Описание
Рецензии

Сериал Союз спасения. Время гнева

Актеры:
Леонид Бичевин , Максим Матвеев , Иван Колесников , Виталий Кищенко , Антон Шагин , Павел Прилучный , Иван Янковский , Софья Эрнст , Александр Домогаров , Игорь Петренко , Владислав Ветров , Роман Мадянов , Максим Аверин , Сергей Безруков , Алексей Гуськов , Даниил Воробьёв , Тихон Жизневский , Андрей Мартынов , Ксения Кутепова , Александр Устюгов , Сергей Колтаков , Артём Ткаченко , Павел Баршак , Ингеборга Дапкунайте , Елена Лотова , Сергей Уманов , Юрий Чурсин , Никита Высоцкий , Сергей Перегудов , Антон Момот , Александр Метёлкин , Михаил Елисеев , Ефим Петрунин , Кирилл Кузнецов , Антон Феоктистов , Павел Ворожцов , Марина Коняшкина , Александра Власова , Андрес Пуустусмаа , Кристина Бро
Режисер:
Никита Высоцкий, Илья Лебедев
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2022
Добавлено:
6-8 серия из 8 (29.10.2022)
Рейтинг:
7.26
6.10
На заре девятнадцатого столетия, когда континенты лишь начали осознавать новую политическую карту, развернулись трагические и судьбоносные события, на которые возлагались надежды на новую эру. Великая армия Наполеона, некогда казавшаяся непобедимой, познала горький урок на просторах русской земли, потерпев сокрушительный крах. Военный триумф Российской империи эхом прокатился по всему миру, радикально перекраивая геополитический ландшафт и меняя само восприятие вооруженного конфликта. В общественном сознании произошел перелом, и люди, уставшие от кровопролитий, стали с большей страстью тяготеть к идиллии мирного сосуществования. Сценаристы мастерски воссоздают картину трансформации, охватывающую не только Россию, но и весь окружающий мир, демонстрируя, как политические катаклизмы переплетаются с социальными и культурными сдвигами. Однако за блестящими победами на международной арене скрывается нарастающее внутреннее напряжение, словно тлеющий уголек под тщательно выстроенной декорацией. В тени военной славы плетутся интриги и тайные соглашения. Устоявшаяся военная верхушка, ощущая шаткость своих позиций, координирует подковерные игры и зреет заговор, а нерешительность власти лишь подстегивает их амбиции. В то же время, новое поколение офицеров, воспитавших на войне отвагу и независимость мысли, проявляет все большую нелояльность к деспотичному правительству, подвергая сомнению его решения и методы. Наступает эпоха раздора, время, когда доверие испаряется, а подозрения становятся нормой. Социальные связи разрываются, и каждый становится потенциальным противником. В воздухе витает гнев, готовый вылиться в непредсказуемую бурю. Неизбежен вопрос: к каким опустошительным последствиям приведет эта вихревая спираль предательства и конфликтов, и сможет ли Россия избежать гибели в надвигающейся бездне?
Первоначальный кинематографический замысел под названием "Союз Спасения" пробудил у многих зрителей глубокое разочарование, а авторитетный российский кинокритик буквально уничтожил его беспощадной критикой. И, признаться, основания для столь негативной оценки были весьма существенны. Несмотря на безусловно притягательный визуальный ряд, впечатляющую работу художников по костюмам и филигранную операторскую работу, картина страдала от крайне сбивчивого и беглого повествования, не позволявшего истории задержаться в памяти. Попытка уместить в относительно короткий хронометраж эпохального события, пропитанного драматизмом и политическими интригами, оказалась обречена на неудачу. К счастью, история декабристов, казалось бы, погребённая под обломками неудачной кинопремьеры, получила шанс на искупление, возродившись в формате многосерийного телепроекта, что, по мнению многих, и являлось изначально предписанной формой для столь масштабного повествования. "Время Гнева" с легкостью оставляет свою предшественницу позади, являя собой качественный скачок в развитии этой эпопеи. Это уже не сумбурная коллаж из эффектных, но бессмысленных диалогов, демонстрация великолепных мундиров и бакенбард безымянных персонажей. Перед нами разворачивается последовательное, детально проработанное повествование, где сюжетные линии сплетаются в сложную ткань, а мотивации и характеры героев постепенно раскрываются, обогащая зрительское понимание. Наконец, на экранах появляется внушительное количество действующих лиц, каждый из которых несет свою ношу в этом водовороте исторических событий. Зритель наблюдает не за импульсивными и бессмысленными решениями, а за процессом формирования мировоззрения декабристов, за зарождением в них жажды перемен и стремлением к справедливости. Параллельно раскрываются мотивы представителей консервативного государства (хотя эта сторона конфликта представлена несколько поверхностно). Визуальная составляющая сериала безупречна, отталкиваясь от высокого уровня фильма, особенно это касается потрясающей работы над костюмами и декорациями – низкий поклон творцам. В актерском составе – плеяда талантливых исполнителей: Мадянов, Безруков, а роль Сперанского, блестяще сыгранная Максимом Авериным, по праву заслуживает внимания. Впрочем, спецэффекты не всегда соответствуют заявленному уровню, порой они выглядят нарочито дешево, но их немного, а пейзажи и операторская работа, как и прежде, вызывают восхищение. Актерская игра, к сожалению, неравномерна: Милорадович, Сперанский, Аракчеев и другие представители старшего поколения демонстрируют превосходное мастерство, в то время как исполнение ролей декабристов несколько уступает, хотя Леонид Бичевин в роли Муравьёва-Апостола демонстрирует убедительную игру, а Прилучный, исполнивший роль Пестеля, выдает достойную работу от серии к серии. Рылеев же, к сожалению, склонен к преувеличениям, за исключением его первого появления на экране. Женские роли, в свою очередь, оставляют желать лучшего. Некоторые персонажи лишены глубины и упрощены до карикатур. Брат императора, Константин, предстает перед нами как нервный, неврастенический тип. От многогранной исторической фигуры Павла Пестеля оставили лишь одну грань – фанатизм и крутость нравов, готовность к самопожертвованию. Как и фильм, сериал страдает от наличия второстепенных персонажей, чьи линии сюжета ни к чему не приводят, и имена которых мгновенно забываются после их представления. Любовная линия Муравьёва-Апостола, хоть и получила больше внимания, чем в фильме, все равно не вызывает должного отклика. Сохранилась и проблема недостаточного исторического контекста. Практически не упоминается о различных манифестах декабристов, где идеал конституционной монархии Трубецкого соседствовал с прото-социалистическими идеями Пестеля. Недостаточно показаны условия жизни в Российской империи, действие, как правило, разворачивается в дворцовых интерьерах и казармах, что создает искаженное представление о реальности. Зритель слышит о необходимости перемен и о болезнях страны, но не понимает, что именно нужно менять и как именно нужно жить, ведь большинство главных героев живут роскошной жизнью, а просторы империи показаны лишь мельком в первой серии. В целом, сериал "Время Гнева" сумел исправить ошибки предшественника и внес существенный вклад в современный российский кинематограф, предложив зрителям достойную экранизацию эпохи декабристов.