Описание
Рецензии

Сериал Ставка больше, чем жизнь / Stawka wieksza niz zycie

Актеры:
Станислав Микульский, Эмиль Каревич, Бронислав Павлик, Густав Люткевич, Северин Бутрым, Мечислав Стоор, Кшиштоф Хамец, Лешек Хердеген, Аугуст Ковальчик, Йоланта Зыкун
Режисер:
Януш Моргенштерн, Рышард Плуциньский, Анджей Кониц
Жанр:
боевики, исторические
Страна:
Польша
Вышел:
1967
Добавлено:
сериал полностью из 18 (15.11.2013)
Рейтинг:
7.83
7.70
Над Европой нависла зловещая тень Второй мировой войны, лето 1941 года. Мощи фашистской военной машины неудержимо продвигались вперед, поглощая все новые и новые земли. Среди множества трагедий, обрушившихся на Польшу, история Станислава Колицкого представляла собой отчаянную попытку вырваться из лап безжалостного врага. Он, прошедший через нечеловеческие страдания в немецком концлагере, совершил дерзкий побег, чтобы обрести свободу. Добравшись до границы Советского Союза, отчаянный беглец, изможденный и лишенный всего, был принят с пониманием и надеждой. Ему была предложена беспрецедентная возможность – стать ценным союзником в борьбе за освобождение родной Польши от гнета фашистских захватчиков. Станислав, движимый праведным гневом и желанием отплатить врагу за причиненные страдания, не раздумывая согласился на столь ответственное задание. Впереди его ждала изнурительная и всеобъемлющая подготовка, призванная превратить простого солдата в хладнокровного и искусного разведчика. Он осваивал сложные навыки конспирации, шифрования, дезинформации и психологической манипуляции. Каждый аспект его обучения был направлен на то, чтобы подготовить его к опасным миссиям в глубоком тылу врага. Когда его подготовка была завершена, Станислав Колицкий, теперь вооруженный фальшивыми документами и новой личностью, был внедрен в ряды немецкой армии. Он стал Гансом Клоссом, офицером, облаченным в форму противника, обладающим безукоризненной репутацией и кажущейся лояльностью. Сумеет ли этот герой-одиночка, некогда польский солдат, а ныне – советский агент, выстоять перед лицом надвигающейся опасности, когда на каждом шагу его подстерегает риск разоблачения и неминуемой гибели? Сможет ли он, действуя в тени, внедриться в самое сердце вражеской системы и собрать сведения, которые помогут переломить ход войны, не допустив фатальной ошибки и не погубив себя и окружающих?
Три дня драгоценного отпуска я посвятил погружению в атмосферу польского сериала "Ставка больше, чем жизнь". Прежде чем продолжить, стоит внести ясность в одно недопонимание: знаменитый лозунг, ставшей названием сериала, так и не прозвучал ни на устах персонажей, ни в виде надписей на протяжении всего повествования. Ирония судьбы, но в детстве, когда этот сериал был на пике своей популярности, развернув целую волну увлечения, мне было всего лишь семь или восемь лет. Тогда я был слишком юн, чтобы оценить всю глубину и многогранность этой истории. Мой интерес был обусловлен исключительно восхищением перед обаятельным главным героем, красавцем Клоссом-Махульским, и, конечно, польским актером, воплотившим этот образ. С годами мое восприятие этого персонажа и сериала в целом претерпело кардинальные изменения, что, на мой взгляд, является неоспоримым признаком его художественной стойкости и способности выдерживать испытание временем. Сложно отрицать, что польский, наряду с венгерскими, и другими европейскими сериалами того времени, оказал колоссальное влияние на советское киноискусство. Они продемонстрировали нам принципы создания увлекательных и целостных историй, которые советским кинематографистам в те годы давались с большим трудом, словно они находились под невидимым барьером. Польские мастера, уловив тонкости западного кинематографического опыта, выпустили на свет произведения, которые были крайне востребованы публикой. Разумеется, они черпали вдохновение в американском и западноевропейском кинематографе, и мы, в свою очередь, переняли опыт у поляков. О чем же мы говорим, когда обсуждаем этот новый подход? Во-первых, серия не превышает час хронометража, что позволяет зрителям легко вмещать ее в свой распорядок дня. Во-вторых, структура сюжета, разбитая на отдельные, законченные истории в каждом эпизоде, обеспечивает