Описание
Рецензии

Сериал София
Актеры:
Евгений Цыганов, Мария Андреева, Александр Балуев, Надежда Маркина, Петр Зайченко, Борис Невзоров, София Никитчук, Сергей Пускепалис, Илья Ильиных, Николай Козак
Режисер:
Алексей Андрианов
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2016
Добавлено:
7-8 серия из 8
(01.12.2016)
Рейтинг:


Представляем вашему вниманию беспрецедентный исторический проект, повествующий о жизни и эпохе Древней и средневековой Руси сквозь призму восприятия и личных записей Софии Палеолог – фигуры, чье имя навсегда вписано в анналы мировой историографии. Эта выдающаяся женщина, безусловно, известна как наследница византийского императорского наследия, но ее судьба претерпела головокружительный поворот, связав ее жизнь с судьбой русского государства. Она стала супругой великого князя Ивана III, а впоследствии – праматерь Ивана IV, прозванного Грозным.
Проект полностью погружен в аутентичный контекст, опираясь исключительно на сохранившиеся рукописи, принадлежащие кисти Софии Палеолог. Каждая серия тщательно адаптирована для современного зрителя, при этом не утрачивая глубины и достоверности первоисточника. Мы стремились не просто рассказать историю, но и воссоздать ее ощущение. Для этого были использованы передовые технологии графического дизайна и завораживающая анимация, призванные увлечь зрителя в вихрь эпохи, помочь ощутить дух времени и прочувствовать неповторимую атмосферу российского средневековья, с его величественными соборами, оживленными ярмарками и терзающими политическими интригами. Мы надеемся, что этот уникальный формат позволит по-новому взглянуть на знакомые события и открыть для себя новые грани русской истории.
## Очередной промах в зеркале истории: размышления о сериале "София"
С горечью признаюсь, что данный проект, казавшийся перспективным на этапе анонса, обернулся разочарованием. Изначальный замысел, безусловно, заслуживал внимания, однако, судя по всему, авторы не смогли реализовать его в должной мере. Вместо ожидаемого эпического полотна, достойного великой эпохи, мы получили неровный, порой сумбурный, а порой и вовсе надуманный рассказ.
Явная небрежность в отношении первоисточников, свобода трактовки исторических событий, выходящая за рамки разумного, – все это наносит ощутимый урон целостности повествования. Главная героиня, вопреки ожиданиям, существенно отличается от тех черт и характеристик, что приписывались ей в исторических источниках. Использование, несомненно, современной иконографии для ее визуализации лишь подчеркивает этот диссонанс. Вместо того, чтобы воздать должное величие и значимость исторического деятеля, создатели, увы, позволили проекту скатиться в плоскость приземленной, зачастую неправдоподобной драмы.
Критикам, без сомнения, есть что сказать о сюжетных линиях, лишенных глубины и оригинальности, о персонажах, лишенных той выразительности, что присуща реальным историческим личностям. Отечественное сериалопроизводство, вне всякого сомнения, переживает непростой период: даже те жанры, что ранее дарили нам настоящие шедевры, сегодня порождают лишь слабые, невыразительные проекты. Воспоминания о временах, когда на экранах блистали картины, повествующие о подвигах Петра Первого, о сталинских реформах, о событиях эпохи Ленина, по-прежнему греют душу. В то время история оживала на экране, воодушевляя и вдохновляя.
Повествование, разворачивающееся в эпоху правления Ивана III, само по себе представляется чрезвычайно привлекательным. Однако, вместо того, чтобы раскрыть масштаб личности Великого Князя, авторы сценария, увы, позволили себе вольности в изображении исторических событий, что породило ряд нестыковок и неточностей. Зачастую, сюжетные линии и характеры героев не находят отражения в исторических документах и биографиях. Возникает ощущение, что создатели ориентировались скорее на вкусы неподготовленной аудитории, нежели на историческую достоверность.
