Описание
Рецензии

Сериал Скандальное происшествие в Брикмилле
Актеры:
Юрий Соломин, Эммануил Виторган, Александра Яковлева, Евгений Весник, Александр Вокач, Нелли Корниенко, Борис Клюев, Борис Иванов, Яна Аршавская, Григорий Лямпе
Режисер:
Юрий Соломин
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1980
Добавлено:
сериал полностью из 2
(16.01.2013)
Рейтинг:


В убогом, сонного очарования Брикмилле, затерянном среди холмов и лугов провинциальной Англии, возвышался единственный оплот финансовой стабильности – местный банк. Его неприметным, но безукоризненным управлением заведовал мистер Кэттл, человек, чья жизнь была выверена до мелочей и подчинена строгим, почти ритуальным правилам. Каждый день повторялся с пугающей точностью: сдержанный завтрак, степенная дорога к месту работы, будничные хлопоты в банке, скромный обеденный перерыв, вновь погружение в рабочие будни, и затем уставший, но довольный, возврат домой. Эта монотонная колея казалась незыблемой, вечной, словно гравировка на старинной монете.
Но однажды, в промозглый, дождливый день, когда мистер Кэттл уже почти достиг своего банковского убежища, его внимание приковала витрина игрушечного магазина. Яркие, забавные персонажи, словно вырвавшиеся из детской мечты, заворожили его, ненадолго прервав привычный ритм его шагов.
Миссис Твигг, верная экономка мистера Кэттла, пребывала в состоянии изумления, когда он, с трудом волоча за собой несколько мешков, переступил порог их скромного жилища. Его появление было столь неожиданным, что, казалось, нарушило саму ткань реальности. С видом бунтующего вихря мистер Кэттл огласил громкое заявление, призванное потрясти основы его существования: он больше не намерен растрачивать свои драгоценные часы на исполнение своих служебных обязанностей.
В промозглый, сумрачный ноябрьский день, когда дождевые струи рисовали меланхоличные узоры на окнах, почтенный руководитель крупного банка, спешивший на работу, неожиданно замер, привлеченный непринужденной радостью, исходящей из витрины магазина. Завороженный, он увидел ребенка, беззаботно играющего, и в этот момент, словно вспышка, пронзила осознание: время неумолимо несёт потоком, и вместе с ним утрачена нечто фундаментальное, важное – та внутренняя искра, сделавшая его человеком. Он превратился в существо, подвластное рутине, в серую шестеренку сложного механизма, лишенную истинной души. И вот, в его сердце зародился вопрошающий шёпот: «Ради чего все это?»
Или иллюзия, обманчивая стабильность, общественное признание – разве это высший пирог человеческого бытия? Размышление – вот истинный диалог, который мы должны вести с самим собой. Фильм Юрия Соломина – это проникновенная зарисовка экзистенциального кризиса, коварно подстерегающего тех, кто осмелился загнать себя в рамки усреднённых шаблонов. Игра главного героя – это глоток свежего воздуха, настоящее откровение, безусловно, одно из главных достоинств картины.
Лицемерие, словно цепь, сковывает все души, вращающиеся в бесконечном круговороте бытовых забот. Как же приятно, когда, кажется, все вокруг живут так же, ограниченные неписаными законами, условностями и ритуалами. И сколь же болезненно осознавать, что среди этой пелены серости, порой возникают личности, способные отбросить гнет стыда, нарушить установившийся порядок, взбунтоваться против рутины. Порядок, церемониал, традиции – разве мы не рождены для того, чтобы хранить и передавать из поколения в поколение эти вековые представления о нравственности и жизни? Ведь именно на них зиждется хрупкий фундамент нашего мира.
Что же заставило мистера Кэттла, поглощённого своими мыслями, остановиться, словно оглушенный? Что пробудило его от долгого, непроглядного сна? Искренний, заразительный смех ребенка. Даже в такой мрачной, промозглую погоду, детские сердца излучают внутренний свет, озаряющий все вокруг. А что же у взрослых? Их смех – это сложный, зачастую горький коктейль из иронии, сарказма и насмешливости. Но если человек способен отыскать в глубине своей души ту самую искру, тот самый внутренний ребёнок, он еще жив, не превратился в бездумного представителя рода человеческого. И как же благословенно осознавать, что есть и другие, кто также чувствует присутствие этого внутреннего ребёнка в окружающих. Необходимо подружиться с такими людьми, чтобы вместе, их детские сердца, могли сражаться за дружбу, против серой, безликой толпы.
