Описание
Рецензии

Сериал Тени исчезают в полдень
Актеры:
Пётр Вельяминов, Нина Русланова, Галина Польских, Иван Рыжов, Сергей Яковлев, Александра Завьялова, Борис Новиков, Валерий Гатаев, Элеонора Шашкова, Лев Поляков
Режисер:
Владимир Краснопольский, Валерий Усков
Жанр:
отечественные, драмы
Страна:
СССР
Вышел:
1971
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 7
(17.12.2010)
Рейтинг:


Эпическое полотно, развернувшееся на экране в формате многосерийного повествования, погружает зрителя в сердцевинную историю огромной державы, преломлённую через призму судьбы скромной, укрытой в недрах необъятных просторов деревушки – Зелёного Дола. Это сага о несгибаемой воле к жизни, о героических свершениях, о неустанной борьбе и самоотверженном труде, выкованном в горниле испытаний.
Судьба уготовила жителям Зелёного Дола нелегкий путь. Сквозь деревню пронесся вихрь кровопролитной гражданской войны, оставивший глубокие раны в душах людей и разрушенные дома. Однако, закаленные в пламени лишений, зеленодольцы, сломившие сопротивление бандформирований колчаковской армии, с непоколебимой решимостью приступили к возведению новой, мирной жизни. С энтузиазмом и верой в будущее они основали колхоз, ознаменовав тем самым начало новой эры, когда первый трактор, словно символ прогресса, рассек золотую борозду. Установление новой власти ознаменовалось знаменательным событием – первыми свободными выборами в Совет, даровавшими жителям надежду на благополучие и справедливость.
Однако, как мрачный пророк, надвигалась новая беда – Великая Отечественная война. Мужественные зеленодольцы, не раздумывая, отправились на передовую, чтобы отстоять Родину от захватчиков. На плечи женщин, оставшихся дома, легла колоссальная ноша – они самоотверженно и неустанно трудились, вкладывая все свои силы и талант на благо общей Победы. А когда, наконец, раздался долгожданный звон победы, те, кому суждено было вернуться с фронта живыми, испытали непередаваемую радость, обнимая мирный, послевоенный труд, и возрождая из руин новую жизнь для себя и для своей малой родины.
В исторической перспективе сложно оспаривать тот факт, что рубеж 1970-х годов ознаменовал некий пик общественного духа в Советском Союзе. В те годы остро ощущалась потребность в консолидации, в единении умов и сердец, в той неразрывной связи, что составляла основу русского самосознания. Этот период характеризовался стремлением к новому, к строительству справедливого общества, однако это строительство было омрачено неумолимым эхом человеческих страданий, неспособности властных структур облегчить бремя невинных. В то же время, формировался новый тип советского человека – воплощение добропорядочности, преданности Родине и служения общему делу.
Огромное значение придавалось возрождению и культивированию нравственных устоев, передаваемых из поколения в поколение, формируя тем самым своего рода эпос, населенный яркими и запоминающимися героями, чьи черты отражались в моде, манерах поведения и самом облике советского человека.
В этом стремлении к постижению истины и нахождении художественного отражения стояли Усков и Краснопольский – мыслители, чья проницательность позволила им увидеть суть проблемы и предложить новаторское решение, воплощенное на экране. Творческий союз с Ивановым стал для них важнейшим достижением, став отправной точкой для создания рассказа, основанного на реальных событиях непростого времени. Работа консультантов, воплотившаяся в деталях, добавила произведению неповторимую достоверность.
Сюжет разворачивается в сельской местности, в идиллическом месте под названием Зеленый дол, расположенном недалеко от древнего утеса над рекой Светлихой. Местные жители, воспевшие в своих песнях красоту родной земли, органично слились с окружающим миром, став неотъемлемой его частью. Их жизнь течет в гармонии с природой, под аккомпанемент шелеста листвы и журчания воды.
Среди героев выделяется Марья Красная – женщина, чьи "богатырские" поступки во имя друзей, даже после её ухода, продолжают жить в памяти людей. Она становится символом этого спокойного, умиротворенного места, где сосредоточена сила воли и духа, неразрывно связанная с древним утесом. Её кончина ознаменована появлением нового персонажа – Захара Большакова, крестьянина, чья мудрость и справедливость служат защитой для всех жителей села. Он не стремится к личной выгоде, его забота о людях безгранична. Лишь отречение от личных проблем позволяет по-настоящему оценить ценность человеческих поступков и прочувствовать глубину каждой жизни, каждой судьбы обычного советского человека.
В произведении воплощены образы русских поэм и былинных героев: удалого молодеца, доблестного богатыря, стремящегося к бабьим юбкам, но терзаемого душевной болью. Зритель наблюдает за маски-шоу, исполняемым Устином, воплощающим нечистоплотность, и его тихой, мирной, но опасной ведьмой Пистимеей. Точность типажей актеров, их грим, музыкальное сопровождение – все это создает неповторимую атмосферу, отсылающую к славянской культуре и ее самобытности.
Создатели фильма с потрясающей точностью воссоздали не только внешность героев, но и передали их внутренний мир, чувства, близкие каждому, кто испытывает глубокую любовь к своей Родине.
