- Стандартный
- Субтитры VP
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Сорйонен 1 сезон / Sorjonen 1 season
Bordertown
Актеры:
Ville Virtanen, Matleena Kuusniemi, Anu Sinisalo
Режисер:
Miikko Oikkonen
Жанр:
детективы, драмы, криминальные
Страна:
Финляндия, Франция
Вышел:
2016
Рейтинг:


Оставив позади суету и напряженность финской столицы, движимый стремлением к умиротворенной жизни и жаждой сближения с близкими, опытный и уважаемый следователь Кари Сорйонен находит пристанище в идиллическом, малолюдном поселении Лаппенранта. Окутанный надеждами на спокойствие и тихие будни, он наивно полагает, что здесь не встретит тягостных, душераздирающих случаев, с которыми так часто сталкивался в шумном мегаполисе. На первый взгляд, Лаппенранта кажется воплощением провинциальной безмятежности, но иллюзия эта оказывается хрупкой и недолговечной.
Вскоре тихую гавань Сорйонена тревожат жестокие и бесчеловечные злодеяния, требующие немедленного вмешательства. Погружаясь в деликатное и кропотливое расследование, комиссар постепенно осознает, что за ними скрывается нечто гораздо большее, чем просто случайные преступления. Нити расследования приводят его к влиятельному и почтенному роду Дегерманов, чьи капиталы простираются на огромные территории. Этот клан, под предводительством честолюбивого магната, тайно вынашивает грандиозный и дерзкий замысел: преобразить скромный Лаппенранта в подобие шумного и экстравагантного Лас-Вегаса. В этом новом, тщательно спланированном мире, он предвидит общество, поглощенное погоней за иллюзорными статусами, подгоняемое неудержимым азартом и одержимое демонстрацией показного благополучия. Комиссар Сорйонен сталкивается с непроглядной завесой тайн и интриг, где благополучие маленького городка оказывается под угрозой, а покой – лишь мираж, скрывающий темную правду.
Действительно возмутительно наблюдать, как на протяжении стольких лет образ русского человека в мировой киноиндустрии остается зацикленным на устаревших, оскорбительных стереотипах. Вместо многогранного и сложного портрета, мы по-прежнему вынуждены мириться с карикатурой, неотступно сопровождаемой атрибутом водного раствора этилового спирта. И речь не идет о мимолетном упоминании, о случайном акценте – напротив, эта деталь возводится в ранг символа, определяющего национальный характер. Вызванные этим чувства кипят негодованием. Надежда на то, что подобная предвзятость со временем исчезнет, заставляет с замиранием сердца ждать прихода этой эпохи.
Недавно довелось лицезреть весьма своеобразный проект, где комиссар из Финляндии прибывает в нашу культурную столицу, Санкт-Петербург, с задачей расследования незаконных поставок контрабанды.
В одной из сцен сотрудница Федеральной Службы Безопасности, чье имя Лена, с беззаботной легкостью протягивает стопку крепкого алкогольного напитка финскому коллеге, Сорйонену. Она, наслаждаясь напитком лично, произносит фразу, словно бы являющуюся девизом: "Пока мы здесь, работаем по моим методам". Протягивая вторую стопку, она предлагает и ее выпить, но комиссар, демонстрируя непоколебимую принципиальность, отказывается.
Нельзя не отметить благородство этой позиции, столь непривычное для нашего менталитета. Однако, словно подстраиваясь под ожидания, Лена, в порыве необъяснимой экспрессивности, обрушивает поток слов на финна, словно напоминая персонажа Владимира Жириновского, и буквально выливает остатки содержимого в его лицо и на одежду. И что же последовало за этим? Объяснение, лишенное всякой дипломатичности: "Раз от тебя не пахнет водкой, с тобой никто не будет общаться!" Невероятно! Такого, признаться, я в России никогда не встречал. Вопрос не в том, чтобы прибегать к подобным мелочам, но скорее в том, чтобы поддерживать образ уважения. Впрочем, раз уж разговор зашел об имидже, пожалуй, стоит задуматься о приобретении соответствующего ароматического парфюма, чтобы улавливались ароматы успеха.
После подобного откровения, граничащего с оскорблением, и, что особенно примечательно, после ритуала, включавшего в себя, не без энтузиазма, принятие напитка на грудь, можно было, наконец, переходить к сути дела. Начались усердные исследования причин гибели собак и анализирование сложных схем, задействованных в преступной деятельности. Один из подозреваемых оказался гениальным химиком, чье имя звучало как заклинание, будящее воображение. Спросите, как его зовут? Михайло Ломоносов. К счастью, не Дмитрий Менделеев, иначе пришлось бы окончательно погрузиться в тематику водки. Подобный подход, впрочем, можно оценить как проявленный толерантный юмор. В конце концов, мы играем в хоккей вместе. Признаюсь, финские и французские авторы заслуживают уважения, ведь в создании проекта принимали участие представители обеих стран.
Нельзя не отметить оригинальность идеи, как в выборе имени, так и в использовании образа водки, создающего ощущение своеобразного обзора европейским взглядом. Фильм 2016 года – это говорит о том, что авторы тщательно готовились, и теперь очевидно, что в Санкт-Петербурге, в культурной столице России, отсутствие аромата алкоголя – это скорее проявление дурного тона. Если бы не Лена, финн, возможно, и вовсе пропал бы из поля зрения.
До чего же Европа не стесняется, создавая подобные образы! И, как ни странно, у них есть свои источники вдохновения. Не исключено, что они намеренно создали такой образ, чтобы угодить российскому зрителю, поддержать его национальные чувства.