Особого внимания заслуживает сюжет, посвященный Софии Волошанке. Вокруг ее судьбы, столь важной для понимания эпохи, создатели выстроили лишь контур, лишенный глубины и драматизма. Ощущение, будто личный портрет, созданный с недостаточным мастерством, не передает всей полноты и значимости изображаемого.
К визуальной составляющей картины следует отнести с некоторой осторожностью. Костюмы, безусловно, выполнены на высоком уровне и способствуют созданию атмосферы эпохи. Декорации, впрочем, не отличаются выдающимся качеством и, к сожалению, не всегда соответствуют масштабу повествования. Изображение Московского Кремля, представленное лишь с одного ракурса, не даёт возможности окунуться в величие архитектурного ансамбля. Впрочем, бюджет, судя по всему, не позволил создать более масштабные декорации.
Что касается актерской игры, то, несмотря на старания исполнителей, образы, созданные ими, не всегда соответствуют характеру исторических личностей. Зритель, знакомый с историческими сведениями, не может не заметить несоответствия между изображением на экране и реальным обликом деятелей той эпохи. Не стоит ожидать от актеров точной имитации, но, по крайней мере, хотелось бы видеть больше сходства с прототипами. Стоит отметить положительную игру отдельных актеров, например, Валентина Невзорова, Анны Михайловны Маркиной, Александра Козака, Романа Зайченко, Игоря Сехона, Людмилы Байрашевской, Николая Цыганова. Однако, в целом, актерский ансамбль оставляет желать лучшего.
По сравнению с такими знаковыми произведениями, как "Юность Петра" и "Андрей Рублев", сериал "София" выглядит бледной тенью. Безусловно, проект заслуживает внимания, но его серьезные недостатки не позволяют поставить его в один ряд с вышеупомянутыми шедеврами.
Оценка "Софии" - 5 из 10. Более высокая оценка была бы несправедлива. Приятного просмотра, уважаемые зрители. Надеюсь, будущее отечественное сериалопроизводство будет более внимательным к исторической достоверности и сможет подарить нам новые, достойные внимания проекты.
Порой, время утекает сквозь пальцы, и кажется, что часы отсчитывают минуты неспешной, ничем не заполненной ленью. Я редко позволяю себе подобную роскошь праздности, ведь каждый момент ценен и должен быть посвящен созиданию, познанию или хотя бы приносящему удовлетворение занятию. Просмотр телепередач всегда воспринимался мной как пустая трата драгоценных часов, отнимающих силы и не дающих ничего взамен. Однако, случаются и те дни, когда время словно замирает, и вокруг не видно ни единой возможности для полезного дела. Именно в один из таких моментов, стремясь к заслуженному отдыху после выполнения всех домашних обязанностей в выходной день, я наткнулась на давно знакомый сайт, "Сезонвар". Изначально я посещала его больше для того, чтобы отслеживать дискуссии и читать рецензии на различные сериальные проекты, поскольку среди них нередко можно найти по-настоящему содержательные и проницательные мнения.
Перед глазами возникла дилемма выбора: что же посмотреть? Ассортимент, как оказалось, не так уж и велик. Мое предпочтение, как обычно, склоняется к историческим сюжетам, ведь я испытываю глубокий интерес к прошлому. Зарубежные исторические проекты, однако, не всегда привлекают мое внимание, поэтому я отложила предложения от канала History и обратилась к российским аналогам. "Юность Петра" уже была означена на экране телевизора, поэтому мое внимание привлек сериал, посвященный жизни Софьи. Я надеялась увидеть что угодно, но в итоге мой взгляд упал на повествование о правлении Ивана III, великого князя, освободившего Русь от ига татаро-монгольского владычества и объединившего разрозненные земли.
