Описание
Рецензии

Сериал Нерассказанная история Соединенных Штатов / The Untold History of the United States

Актеры:
Оливер Стоун, Алан Ширман, Андре Соглиуззо, Крис Эджерли, Алекс Видов, Крис Кокс, Грег Берг, Генри Уоллес, Гарри С. Трумэн, Джордж С. Маршалл
Режисер:
Оливер Стоун
Жанр:
документальные
Страна:
США
Вышел:
2012
Добавлено:
10 серия из 10 (31.01.2015)
Рейтинг:
8.24
8.60
Вместе с известным режиссером Оливером Стоуном и уважаемым историком Питером Кузником зритель предпринял дерзкое путешествие в бурные времена минувшего века, запечатленное в новаторском документально-историческом проекте. Этот многосерийный фильм представляет собой не просто ретроспективный взгляд, но глубокое, переосмысление ключевых эпизодов прошлого, позволяющее взглянуть на них сквозь призму современного понимания. Стоун, используя свой кинематографический талант, стремится раскрыть масштабное влияние Америки на ход мировой истории, отступая от привычных нарративов и предлагая зрителю альтернативное, более нюансированное представление о стране. На протяжении десяти эпизодов авторы открывают перед нами Соединенные Штаты Америки во всем великолепии своей сложной, противоречивой природы, демонстрируя ее неоспоримую роль в глобальном контексте, выводя Америку из локального масштаба и представляя ее как неотъемлемую часть мирового полотна, с ее триумфами и трагедиями, ее достижениями и неудачами. Фильм приглашает к рассмотрению не только официальной истории, но и скрытых мотивов, забытых голосов и ощутимой влиятельности американской цивилизации на развитие мирового сообщества.
Я был потрясен. Такого поворота событий, созданного столь известным и уважаемым автором, я не мог себе даже представить. Когда до меня дошло, что этот режиссер на протяжении всей своей карьеры неустанно пытался донести до нас некие фрагменты, проблески истины, – мое удивление переросло в некое задумчивое изумление. Оказывается, за его плечом скрывается внушительное наследие кинематографических работ, где риторически ставится под сомнение само понятие жизни, ее ценность и смысл. Чтобы постичь глубинную суть этой картины, необходимо погрузиться в целостность сериала, а не ограничиваться парой эпизодов. Мне вспоминается, как в свое время этот автор совершил поистине революционный рывок, создав произведение, беспощадно обнажающее двойственность, лицемерие образа Соединенных Штатов Америки. Подобная работа имеется и о Советском Союзе. В целом, он рисует крайне негативный портрет, обнажает неприглядные стороны истории. Хотя сложно не согласиться с его мнением, ведь история знает немало случаев, когда реальность оказывается гораздо сложнее и трагичнее, чем кажется на первый взгляд. Если бы подобный труд был создан у нас, о СССР, то это вызвало бы бурю негодования, обвинения в русофобии и прочий политический шум. Для американской аудитории Стоун рискует стать таким же провокатором. И все же, волосы встают дыбом от той интерпретации, от тех шокирующих фактов и цитат, которые автор приводит. Он смело проводит прямые параллели между действиями США и деятельностью нацистской Германии, осужденной в Нюрнберге. Но ведь все это – во имя национальных интересов, оправдание действий ради благополучия американского народа. Время показало, что самая мощная и действенная идеология – это идеология всеобщего благосостояния. И не имеет значения, капиталист ты или социалист – разница для простого человека зачастую сводится к формальностям. К сожалению, подобное мировоззрение – это прямой путь к той пропасти, о которой режиссер постоянно говорит, к головокружительному фашизму и презрению к тем, кто не "свой". Советский Союз, казалось, прошел через эту болезненную трансформацию, а Америка – пока нет. Не стоит искать в сериале абсолютную "ИСТИНУ" - она, по своей природе, находится за пределами досягаемости. И правду искать тоже не стоит - каждый обладает собственной правдой. Важно взглянуть в лицо фактам, отбросить предрассудки и, вслед за автором, задать себе неудобные вопросы. Только вопросы. И тогда, как и Оливер Стоун, ты погрузишься в горечь сожаления об упущенной истории, о том, как могло бы сложиться будущее, если бы американцы прислушались к голосам Уоллеса, Кеннеди и другим пророкам американской политики. Но, увы, американское общество, похоже, давно отгородилось от мира. "Своя рубашка ближе к телу" – эта банальность стала девизом эпохи. И последствия подобного отношения к другим народам, культурам и политическим системам мы ощущаем сегодня. Автор называет причину – страх. Страх оказаться или выглядеть слабым. Неужели это всего лишь комплекс неполноценности, замаскированный под патриотизм?
