Описание
Рецензии

Сериал Цикады

Актеры:
Григорий Верник, Софья Аржаных, Илья Виногорский, Екатерина Воронина (II), Сергей Городничий, Кирилл Буханцев, Ирина Паутова, Савелий Наумов, Ольга Сутулова, Екатерина Варнава, Сергей Уманов, Ксения Рябинкина, Елизавета Боярская, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова
Режисер:
Евгений Стычкин
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2023
Добавлено:
8 серия из 8 (14.12.2023)
Рейтинг:
7.60
5.90
Вступив на порог совершеннолетия, три пары молодых людей, еще недавно смущенных учебниками и первой любовью, оказались перед зеркалом взрослой жизни. Школьные заботы остались в прошлом, уступив место новым, порой пугающим вызовам. Они, полные оптимизма и жажды перемен, отважились на смелые горизонты, строили грандиозные планы, возлагая надежды на светлое будущее. Однако, сама судьба, словно жестокий режиссер, преподнесла им горький сюрприз – кошмарная трагедия, ворвавшись на беззаботную вечеринку, разрушила хрупкое ощущение благополучия. Зрелище этого потрясения запечатлелось в памяти каждого присутствующего под разным, искажающим углом зрения. Теперь, вынужденные предоставить показания, они вновь и вновь пересказывают события той роковой ночи. Каждый рассказ – это версия, словно осколок разбитого зеркала, отражающий лишь часть картины. И чем глубже погружается дознание, тем запутаннее становится клубок вопросов, тем мрачнее предстают скрытые тайны. Молодые души, едва познавшие радость и беззаботность, охвачены леденящим ужасом и глубоким смятением. Но что же на самом деле свершилось в этот вечер? Что видели эти подростки, чьи взгляды теперь затуманены страхом и недоумением? Их родители, убежденные в безоблачной жизни своих детей, вскоре осознают, что их представления о них были наивны и поверхностны. Окружающая их пелена иллюзий рассеивается, обнажая непроглядную темноту тайн и скрытых истин. Теперь им предстоит непростой путь к пониманию, который может навсегда изменить их представления о собственных детях и о мире, в котором они живут.
## "Цикады": Эхо Родительского Несовершенства Завершилась финальная серия "Цикад", и по прошествии этого телевизионного путешествия, отрывки и фрагменты, представленные постепенно, складываются в цельную, гнетущую картину. Евгений Стычкин, не только исполнитель одной из ключевых ролей, но и режиссер этой драмы, предпринял, как мне кажется, смелый и амбициозный шаг – он создал не просто сериал, а настоящий манифест о родительском долге и его трагических последствиях. Это проявилось особенно ярко в заключительной серии. В начале нам предстает туманная, запутанная драма, где школьная стрельба становится лишь верхушкой айсберга. Травля, буллинг, словно цепная реакция, запускают непредсказуемую последовательность роковых событий. Старшеклассники, ученики престижной школы, поочередно появляются на допросах у следователя, и из их рассказов, как сквозь пелену, проявляется глубина нависшей угрозы. Каждый эпизод начинается с раны, полученной ребенком в прошлом, с его тщательно скрываемого, но все еще кровоточащего скелета. Смерть матери, гипертрофированное родительское честолюбие, эмоциональный абьюз, равнодушие – все эти разрушительные силы сплетаются в финальном акте, рождая шторм, который невозможно остановить. Неисполненный родительский долг становится тяжким бременем, давящим на судьбы детей, а насилие порождает новое насилие. Перед нами разворачивается множество историй, на первый взгляд не связанных между собой, однако, их схождение в едином кульминационном моменте нельзя считать случайностью. Внешний лоск, богатство и привилегии не способны оградить от внутренних проблем, напротив, они лишь усугубляют их, превращая жизнь в арену преступлений, где жертвы и виновники тесно переплетены. Смело ли это - сравнивать "Цикады" с советским фильмом "Вам и не снилось", но, отбросив декорации современности, демонстрацию материального достатка, мы обнаруживаем поразительное сходство. Оба произведения исследуют непростое, порой мучительное бремя юношеской любви и легкомысленности, неизбежность трагических ошибок и заблуждений родителей. На протяжении всей истории зрителя не отпускает ощущение того, что родительские взгляды на ребенка, их стремление видеть в нем отражение собственных амбиций и желаний, напоминают нечто вроде владения, как нечто данное навсегда. Эта тема особенно остро звучит в конфликте между директрисой школы, матерью главной героини, психологом, - столкновение поколений, нежелание признавать взросление ребенка и отпускать его на самостоятельный