постоянное ощущение новизны и захватывает внимание. В-третьих, динамика повествования, сохраняющая баланс с великолепной актерской игрой и продуманным сюжетом, создает атмосферу непрерывного напряжения. И, наконец, наличие запоминающейся заставки и музыкальной темы, становящихся неотъемлемой частью сериала. В "Ставке больше, чем жизнь" это, безусловно, увертюра Ежи Матушкевича, мелодия, под которую зрители срывались с дивана и устремлялись к экрану. Именно поэтому картины, появившиеся на советских экранах в тот же период, такие как "Щит и меч", "Майор Вихрь" и "Сатурн", хотя и проникнутые глубоким содержанием и драматизмом, не могли претендовать на звание настоящих сериалов. Это были многосерийные художественные фильмы, а не сериалы в современном понимании. Лишь в 1973 году на советском телевидении появился настоящий сериал – "Семнадцать мгновений весны". Простите, меня немного увлекло, и я начал читать лекцию, а не писать отзыв. Возвращаемся к "Ставке". Меня всегда поражала стремительность съемочного процесса. И при этом качество картинки оставалось на высоте: безупречная студийная озвучка, виртуозная операторская работа, впечатляющая игра актеров и непредсказуемый сюжет. Трудолюбие польских создателей впечатляет! Что стоит отметить в "Ставке"? Обилие красивых польских женщин, с разнообразными прическами, которые, как мне кажется, не были распространены в сороковые годы. В одной из серий, например, девушка одета в джинсовую рубашку! Разведчик Клосс в этом окружении чувствует себя комфортно и даже превосходит наших современных Джеймсов Бондов. Забавно, что советские военные, обязанные по идее содержать и направлять сбежавшего из концлагеря Янека, появляются лишь в первой серии, а дальше действуют исключительно поляки, даже к концу войны в 1945 году. Как тогда ехидно шутили: "Это о том, как поляки выиграли войну". Да, Гитлер захватил Польшу молниеносно, но поляки не сдавались, активно партизанили на своей территории до конца войны. Сейчас все знают: они были выдающимися воинами.
Настоящая кинолента, безусловно, обладает притягательностью и вовлекает зрителя в водоворот событий. Как же не испытывать трепет перед фильмами, повествующими о Великой Отечественной войне, особенно когда речь идет о подвигах разведчиков? Народная любовь, охватившая образ Штирлица, – яркое тому подтверждение. И не столь уж важно, что картина «Ставка выше жизни» была создана не отечественными кинематографистами, хотя, справедливости ради, следует говорить о советском кинематографе. Политическая конъюнктура того времени позволяла поддерживать крепкие союзнические отношения с Польшей. Важно учитывать и контекст эпохи: фильм увидел свет в 1960-х годах, когда после окончания войны минуло лишь несколько лет. Экранизации, повествующие о войне, воспринимались тогда с огромным энтузиазмом, и сегодня эта картина не утратила своей актуальности, оставаясь вполне пригодной для просмотра. Однако при повторном просмотре, неизбежно бросаются в глаза исторические неточности, которые могут остаться незамеченными для тех, кто не обладает глубокими знаниями истории. Для искушенного зрителя эти кинематографические вольности становятся очевидными. Возникает ощущение, что эти отступления от исторической правды были преднамеренными. Возможно, создатели стремились придать сериалу большей художественной выразительности, ведь это не документальная хроника. Либо свою роль сыграла идеологическая обработка и цензура того времени. Возможно, детали были менее важны, чем создание яркого образа: все фашисты – воплощение зла, а советские воины – героические защитники Родины. И в этом создании весьма удачному удалось достичь цели. Например, остается неясным, из какого именно подразделения советской разведки прибыл главный герой перед тем, как приступить к работе в тылу врага. В фильме лишь указывается, что он из советской, однако в СССР существовало несколько разведывательных ведомств, таких как НКВД, военная разведка и контрразведка. Для обычного зрителя разница может показаться незначительной, однако для специалиста это существенный нюанс. Особого внимания заслуживает вопрос о сотрудничестве Польши и Советского Союза. Главный герой представлен