Здесь уместна психологическая разминка. Когда культурные деятели другой страны начинают изображать нашу культуру, это может выглядеть как проявление неуважения. Иногда даже проклятия, вырвавшиеся из уст начальства, кажутся более допустимыми, чем критика со стороны подчиненных.
Взгляните на "Левиафан" Андрея Звягинцева. Волшебные пейзажи Териберки повергли жителей поселения в состояние смятения. Они заявили о бесполезности картины, утверждая, что у нас так не живут, не пьют. Звягинцев ответил, что природа прекрасна, а сюжет вымышленный. Так и придумали! А европейцы будут разбираться, что правдиво, а что нет? Впрочем, фильм вызвал большой резонанс, укрепив существующий стереотип. Мы сами подкрепляем этот стереотип своим кинематографом.
Нельзя обойти стороной и популярные песни Сергея Шнурова "В Питере хорошо…". Кажущаяся шутка, ирония, но Сергей Шнуров – человек грамотный. Однако это все выглядит крайне неприлично.
Впрочем, винить заграничных кинематографистов не за что. Они видят ситуацию именно так.
И, раз уж заговорили об этом, вспомним о том, как в американском фильме "Гравитация" персонаж Джорджа Клуни смог отпить водки в невесомости, хотя это попросту невозможно. Ведь неспроста в невесомости используют тюбики, чтобы их можно было сжать. Но там, где русская водка – там чудеса, там бродит леший…
Безусловно, утверждать, что сериал не понравился, было бы неправильно. Однако осадок на душе остался. Итак, о чем же этот сериал "Сорйонен", насчитывающий одиннадцать эпизодов по часу каждый?
Комиссар, устав от расследования кровавых дел в Финляндии, решает перейти на более спокойную работу и переезжает со своей семьей в небольшой городок. Однако работа становится только больше, вечерами попить чай с любимыми не выйдет.
Странно было бы, если бы полицейского встречали с распростертыми объятиями, особенно если он прибыл из крупного города в маленький. Приехал комиссар Сорйонен и словно разбудил демона, мир пошатнулся. И вот в городе началось нечто, напоминающее английский сериал, но слишком наигранное. Это не то, чтобы плохо, но выглядит не убедительно. В остальном претензий нет. И, как это часто бывает, есть люди, которые притягивают несчастья, и это я не про персонажа Роуэна Аткинсона, мистера Бина… Я имею в виду комиссара. Прошу прощения за иронию.
Если бы я был не русским человеком, то оценил бы этот сериал как довольно хороший. Просто над российскими девушками издеваются, наших собак убивают, химиков наших, даже автомобили из Финляндии воруют для культурной столицы Санкт-Петербурга… В остальном, были показаны интересные персонажи, каждый из которых обладает своим психологическим портретом, и самое важное – были увлекательные и захватывающие расследования.
Смотреть многосерийный фильм "Сорйонен" можно, но неприятный осадок все равно останется. Решать вам, готовы ли вы к подобным предрассудкам в отношении нашего народа или нет.
Странное, несколько диссонирующее зрелище - этот сериал, повествующий о блюстителе закона, стремящемся к тихой гавани в провинциальном городке, родине его супруги. Мотивы его несложного труда на первый взгляд обезоруживают, однако судьба, как это часто бывает, вершит по-своему, и он втягивается в водоворот событий, не меньший, чем в привычной ему городской суете. Место действия – приграничный регион, что обуславливает обилие персонажей русской национальности. И образы эти, как обрисованные сумрачными красками, не оставляют равнодушными: здесь и женщины, погрязшие в порочной индустрии, и агенты, действующие под прикрытием, и дельцы, занимающиеся незаконным производством наркотических веществ, – вся палитра негативных стереотипов, обычно ассоциируемых с криминальным миром.
Вполне возможно, что для жителей Финляндии проблема взаимодействия с русским криминалом представляет собой ощутимую реальность, однако подача материала в данном сериале, откровенно говоря, вызывает недоумение. Кажется, авторы намеренно собрали все, что вызывает раздражение у российской аудитории в зарубежных фильмах, рисующих "русский колорит". Речь персонажей, нарочито искаженная акцентами и лишенная благозвучия, часто становится непостижимой для восприятия. Лишь персонаж, проживший жизнь в Санкт-Петербурге и владеющий безупречным русским языком, хоть и с заметными проблесками неловкости в произношении, пытается сгладить этот лингвистический дисбаланс. В такие моменты возникает ощущение неестественности – словно несколько лиц ведут монолог одним ртом.
Разумеется, присутствие водки – неотъемлемый атрибут "русского" кинопроизведения, и здесь от него не отказались. Русские сотрудники ФСБ, представленные в образе всесильных и неприступных фигур, как ни странно, даже доставляют определенное удовлетворение, словно подтверждая устоявшуюся картину. Однако сериал не обходится без рядовых, хотя и незначительных, промахов. Например, сцена, когда герои подвергаются заражению бешенством и получают вакцину, вызывает недоумение: видимо, авторы не учли, что вакцинация эффективна до заражения, а не после него. Вместо этого не помешало бы ввести антидот или провести необходимые анализы.
В целом, сериал оставляет после себя смешанные чувства. Он не является эталонным произведением, но и не отталкивает своей вульгарностью. Это не шедевр, достойный восхищения, но и не настолько плох, чтобы вызывать отвращение. Это, пожалуй, неплохой способ скоротать один вечер, хотя и со значительной дозой критического отношения к его создателям.
Рекомендуем к просмотру