Сериал Шпана замоскворецкая
У каждого своя война
Актеры:
Юрий Борисов, Александр Мохов, Полина Кутепова, Леонид Бичевин, Константин Лавроненко, Александр Бухаров, Игорь Петренко, Юлия Куварзина, Сергей Газаров, Евдокия Германова
Режисер:
Зиновий Ройзман
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
добавлена 9-16 серия из 16
(16.05.2011)
Рейтинг:

Для одних она являлась неземной музой, воплощением юношеских грез, эта девушка, чье имя шепотом произносилось: Мила. Другие же воспринимали ее как непритязательную приятельницу, просто Милкой, с кем можно разделить перекус и сплетни. Роберт, робкий школьник, погруженный в бездну юношеской симпатии, засыпал с этим дивным именем на губах, идеализируя ее, как нежнейший цветок в цветущем саду. Его сердце билось в унисон с ее образом, рисуя в воображении картины воссоединения.
Совершенно иной расклад наблюдался в жизни предводителя московской банды, властелина уличной власти. Для него подобные фантазии были не нужны. Зачем предаваться иллюзиям, когда сама желаемая реальность всегда находится на расстоянии вытянутой руки? Ощущал ли он нежные чувства к девушке, или же она была для него лишь еще одним элементом его роскошного, но, возможно, опустевшего мира, не более значимым, чем автомобиль, брендовые вещи или преданные сподвижники?
Тайное всегда остается тайной. Природа любви непостижима и переменчива, как осенний ветер. Роберт, быть может, питался лишь фантазиями, идеализировал Милу исключительно из-за того, что она принадлежала другому – властному, дерзкому, безжалостному главарю, с которым бросить вызов было практически немыслимо. Он был воплощением силы и уверенности, тем, кого нельзя победить в честной борьбе.
Жизнь продолжается, вопреки всему. Послевоенные раны еще кровоточат, коммунальные квартиры – лабиринт лишений, разборки – постоянная угроза. Но, несмотря на эти тяготы, в ней, словно сквозь пелену горечи, пробивается свет, напоминая о том, что красота, надежда и человеческое счастье способны торжествовать даже в самые мрачные времена.
В кругу вечного бытия человечества, женская ярость на протяжении эпох проявлялась в грохоте кухонной утвари, обрушивающейся на головы супругов. И герой, воплощенный талантом Федора Добронравова, не избежал участи постигать эту суровую реальность. Вокруг него разворачивается буря страстей, где участвуют актрисы, чьи образы искрятся противоречиями, а сам актер, словно завороженный, вновь погружается в вихрь экспрессий. Недавно едва не погубил под влиянием опьянения собственную супругу, при этом та, словно ангел милосердия, проливает слезы сострадания. «Ведь ей нелегко, – шепчут в кулуарах, – осколки памяти о войне терзают его разум. Нестерпимая боль отступает лишь под покровом алкоголя».
Создатели этой кинематографической саги смело сосредоточили внимание зрителя на болевых точках, которые и стали опорой для всей истории. Мы переносимся в середину минувшего столетия, в период послевоенной хрупкости, когда рубцы войны кровоточили на душах людей. И хотя официально провозглашалось равенство всех слоев общества в эпоху социализма, реальность диктовала свои, более жесткие правила. Разрыв между богатыми и бедными, конечно, не был столь колоссальным, как сейчас, но все же ощущался осязаемо. Около девяноста пяти процентов населения ютились в коммунальных квартирах и землянках, в то время как избранные пять процентов наслаждались комфортом отдельных апартаментов в центре города, имели привилегированный паёк и доступ к специальному транспорту.
Режиссер Зиновий Ройзман и сценарист Эдуард Володарский с поразительной точностью воссоздали атмосферу того времени: коммунальную квартиру, где тесно соприкасались судьбы пяти-шести семей, тусклые лампочки, лишенные абажуров, бросавшие призрачный свет на потрепанную обстановка. Эх, но зато в коммунальных квартирах бурлила жизнь, в отличие от стерильного мира, обитаемого властной элитой в отдельных домах! Какие драматические пьесы шекспировского размаха разыгрывались в этих тесных комнатках! Основополагающее действие ленты «У каждого своя война» и разворачивается именно в этой коммунальной квартире. Несмотря на кажущуюся простоту фабулы, повествующей о супружеских парах и подрастающем поколении середины прошлого века, картина завораживает благодаря глубокой литературной основе.
