Описание
Рецензии

Сериал Следователь Тихонов
Актеры:
Михаил Ефремов, Сергей Шакуров, Юрий Ицков, Светлана Иванова, Евгений Харланов, Виктория Толстоганова, Аглая Тарасова, Фёдор Бондарчук, Максим Матвеев, Мария Миронова
Режисер:
Сергей Снежкин, Эдуард Оганесян
Жанр:
детективы, криминальные, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2016
Добавлено:
20 серия из 20
(21.04.2016)
Рейтинг:

В звенящей тишине московского уголовного розыска, среди лабиринтов бумаг и отчетов, вершится работа Станислава Тихонова – человека, чье имя давно стало синонимом исключительной проницательности и неутолимой жажды справедливости. Тихонов – не просто оперативник, а настоящий стратег, чья репутация, заслужившая уважение коллег, предвещает успешное завершение даже самых запутанных расследований.
Его команда, подобно тщательно отлаженному механизму, разворачивает сложнейшие дела, погребенные под многолетним слоем времени – преступления, что произошли еще в далеких семидесятых годах. Этот период истории, казалось бы, давно минувший, таит в себе темные секреты, и именно Тихонов и его люди извлекают их на свет, словно археологи, откапывающие древние артефакты.
Список его побед внушает трепет: возвращение бесценной скрипки Страдивари, похищенной много лет назад, разгадка тайны исчезновения уникального метапроптизола, обнаружение и пресечение незаконного вывоза ордена Святого Александра Невского – эти эпизоды криминальной летописи, раскрытые благодаря его мастерству, говорят сами за себя.
Проблема заключается в извилистой природе этих преступлений. Искусные злодеи искусно скрывают свои следы, мастерски прячась под личиной законопослушных граждан. Они могут появляться на горизонте в роли, казалось бы, невинных свидетелей или даже жертв, плетя паутину лжи и обмана. В этих обстоятельствах, команда Тихонова должна обладать повышенной бдительностью, постоянно держать свое внимание наготове, чтобы не упустить ни единой детали, ни единого намека, способного раскрыть правду. Удача сопутствует лишь тем, кто непрерывно ищет, кто не упускает мелочей, кто умеет видеть сквозь маску обмана.
Внимание к этому телепроекту, судя по рецензиям, оказалось крайне предвзятым и критичным. После личного просмотра, не смогла удержаться от желания внести свою точку зрения, сформированную положительными впечатлениями. Признаюсь, просмотр отечественного кинематографа – нечастое удовольствие для меня, всегда сопровождается долей скептицизма и опасений относительно качества новой киноленты, рожденной на российской земле. Однако «Следователь Тихонов» пошатнул мою привычную позицию, преподнеся неожиданный и весьма приятный сюрприз.
Особую благодарность хочется выразить за блистательную актерскую игру, пронизывающую мелодичную музыкальную партитуру и, без преувеличения, восхитительные диалоги, которыми обменяются герои. Я бы не задумываясь, оценила это произведение искусства высшим баллам, как абсолютное попадание в цель.
Нелишним будет отметить, что этот телесериал является своеобразным переосмыслением, рефреш классического фильма, созданного в восьмидесятые годы под названием «Визит к Минотавру», где роль Тихонова воплотил Сергей Шакуров. В современной интерпретации, главенствующего следователя искусно изображает Михаил Ефремов. Его воплощение этой роли кажется мне поистине выдающимся, и я бы даже охарактеризовала его как одну из лучших работ этого талантливого актера. Весь актерский ансамбль, без исключения, демонстрирует высокий профессионализм и успешно справляется с поставленными задачами.
Фундаментом повествования послужили произведения дуэта братьев Вайнеров, что привносит в сериал неповторимый колорит и динамику. За несколько серий главный герой всецело погружается в расследование очередного детективного дела, позволяя зрителю прочувствовать все нюансы и тонкости происходящего.
Что же стало причиной моего удивления? Прежде всего, это внимательное и деликатное отношение авторов к деталям, особенно учитывая, что действие разворачивается в конце 1970-х годов, непосредственно перед грандиозной Московской Олимпиадой. Именно эта историческая эпоха, воссозданная с любовью и уважением, придает сериалу особый шарм.
Многие аспекты этого проекта оставили у меня исключительно положительные эмоции, и я искренне не понимаю тех, кто позволил себе столь необоснованно критически отнестись к происходящему на экране. Сериал лишен той самой «чернухи», что стала настолько избитым клише в современных детективных историях.
В заключение могу сказать, что просмотр этого сериала приносит мне искреннее удовлетворение, и я от всей души желаю и вам испытать подобные же положительные эмоции и впечатления.
Новое детище кинематографа, без сомнения, обладает своеобразным очарованием, хотя и не претендует на звание шедевра. Проект не стоит сравнивать с такими знаковыми работами отечественного кино прошлых лет – "Визит Минотавра", "Лекарство от страха", "Гонки по вертикали" – поскольку подобное сопоставление неизбежно обернется несправедливым поражением. Вместо этого, попросту позвольте себе насладиться им как своеобразным, забавным капризом на почве творчества Вайнеров, подмечая, с какой изобретательностью авторы перекомпоновали персонажей и сюжетные линии, словно виртуозный карточный фокусник.
