Описание
Рецензии

Сериал Тихий Дон (2006)

Актеры:
Руперт Эверетт, Дэльфин Форест, Ф. Мюррэй Абрахам, Бен Газзара, Наталья Андрейченко, Никита Михалков, Сергей Бондарчук, Владимир Гостюхин, Ирина Скобцева, Борис Щербаков
Режисер:
Сергей Бондарчук, Фёдор Бондарчук
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
Россия, Великобритания, Италия
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 14 (20.09.2012)
Рейтинг:
4.49
4.90
В самом сердце дореволюционной России, в 1912 году, раскинулась тихая, умиротворенная станица Татарская. Веками здесь, из поколения в поколение, передавался опыт и традиции, формируя особую, самобытную культуру этого хутора, словно вырезанного из времени. Жизнь текла неспешным ручьем, сотканным из простых радостей и повседневных забот, пока не зародилась роковая искра, нарушившая эту идиллию. В центре повествования – Григорий Мелехов, молодой крестьянин, чье сердце охватила пылкая, но обреченная любовь к блистательной Аксинье, живущей неподалеку. Однако, судьба распорядилась иначе – Аксинья уже принадлежит другому, и ее супруг, крепкий хозяин, не намерен уступать свою избранницу. Отец Григория, преисполненный беспокойства о будущем сына и понимая, что тайные увлечения чреваты непредсказуемыми последствиями, настоятельно рекомендует ему вступить в брак с Натальею Коршуновой, девушкой доброго нрава и скромного происхождения. Несмотря на волеизъявление старшего поколения, пламя первой любви не желает угасать, и Григорий, терзаемый внутренними противоречиями, продолжает тайком встречаться с Аксиньей, рискуя быть разоблаченным. На горизонте замаячила грозная тень перемен – Начало Гражданской войны потрясло Россию и затронуло даже эту глухую провинцию. Жизнь хуторян была перевернута с ног на голову, а для Григория Мелехова наступила эпоха метаний и потрясений. Не обремененный четкой политической убежденностью, он, словно гость, впутывается в водоворот кровавого конфликта, не зная, какую сторону выбрать. Отчаявшись найти утешение и обрести веру, он меняет присягу, переходя из одного лагеря в другой, и в итоге оказывается в рядах Красной армии. Но даже после пережитых потрясений, после кровавых сражений и идеологических разладов, возвращение домой, в родную станицу, не приносит Григорию долгожданного покоя. Душевные раны, нанесенные любовью и войной, вновь кровоточат, терзая его сердце и не позволяя обрести гармонию. Прошлое, словно призрачный кошмар, не отпускает его, заставляя вновь и вновь пересматривать события минувших дней и предаваться болезненным воспоминаниям.
Воспоминания о "Тихом Доне" Сергея Бондарчука часто вызывают скептические отклики, порой переходящие в ироническое презрение. Не стану я выступать в роли адвоката дьявола, защищая амбициозное творение режиссера. Но позволю себе поделиться своим восприятием, поскольку картина оставила неизгладимый след в моей душе. Фильм, безусловно, сложен для понимания, временами даже нарочито груб в своей подаче, однако он заслуживает внимания и обсуждения. Первое знакомство с картиной породило во мне бурю эмоций, подобную детскому восторгу от просмотра "Войны и Мира", но окрашенную осознанностью взрослого. Ощущение грандиозности сковывало сознание, а напряжение, исходящее от экрана, пронизывало до костей. Эти переживания врезались в память навсегда, омрачая впоследствии более поздние, поверхностные впечатления. Искусство кинематографа, казалось, было погребено под лавиной голливудских блокбастеров, лишив меня возможности постичь подлинную красоту советского кино. Неустанно пересматривая "Войну и Мир", я ощутил непреодолимое желание познакомиться с другими работами Мастера. Однако, за исключением "Они сражались за Родину", остальные попытки остались безуспешными. Отсутствие доступа к этим произведениям, не имея возможности искать устаревшие носители, оставляло меня в плену недостижимого. С появлением всемирной паутины, с ее безграничными возможностями, я погрузился в творческое наследие Бондарчука, стремясь к максимально полному и детальному