Автор сценария, Эдуард Володарский, легендарный создатель «Штрафбата», с мастерством создал сложный, многогранный мир. Персонажи набросаны четко, каждый поступок имеет свои причины и корни.
Несмотря на то, что Люба не является центральной героиней, её образ является неотъемлемой частью успеха картины. Простая русская женщина, воплощающая милосердие и стойкость, не жалея сил трудилась на фронте, работая в две смены у станков. «Всё для фронта, всё для победы!» – её девиз. Муж пропал без вести, оставив её наедине с болью и надеждой.
Сын Любы, Игорь Петренко, отбывает тюремный срок за грабеж, а младший сын, Роберт (Юрий Борисов), сбился с пути, впал в преступную среду. Люба, несмотря на все трудности, не сломлена. Она не только усердно работает, но и бережно хранит в себе искру женственности. В её жизнь входит новый муж, Александр Мохов, человек, который, кажется, навечно привязан к образу "неваляшки". Он постоянно терзается неуверенностью, но в душе хранит доброту и осознает свое положение чужака в семье Любы. Не отмечен особой любовью со стороны жены и сына, но пылко влюблен в рыжеволосую Любоньку (Полина Кутепова).
С каждым новым эпизодом Александр Мохов демонстрирует на лице мучительное выражение, словно интуитивно передавая зрителю: «Не судите строго, друзья! Так сложилось, что я, возможно, невезучий, но душа моя чиста». Нельзя не отметить, что протагонист Мохова в фильме «У каждого своя война» обладает поразительной, почти бесхребетной пластикой. Он словно шея, повернуть которую можно в любом направлении, но самостоятельно он не способен на что-либо.
Вновь обращаем внимание на образ Любы. Симпатии и сочувствие зрителей прикованы именно к ней, но, несмотря на это, она поражает своей индивидуальностью, жизнелюбием и неукротимой волей. Охотно согласилась на участие в проекте актриса Полина Кутепова, и ее выбор, несомненно, был безупречным.
В лице героини сквозит нечто неуловимое, чарующее, граничащее с самой актрисой. Это и есть движущая сила, то, что побуждает их обеих к поиску лучшей жизни, к мгновениям счастья в нелегкой судьбе русской женщины. Веснушки, актерская игра, бойкость характера - все это делает ее центральной фигурой сериала.
Роль Любови Толкалиной привносит в картину особый колорит. Её манерность, с большими бигуди, создающими эффект шикарных завитушек, добавляет фильму своеобразный шарм. Она исполняет роль супруги знаменитого советского конструктора, создающего ядерное оружие. Их дом украшен роскошной обстановкой.
Создатели фильма «У каждого своя война» с поразительной точностью воссоздали интерьер того времени. Шикарная люстра поражала своим великолепием, создавая иллюзию подлинности.
На другом полюсе киношного характера особое внимание хочется уделить работе юного актера Леонида Бичевина, исполняющего роль Гавроша. Уникальная особенность его игры заключается в природной мимике, позволяющей ему выражать широкий спектр эмоций. В то время как голливудские звезды часто пренебрегают мимикой, Леонид Бичевин, как представитель старой школы актерского мастерства, привносит в свою игру естественность и подлинность.
Проект «У каждого своя война» нельзя отнести к жанру боевика или мелодрамы. Это скорее картина, которая заставляет задуматься о жизни, о судьбе, о человеческих отношениях.
Стоит отметить работу актрисы Екатерины Шпица (Милка). Ранее, в рецензии на фильм «Катя», я высказал мнение, что ей суждено занять видное место в отечественном кинематографе.
В «У каждого своя война» зрителям представлен совершенно другой образ, нежели тот, что мы видели в «Кате». Приятно было видеть, как возмужала актриса! Это уже не подросток с косичками, а зрелая и значимая личность. Однако, вместе с этим, кажется, что ее актерская игра утратила часть своей естественности, той непосредственности, которая жила в ее глазах в «Кате». Работа стала выглядеть грубее.
