Описание
Рецензии

Сериал Тихий Дон (1957)

Актеры:
Петр Глебов, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Даниил Ильченко, Людмила Хитяева, Николай Смирнов, Александр Жуков, Наталья Архангельская, Александра Денисова, Алексей Благовестов
Режисер:
Сергей Герасимов
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1957
Добавлено:
сериал полностью из 3 (02.04.2014)
Рейтинг:
8.31
7.70
Один из наиболее пронзительных и значительных романов русской литературы, несомненно, принес своему создателю, Михаилу Александровичу Шолохову, высокую оценку мирового сообщества – престижную Нобелевскую премию. Его место в каноне величайших литературных памятников планеты неоспоримо, и его имя заслуженно числится среди титанов пера, оставивших неизгладимый след в истории искусства. Действие романа разворачивается в переломный период российской истории – на рубеже веков, когда насилие и хаос стали неотъемлемой частью повседневности. Эпоха, отмеченная колоссальными потрясениями, включая опустошительную Первую мировую войну и последующую кровавую Революцию, навела глубокий отпечаток на судьбы людей и особенно на донское казачество. Традиционный уклад жизни был разрушен, а вековые ценности подвергнуты жесточайшим испытаниям и переосмыслению. Казалось, мир, который знали предки, рушится на глазах, оставляя место чему-то новому, неопределенному и порой пугающему. Специфический художественный замысел сериала заключается в детальном и проникновенном повествовании о жизненном пути главного героя, Григория Мелехова. Зрителю предстоит пережить вместе с ним череду лишений, горестей и тяжких испытаний, которые обрушились на него в вихре исторических событий. Захватывающее повествование позволит ощутить весь спектр человеческих переживаний, а виртуозно выстроенные сцены раскроют трагедию времени, отраженную в судьбе одного человека, ставшего зеркалом эпохи. Проект обещает стать не просто экранизацией, а глубоким погружением в атмосферу бурных и драматических лет, когда грань между правдой и ложью, между долгом и желанием становилась все более размытой.
Прежде чем погрузиться в размышления о фильме, позвольте откровенно предупредить внимательного зрителя: нижеследующие строки пронизаны спойлерами, способными разрушить невинность первого знакомства с романом Михаила Шолохова. Если вы еще не имеете опыта чтения "Тихого Дона" или просмотра киноадаптации, настоятельно рекомендую воздержаться от дальнейшего чтения. Экранизация "Тихого Дона" Сергея Герасимова, несмотря на прошедшие годы, сохраняет позиции неприступного лидера среди всех попыток визуализации magnum opus Шолохова. Три серии этого фильма – это не просто пересказ событий книги, это филигранное воспроизведение той неповторимой атмосферы, той аутентичности, которую великий русский писатель вложил в свое творение. Перед нами кинематографическое полотно, рассказывающее о судьбе России в эпоху глобальных трансформаций, когда вековые устои рушатся, словно карточный домик, когда ломаются человеческие жизни и теряется сама ценность бытия. Зритель оказывается не просто наблюдателем, а свидетелем жизни казачьей общины, знакомится с их бытом, традициями и неписаными законами. В картине разворачивается галерея запоминающихся персонажей, среди которых выделяется фигура Григория Мелихова, блестяще воплощенная Петром Глебовым, актером, чья узнаваемость на момент съемок была, скажем так, скромной. Спорно, что возраст актера не вполне соответствовал образу молодого героя, однако Глебов сумел передать всю сложность и многогранность характера Мелехова, воплотить трагизм его судьбы, обреченной на череду потерь и разочарований. Ведь судьба человека в данном произведении – это путь, вымощенный страданиями и лишениями. Молодой Григорий, оказавшись на перепутье, поддается очарованию Аксинии Астаховой, ради любви к которой он готов бросить вызов всему миру. Элина Быстрицкая создает поистине запоминающийся образ Аксинии Астаховой. Ходит устойчивая версия, что во время кастинга актриса буквально клялась режиссеру в своей давней мечте сыграть роль сильной, волевой казачки, готовой на все ради любви. Зинаида Кириенко, исполнившая роль Натальи, сумела передать всю глубину женских страданий, раскрыть образ верной жены Григория. Отдельно хочется отметить великолепную игру Даниила Ильченко в роли Пантелея Прокофьича. Он воплощает те качества, которые ценятся современным зрителем, – мудрость, доброту и умение видеть юмор даже в самых мрачных ситуациях. Пожалуй, Пантелей – единственный герой, способный разрядить напряженную атмосферу шуткой. Сергей Герасимов оказался не просто режиссером, а настоящим сочувствующим читателем, сумевшим уловить и передать тот замысел, который автор вложил в свой роман. Однако, увы, ни одна экранизация до сих пор не смогла избежать необходимости