анализу. И лишь после тщательного изучения, после просмотра всех картин в хронологическом порядке, я смог по-настоящему оценить величие "Тихого Дона". Честно говоря, картина не вызвала у меня столь острого разочарования, как, например, "Борис Годунов". Впечатления были противоречивыми, но отсутствие отвращения, столь часто упоминаемое критиками, я не ощутил. Понимая, что фильм не лишен недостатков и не достиг совершенства, я не мог поверить, что Мастер допустил подобные огрехи, позволив каналу, преследующему исключительно коммерческие интересы, использовать картину в качестве инструмента пропаганды. Несмотря на долгое и тщательное планирование, судьба распорядилась так, что Бондарчук не смог завершить свою работу. Неизвестным образом исчез предварительный монтаж картины, а актеры рассказывали о некачественных дублях. Однако я убежден, что истинная версия фильма, безусловно, найдет своего благодарного зрителя. Конечно, в картине имеются неточности – не всегда достоверные головные уборы и исторически неверное вооружение. Озвучивание Михалкова, особенно в первых сериях, не всегда гармонирует с образом персонажа. Впрочем, я склонен отдавать предпочтение оригинальной звукозаписи. В качестве несомненных достоинств картины следует выделить выдающийся актерский ансамбль. Руперт Эверетт сумел воплотить образ Григория Мелехова с поразительной глубиной и убедительностью. Заслуживает внимания и захватывающая красота пейзажей, а также масштабность военных баталий. Однако, что вызывает сожаление, этих батальных действий в столь грандиозной картине недостаточно. Учитывая его талант, можно было бы проще простить Бондарчуку неудачу с "Борисом Годуновым". Отечественные актеры еще раз продемонстрировали свой высочайший профессионализм, вдохнув жизнь в персонажей с исключительной живостью, правдивостью и талантом. Музыкальное сопровождение, при всей своей самобытности, не передает в полной мере дух Бондарчука. Оно не лишено глубины и изящества, но ощущается несколько отстраненным. Персонажи, несмотря на свою безупречный выбор, кажутся несколько схематичными, они соответствуют каким-то советским стереотипам. Герои Бондарчука, напротив, пронизаны подлинной болью, пережитыми событиями. При просмотре я старался абстрагироваться от отвлечений, от нетрадиционной ориентации актера и от пустых ведер Аксиньи, фокусируясь на глубине мысли режиссера. К сожалению, Мастер не успел завершить свой гениальный труд, лишив зрителей возможности увидеть картину в ее законченном виде.
Эта кинематографическая интерпретация "Тихого Дона" становится катализатором бури чувств, захватывая зрителя в водоворот сострадания, задумчивости и даже легкой меланхолии. Визуальная составляющая, безусловно, является краеугольным камнем успеха картины: великолепная музыкальная партитура, виртуозно переплетающаяся с панорамными съемками завораживающих ландшафтов, создает атмосферу непередаваемой красоты и аутентичности. Режиссерская дотошность проявляется в каждой детали – будь то выверенная пластика персонажей, филигранная работа рук, или даже мимолетные повороты головы, каждый жест пронизан глубоким смыслом. Особое очарование эпизодам, повествующим о судьбе Тихого Дона, придает многослойность, насыщенность скрытыми смыслами и глубоким подтекстом, изобилующим метафорическими образами. Поразительным тому подтверждением является сцена откровений Григория и Натальи. Начавшееся внезапно, едва ощутимое падение мелкого снега окутывает происходящее некой дымкой таинственности, усиливая драматизм момента. В ходе беседы Григорий обнажает свою душевную трансформацию, признаваясь в зарождении отчуждения по отношению к своей законной супруге. Продолжительность сцены, в которой Наталья, облаченная в снежную пелену, слушает леденящие душу слова мужа, подчеркивает не только ее уязвимость, но и трагизм сложившейся ситуации. Безупречная актерская игра – еще один неоспоримый триумф фильма. Мюррэй Абрахам, воплотивший образ Пантелея, с поразительной достоверностью передал дух настоящего