В целом, "У каждого своя война" - это увлекательное путешествие в прошлое, которое заставляет задуматься о ценности человеческих отношений, о силе духа и о непростой судьбе обычных людей.
## Ода коммунальной жизни: повесть о людях и их войнах
История разворачивается сквозь призму быта коммунальной квартиры – микрокосма советской эпохи, где переплелись судьбы нескольких семей, связанных стенами и общей кухней, ставшей неофициальным центром принятия решений. Именно здесь, в полумраке советской кухни, рождались споры, рождались надежды, и пробивались ростки истины.
Среди жильцов – галерея ярких и противоречивых характеров. Мы видим бывшего блокадника, чьи глаза хранят отпечаток невысказанной боли, Любовь, не сломленную войной женщина, мать двоих сыновей, выстрадавшая свою тяжелую ношу в двойные смены. Рядом – замоскворецкая шпана: юный Робка, очарованный романтикой криминального мира, и его брат, чья дорога пересеклась с тюремными решетками за мелкую кражу. В их мир вплетается одноногий Герой Советского Союза, Степан, работающий охранником, чья служба не исцелила внутренние раны. Добавляется Федор Добронравов в блестящей интерпретации пьяницы, живущего, казалось бы, без надежды на исцеление. Одинокая кассирша с ребенком, отвергнутая обществом из-за своего "торгового" происхождения, замкнулась в себе, сталкиваясь с непониманием и предрассудками. И, наконец, интеллигент, писатель и врач, жаждущий запечатлеть в словах ужасы войны и вынести на суд читателя правдивую историю. Не обошлось и без еврейской семьи: аккордеонист, "великий музыкант", и его жена Нина, чья судьба тоже вплетается в общую канву повествования.
В этот сложный мир коммуналки, как луч света, входит Робертино, сын Любови, чья судьба, по закону жизни, подталкивает его к компании замоскворецких сорвиголов, где его ждет дружба с Гаврошем (Леонид Бичевин). Его брат, чудом избежавший тюрьмы вместе с Робкиным братом (в блестящей интерпретации Игоря Петренко, демонстрирующего новые грани актерского мастерства), добавляет драматизма в эту запутанную историю.
Робку всегда манило миражи бандитской романтики: хазы, малиновые закаты, укромные подворотни. Он грезит о легкой жизни, где деньги льются рекой, а они расходуются на азартные игры и крепкие напитки, прославляемые блатными песнями. Тяжёлый труд и копейки его матери и отчима кажутся ему унизительными.
В этот замкнутый круг приходит новый человек – историк Бухаров, стремящийся направить юные умы на путь истинный. Он ведет робкие беседы на темы культуры и эстетики, делясь мудростью жизни, любви, дружбы и братства. Он не читает нотаций, а учит жить по совести, показывая, что даже "аморальный" человек может быть достоин сострадания, как и «шалава» Мила, которую обожает Робертино.
Мила – это воплощение нерушимой красоты, любви и преданности. Ее женственность и страстная любовь завораживают, заставляя зрителей сопереживать ее трагической судьбе.
Робертино лишен понимания нравственных ориентиров. Он не верит в справедливость, видя, как по доносу несправедливо уводят людей в форме. Он разочарован в любви, наблюдая измену своей возлюбленной. Он не верит коммунистическим лозунгам о свободе, видя, как герой-танкист вынужден заниматься пошивом игрушек, а привилегии достаются только ворам и торговцам. Он утратил веру в понятие "семья", когда его мать поспешила вступить в новый брак, не дождавшись возвращения пропавшего отца. Его мучает вопрос: кого любить, кому доверять, где справедливость? Неужели вся окружающая действительность – лишь фасад, скрывающий предательство и обман?
Главный герой задыхается в жизненных лабиринтах, не зная, кому верить, во что уцепиться. Те, кто борется за свободу и истину, погибают, как Мила. Робертино остается один на один с чувством вины и ненавистью. Другие несут свой крест, свой груз воспоминаний – писатель, Робка. Те, кто не сдается, обречены на гибель. Герои не остаются. Но герои нужны.