урезания сюжета. Это неизбежная проблема, стоящая перед каждым режиссером, иначе фильм рискует затянуться до бесконечности. Вторая часть романа, в которой ключевую роль играет Илья Бунчук, в фильме представлена лишь фрагментарно. Режиссер пошел на отказ от показа отношений Анны и Бунчука, оставив лишь намеки на их чувства. Но насколько значительна эта потеря для современного зрителя? Скорее всего, незначительна, ведь основное внимание в романе уделяется революционным событиям, причины и следствия которых, к сожалению, не всегда способны удержать внимание аудитории. Сцены Мировой и Гражданской войны развернуты с поразительной реалистичностью и правдоподобием. Батальные эпизоды поставлены с мастерством, превосходящим, казалось бы, возможности того времени. Даже искушенный зритель, привыкший к современным блокбастерам, не может не оценить масштаб и драматизм этих сцен. Особенно впечатляет детальная проработка первого боя, где демонстрируется высочайший профессионализм художника, постановщика и, конечно же, актеров. Убийство Петра, вопреки ожиданиям, не вызывает такого сильного эмоционального отклика, как в поздней и, безусловно, неудачной версии, созданной Бондарчуком. Однако, справедливо отметить, что Герасимовым не до конца раскрыта тема переговоров между казацкими предводителями и представителями красных. Тем не менее, все эти незначительные недостатки не могут омрачить общее впечатление от фильма. Но в чем же заключается трагедия главного героя? Пожалуй, перед нами не просто история личности, оказавшейся в эпицентре событий, не вовлеченной в них по своей воле. Авторы показывают нам судьбу целого поколения, погрязшего в братоубийственной войне, в идеологических спорах и кровопролитии. Мелехов оказался лишь одним из многих, чья жизнь была искалечена жестокостью происходящего, чьи попытки найти истину привели его во тьму, к утрате веры в людей и в самого себя. Фильм, подобно книге, завершается возвращением Григория к полуразрушенному войной дому, к родному сыну – почти единственному оставшемуся у него. Но кто может с уверенностью сказать, обрел ли Мелехов душевный покой после войны и революции? Станет ли жизнь мужчины столь же спокойной, как течение тихого Дона…? Ответьте на этот вопрос сами. Приятного просмотра.
Сложно уложить в краткий отзыв всю глубину чувств и мыслей, рождённых знакомством с таким монументальным произведением, как "Тихий Дон". Эта экранизация – не просто адаптация, а глубокое переосмысление романа, проникнутого гением Михаила Шолохова, писателя, обладавшего редким даром воплощать в словах сложные и противоречивые аспекты человеческой души. Экранизация произведения такого масштаба – задача не из легких, ведь она требует филигранной точности в передаче мельчайших нюансов сюжета и ключевых идей, которые сделали роман поистине культовым. И, к счастью, создателям удалось не только сохранить, но и превзойти ожидания. Более того, некоторые сцены, увиденные на экране, вызвали у меня столь бурю эмоций, что их воздействие оказалось даже сильнее, чем при чтении самого романа. Это свидетельствует о мастерстве режиссера, сумевшего вдохнуть новую жизнь в знакомую историю. Особого внимания заслуживает безупречное соответствие фильма первоисточнику. Чувствуется, что перед нами не просто работа сценаристов, а воплощение авторского видения, пропитанного духом великого писателя. Съемки, выполненные непосредственно в ростовских станицах, на земле, где разворачивались трагические события Гражданской войны, придали картине особую достоверность и реалистичность. И, конечно же, невозможно не отметить блестящий подбор актеров. Читая роман Шолохова, я всегда представлял себе героев именно так, как они воплощены на экране. Актерская игра – просто гениальна, и это можно сказать о каждом, даже о самых эпизодических персонажах. Станиславский бы, несомненно, воскликнул: "Верю!". Полное погружение в происходящее на экране стирает грань между актерами и реальными людьми, заставляя поверить в подлинность происходящего. Сложно представить себе более достойную дань уважения режиссеру Сергею Герасимову, создавшему столь масштабное и трогательное произведение. А его финальная сцена... вызывает самые сильные и противоречивые эмоции. Петр Глебов в роли Григория Мелехова создал образ, который невозможно забыть. Он сумел передать всю сложность и противоречивость своего героя, его метания и поиски истины. Элина Быстрицкая, воплотившая на экране образ красавицы и роковой женщины, блестяще справилась со своей задачей, сумев раскрыть всю глубину и трагизм своего персонажа. Создатели фильма проявили уважение к истории, воссоздав аутентичный образ казацкой женщины той эпохи. Так почему же этот фильм можно смело назвать шедевром? Потому что он вмещает в себя все грани человеческого бытия: любовь и ненависть, страсть