"Земная тяга" – вот что движет этими отважными и трудолюбивыми людьми. Они видят красоту родных мест, стремясь поделиться ею со своими детьми, хотя это может оказаться невозможным. Эта картина – убедительное доказательство необходимости защиты этой дорогой земли от врагов. Страх и тревога, охватывающие женщин Зеленого Дола в случае потери на войне, становятся особенно ощутимыми. Их труд, выполняемый в одиночестве, становится тяжким бременем, но они уверены, что их усилия не напрасны, ведь советский народ обладает несгибаемой волей!
Надежда – их неиссякаемый источник силы. Осознание народного единства, как залог победы, является ключевой идеей произведения. Однако тени все же исчезают лишь в полдень, сменяя сумеречную зону и вновь погружая мир во мрак.
Фильм – это осязаемое доказательство того, что даже в самые темные времена человеческие души остаются открытыми для тепла и света, а вера и надежда позволяют ждать того момента, когда тени вновь покинут это место, когда наступит полдень.
**Эпопея времени: «Зелёный дол» – зеркало российской души**
Бесспорно, это один из ярчайших самоцветов в сокровищнице русского кинематографа, блистательная экранизация масштабного литературного полотна, воистину энциклопедическое повествование о российской жизни. На экране оживает село Зелёный Дол, словно выныривающее из глубин истории – время разворачивается от предчувствия грядущей Гражданской войны до умиротворённых послевоенных лет.
В центре повествования – гордая и прекрасная Марья Воронова (Наталья Русланова), женщина, олицетворяющая собой силу духа и трудолюбие. Благодаря отзывчивости и природному лидерству, она возвышается на позицию председателя колхоза "Зелёный дол", окруженная верными соратниками: трудоголиком Захаром Большаковым (Пётр Вельяминов), харизматичным Андроном (Иван Рыжов) и простодушным Антипом (Евгений Клоунов).
Судьба неожиданно вносит коррективы: разорение, вызванное раскулачиванием, обращает в горечь и злобу состоятельных братьев Меншиковых – Демида (Роман Филиппов) и Филиппа (Сергей Полежаев). Этот драматический поворот становится отправной точкой для трагических событий.
В село прибывают пришельцы, замаскированные под обычных граждан – дочь золотопромышленника Серафима Клочкова (Анна Завьялова) и хлеботорговец Константин Жуков (Сергей Яковлев). Они приходят под видом скромных Морозовых – Пистимеи и Устина, а вместе с ними и их непредсказуемый друг Илья Юргин (в прошлом – неуловимый Тарас, блистательный Борис Новиков). Их цель – месть, тщательно спланированная и жестокая, направленная на разрушение жизни добропорядочных жителей Зелёного Дола посредством интриг, клеветы и низменных поступков.
Кинофильм, подобно бессмертному роману Александра Иванова, охватывает жизни нескольких поколений зеленодольцев. Наряду с главной героиней и её верными соратниками, на экране предстают коренные жители села: Фрол Курганов (Владимир Гатаев), олицетворение честности и мужества; Захар Большаков, неподкупный и преданный своему делу; Анисим Шатров (Лев Поляков), человек, чья судьба тесно переплетена с судьбой колхоза. В центре повествования и новое поколение: Степанида (Элеонора Шашкова), Светлана Меншикова (Лидия Демидова) и Татьяна Шатрова (Галина Логинова). Судьбы этих героев тесно переплетены, связанные общими заботами и переживаниями, любовью и ненавистью, радостью и болью.
"Зелёный дол" – это не просто кинокартина, это сага о любви, преданности и самопожертвования, о поиске правды и справедливости. Фильм собирает воедино прекрасный ансамбль талантливых актёров, поднимая вечные вопросы о семье, любви, чести, добрососедства, верности и человечности.
Захар Большаков – это пример трудолюбивого, внимательного и бесконечно преданного своему делу председателя. Фрол Курганов – герой, чья жизнь посвящена созиданию и служению Родине. Клавдия (Галина Польских) – сильная и самоотверженная женщина, готовая на все ради своих близких и коллег. Устин и Пистимея же, напротив, вызывают неприязнь и осуждение, своей подлостью и предательством. А игра Бориса Новикова, создавшего незабываемый образ Ильи, сочетает в себе искрометный юмор и щемящую тоску.
Этот фильм, словно маяк, продолжает освещать экраны, и зрители, вновь и вновь, возвращаются к его чарам, зная, чем закончится та или иная сцена, но не в силах оторваться от происходящего. Зеленодольцы стали для нас родными и близкими. Но главная ценность "Зелёного Дола" – его бессмертное литературное основание, мастерски перенесённое на кинопленку режиссёрами Владимиром Усковым и Владимиром Краснопольским, а также оператором Павлом Емельяновым.
Фильм "Зелёный Дол" - это не просто кинематографический шедевр; это живое воплощение лучших черт российского характера и души, увиденное глазами талантливых актёров - Петра Вельяминова, Владимира Гатаева, Анны Завьяловой, Сергея Яковлева, Галины Польских и многих других. Именно в этом, как мы полагаем, заключается величайшая награда создателей этой волшебной картины.
