Описание
Рецензии

Сериал Тайна «Святого Патрика»
Актеры:
Василий Лановой, Даниил Спиваковский, Андрей Саминин, Михаил Жигалов, Ольга Сумская, Лесь Сердюк, Олег Васильков, Сергей Романюк, Георгий Хостикоев, Александра Николаенко
Режисер:
Андрей Бенкендорф
Жанр:
детективы, драмы
Страна:
Украина
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 8
(06.03.2013)
Рейтинг:

В наши дни, когда жажда знаний стремится разорвать пелену веков, предпринимаются дерзкие попытки проникнуть в завесу тайны, корни которой уходят в прискорбную глубь истории, в эпоху, давно стертую временем. В разгар ожесточенных боевых действий под руинами Кенигсберга, трое воинов, участвующих в военных перипетиях, наткнулись на артефакт, хранящий в себе эхо давно минувшей эпохи – на Орден, известный в летописях как Орден Святого Патрика. Этот древний союз, словно застывший символ, являлся воплощением могущества Величайшего Магистра, олицетворяя собой вершину иерархии и абсолютную власть.
Охваченный алчностью и искушением, один из этих воинов, движимый лишь личной выгодой, возжелал присвоить себе это бесценное сокровище. В порыве безумия он совершил чудовищный поступок, лишив жизни своих боевых товарищей, предав священный долг и нарушив кровную братскую клятву. Его действия, казалось, были предопределены роком, ведь сам артефакт был окутан мрачной легендой – на него было наложено страшное проклятие, вынесенное древними магами.
С тех пор, как артефакт переходил из рук в руки, на его обладателя обрушивался непрекращающийся шквал несчастий. Горе, лишения и беды преследовали не только его самого, но и его потомков, затягивая в сеть отчаяния всю родственную плеяду. Этот мрачный узор судьбы, казалось, был неразрывно связан с проклятым символом.
Офицер, совершенно не подозревавший о трагической истории реликвии, стал следующей жертвой роковой цепи событий. Его жизнь, некогда полная надежд и перспектив, стремительно пошла ко дну. Он был низвергнут и сослан в бесчеловечные концлагеря, его супруга, жертва немилосердной войны, покинула этот мир, а его дети, осиротевшие и разлученные, были рассеяны по разным детским домам, лишенные родительского тепла и заботы.
Спустя полвека, когда угасшие искры прошлого, казалось, навсегда засыпали пеплом, мрачная тень проклятия вновь начала сгущаться, готовясь обрушиться на мир, словно лавина, погребая под собой все на своем пути. Судьба, словно злодейский гений, вынашивает новый цикл бедствий, готовый возобновить свою разрушительную работу.
Современное телевидение, кажется, погрязло в безудержной фабрикации выдумок, предлагая зрителю вместо глубоких и содержательных сериалов поток бессмысленной ахинеи. Приходится мириться с некоторыми легкомысленными штампами, но порой на экранах возникают настолько абсурдные сюжеты, что просмотр превращается в кошмарную пытку. Исторические полотна стали особенно изощренным полем для фантасмагорических изысков: то нам внушают версию о похищении Гагарина внеземными цивилизациями, то представляются откровения о Ленине, являющимся грибом, то в суровых антарктических льдах вдруг обнаруживаются пингвины, обладающие порталом в параллельную вселенную. Авторы, словно, посягают на саму почву истории, нанося ей непоправимый вред.
Именно в таком ключе и выстроен этот сериал, пытающийся, по задумке, раскрыть трагические перипетии жизни Александра Македонского, или же свести противостояние янки и нацистов в бессмысленной фантазии. Не обходят вниманием и демонизированный образ Григория Распутина, представляемого не просто мистиком, а неким сибирским психотерапевтом, обладающим таинственной силой.