и предательство, дружба и борьба. Напряжение накатывает волной, заставляя сердце учащенно биться. Фильм избегает упрощенного противопоставления "красных" и "белых", представляя перед зрителем не политического деятеля или военного лидера, а обычного человека, отчаянно ищущего справедливость и счастье. Мы вместе с ним переживаем ужасы Гражданской войны, где брат идет на брата, сын – на отца. Смерть родственных и дружеских связей, основанных на многолетней близости, кажется немыслимой, но идеология и разные взгляды жестоко раскалывают все вокруг. Мы видим растерянность и смятение, но при этом – силу духа, позволяющую оставаться человеком в бесчеловечных условиях. Именно таким стремился быть Григорий Мелехов, отчаянно пытавшийся найти свой путь, путь, который, к сожалению, не существовал. Его стремление жестоко каралось судьбой. Многие нашли "спасение" в слепой вере в лозунги, оправдывающие жестокость и уничтожение друг друга. Попытка вложить в один отзыв всю глубину романа Шолохова и его экранизации – задача непосильная. Сильные, запоминающиеся сцены рождают множество вопросов и требуют долгих обсуждений. "Тихий Дон" – это не просто фильм, это кинематографический эпос, вершина нашего киноискусства, которым не стыдно гордиться и который с уверенностью можно показывать будущим поколениям. Это история, которая рассказывает о вечных человеческих ценностях и настоящем мужестве. Браво создателям, браво актерам! Это – великий фильм!
Роман Михаила Шолохова "Тихий Дон" – это, на мой взгляд, образец литературного величия, достойный звания лауреата Нобелевской премии. Это поистине грандиозная эпопея, разворачивающаяся на фоне трагических катаклизмов, раздирающих империю и расколовших народ. Однако перед кинематографистом, решившимся на воплощение этого монументального произведения на экране, встает поистине непростая задача: как передать всю палитру чувств, весь размах повествования, запечатленный гением Шолохова? Реализация подобного замысла представляется колоссальным вызовом. Каким образом вместить в рамки кинематографического полотна столь обширный спектр событий, столь глубокие переживания? И все же, Сергею Герасимову удалось, пусть и в трех сериях, передать суть романа, его ключевые моменты. Сергей Бондарчук, в свою очередь, выбрал иной подход, сосредоточившись преимущественно на военных событиях, минимизируя повествование о мирной жизни казаков. Герасимов, казалось, стремился следовать пути своего предшественника, Шолохова, последовательно изображая события Первой мировой войны, а затем переходя к драматическим потрясениям Гражданской войны. Тот леденящий душу реализм военных действий, запечатленный в книжном варианте, находит свое отражение и на экране. Герасимов, подобно опытному проводнику, бережно сохраняет в своем трехсерийном фильме самые значимые эпизоды романа, опираясь на фундаментальные вехи биографии Михаила Шолохова. В отличие от акцента, сделанного Бондарчуком, Герасимов фокусируется на ключевых военных столкновениях, где, к примеру, трагически погибают Анна и Петро. При этом особое внимание уделяется не зрелищным батальным сценам, а жизни и быту Мелеховского двора, центральной укладке казачьей жизни. Воссоздание быта казачьего сословия в фильме 1957 года поражает тщательностью и вниманием к мельчайшим деталям – это бесспорно первая, и самая яркая, удача. Вторая – личное курирование процесса создания картины самим Михаилом Шолоховым. Подобные случаи в истории кино – исключение, а не правило. Однако, нельзя не отметить некоторые моменты, которые, на мой взгляд, могли быть реализованы более удачно: Во-первых, актеру, исполняющему роль Григория Мелехова, явно не хватает соответствия по возрасту. Глебов, с его богатым опытом, безусловно, выглядит органично, однако разница в возрасте с другими персонажами, временами, бросается в глаза. Во-вторых, на фильм наложили отпечаток общественные условности 50-х годов: порой актеры, несомненно, переигрывают, что, однако, было принято в то время. Некоторую диссонанс вызывает и звуковое сопровождение – оркестровые пассажи порой выбиваются из общей атмосферы. В-третьих, масштабная литературная тетралогия обернулась кинематографической трилогией, и, как следствие, много ценного было утрачено – это горестное сожаление. Здесь просматривается та же проблема, что и в экранизации «Войны и мира»: пояснения к происходящему сведены к минимуму, и некоторые эпизоды и персонажи появляются, не оставляя понимания их роли. К счастью, таких моментов немного, и фильм в целом воспринимается с большим удовольствием. "Тихий Дон" - это, без преувеличения, великолепный фильм, достойный просмотра всем ценителям кинематографа. Сомнения нет, что ни одна другая экранизация не смогла достичь той глубины и правдивости, которую удалось передать Сергею Герасимову.