В фильме царит атмосфера жизни. Персонажи движутся, говорят, реагируют, не дожидаясь указаний режиссера. Особую выразительность придает детализация: деревянная нога Степана, золотые зубы, шрамы на лицах, даже прическа – все продумано до мелочей.
Невозможно не отметить линию любви Степана и Любочки. Степан, Герой Советского Союза и пьяница, способен понимать ее чувства одним лишь взглядом, навсегда подчинившись ее очарованию. Его мучает эта любовь, он продолжает пить, страдать и надеяться на взаимность. А Любовь живет для своих сыновей, которых она любит безответно. Любовь показана тонко, в полусловах, полудвижениях, без пафоса. Перед нами истинная любовь, такая, какая она есть.
Особо хочется отметить игру Екатерины Стриженовой, которая полностью отдалась роли, создав запоминающийся образ сомнения, странности, нелюдимости, вызывая у зрителя сочувствие и сопереживание.
Блестящую игру продемонстрировал Даниил Спиваковский в роли писателя, уловив манеру Евгения Евстигнеева. Однако, излишняя мистификация в его игре несколько отвлекает. К счастью, на фоне серых тюремных стен, мистификация теряет свою силу, и писатель предстает таким, каким его можно представить.
К сожалению, вставки военных воспоминаний выглядят несколько небрежно, с акцентом на крупные планы.
Тем не менее, название фильма «У каждого своя война» идеально передает его суть, отражая в каждом кадре, сюжетном повороте и каждом герое собственное наполнение. Фильм заставляет задуматься о цене выбора, о сложности человеческих отношений и о неизбежности потерь.
## "У каждого своя война": Хроника выживания в эпоху перемен
События разворачиваются в середине прошлого столетия, в послевоенной России, эпохе, отмеченной контрастами и хрупкостью человеческого существования. Эпоха, когда отзвуки войны еще терзали души, а идеалы братства и равенства соседствовали с суровой реальностью финансового неравенства. Большинство жителей были зажаты в тесных коммунальных квартирах и скромных жилищах, лишь немногие могли позволить себе отдельное пространство. Зиновий Ройзман и Эдуард Володарский, создатели этого сериала, с мастерством воссоздали ту атмосферу гнетущей близости, подчеркнутую обилием бытовых приборов, ставших своеобразными символами того времени, и скромного убранства жилищ. Жизнь в коммуналках, где одновременно ютились пять-шесть семей, была пронизана нехваткой личного пространства, примитивными условиями и приглушенным светом, но, парадоксально, кипела бурлящей энергией и неиссякаемым чувством общности. В этих стесненных пространствах разворачивались удивительные истории, драматические столкновения и нелепые курьезные случаи – именно об этом и повествует сериал.
Хотя повествование могло бы легко скатиться в банальность, ограничившись простым отображением повседневной жизни семей и подрастающего поколения, нельзя не отметить виртуозное владение словом Эдуарда Володарского, чье перо ранее подарило нам пронзительный "Штрафбат". Он наделил персонажей отчетливыми характерами, глубокими мотивациями и сложной внутренней борьбой.
Особое внимание привлекает образ Любы, воплощенный Полиной Кутеповой. Не являясь однозначной центральной героиней, именно ее персонаж служит незыблемым фундаментом повествования. Мы видим перед собой классический образ женщины, израненной жизненными невзгодами, уставшей от бесконечной борьбы за выживание. Военное производство, утрата супруга, неизвестность его судьбы – все это наложило отпечаток на ее душу. Ее старший сын, Игорь Петренко, понес наказание за совершённое преступление, а младший, Роберт, сбился с пути, увлекшись неблагополучной компанией. Люба, несмотря на все тяготы, сохраняет человечность, демонстрируя стойкость и неиссякаемую волю. В ее жизни любовь не стала той сказочной мечтой, которую она могла бы поймать, но она все же присутствует, даря проблески надежды в мире, полном отчаяния.