Родственная клюква, словно благородный сорт, бережно культивируется на благо плодородной почве телеэкранов. Бессмысленно рассуждать о замыслах, витающих в голове создателя сериала – он, очевидно, руководствовался принципами абсурда. Впрочем, и у украинских сценаристов порой посещают весьма сомнительные идеи, подражающие, возможно, западным стандартам.
Возьмем, к примеру, "Тайну святого Патрика" – историю, прошедшую по различным каналам, и предоставленную вниманию зрителей несколько раз. Этот, без сомнения, экстравагантный опус, созданный режиссером Андреем Бенкендорфом (известным по работе над "Бандитским Петербургом") и дебютировавшим сценаристом Михаилом Шевченко, был, по их собственным признаниям, плодом спонтанного вдохновения, сдобренного случайными находками в сети, и, возможно, не лишено вкуса продуктовой рекламы.
Война, ведомая незримой рукой, перетекает из огня сражений в реалии современной эпохи. У зрителя возникает ощущение, что он погружается в сюрреалистический сон. Солдат Лосицкий, оказавшийся в эпицентре жестоких артиллерийских обстрелов, неожиданно находит предмет, который должен был стать объектом его научных изысканий. В его руках оказывается крест с мощами святого Патрика – редчайшая реликвия главы знаменитого Ордена тамплиеров, сражавшихся за какие-то свои идеалы и, конечно же, против некоего противника. Лейтенант, полны энтузиазма, пытается вдохновить своих однополчан, но их дух и так превосходен, буквально пропитан ленинистско-сталинскими идеями. Несмотря на символику мальтийского креста, это, судя по всему, не крест святого Петра. Мелкая ошибка, не укладывающаяся в картину мира, не терпимо зрителя. Каким богом, в свою очередь, являлся этот ирландский святой, и что он хотел сказать современному зрителю? Особенно запоминается сцена в казино, где спор о фишках принимает небывалый размах. Эти фишки – вовсе не игрушечные, ведь они изготавливаются из серебра и золота, оставшегося от тамплиеров.
Авторы, тем не менее, не желают признавать свои вольнодумства относительно исторических событий. Нельзя ожидать, что они внесут поправки, поскольку историзма здесь и вовсе нет. Заставляет задуматься, что же делать дальше: продолжать просмотр или отложить его на неопределенный срок. Перед нами история приключений, рассказанная в духе детских повестей Говарда Филипса Лавкрафта. Добавьте немного индейских мотивов, и вот перед вами экстравагантный и нелепый сериал о войне и Родине. Проект получился крайне причудливым. Изображение на экране выглядит нереальным, будто бы не подмосковье, или не Украина, а побережье Коста-Рики.
Конечно же, невозможно не упомянуть навязчивую рекламу продукции. Например, водка "Немирофф" появляется на экране с такой частотой, что забываешь, что смотришь сериал! Вся эта ерунда заставляет ощущать себя частью абсурдного спектакля. В последних сериях, этикетка напитка занимает центральное место, задерживаясь на экране на целых пять секунд – настоящий рекорд в области продакт-плейсмента. Впрочем, утверждают, что в латиноамериканских мелодрамах и демонстрация шампуней занимает еще больше времени.
Развязка сюжета оставляет желать лучшего. Сюжетные линии обрываются и сходятся в странной кульминации, напоминающей "Приключения итальянцев в России". Странно, бессмысленно и неоправданно! Помните те кадры, когда уставшие авантюристы летят в самолете, и в последние секунды прислушиваются к новой тайне?
В отличие от создателей, для меня главным секретом было участие в этом винегрете Василия Ланового – импозантного актера, играющего пожилого эмигранта. Даниил Спиваковский и Михаил Жигалов мне понравились, их игра была безупречной. Знакомые лица позволили отвлечься от общей нелепости происходящего.
Если уж и выбирать что-то для просмотра вечером, то я бы посоветовал обойти этот сериал стороной. Он не оправдывает ожиданий и оставляет после себя ощущение абсурда и разочарования.
