Описание
Рецензии

Сериал Стекло

Актеры:
Аида Зейналова, Ида Штайнер, Александрина Тиль, Юлия Шатова, Ася Куликова, Мария Аль-Каис, Иван Звягинцев, Екатерина Кузьмина
Режисер:
Евгения Максимова
Жанр:
отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2013
Добавлено:
1-2 серия из 2 (14.01.2014)
Рейтинг:
7.30
В ряду кинематографических полотен, заимствуя структуру и ритм привычного сериального формата, неожиданно вспыхнула тема однополой любви, пронизывающая сюжет с необъятной силой. Создатели картины «Стекло» демонстративно отказались от погони за прибылью, что позволяет рассматривать их работу скорее как значимый социальный проект. Цель этого предприятия – не просто развлечь зрителя, но и предложить глубокое погружение во внутренний мир людей, не соответствующих общепринятым представлениям о сексуальности. В этом контексте, фильм становится смелым высказыванием, стремящимся опровергнуть укоренившиеся предрассудки и стереотипы, часто являющиеся источником дискриминации и непонимания. «Стекло», вышедший на экраны в мае 2013 года, разворачивает свою историю в сердце российской столицы – Москве. Здесь мы становимся свидетелями жизни двух молодых женщин, на первый взгляд ничем не отличающихся от своих современниц. Однако под маской обыденности скрывается глубокая и страстная любовь, связывающая их неразрывными узами. Фильм предлагает зрителю возможность взглянуть на их переживания, сомнения и радости, деконструируя общественные нормы и призывая к более гуманному и эмпатичному отношению к тем, чья идентичность отличается от доминирующей. По сути, это манифест толерантности, призывающий к признанию и уважению каждой индивидуальности, вне зависимости от ее сексуальной ориентации.
Зародившийся на российском телеэкране сериал "Стекло" повествует о жизни нескольких москвичек, принадлежащих к ЛГБТК+ сообществу. Не успев раскрыть весь свой потенциал – всего две серии увидели свет – он уже вызвал бурю обсуждений и сформировал явное представление о своих героинях и их судьбах. Первоначально, погружаясь в просмотр, я подсознательно ожидала увидеть нечто, напоминающее культовый американский сериал "The L World". Практически все произведения, исследующие лесбийскую тематику в кинематографе, негласно заимствуют элементы у новаторской "Секса в большом городе", используя узнаваемые сюжетные ходы и архетипы главных героинь. Однако, в случае с "Стекло" мои ожидания оказались опровергнуты с поразительной ясностью. Российский проект, несмотря на определенные параллели, обладает неповторимым колоритом, обособленный от западных аналогов. Неизбежно возникают отголоски знакомых мотивов – как, например, в "The L World" существовало кафе "Планета", так и в российском сериале присутствует подобное место притяжения, именуемое "Стекло". Но это лишь поверхностные совпадения, не способные затмить общую уникальность работы. По всей видимости, на формирование этого неповторимого ощущения повлияла самобытная русская идентичность, глубоко пронизывающая каждый аспект повествования. С первых же минут просмотра складывается оптимистичное впечатление о сериале. Задумка оказывается весьма оригинальной и захватывающей. Музыкальное сопровождение подобрано с исключительным вкусом, создавая идеальный фон для сцен, демонстрирующих нежные и искренние чувства между героинями. Сериал, затрагивающий деликатную тему любви и взаимоотношений между женщинами, получился удивительно трогательным и лишенным пошлости. Однако, в просторах сети, на специализированных онлайн-платформах, я нередко сталкивалась с критическими отзывами о "Стекле". Авторы этих рецензий обвиняют сериал в чрезмерной стереотипизации, утверждая, что перед зрителем предстают карикатурные образы "бучей" - самобытных, но часто предвзято воспринимаемых, представителей ЛГБТК+ сообщества, с порой излишне подчеркнутыми чертами, склонными к злоупотреблению алкоголем и нецензурной лексике. Лично я считаю, что подобная критика не совсем справедлива. Она игнорирует ту реальность, в которой мы живем – реальность, где такие явления не являются редкостью. Более того, я заметила сцены, где высмеивается сам образ "буча", что, безусловно, требует более сложного прочтения. В качестве иллюстрации можно привести эпизод с Васей в баре, скорбно слушающей проникновенную композицию, исполненную знаменитой певицей Земфирой. В заключение хочу отметить, что просмотр сериала "Стекло" несомненно стоит вашего внимания. Он дарит позитивные эмоции, способствует развитию толерантности и уважения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Еще одним важным аспектом является тот факт, что "Стекло" – это не коммерческий проект, созданный на энтузиазме и добровольных началах. Радует осознание того, что российский кинематограф не стоит на месте, а продолжает активно развиваться, предлагая зрителям всё новые и интересные произведения.