В звездном созвездии проекта сияют такие именитые актеры, как Ефремов, Шакуров и Ицков, демонстрируя вершину классической русской актерской школы, ныне практически исчезнувшей из современного кинематографического ландшафта. Бондарчук, появившись в эпизодической роли, несомненно, привносит в повествование искру таланта и авторитета. Однако, не избежать ощущения, что юному поколению актеров не хватает глубины и проникновения – их игра напоминает скорее декламацию текста, чем живое, эмоциональное перевоплощение. Дух Константина Станиславского, кажется, беспокойно кружится в загробном мире, созерцая поверхностность современного актерского подхода.
В целом, возникает стойкое впечатление, что ни сценаристы, ни режиссеры не имеют четкого представления о духе эпохи, о жизни в Советском Союзе 1979 года. Это не просто пробелы в знаниях, а ощущение полной отстраненности от той реальности, словно они никогда не общались с родителями, хранящими воспоминания о тех временах. Видны вопиющие несоответствия в костюмах, декорациях и реквизите. Представьте себе, даже начинающий сотрудник милиции, лейтенант, да и просто женщина в погонах, не имела бы возможности находиться на службе в столь экстравагантном наряде, украшенном блузочкой и бусами.
Что касается актрисы Лавровой… она, безусловно, декоративна, словно изящный предмет мебели. Ее игра, к сожалению, соответствует этой "мебельной" характеристике. Кажется, что ее выбрали исключительно для создания определенного визуального эффекта – чтобы на фоне плеяды признанных мастеров она вызывала непроизвольное чувство умиления, подслащивая общий колорит проекта. Эта искусственность, пожалуй, является самым ощутимым недостатком всего предприятия.
Несмотря на искреннюю симпатию и глубочайшее почтение, испытываемые мной к талантливейшим актерам, Михаилу Ефремову и Алексею Гуськову, не могу уклониться от откровенного признания: картина "Следователь Тихонов" представляется, к сожалению, крайне бледной и неубедительной имитацией шедевра "Визит к Минотавру", созданного в конце восьмидесятых.
Разрыв во времени, почти три десятилетия, не оправдывает столь колоссальную разницу в мастерстве постановки. Режиссерское видение "Следователя Тихонова" явно уступает филигранной работе, проявленной в "Визите к Минотавру". Там каждый образ был воплощен с поразительной точностью и глубиной: блистательный Сергей Шакуров, пленительная Анна Каменкова, неподражаемый Валентин Гафт, легендарный Лев Борисов – каждый из них создал запоминающиеся, многогранные характеры.
В "Визите к Минотавру" зрителя захватывало напряжение, вызывая неподдельный интерес к разворачивающемуся повествованию. Характеры героев открывались постепенно, слой за слоем, окутанные завесой интриги, заставляющей гадать о дальнейших событиях. Глубоко огорчает, что спустя тридцать лет, решили предпринять столь рискованную попытку переосмыслить столь превосходный фильм. И, разумеется, это лишь моя скромная, но искренняя оценка, сформировавшаяся на основе личного восприятия и пристального анализа обеих картин. Невозможно игнорировать тот факт, что попытка воскресить столь знаковый образ лишь подчеркивает тщетность и, возможно, даже вредит наследию оригинального произведения.
Позвольте мне предложить переосмысление представленного текста, стремясь к большей оригинальности, развернутости и изысканности словарного запаса.
Просмотр этой постановки, несомненно, вызвал противоречивые чувства. Называя ее "напалмом" – возможно, чрезмерно резкая характеристика – я имею в виду, что это далеко не филигранная работа, не достойная пера Вайнера. Это, несомненно, авторская переработка, пропитанная индивидуальным почерком режиссера. Однако, несмотря на некоторую небрежность и отход от первоисточника, в некоторых моментах наблюдается искрометный юмор, вызывающий, признаться, невообразимый хохот и слезы.
Особое внимание привлекла трактовка образа Бондарчука – его "патлатый" вид, неожиданный и при этом безумно комичный, стал настоящим откровением. Что касается Гармаша, то его игра, безусловно, выглядит переигранной, если сравнивать ее с каноническим образом Ефремова. Мне сложно согласиться с подобным прочтением, поскольку на мой взгляд, это вполне соответствовало бы духу, если бы постановка была задуманной в рамках радикальной интерпретации Вайнеровских персонажей.
И позвольте внести небольшую поправку: если вы ожидаете, что матерый опер, чей возраст перешагнул сорокалетний рубеж, выглядел иначе, то вы глубоко ошибаетесь. Это, без сомнения, попадание в цель, а воссоздание его личного пространства, его быта – убедительно правдоподобно.
В целом, этот сериал вполне пригоден для восприятия теми, кто не знаком с первоисточниками Вайнера и не видел предыдущие экранизации. С интерпретацией персонажа Шарапова, однако, я не согласен, мне кажется, здесь произошел заметный перегиб. При этом, несомненным достоинством стало обилие юмора, который, к счастью, смог развеять некоторые опасения и подарить искренние моменты радости. Это, пожалуй, самое ценное, что можно выделить в данной постановке.
Рекомендуем к просмотру