Загляните на современный развлекательный ландшафт – хаотичный поток бессмыслицы, щедро подкрепленной претенциозным пафосом. На передовом крае этой феерии – новоявленные магнаты, потевшие над машинами, теперь щеголяют избытком и раздувают слухи о том, будто Ленин – всего лишь грибной нарост, Гагарина утащили инопланетные цивилизации, а антарктические пингвины обладают ключами к параллельным измерениям.
Особую буйство фантазии проявляет кинематографический фронт. Здесь уже воспеваются гомосексуальные приключения Александра Македонского, разыгрываются абсурдные поединки между американским империализмом и диктатурой Адольфа Гитлера, а Григорию Распутину приписывают сверхъестественную мощь.
Не отстает и отечественное телевидение. О достижениях Никиты Сергеевича и говорить не приходится – это отдельная глава. В качестве примера обратимся к сериалу «Тайна святого Патрика», этот скромный украинский проект, состоящий всего из восьми эпизодов, по странной иронии судьбы был неоднократно транслирован по государственным каналам.
Сценарий этого произведения, созданного режиссером Андреем Бенкендорфом (известным по дилогии «Бандитский Петербург»), под руководством сценариста Михаила Шевченко, был вылеплен из ускользающего песка времени. Создатели, по всей видимости, стремились к скорости, черпая вдохновение из случайных обрывочных данных, найденных на интернет-форумах и, несомненно, учитывая пожелания спонсора.
В итоге получилась причудливая смесь эпоса и абсурда, где Отечественная война разворачивается в декорациях альтернативной реальности. Рядовой-аспирант Лосицкий, находясь в самом гуще боевых действий, неожиданно сталкивается с артефактом – Крестом, предположительно принадлежавшим святому Патрику. Этот реликт имеет особую ценность для ордена тамплиеров, хотя и был утрачен в небывалые времена. Именно эту историю Лосицкий докладывает своим коллегам.
Безусловно, произошло недоразумение: крест был не храмовым, а мальтийским, и, разумеется, не святого Патрика. Но для солдат, пропитанных коммунистической идеологией, это небольшое искажение не вызвало ни малейшего сомнения. Ирония ситуации в том, что связь ирландского священника, существовавшего задолго до ордена, с войной оставалась совершенно неясной. Кульминацией абсурда стали сцены, где бутафоры принимали поддельные фишки из казино за ценные тамплиерские реликвии – золото или серебро.
Поняв безнадёжность попыток создать исторически достоверное повествование, создатели обратили свои силы на авантюрные сюжетные линии, подражая произведениям Ричарда Хаггарда, где главным мотивом являлся поиск давно потерянных родственников по родинным пятнам. Не обошлось и без упоминаний НКВД и атмосферы всепроникающего страха перед Иосифом Сталиным. Украинские пейзажи служили фоном для московских кустарников, а где-то появлялись даже панорамы побережья Коста-Рики.
Особая, почти агонизирующая, забота была возложена на операторов и монтажеров, которым предстояло вписать в повествование рекламу Nemiroff, как могли. Чем больше появлялись рекламные вставки, тем ниже опускался уровень органичности. К финальным эпизодам рекламные ролики растягивались до пяти секунд, занимая весь экран. Похожий прием, как известно, использовался в Латинской Америке для продвижения моющих средств.
Где же обещанные откровения, захватывающие тайны? Нигде. Завершение сериала стало насмешкой над зрителем: герои словно намекали на новую загадку, эхом повторяя концовку «Необычайных приключений итальянцев в России».
Для меня же настоящей загадкой осталась игра Василия Ланового, исполнившего роль преклонного возраста эмигранта. Гораздо большее удовольствие доставили образы, созданные Михаилом Жигаловым и Даниилом Спиваковским, которые смогли на время отвлечь меня от этого калейдоскопа латиноамериканских клише и дешёвых шпионских интриг.
И рекомендовать этот сериал… нет, не думаю, что это хорошая идея.
Рекомендуем к просмотру