Отношение создателей к отечественной истории оказалось неоднозначным. Порой проект кажется карикатурным, ведь некоторые исторические детали либо намеренно опущены, либо вставлены без всякой необходимости, а другие, не имеющие достаточных оснований, выставлены на всеобщее обозрение. Тем не менее, невозможно не отметить потрясающую атмосферу и неповторимый колорит, пронизывающие все происходящее на экране. Это действительно производит глубочайшее впечатление. Съемки выполнены безупречно, картинка радует глаз, заставляя восхищаться, а правдоподобные локации убеждают в подлинности эпохи пятнадцатого века.
Сюжетная линия также прописана достаточно интересно, хотя критики часто отмечают неточности в диалогах, утверждая, что люди того времени не могли разговаривать так, как изображено в сериале. Возможно, это и так, но не стоит забывать, что перед нами адаптация для современного зрителя. Если бы речь шла на древнем языке Руси, то большая часть диалогов осталась бы непонятной.
Нельзя не отметить и качество актерского состава. Большинство актеров проявили себя с лучшей стороны. Андреева излучает нежность, Маркина воплотила образ приятной женщины, а Невзоров и Цыганов, безусловно, являются лидерами мужского ансамбля. Остальные актеры также сыграли неплохо, хотя и не произвели столь же сильного впечатления.
Заметил, что некоторые персонажи на протяжении всего сериала сохраняли бесстрастное выражение лица, словно никогда не испытывали эмоций. Это было заметно, но не вызывало особенного беспокойства. Ведь не всегда актерам удается играть идеально, правда ли?
Безусловно, история того времени представлена весьма неплохо, не столько с точки зрения исторической достоверности, сколько с точки зрения драматургии и проработки характеров. Главный герой вызывает глубокое сочувствие. В его образе нет ни величия, ни зазнайства, ни черт, отталкивающих при первом же взгляде. Гордыня кажется абсолютно чуждой ему.
Было удивительно наблюдать, как княжич скрывает свою истинную сущность, но вскоре становится очевидным, что его истинное лицо пред нами. Светлый, справедливый и по-настоящему добрый человек. Отметим и мудрость княгини. Не зря она говорит, что пить днем - это не по-русски, ведь в исторических сериалах наши персонажи упиваются сладостями с самого утра!
Переходя к отрицательным сторонам, стоит отметить, что, несмотря на хорошую игру большинства актеров, некоторые выступления вызывали откровенное недоумение. София Никитчук, Мисс Россия 2015 года, не может похвастаться актерским мастерством. Она, по сути, лишь светит своим личиком перед камерой, но не играет. Как ключевой персонаж она вызывает разочарование. Если бы ее образ был второстепенным, то ее отсутствие не произвело бы столь большого впечатления. Сюжетная линия, к сожалению, оставляет желать лучшего. Начало многообещающее, но в итоге проект скатывается в банальность и предсказуемость. Становится очевидным дефицит творческих идей у авторов. Некоторые сцены чрезмерно затянуты, а другие, совершенно излишние, вставлены без какой-либо необходимости. По всей видимости, авторы пытались искусственно растянуть повествование. В конечном итоге, это превратилось в пошло-мелодраматический сюжет, который вызывает лишь скуку.
Нельзя не отметить и логические несостыковки, которые регулярно возникают в сериале. Бессвязные события никак не связаны друг с другом, что делает их совершенно бессмысленными. Действия персонажей часто лишены логики и здравого смысла. Выводы, к которым приходят герои, зачастую глупы и бесполезны.
Особого разочарования достойны финальные эпизоды, которые мгновенно теряют качество. Очевидно, что закончился бюджет. Съемки выполнены на низком уровне, сюжетная линия слабая, а декорации выглядят дешево и безвкусно. Очень хочется, чтобы было продолжение того, что было показано в самом начале. Хочется увидеть ту же атмосферу, тот же сценарий, но, увы, ничего интересного. Изначально сериал пленил своей оригинальностью, но со временем стало очевидно, что проект скатывается в пучину скуки и однообразия.
