Описание
Рецензии

Сериал Тысяча душ
Актеры:
Василий Лановой, Валентина Малявина, Николай Гриценко, Виктор Кольцов, Владимир Покровский, Алла Казанская, Виктор Зозулин, Агнесса Петерсон, Эрнест Зорин, Александр Кашперов
Режисер:
Борис Ниренбург
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1971
Добавлено:
сериал полностью из 3
(13.03.2020)
На экране оживает драматическая история, воссозданная на основе литературного наследия Алексея Писемского. Представление, выдержанное в духе театральной магии, переносит зрителя в атмосферу русской провинции середины сороковых годов девятнадцатого столетия. Местечко, лишенное имени на карте, пульсирует размеренным ритмом повседневной жизни. Здесь простодушные люди, довольствующиеся скромными радостями, контрастируют с безмерным честолюбием и ненасытной жаждой обогащения влиятельных особ и представителей власти.
Несправедливое пристрастие чиновников к золоту и власти постепенно подтачивает устои общества, разрушая общепризнанные моральные ориентиры и духовные ценности. Великолепие актерской игры украшает постановку благодаря выдающемуся Николаю Гриценко – личности, чье имя стало синонимом гения. Обладая поразительной универсальностью, актер, казалось, не имел фиксированного амплуа, с невероятной легкостью воплощая на экране образы самых разнообразных персонажей. Его спектакли «Идиот», «Маленькие трагедии», «Живой труп» и многие другие давно стали классикой, завоевав любовь и признание широкой публики.
В центре повествования – Калинович, интеллигентный выпускник университета и начинающий литератор, стремящийся обрести достойное место в мире профессий, и вынужденный принять должность смотрителя училища в отдаленной провинции. Он искренне верит в свою способность покорить вершину признания. Однако судьба готовит ему немало испытаний и заманчивых искушений. Внезапно в его сердце западает молодая и искренняя Настя Годнева, дочь предыдущего смотрителя. Тем не менее, расчетливый Калинович не позволяет себе поддаться чувству, направляя свои амбиции к более перспективным и выгодным отношениям. Его взор падает на Полину Шевалову, наследницу огромного состояния, что открывает перед ним новые горизонты карьерного роста и материального благополучия.
Редко кто в наши дни вновь обращается к наследию Александра Николаевича Писемского, а это, без сомнения, большая упущенная возможность. Предлагаю же вам весьма перспективный путь для знакомства с его произведениями – посредством одной из "фильм-спектаклей", жанра, когда-то занимавшего почетное место на советском телевидении. Это яркий, достойный представитель ушедшей эпохи театральной адаптации. Не стоит ожидать от Писемского того психологического прозрения, той бездонной глубины человеческой души, которой знаменит Достоевский; он не откроет перед изумленным зрителем такие же запутанные лабиринты мотивов и переживаний. Однако, он предоставляет уникальную возможность погрузиться в атмосферу жизни, быта, нравов и обычаев Российской империи середины XIX века, нарисовать в воображении картину епохи с поразительной достоверностью.
Особого внимания заслуживает мастерская игра Николая Гриценко, воплотившего на экране образ обаятельного и коварного соблазнителя, поставившего в тупик наивного главного героя (блестяще сыгранного Лановым). Лановой, несомненно, не подкачал, хотя трансформация характера героя, признаться, представляется несколько искусственной и поспешной. Тот резкий скачок от приобретения богатства посредством брака с "неимущей" девушкой до превращения в кровожадного тирана, мстителя, ниспровергателя законности и справедливости – кажется нелогичным и порой оставляет вопросы без ответов. Почему? С какой целью? Однако, наблюдать за игрой Ланова всегда – настоящее эстетическое наслаждение.
Притягательна и главная героиня, которая разрушает шаблонные представления о воспитании и положении женщин в эпоху Тургенева. Она обладает необычайной самостоятельностью, непримиримой своенравностью, раскрепощенностью и независимостью, несмотря на ограниченность законного права для женщин того времени – закона, лишавшего их возможности владеть даже собственным паспортом, заключавшего их юридически в орбите супругов или иных опекунов. По сути, эту экранизацию, как и оригинальное произведение, можно с полным правом назвать "Утраченными иллюзиями". Ее стоит увидеть, потому что на таком высоком художественном уровне, с такой визуальной насыщенностью и убедительностью, литературные произведения, к сожалению, практически не адаптируются для современного экрана. Это настоящая находка для тех, кто ценит искусство и жаждет погрузиться в атмосферу минувшей эпохи.
Рекомендуем к просмотру