как поляк. И поляк на службе советской разведки – это, мягко говоря, вызывает вопросы и сеет зерно сомнения. Дело в том, что отношения между этими странами были сложными и противоречивыми. Польша до последнего момента не знала, на чью сторону встать – на сторону Германии или Советского Союза. Поэтому бездумный обмен ценными кадрами был маловероятен. Неоднозначным выглядит и образ женщин-офицеров СС. Эта проблема свойственна не только данной картине, но и многим другим. Не служили женщины в этих карательных отрядах, по крайней мере, на руководящих должностях. Иногда их допускали на должности секретарш или связисток, и то лишь в начале войны, когда мужчины были нужны на передовой. Женщин привлекали к охране концлагерей и тюрем для уголовников. Там их жестокость была настолько возмутительной, что многие мужчины казались ангелами в сравнении с ними. Однако на руководящих должностях СС женщин не было и быть не могло! Поэтому заявление героини о службе в СС с 1937 года звучит как нечто нереальное. Конечно, существуют и другие исторические погрешности, но повторюсь, они не делают картину хуже. Ее стоит смотреть и пересматривать, наслаждаясь захватывающим сюжетом и ощущая дух той героической эпохи.
Не могу сформулировать однозначного вердикта относительно польского кинематографа. Объем просмотренных мною работ недостаточен для столь категоричного суждения, позволяющего классифицировать его как однозначно хорошего или, наоборот, не заслуживающего внимания. Безусловно, его влияние и популярность скромнее, чем у гиганта индустрии, Голливуда, однако, всё чаще можно встретить польские фильмы и сериалы в мировом прокате, что свидетельствует о растущем признании. Среди множества работ, одна из последних, что приковала мое внимание – это захватывающий сериал "Ставка больше чем жизнь". С неослабевающим любопытством я погрузился в первые эпизоды, и мое мнение претерпело кардинальные изменения: становится очевидно, что польскому кинематографу предстоит занять достойное место на мировой арене. Ключевым аспектом, вызывающим неподдельный интерес, является филигранно выстроенный, многогранный сюжет. В его основе лежит дерзкая история: польский гражданин, совершивший побег из немецкого концлагеря, оставивший за собой смерть охранника, отчаянно пробирается к советской границе. Там его, разумеется, задерживают представители Красной Армии, стремящиеся установить его личность и мотивы. Заинтригованные, советские власти рекрутируют его и подстраивают под роль немецкого офицера Ганса Клосса, поразительно похожего на поляка. В первоначальных эпизодах поляк, мастерски внедряется в тыл врага, передавая жизненно важную информацию советским войскам через тщательно отобранных помощников. Его маскировка раскрывается, однако он ловко симулирует гибель и вновь обманывает противника, представляясь тем же Гансом Клоссе. Дальнейшее развитие сюжета представляет собой череду самостоятельных, но взаимосвязанных эпизодов, объединенных рамками трагических лет войны, охватывающих период от начала и до конца военного конфликта. Сюжетная канва поистине новаторская, она существенно отличается от привычных клише, свойственных советским военным лентам, предлагая свежий взгляд на драматические события прошлого. Невозможно не отметить и актерский состав, хоть и не многочисленный, но блистательный. Особенно выделяются Станислав Микульский, гениально воплотивший образ Ганса Клосса, и Эмиль Караевич, создавший запоминающийся портрет Германа Брюннера. Другие актеры, появляющиеся в различных сериях, также заслуживают похвалы. К моему искреннему удивлению, Станислав Микульский продемонстрировал исключительное актерское мастерство! Вопреки возрасту, перешагнувшему восьмидесятилетний рубеж, он продолжает активно сниматься, не утратив профессионального призвания. Внешне он поразительно похож на молодого Ганса Клосса, что добавляет его игре особую убедительность. Можно с уверенностью утверждать, что время не властно над его талантом. Это замечательный сериал, очаровывающий цельностью замысла, захватывающим сюжетом, достоверной атмосферой и яркими, запоминающимися героями. По праву можно воздать похвалы польским режиссерам за эту талантливую работу.