казака, заслужив искреннее восхищение. Нельзя не отметить и работу Фореста и Эверетта. Форест блестяще интерпретировала образ Аксиньи, блестяще уловив и воспроизведя характерную манеру взгляда героини. Однако, небольшой диссонанс вносит разница в возрасте между исполнителями главных ролей. В литературном первоисточнике Аксинья значительно старше Григория, в то время как на экране актеры представляются современниками. Эверретт, в свою очередь, с поразительной точностью повторил книжного Мелехова, наполнив его образ глубокой правдивостью и психологической достоверностью. Замечательной работой, однако, несколько снижает качество русского дубляжа, пестрящего архаизмами и намеренной старославянской стилистикой, что придает картине элемент неловкости и некоторой диссонанность. Подобная стилистическая особенность, к сожалению, является ощутимым недостатком. Русская озвучка и Аксиньи, и Григория, выбивается из общего колорита повествования, напоминая даже некачественный перевод с какого-либо малоизвестного источника. В целом, фильм отличается акцентом на романтическом аспекте взаимоотношений Аксиньи и Георгия, что приводит к некоторому приглушению остальных сюжетных линий, разработанных в романе. В связи с этим, данную работу справедливо рассматривать не как полную экранизацию "Тихого Дона", а как интерпретацию любовной истории главных персонажей. В конечном счете, этот кинематографический опыт оставляет после себя яркий след, заслуживая, на мой взгляд, высшей оценки – безусловные 10 из 10. Это не просто фильм, а эмоциональный резонанс, заставляющий задуматься о вечных ценностях и сложной судьбе человеческих отношений.
Необычным образом судьба распорядилась, и мне посчастливилось соприкоснуться с кинематографической интерпретацией "Тихого Дона" Сергея Бондарчука задолго до его версии, созданной Михаилом Герасимовым. Эта предшествующая встреча, к сожалению, не позволила мне довести до конца созерцание труда Герасимова. Произведение режиссёра Герасимова представляется мне лишенным живого интереса, а порой и вовсе утомительным, словно затягивающим в болото рутинности. Интересно отметить, что Бондарчук, при создании этой масштабной саги, ориентировался на восприятие американской аудитории. В результате, он сознательно минимизировал изображение военных перипетий, акцентируя внимание на бурных любовных переживаниях и прорисовке повседневной жизни провинциальной глубинки. Однако, даже несмотря на это, мне кажется, что актёрский ансамбль у Бондарчука не столь убедителен. Руперт, исполнивший роль Эверетта, на мой взгляд, совершенно не соответствует этому образу. Он кажется деревянным, лишенным всякой эмоциональной палитры. Его лицо – непроницаемая маска, словно мимика у него заблокирована. Ничто не выдаёт его душевное состояние, что сильно снижает эффект погружения. В противовес этому, роль Дельфин, безусловно, украшена очарованием и несет в себе отпечаток подлинной казацкой крови. Её игра действительно пленила и вызвала искреннее восхищение. Особого внимания заслуживает и игра Андрейченко, которая воплотила на экране образ поистине прекрасной женщины, обрисовав ее с удивительной достоверностью. Бондарчук, словно заботливый глава семейства, поощрил своих близких, предоставив им подходящие роли в этой грандиозной картине. Даже самому себе он нашёл место в сюжете. Роль Натальи доверена младшей дочери режиссёра, и я признаюсь, что игра этой актрисы поразила меня своей глубиной. В ее исполнении просматривается некая преемственность, словно она подражает отцу, улавливая суть его режиссерского видения. И в завершение хочется отметить, что Сергей Бондарчук обладает уникальным даром – он феноменально передает красоту окружающего мира. Благодаря его мастерской операторской работе, природа предстает перед нами во всей своей первозданной красе, завораживая своей неповторимостью. Именно поэтому река Дон в его фильме выглядит настолько реалистично, словно зритель может почувствовать ее прохладу и услышать шелест камышей на ее берегах.