Этот скромный, лишенный внешней роскоши фильм, удивительным образом обходится без помпезных декораций. И это оправданно, ведь речь идет о внутреннем мире человека, о процессе незаметного, но глубокого саморазвития, происходящего в укромных уголках нашего сознания. Съемки проходили в условиях крайней экономии, практически в пределах одной комнаты, на одной улице тихого прибалтийского городка. Но атмосфера чопорной, сдержанной английской традиции передана с удивительной точностью.
Актерский состав – это настоящий парад звёзд! Корниенко, Яковлева, Витроган, Клюев, Вестник, Иванов – легенды отечественного кинематографа.
Звёзды советской эпохи, среди которых сложно выделить кого-то особого. Но, безусловно, Соломин, в главной роли, возвышается над остальными, и это вполне закономерно, ведь в этом кроется глубокий философский смысл. Его герой, как и он сам, внезапно преодолел грань, разделившую его от остальной массы людей, покорно бредущих к неизбежному концу.
Позитивное, обнадеживающее окончание картины дарит настоящее удовольствие. Зритель глубоко сопереживает главному герою, ему совершенно нежелательно увидеть трагический финал. Любовь, расцветшая в душе добропорядочного банкира, вызывает искреннее сочувствие, соучастие. Мечта – это то, ради чего стоит жить, стремление к которой способно наполнить жизнь новым смыслом. Поздно – это всегда лучше, чем никогда.
Смею признаться, что рецензия, содержащая пренебрежительные намёки на творчество Нелли Корниенко, задела меня до глубины души. Поспешу развеять сомнения, выразив своё восхищение исполнительницей роли Делии Мун, чья игра, на мой взгляд, обладает неоспоримым очарованием. Впервые столкнувшись с этим кинематографическим шедевром, три десятилетия назад, я безоговорочно влюбилась в этот образ, в эту сложную и притягательную героиню. Пересматривая "Скандальное происшествие в Брикмилле" спустя десятилетие, я убедилась, что первое впечатление не обмануло меня – очарование осталось прежним. Именно тогда я открыла для себя, что Нелли Корниенко, несмотря на относительно скромную фильмографию, проделала внушительный творческий путь на театральной сцене, являясь ведущей актрисой труппы Малого театра – это поистине значимое обстоятельство. С тех пор фильм прочно занял почетное место в моей киноколлекции.
В роли Делии Мун невозможно представить себе более подходящую исполнительницу. Это не просто мое субъективное мнение, а констатация факта, подкреплённая оценкой признанного кинокритика. В известном журнале отмечалось, что игра миссис Мун оказала трансформационное воздействие на судьбу мистера Кэттла – влиятельного чиновника, представителя консервативного общества. Под воздействием неожиданного, внезапно открывшегося в нём жизнелюбия и наивной непосредственности, он столкнулся с острой социальной реакцией, с настороженным осуждением. И если бы не сдержанная, на первый взгляд, чопорность миссис Мун, неизвестно, чем бы закончилась эта драматичная история для мистера Кэттла. Возможно, он вернулся бы к своей привычной, безрадостной рутине, если бы не встреча с этой, казалось бы, благопристойной женщиной.
Особого внимания заслуживает первая сцена появления Нелли Корниенко: фигура, облачённая в строгий костюм, подчеркнутая массивными очками – посетительница мистера Кэттла мгновенно выделяется из общей массы персонажей. За этим нарочитой непроницаемостью скрывается внутренняя глубина, какую и сумел разглядеть мистер Кеттл, проницательно оценив, что за внешней маской скрывается нечто большее.
И зритель тоже чувствует, что за фасадом тщательно выстроенного образа скрывается искренняя, подлинная жизнь. Преображение героини становится закономерным и логичным продолжением, предвосхищаемым с первых кадров.
