Описание
Рецензии

Сериал Угрюм-река
Актеры:
Афанасий Кочетков, Виктор Чекмарев, Георгий Епифанцев, Валентина Владимирова, Гиви Тохадзе, Александр Демьяненко, Валентина Телегина, Людмила Чурсина, Евгений Весник, Иван Рыжов
Режисер:
Ярополк Лапшин
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1968
Добавлено:
сериал полностью из 4
(18.10.2012)
Рейтинг:


В самом сердце диких краев, где седые холмы встречаются с поросшим лесом горизонтом, простирается Угрюм-река – не просто водный поток, а живая, дышащая сущность драматического телесериала. Ее прохладные, лазурные воды, омывающие широкое ложе, хранят в своих непроглядных глубинах калейдоскоп судеб: обещание безбедности, горькие уроки фатума и призрак несбывшихся грез. На берегах ее, словно в священной обители, разворачиваются истории человеческой жизни. Неизгладимый след оставил здесь каждый обитатель прибрежных селений, отдав реке часть своего внутреннего мира. В ее зеркальной глади отразились бесчисленные слезы горького разочарования, она стала свидетельницей мучительных недугов, укрыла в своей тишине страстные клятвы, рожденные под покровом ночи, и наблюдала, как алчность и тяга к могуществу ослепляют даже самых благородных духом.
Сюжетные линии сплетаются вокруг простых, незатейливых крестьян – хранителей древних традиций и молчаливых наблюдателей вечных тайн. Каждый из них – словно запечатанный сосуд, бережно хранящий мрачные секреты семейного прошлого, которые обнажаются лишь в доверительной беседе с близким человеком или в минуты одиночества, когда душа изливает накопившуюся боль. В их глазах читается мудрость, закаленная годами, и скорбь, посеянная неумолимым временем.
Но хрупкий мир этой идиллии оказывается под угрозой. Надвигается настоящая трагедия: Угрюм-река, сердце и душа этого края, находится на краю экологической катастрофы. Грязевое производство, разросшееся на окраине, начинает источать ядовитые отходы, отравляющие некогда чистые воды. Это не просто экологическая беда – это вызов, который грозит разрушить не только природный ландшафт, но и уклад жизни, и саму душу этого забытого богом края, заставляя его обитателей вступить в неравную борьбу за свое будущее.
В свое время имя Романа Шишкова звучало как феникс, возрожденный из пепла литературной безвестности. Его творение, пронзительное и глубокое, вызывало живейший интерес, не ограничиваясь узким кругом ценителей высокой интеллектуальной кухни. Фильм, снятый по этому роману, явился настоящим кинематографическим событием советской эпохи, обретя бесчисленную плеяду преданных почитателей. Лишь спустя значительное время, когда угасли отблески ранее прочтенного, мне посчастливилось приобщиться к этому кинематографическому шедевру, и память, словно туман, поглотила многие нюансы первоисточника.
Безусловно, кинематографический формат, по своей природе, не способен вместить в себя всю полноту и многогранность литературного произведения, не способен передать все тонкости и изысканные детали, развернутые в романе. Невозможно в полной мере раскрыть глубину характеров героев, запечатлеть все перипетии их трагических или радостных судеб. Тем не менее, режиссеру Ярополку Лапшину удалось, с поразительной точностью, уловить и передать ключевую, первостепенную идею – о немощи человеческой воли перед мощью природных сил, о том, что необузданный нрав Угрюм-реки не поддаётся никакому контролю, не склоняется перед чьей-либо волей.
Особенно ярким и запоминающимся, словно негативное изображение, отпечатанное на сетчатке глаза, явился образ Анфисы, воплощенный на экране блистательной Людмилой Чурсиной. Её игра была поистине филигранной, она сумела передать всю сложность и многослойность этого неоднозначного персонажа.
Позволю себе добавить: если вы испытываете искреннюю симпатию к этому фильму, но до сих пор не осмелились прикоснуться к первоисточнику, то будьте уверены: чтение романа доставит вам ни с чем не сравнимое, неописуемое наслаждение, откроет новые горизонты понимания и заставит пережить мгновения, насыщенные глубокими эмоциями.
9 из 10.
Совершенно неожиданным образом моя судьба свела меня с этим кинематографическим произведением, которое впоследствии обросло разветвленной серией эпизодов. Этот фильм прочно ассоциируется с моими детскими годами, вызывая ностальгическое восхищение, особенно благодаря блистательной игре Л. Чурсиной и выдающемуся Г. Епифанцева. Впрочем, появление фотографии Л. Чурсиной в современной интерпретации вызвало некоторое замешательство. Честно говоря, мне непросто примириться с её нынешним образом, с её новыми ролями. Кажется, лучше оставить воспоминания о ней в той прекрасной, чистой ипостаси, в которой она запечатлена в моем сердце.
Григорий Епифанцев – это нечто особенное, феноменальный актер, воплощение мужественности в ее наиболее благородном проявлении. Он обладает таким редким даром – завораживать, убеждать, заставлять сопереживать. К сожалению, не каждому дано достичь такого же пика мастерства, как и отцу, что, безусловно, не умаляет достоинств его сына.
Сегодняшний зритель привык к растянутым нарративам, к многосерийным эпопеям, но тогда, в те времена, 90 минут были достаточными, чтобы полностью погрузиться в сюжет, не отрываясь ни на секунду. И дело не только в увлекательности повествования, но и в потрясающей игре актеров, которая была на вершине своего развития. Они были для нас не просто исполнителями ролей, а настоящими кумирами, ориентирами, вдохновителями.
Безусловно, я с огромным удовольствием вновь окунусь в атмосферу этого фильма-сериала, перечитывая при этом произведения Шишкова, чьи работы вдохновили создателей этого шедевра. Искреннее почтение всем, кто внес свой вклад в создание этого незабываемого произведения искусства.
Рекомендуем к просмотру