Судьба новоиспеченного супруга Любы, мастерски сыгранного Александром Моховым, вызывает искреннее сочувствие. Он ощущает себя чужаком в новой семье, не в силах заменить пропавшего мужа, а Роберт, его сын, отчужден от него. Но, несмотря на это, он испытывает к Любе глубокое, невысказанное чувство любви, заставляющее зрителя сопереживать его одиночеству. Закадровая заставка с его печальным образом, постоянные унижения и пренебрежение, с которыми он сталкивается, добавляют его персонажу глубины и трагизма.
Люба, напротив, вызывает не только жалость, но и восхищение. Полина Кутепова блестяще воплотила образ женщины, которая, несмотря на все невзгоды, остается светлой и искренней. В ее образе проглядывает хитрость и находчивость, присущие маленькой мышке, пытающейся выжить в суровом мире. Ее внешность, веснушки и естественность покоряют зрителя, делая ее ключевой фигурой повествования.
Нельзя не отметить и талант Любови Толкалиной, исполнившей роль супруги конструктора, работающего над разработкой ядерного оружия. Ее аристократизм, игривость и изящные завитки придают ее образу неповторимый шарм.
Начинающий актер Леонид Бичевин порадовал своей живостью и искренностью. Зритель должен не только видеть эмоции в глазах актера, но и чувствовать их всем телом, и Леонид в роли Гавроша сумел передать эту гамму чувств с удивительной убедительностью.
"У каждого своя война" – это сериал-мозаика, в котором каждый зритель найдет что-то свое: здесь есть комедийные зарисовки, драматические моменты, исторические детали, создающие атмосферу эпохи. Сериал заставляет задуматься о мыслях и мечтах людей того времени, предлагает прочувствовать их боль и надежды. Проект безупречен в своей профессиональной реализации, и нет сомнений, что Эдуард Володарский вложил в него огромное количество времени, сил и тщательного исследования. Актеры подобраны блестяще, но, как ни странно, ощущается нехватка динамики и экшн-сцен, которые могли бы разбавить атмосферу замкнутых пространств.
Нельзя не упомянуть Екатерину Шпицу, чья игра, исполнение роли Милки, сулит ей большое будущее в российском кинематографе. От роли девочки Кати в сериале "Катя" она совершила дерзкий шаг, превратившись в серьезную, глубокую актрису.
В целом, сериал выполнил свою задачу, став настоящим памятником эпохе. Браво создателям!
Этот кинематографический труд, без сомнения, является редким даром для зрителя, сумевшим почти исчерпывающе воссоздать атмосферу и дух ушедшей эпохи. Особого внимания заслуживает сцена, освещающая трагическое известие о кончине Иосифа Виссарионовича Сталина, – эпизод, раскрывающий тонкие нюансы человеческих реакций, запечатленные в коммунальной квартире. В лицах актеров читается широкий спектр эмоций – от скорби до недоумения, от осознания потери до осторожного ожидания грядущих перемен.
Весь сериал проникнут аутентичностью, словно портал, переносящий зрителя в 1953 год. Декорации, костюмы, реквизит, актерская игра – все эти элементы, сплетенные воедино, создают неповторимую иллюзию реальности. Актеры мастерски воплощают образы, демонстрируя поразительную правдивость и психологическую достоверность. Это не просто игра, а филигранное искусство, позволяющее с головой погрузиться в ту эпоху.
В последнее время я не встречал столь же увлекательного и проникновенного произведения. Стоит отметить, что зачастую обширные комментарии, что можно найти в сети, толкают на размышления о причинах их появления – то ли это банальная скука, то ли желание заполнить пустоту одиночества.
Однако, обобщая сказанное, я хотел бы подчеркнуть лишь одно: именно так жили наши деды и прадеды. Они испытывали искреннюю радость от Победы, ощущая на себе ее огромную цену, оплаченную кровью и лишениями.
Я настоятельно призываю вас разделить этот кинематографический опыт. Позвольте себе блаженство погружения в прошлое, ощутите его дыхание и проникнитесь его духом. Это путешествие, которое непременно оставит неизгладимый след в вашей душе.
Рекомендуем к просмотру