Соединенные Штаты Америки – страна, окутанная мифом о безграничной свободы, строгой законности, торжества демократии и, конечно же, безмерных возможностей для накопления капитала. Идиллия, представляющаяся многим, давно перестала соответствовать реальности, что и порождает поток ироничных мемов, высмеивающих быт американцев, – феномен, активно развивающийся благодаря мощной волне пропаганды, искусно создаваемой как внутри страны, так и с использованием импортных инструментов, в числе которых доминирует голливудская индустрия. В девяностые годы, в период постсоветской трансформации, многие надеялись на грядущее «светлое капиталистическое будущее», идеализируя американскую модель развития. Однако, прошедшие два десятилетия ознаменовались горьким разочарованием, приходом осознания того, что за фасадом благополучия скрываются глубокие социальные и экономические проблемы. Оливер Стоун – яркий представитель американской интеллигенции, человека с острым критическим мышлением, далекого от безоговорочной веры в официальную идеологию, которую в американском обществе принято называть "американской мечтой". Стоун, пропитавшись традиционной патриотической риторикой в процессе обучения в американской школе (идеологическое воспитание, как известно, не ограничивалось рамками Советского Союза), оказался в эпицентре вьетнамского конфликта. Этот трагический опыт стал переломным моментом в его мировоззрении, столкнув его с непримиримой жестокостью и абсолютной бессмысленностью войны, несовместимыми с официально проповедуемыми идеологическими установками о борьбе с "варварским коммунизмом". Именно это событие впоследствии вылилось в его фильм "Взвод" – пронзительную драму о солдате, вернувшемся с войны, искалеченном физически и духовно. По возвращении на родину, Стоун столкнулся с обществом, опьяненным милитаристской пропагандой, жаждущим новых военных авантюр. Ветеран, некогда преданный солдат и патриот, постепенно превращается в непримиримого антифашиста, разочаровавшегося в навязываемых идеалах. Другой знаковый, получивший широкую известность, фильм Стоуна – "К югу от границы" – представляет собой документальный репортаж из стран Латинской Америки, привычно игнорируемых или демонизируемых в американском общественном дискурсе, представляемых как очаги злобного социализма, жаждущие свержения американского порядка. Пропагандистские конструкции, вне зависимости от политического контекста, всегда следуют одним и тем же алгоритмам, формируя искаженное восприятие действительности. Теперь же Оливер Стоун представляет новый сериал, который, судя по всему, нацелен на деконструкцию устоявшихся стереотипов изнутри системы. По всей видимости, он стремится разрушить миф о «крутых парней», внедряемый в сознание американцев с ранних школьных лет. Однако, для нас, живущих на территории бывшего геополитического противника США, просмотр подобных работ представляется крайне полезным – он позволяет увидеть наглядную демонстрацию того, что звёздно-полосатая идеология - это не торжество справедливости, а инструмент для достижения корыстных интересов. И что Соединенные Штаты, подобно своему главному противнику в XX веке – Советскому Союзу, страдают от одних и тех же системных болезней. *P.S.* Не стоит питать неприязнь к американцам как к народу. Однако, ненависть к ним неприемлема. Пока в Соединенных Штатах существуют люди, подобные Оливеру Стоуну – ищущие истину и отказывающиеся верить в сказки – еще есть надежда на перемены, на возможность преодоления искусственно созданных идеологических барьеров.
Складывается парадоксальная ситуация: феноменальная популярность этой кинокартины и её литературного первоисточника в нашей стране значительно превосходит признание, которое они получили в Соединенных Штатах, стране, где, казалось бы, созданы для аудитории в первую очередь. Можно, конечно, бесконечно спорить и вступать в ожесточенные дискуссии относительно интерпретации представленных автором тезисов и их обобщающих выводов, однако масштаб и глубокую проработку этой работы отрицать попросту невозможно. Оливер Стоун, несомненно, привык к тому, что его новаторские и зачастую провокационные произведения не всегда находят мгновенный и безоговорочный отклик в критических кругах. Вспомним его выдающийся фильм "JFK: Выстрелы в Далласе", увидевший свет в 1992 году. Он был удостоен невероятного числа номинаций на премию "Оскар" – целых восемь! Среди них – звания лучшего фильма года и признания в области режиссуры и сценария. Начало девяностых годов, период, нередко характеризуемый как закат "Оскара", время, когда Академия, несмотря на определенные тенденции, все же демонстрировала стремление отмечать подлинное, крупное и значительное КИНО. "JFK" был отмечен двумя почетными статуэтками за выдающуюся операторскую работу и филигранный монтаж. Лишить фильм столь значимого признания, как награда за режиссуру или за лучший фильм года, означало бы, по сути, согласие с весьма спорной и неоднозначной позицией автора, а кто в этой свободной стране позволил бы себе подобное?! Эта исключительная документальная работа, с дозволения и щедрости "SEASONVAR", безусловно, заслуживает самого пристального и вдумчивого внимания. Это не просто фильм – это глубокий анализ, требующий от зрителя критического мышления и готовности к пересмотру устоявшихся представлений. Желаю всем приятного и плодотворного просмотра! Погрузитесь в эту вселенную, подвергните её сомнению и сформируйте собственное мнение.
В эпоху глобальной турбулентности, когда общественные нарративы подвергаются переосмыслению, Оливер Стоун выступает как яркий голос в американском интеллектуальном ландшафте – фигура, решительно открещивающаяся от упрощенных и идеализированных представлений о своей стране. Его работы служат вызовом привычным постулатам, предлагая альтернативный взгляд на сложные исторические процессы и политические реалии. В бурные 1990-е годы на постсоветском пространстве развернулась настоящая кампания по формированию определенного образа, рисующего Соединенные Штаты как воплощение благополучия, торжества справедливости и безоговорочной демократии. В сознание миллионов граждан внедрялись возвышенные сказания, часто доводящиеся до абсурда – легенды о том, что бездомные в Америке живут комфортнее, чем профессора в странах Восточной Европы. Эти причудливые мифы, зачастую выплескиваемые в меметичную форму, были порождены не только желанием обрести веру в существование идеального мира, но и активно поддерживались пропагандистскими усилиями как местными, так и зарубежными источниками, с акцентированным влиянием голливудской кинематографии. Два десятилетия пронеслось, словно песчаная буря, и лишь теперь, через призму опыта и переоценки ценностей, мы начинаем осознавать, что сформировавшийся образ был далек от объективной реальности. Отслаивается пелена иллюзий, обнажая неприглядные грани американской действительности – социальное неравенство, политические компромиссы и неразрешенные противоречия, которые тщательно скрывались за фасадом блестящего благополучия. Истина, как известно, зачастую оказывается гораздо сложнее и нюансированнее, чем упрощенные и карикатурные представления, навязанные нам в эпоху постсоветского оптимизма.