Сложно найти слова, чтобы описать то, что вызвал во мне этот фильм. Он не просто захватывает внимание – он преображает, внушает ощущение упущенной возможности, если бы я не приобрёл его немедленно. Но, к сожалению, его пока нет в продаже. Тем не менее, поиски продолжаются. Что же скрывается за этим призванием к просмотру, что так завораживает меня? Прежде всего, это люди – их характеры, нравы, судьбы, переплетающиеся во времени, словно нити гобелена. Наблюдать за этой динамикой, за трансформацией человеческой природы под воздействием эпохи, – истинное наслаждение. И, конечно, неотъемлемая часть этой привлекательности – вечные ценности. Я имею в виду ту основу, тот моральный компас, который не поддаётся влиянию времени и социальных перемен. Подобные кинематографические произведения, даже с их некоторой идеологической перегруженностью, бесценно помогают не сбиться с верного пути, не потерять ориентиры в калейдоскопе мимолётных, кажущихся важными целей и стремлений.
Погружение в добротный фильм, в его неповторимую атмосферу, в терзания и испытания героев, позволяет на мгновение примерить на себя их поступки, ощутить вес их слов, почувствовать боль их потерь. В такие моменты неосознанно задаёшься вопросами, начинаешь анализировать, переосмысливать. В этом смысле «Тени…» – фильм необычайной глубины и мастерства. Палитра персонажей поражает своим разнообразием, от воплощения абсолютного зла до образов благороднейших героев. Цветовая гамма, нюансы игры света и тени – всё это создает поистине завораживающее зрелище.
Особенно мне импонирует персонаж Анисима Шахрова. Помимо великолепной, предельно правдивой актёрской работы, его трагическая судьба не может не тронуть до глубины души. Разум подсказывает, что он сам виновен в тех перипетиях, что сложились в его жизни, однако сердце, вопреки разуму, испытывает искреннее сострадание. Нельзя не отметить и Фрола Курганова – ярчайший, колоритнейший персонаж. Его действия вызывают бесконечные споры и сомнения, однако мастерство актера делает этот образ поистине запоминающимся.
Когда-то я скептически относился к идеологической составляющей в подобных фильмах, язвительно отвергал её, как ложь и фальшь. Но теперь… моя заинтересованность переключается на людей, на их поступки, на их взаимоотношения. Это была совсем другая эпоха, имя которой страшно произносить. И, как мне кажется, в чём-то она была значительно лучше нашей современной действительности. В чём именно? Посмотрите фильм – возможно, вы найдете ответ. Кстати, справедливости ради, «Нескончаемый зов» всё же удался чуть лучше.
После того, как я погрузилась в завораживающий мир, запечатленный на страницах одноименного романа, я решила оценить его кинематографическую адаптацию. Однако, признаюсь, книга оставила гораздо более глубокое и неизгладимое впечатление. В ней, словно в кристально чистом омуте, отразилась многогранность человеческих страстей и отчаянных конфликтов, сфера которых простирается гораздо дальше, чем в представленной на экране версии.
Наблюдая за развитием событий в фильме, я с сожалением констатировала, что он скатился в нечто, напоминающее сентиментальную мелодраму, лишенную той мрачной и пугающей глубины, присущей первоисточнику. Особую досаду вызывает умолчание одной из ключевых сюжетных линий – деятельности таинственных сектантов, чье влияние на судьбы героев в романе обладает поистине роковыми последствиями. Понимаю, что исторический контекст, а именно ослабление политической воли к борьбе с религиозными деструкциями в 1970-х годах, несомненно, сказался на кинематографической трактовке повествования. Однако, книга отличается беспристрастной и детализированной картиной фальши, интриг и манипуляций, плетущихся в кругу деятелей, выдающих себя за верующих.
Особенно поражает жестокость, с которой Устин и Пистимея обращаются с собственными детьми, демонстрируя отвратительную бесчеловечность. Ненависть Устина к Федору, осмелившемуся бросить вызов отцовской воле, обретает трагическое завершение, которое сложно забыть. Сложная и болезненная история Варвары, ставшей жертвой психологического зомбирования и безжалостной ломки матери, обнажает самые темные уголки человеческой души. Фильм завершается нарочито оптимистичным советским финалам: все радуются, мост возведен, развеваются знамена, по дороге движется процессия машин… Но книга открывает перед читателем совершенно иную перспективу. Она не щадит героев, демонстрируя им сложный и тернистый путь.
В первоисточнике читатель обнаруживает трагедию Зинаиды, горькое разочарование Иришки, и даже страшное возмездие – поджог заживо Устина Пистимеей. Я настоятельно призываю вас: не ограничивайтесь просмотром фильма. Откройте для себя книгу – это настоящее сокровище, предлагающее безграничные возможности для размышлений и переживаний. Позвольте себе окунуться в этот мир, полный отчаяния, надежды и вечной борьбы между добром и злом. Вы не пожалеете!
Рекомендуем к просмотру