Произведение оставило после себя довольно сентиментальный след, будоражащий чувства, хотя и не лишенное некоторой противоречивости. Сразу же хочу подчеркнуть, что тематика однополой любви не вызывает у меня никаких предубеждений. Если подобное зрелище вызывает у вас неприятие, то спектр развлечений поистине огромен: стоит лишь потратить немного времени на поиски, чтобы отыскать что-то, резонирующее с вашим вкусом. Что касается самого произведения, то хочется отметить несколько аспектов, несомненно радующих глаз. Визуальная составляющая, безусловно, подкупает – каждая сцена продумана, каждый кадр дышит эстетикой. Красота актрис, играющих главные роли, никого не оставит равнодушным. Создается ощущение погружения в атмосферу, сотканную из ярких красок и гармоничных пропорций. Необычная, даже несколько неуклюжая, но оттого еще более искренняя актерская игра, на первый взгляд, не вполне соответствующая общему стилю, парадоксальным образом производит приятное впечатление, добавляя зрелищу особую, трогательную прелесть. Некоторые героини, безусловно, демонстрируют мастерство, создавая убедительные и многогранные образы. Сюжетная линия, признаюсь, проста и лишена сложной запутанности, однако, именно в этой кажущейся простоте и кроется мастерство – персонажи раскрываются органично и правдоподобно. Музыкальное сопровождение великолепно подобрано, а вступительная заставка, в своей кажущейся незамысловатости, обладает несомненным шармом и визуальным очарованием. Однако, к сожалению, не обошлось и без огрехов. Чрезмерное количество эпизодов с курением и употреблением алкоголя, по моему мнению, совершенно неоправданно. Понимаю, что в коммерческом кинематографе это часто является следствием договорных обязательств, но здесь это выглядит как бессмысленная диверсия, не добавляющая глубины и реализма. Эта нарочитая демонстрация распития спиртных напитков, напоминающая поведение уличной молодежи, не добавляет героиням той "жизненной брутальности", которую, возможно, и пытались передать. В этом проглядывает некая подростковая самоуверенность, желание казаться "взрослым", что, на мой взгляд, выглядит нелепо и противоречит общей концепции произведения, учитывая возраст героинь. Сюжетная линия, построенная на постоянных вызовах и испытаниях, представляется надуманной и фальшивой, вызывая ассоциации с фильмом "Влюбись в меня, если осмелишься", и, признаться, немного вызывает отторжение. Сценарий, к сожалению, неоднороден: кажется, что он состоит из случайных эпизодов из реальной жизни, склеенных клишированными, заимствованными из других сериалов, ситуациями. Эти две отдельные плоскости существуют параллельно, что, безусловно, снижает общее впечатление от просмотра. Несмотря на вышесказанное, хочу отметить, что фильм, в конечном счете, вызвал у меня неподдельный интерес. Если когда-нибудь появится продолжение, я обязательно его посмотрю.
Невозможно выразить всю гамму чувств, охвативших меня после просмотра этого сериала иными словами, кроме восхищения. Это поистине новаторское творение, не имеющее аналогов в моём кинематографическом опыте. Я была поражена глубиной и оригинальностью, проявленными российским кинематографом. Сюжетная канва выстроена с поразительной логикой и продуманностью, каждая серия увлекает с первой секунды, словно безмятежный поток, затягивая в водоворот ожиданий и предвкушений. Безупречный кастинг – ещё одна неоспоримая заслуга создателей. Актеры проявили удивительную самоотдачу, растворившись в своих ролях и передав весь спектр переживаний и эмоций, словно они сами прочувствовали на себе бремя судеб своих персонажей. Исключительно ценным является тот факт, что каждый герой представляет собой уникальную, неповторимую личность. Взгляд привлекают одновременно творческая и печальная Лиля, рядом с которой плетется Саша, живущая в мире грез, скептически относящаяся ко всему и обладающая ироничным взглядом на жизнь. Нельзя не отметить жизнерадостную Василису, одержимую Кристину, душевную Асю и слегка ветреную Любу. Такое разнообразие характеров завораживает и не оставляет равнодушным. Однако мое восторженное восприятие омрачилось горьким разочарованием, когда я узнала о прекращении трансляции сериала по телевидению из-за, казалось бы, незначительных рейтингов. Увы, мне довелось насладиться лишь парой великолепных эпизодов, что показалось катастрофически недостаточным. Нельзя было допустить закрытия столь перспективного проекта, ведь он захватил меня с невиданной доселе силой. Мои слова, по сути, не рецензия – скорее, отчаянный призыв, крик души, обращенный к создателям, чтобы они услышали этот голос и не отступили. Персонажи еще не успели полностью раскрыться, особенно Люба, чья роль пока ограничивается лишь несколькими репликами. Сюжет остается несколько туманным, оставляя множество вопросов без ответа. Ситуация напоминает приготовление изысканной чашки для кофе, но, несмотря на все усилия и желание, так и не наливая в нее напиток. И мне отчаянно необходимо это ароматное, насыщенное кофе, который уже почти год томится в стеклянной банке, ожидая своего часа. Пожалуйста, верните этот замечательный сериал на экраны! Он достоин того, чтобы его увидели и оценили по достоинству.