Актриса сознательно акцентирует внимание на своей роли, выделяя ее среди обыденности окружающих, тем самым, подчеркивая неразрывную духовную связь между ее героиней и мистером Кэттлом.
Несравненная притягательность внутреннего достоинства, столь ярко воплощенная в образе миссис Мун, является проявлением непревзойденного актерского мастерства Нелли Корниенко. Её естественность и благородство позволяют ей избегать фальшивых приёмов, общаться со зрителем с искренней уверенностью, без намека на кокетство, что и создает атмосферу неподдельного величия.
Поэтому я испытываю искреннее недоумение по поводу резкого отзыва госпожи Аленкиной, столь неоправданно пренебрежительно отнесенного к таланту прекрасной актрисы. Рекомендую ей ознакомиться с другими работами, такими как роли в телеспектаклях "День рождения Терезы", "Заговор Фиеско в Генуе", "На бойком месте", "Средство Макропулоса", "Так и будет" – возможно, тогда она сможет по достоинству оценить неоценимый талант Нелли Корниенко.
Дебют Юрия Соломина в кресле режиссера, воплощенный в картине "Скандальное происшествие в Брикмилле", послужил поводом для обстоятельного анализа, требующего более широкого взгляда, чем просто поверхностное впечатление. В кинематографической истории нередки попытки актеров вкусить плоды режиссерского мастерства, и, конечно, немало режиссеров, успешно совмещающих этот вид деятельности с актерской игрой. Однако, как правило, какая-то одна сторона личности преобладает, формируя иерархию талантов. Лишь истинный гений, облаченный в дар сверхчеловеческой универсальности, способен гармонично существовать на стыке этих двух, казалось бы, несовместимых ролей.
Речь идет не о мимолетных эпизодических появлениях режиссеров на экране, а о феномене, когда исполнитель ведущей роли одновременно и являлся полноправным творцом художественного замысла – такого рода привилегии в истории кино были дарованы лишь двум титанам: Орсону Уэллсу и Чарльзу Чаплину.
Следовательно, в случае с Юрием Соломиным, природа щедро одарила его исключительным актерским дарованием, тогда как режиссерская работа оказалась для него задачей куда более сложной. По этой причине, фильм, к сожалению, не удостоился трансляции на телевидении, что вызывает определенную досаду. Ведь актерский ансамбль, включая самого Соломина, Эммануила Витрогана, Александру Яковлеву и Евгения Вестника, демонстрирует поистине блистательную игру.
Соломин органично вписывается в созданную атмосферу, даже проявляет своеобразный изысканный шарм – и это, подчеркиваю, не как режиссер, а как блестящий актер. На его фоне Нелли Корниенко, увы, кажется бледной тенью. Игра Соломина захватывает и восхищает, не подвергаясь гнету давящей славы. Зритель совершенно забывает о его знаменитых ролях, погружаясь в образ мистера Кетла. В этой работе Соломин предстает перед нами в совершенно новом, очаровательном свете. И многие недостатки режиссуры, отступают на второй план, теряя свою значимость.
Странности же, вроде внезапно появившегося ослепительного солнца, нарушающего мрачную панораму дождливого ноябрьского дня, или правостороннее движение в добропорядочной Англии – не иначе как результат кардинальной реформы дорожного законодательства? – вызывают лишь удивление. Однако, если взглянуть на эти нестыковки под другим углом, они кажутся незначительными по сравнению с той волшебной атмосферой, которую создают актеры своей игрой.
Возможно, это покажется наивным, но я искренне благодарна человеку, который посоветовал мне посмотреть эту картину. Это поистине уникальная кинолента, сочетающая в себе как очевидные достоинства, так и некоторые недочеты – на мой взгляд, неудачный выбор актрисы на роль миссис Мун и ограниченность визуальных средств. Однако, вне сомнения, этот фильм заслуживает гораздо большего внимания, чем он получает от публики.
Ценители кинематографа получат огромное удовольствие от просмотра этого двухсерийного фильма, после которого у каждого пробудятся серьезные, возвышенные размышления о жизненных целях, о мечтах и их воплощении, и о неожиданно открывающихся возможностях. Этот фильм – не просто развлечение, а катализатор для глубоких философских размышлений.
Рекомендуем к просмотру