путь. Это, пожалуй, самый тяжкий грех, который может совершить родитель. Не менее важно отметить, что герои сериала, школьники, выглядят слишком зрелыми, что создает некоторое ощущение искусственности, особенно в сценах в бассейне. Однако, этот выбор, возможно, был сознательным режиссерским ходом, ведь актерские задачи, как признается сам Стычкин, чрезвычайно сложны и требуют серьезной психологической подготовки. Недаром каждую серию сопровождает предупреждение о наличии сцен, вызывающих тяжелые переживания. Зритель постепенно собирает воедино картину произошедшего, однако имя жертвы и имя убийцы не становятся откровениями. Настоящим откровением становится невысказанная речь директрисы на отмененном выпускном – манифест родительской несостоятельности и безграничной ответственности. "Мы вас воспитали. Мы выпускаем вас в мир." - звучат слова, наполненные иронией и лицемерием. Герои, подобно цикадам из названия сериала, прожили 17 лет, чтобы размножиться и умереть – вот и вся их жизнь. Эта трагическая обрывочность событий подчеркивает бессмысленность и жестокость происходящего. Сцена между отцом Стычкиным и его сыном Верником кажется искусственно натянутой и вымученной. В реальной жизни люди, несущие ответственность за такие трагедии, редко приносят извинения или признают свои ошибки. Они склонны перекладывать вину на других, особенно на своих детей. Однако, в сериале была необходима сцена, дающая надежду на искупление, на возможность изменить что-то к лучшему. В конечном счете, идея обратиться к зрителю, побудить его внимательно взглянуть в это страшное зеркало, чтобы исправить ошибки, пока не поздно, – это очень ценная мысль. Родителям подростков настоятельно рекомендуется просмотреть сериал целиком и задать себе неудобные вопросы, честно на них ответив.
Невозможно переоценить, насколько глубоко неблагоприятно сказывается на восприятии этого проекта вопиющая несоразмерность актерских составов. Кажется, что создатели намеренно разрушили хрупкую иллюзию, воздвигнутую вокруг подростковой драмы, выбрав для воплощения образов школьников актеров, чье возрастное положение выходит далеко за рамки правдоподобности. Неуместная диссонанция, когда юноши одиннадцатого класса изображаются мужчинами, пересекшими порог двадцатидвухлетнего рубежа, а самого ключевого "несчастного" героя играет тридцатипятилетний актер, сродни вопиющей эстетической ошибке. Этот вычурный разрыв между возрастом персонажей и исполнителями роли оскорбителен для зрителя, порождает ощущение искусственности и вызывает острую неприязнь. В сравнении с этим, даже получивший широкую критику сериал "Слово пацана" демонстрировал большую правдивость, поскольку в нем принимали участие юные актеры, соответствующего возраста. Предпринятая "шедевра" маленьким Стычкиным попытка показать глубину страданий представителей привилегированного класса, облекла в форму неубедительной драмы. Режиссер, вероятно, с излишней самонадеянностью, выбрал себе роль богатого и влиятельного отца, стремящегося установить "пацанский" контакт с сыном и его окружением, но в результате получилось лишь карикатурное изображение, лишенное подлинных эмоций. Беда заключается в том, что ни один из персонажей не вызывает положительных чувств. Лишенные какого-либо очарования, они отталкивают своей неискренностью, их трудные судьбы не вызывают ни малейшего сочувствия – ни у "деток", ни у родителей, ни у преподавателей. Каждая их поступков и слов – лишенны благого смысла. Особое "наслаждение", как ни странно, Стычкин уделяет сценам безудержного веселья в доме одного из персонажей. Эта продолжительная и излишне растянутая сцена занимает практически половину одной из серий, что вызывает подозрения о чрезмерном восторге съемочной группы от процесса съемки, который, впрочем, не отражает ничего, кроме пустой, бессмысленной траты времени. Смотреть это произведение или воздержаться от него – вопрос личного выбора. Однако, если бы для съемок были привлечены действительно юные актеры, не перешагнувшие порог восемнадцатилетия, вероятно, результат оказался бы принципиально иным, более близким к реальности и более убедительным, с точки зрения человеческих переживаний. Хотя и это могло бы обернуться трагедией, но была бы она правдоподобной, а не ироничной. Как сейчас, это выглядит как бессмысленное баловство привилегированных отпрысков, у которых просто нечем занять себя. Посему, гораздо предпочтительнее пересмотреть «Слово пацана», желательно в компании с собственными сыновьями – это принесет гораздо больше пользы, на всех уровнях.