Если вы спросите меня, стоит ли начинать просмотр, я отвечу: скорее всего, вы досмотрите его. Ведь бросить можно только перед финалом, когда начинается та самая "неисторическая мелодрама". Много выдумок, много фантазий, много субъективных интерпретаций, но мало истинного содержания. Жаль, ведь я представляла себе этот проект как нечто гораздо более интересное и перспективное, чем он оказался. Я бы с удовольствием пересмотрела "Юность Петра", но эта история принадлежит другому сериалу. Если вы все же решились на просмотр, делайте собственные выводы. Для меня этот проект остается слабым как с исторической, так и с мелодраматической точки зрения.
В эпоху экранизаций, когда кинематографическое искусство все чаще обращается к страницам прошлого, не удивительно, что деятели истории обретают новые лица на съемочных площадках. Петр Великий, Екатерина Вторая, Николай Второй, Ленин и Сталин – эти фигуры уже прочно закрепились в фильмах и сериалах, однако историческая панорама куда обширнее, и многие выдающиеся личности остаются в тени.
В частности, Иван III, Великий Князь Московский, часто остается в тени своего внука, Ивана Грозного, несмотря на то, что его вклад в становление Русского государства, пожалуй, не менее значителен, а возможно, и превосходит заслуги последнего. Ведь именно Иван III, наряду с Екатериной и Петром, заслуженно носит титул "Великий", объединивший разрозненные земли, обративший назад монгольское иго и заложивший прочные основы для будущей империи.
Проект, посвященный его правлению, безусловно, обладает оригинальным потенциалом. Художники проделали заметную работу над воссозданием костюмов, придав драме убедительности и реализма. Однако, к сожалению, декорации не отличаются особой тщательностью и детальностью, хотя и не производят гнетущего впечатления. Недостаточно живописно выглядит и Московский Кремль, представленный лишь с одного ракурса. Локации, демонстрирующие иностранные города, такие как Сарай и Рим, выполнены более достойно и представляют интерес.
Значительное внимание уделено внешней политике главного героя, динамике взаимоотношений между Русью и Римской курией, между Русью и Золотой Ордой, а также между Русью и Великим княжеством Литовским. Каждая из этих международных интриг по-своему увлекательна.
Тем не менее, проект не лишен существенных недостатков. Авторы допустили вольность в интерпретации исторических фактов, внося в сюжетные линии сомнительные, вымышленные элементы, не имеющие под собой реальной исторической основы. Вероятно, это сделано в целях развлечения неподготовленной публики, однако подобный подход искажает историческую правду. Неровности повествования ощущаются практически сразу.
К сожалению, подобная тенденция свойственна многим историческим драмам, каждая из которых стремится к самобытности, но часто жертвует достоверностью. На мой взгляд, это не только некорректно, но и эгоистично – навязывать зрителям свою, субъективную трактовку прошлого. Особенно позорно выглядит сценарная линия, посвященная Софье и итальянцам – она выглядит надуманной, вырванной из контекста эпохи.
Актерская игра, прямо скажем, не отличается особой выразительностью, что, вероятно, объясняется ограниченностью бюджета. Самым сильным моментом постановки, несомненно, является сцена стояния на реке Угре – она выполнена в впечатляющем масштабе, однако показана слишком скомкано и поверхностно.
В целом, стоит отметить, что исполнители, хотя и стараются соответствовать своим ролям, все же не передают истинный дух своих персонажей. Жители того времени были иными, о чем свидетельствуют исторические хроники и биографические материалы. Конечно, не требуется, чтобы актеры копировали манеру речи и поведение людей прошлого, но ограничиться использованием устаревшей лексики недостаточно. Нужен аутентичный стиль, соответствующий той эпохе, ведь это не будни современного управленца, знаете ли.
В результате мы получаем не самую убедительную сюжетную линию, не самую яркую актерскую игру и, на мой взгляд, слабо проработанную мелодраматическую составляющую. И, что наиболее важно, проект оставляет желать лучшего с точки зрения исторической достоверности. Моя оценка – 4 балла из 10.
Сюжетный замысел этого многосерийного произведения вызвал у меня глубокое восхищение. Режиссура отточена до совершенства, создавая неповторимую атмосферу, а исполнители ролей продемонстрировали великолепное актерское мастерство, заставляя сопереживать их персонажам.
Особенно трогательным оказался образ Софии, или, как её называют в повествовании, Зои. Эта юная особа, словно птица, вырванная из гнезда в далеких, экзотических краях, прибыла в незнакомый мир, вероятно, ожидая, что её встретят с церемониями и приветствиями на родном итальянском языке. Едва ли можно усомниться в том, что освоение русского языка станет для нее серьезнейшим испытанием. Зоя, демонстрируя застенчивость и готовность принять уготованную ей участь, покоряет своей наивностью и трогательной невинностью.
Однако, изображение бояр казалось мне несколько преувеличенным и не вполне соответствовало историческому контексту. Создатели фильма, на мой взгляд, допустили некую погрешность в изображении их нравов и характера. Трудно представить себе, что юная принцесса могла выдержать столь длительное путешествие, длившееся целых семь месяцев. Это, несомненно, потребовало от нее нечеловеческой выдержки и стойкости.
Действия Папы Римского представляются крайне расчетливыми, ведь он стремился к тому, чтобы Русь приняла католическую веру, однако, к счастью, этому не суждено было произойти.
Запомнилась необычная сцена, где Зоя совершает омовение в своей одежде. В голове возникают вопросы: сколько же нечистот она смогла смыть, окунувшись в теплую воду? Я всегда считала итальянцев образцом чистоты и порядка, но теперь, кажется, моё мнение подверглось пересмотру. Возникает ощущение, что именно на русской земле существовали те самые бани и мыло, столь необходимые для очищения тела и души. Неужели до этого момента мир лишился возможности искупаться в благодатной воде и освободиться от бремени повседневной жизни?
Этот многосерийный проект оставил после себя весьма благоприятное впечатление, продемонстрировав поистине изящную режиссуру и безупречную игру актерского состава. Взгляд невольно притягивают приятные лица исполнителей, безукоризненно передающих характеры своих персонажей.
Особенно тронула образ Софии, или, как ее зовут в повествовании, Зои – юной, девственной душой, прибывшей из глубин далекого, родного края. В ее наивных глазах, вероятно, теплилась надежда на волшебное преображение, на то, что на русской земле ее встретит не кто иной, как сам государь, изъясняющийся на ее родном итальянском. Неизбежно возникают сомнения относительно скорости ее адаптации к новому языковому окружению. Несмотря на кажущуюся нелепость ситуации, София излучает покорность и готовность с достоинством принять вызов, который ей уготовано.
Впрочем, я не могу не отметить, что персонажи Бояр, на мой взгляд, показались несколько излишне грубыми и необузданными. Полагаю, создатели фильма допустили некую неточность в передаче их настоящего облика.
Невозможно представить, чтобы особа столь высокого происхождения, как Зоя, могла вынести столь длительное путешествие – семь месяцев в пути! Это поистине колоссальное испытание для принцессы, требующее несравнимой выносливости и душевной стойкости.
Фигура Папы Римского предстает в проекте коварным стратегом, тайком плетущим интриги, с целью обратить Русь в ряды католической веры. Однако, к счастью, эти планы не суждено реализовать.
Особенное очарование вызвала сцена, где Зоя совершает омовение, оставаясь в своей одежде. Заставляет задуматься: сколько именно нечистот и забот смогла она смыть, изрядно повалявшись в теплой воде? Мои представления об итальянской педантичности и чистоплотности подверглись пересмотру. Теперь я склонна думать, что именно на Руси открыли для себя радость купания в банях и изобрели ароматное мыло, даровавшее чистоту и умиротворение.
Рекомендуем к просмотру