Описание
Рецензии

Сериал Умник

Актеры:
Александр Гордон, Екатерина Вуличенко, Елена Санаева, Валерий Баринов, Евгений Антропов, Андрей Покатилов, Эдуард Флёров, Мария Романова, Василий Брыков, Дмитрий Мазуров
Режисер:
Тимур Алпатов
Жанр:
детективы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2013
Добавлено:
сезон полностью из 16 (26.04.2016)
Рейтинг:
6.51
Иногда даже признанные мастера слога, чьи произведения покоряют сердца миллионов, сталкиваются с мучительными периодами творческого застоя. Муза, казалось бы, навеки покинувшая их, оставляет их в глубокой тревоге и отчаянии. Словно иссякает колодец вдохновения, рождая лишь пустоту и разочарование. Подобное испытание не обошло стороной и нашего героя, Романа, писателя, чьи книги давно уже стали неотъемлемой частью литературного ландшафта. С приближающимся сроком сдачи рукописи редакторам, его терзали неутихающие сомнения и ощущение полной творческой несостоятельности. Он, чьи пальцы привыкли танцевать по клавишам, извлекая из них созвучия прекрасных фраз, теперь не мог сочинить даже пару строк, казалось, запертый в невидимой тюрьме творческой апатии. Отчаянно нуждаясь в новой искре, в глотке свежего воздуха, Роман решился на необычный шаг – он направился в здание Следственного комитета, желая заглянуть за кулисы работы правоохранительных органов, проникнуться атмосферой, наблюдая за деятельностью, скрытой от посторонних глаз. Он надеялся, что наблюдение за реальностью, за сложной работой людей, стремящихся к справедливости, пробудит в нем дремлющие творческие силы. В этом неординарном месте его взгляд привлек внимание Евгении Огаревой – сотрудницы Следственного комитета, воплощавшей в себе сочетание внешней строгости, безупречной красоты и остуженного интеллекта. Ее проницательный взгляд, уверенные и взвешенные жесты, внутренняя сила и целеустремленность произвели на писателя глубокое впечатление. Недолго думая, Роман решил, что Евгения станет центральной фигурой его нового романа, очарованный ее силой духа и необычайными личными качествами. Его рождение произошло не сразу, но встреча с Женей стала тем импульсом, который, подобно электрическому разряду, пробудил спящие творческие способности. Она, словно муза из древнегреческой мифологии, одарила писателя новым запалом, возродила вдохновение. И вот, кажется, в сердце Романа вспыхнуло новое чувство, всепоглощающее и необузданное – он по уши влюблен в Евгению Огареву.
Признаться, мое отношение к телевизионным адаптациям, пришедшим к нам из-за рубежа, скорее сдержанное, нежели неприязненное. Однако, впечатления от них чаще всего оказываются разочаровывающими. Сценаристы, кажется, обречены на создание невнятных, труднопостижимых сюжетов, оставляющих зрителя в глубокой задумчивости, не всегда приятной. В памяти всплывают порой трагикомичные имитации культовых зарубежных проектов: помните "Родину", "Клима" и другие подобные попытки? Особым разочарованием обернулась адаптация знаменитого британского сериала "Лютер" – проект, откровенно лишенный всякого обаяния. Честно говоря, трудно представить, какую степень нелюбви к своей аудитории должен испытывать автор, чтобы выпустить нечто подобное. Но, увы, наши творцы не останавливаются на достигнутом. Они продолжают подсовывать зрителям зрелищные, но при этом совершенно бессмысленные истории, паразитирующие на чужих идеях. Добро пожаловать в обитель пошлости под названием "Умник". Почему такое определение? Потому что эта вольная и извивающаяся интерпретация "Касла" превзошла все мои самые пессимистичные ожидания. Настолько поверхностный и безнадежный проект, что комментарии кажутся излишними! Когда я увидел этих жалких пародий на Касла и Беккет, меня буквально охватило отчаяние. Это честно! Представьте себе человека, абсолютно не разбирающегося в тонкостях следственных мероприятий и процедурах работы в отделе полиции… Вот вам наша Беккет, воплощенная на экране Вуличенко. А теперь представьте себе седого писателя, изо всех сил пытающегося выглядеть крутым мачо, но вызывающего лишь жалость и острое желание уступить ему место в общественном транспорте! Вот вам наш Касл Гордон. Но дело не только в актерской игре. Персонажи, сами по себе, крайне слабы и неинтересны. Изучать их скучно, наблюдать за ними – еще скучнее. Детективные истории выливаются в нечто совершенно монотонное и абсолютно лишенное какой-либо ценности. Я просто поражаюсь, как вообще можно выпустить такое нечто на суд зрителей. Смотреть можно разве что из чистого любопытства. Вряд ли кто-то испытает искренний интерес к этой пародии на героев оригинального сериала. Мне кажется, стоило бы более тщательно перенимать фундаментальные элементы оригинала, а не изобретать велосипед, который, к тому же, совершенно не едет. Вместо дочери у главного героя – сын, который пытается объяснить отцу тонкости психологии женщин. Думаете, в отца пошел? Не совсем. Помните супругу Касла? Авторы решили, что ее присутствие не слишком необходимо, и просто о ней забыли. А что насчет мамы Касла? Решили, что нет смысла нанимать актрису преклонных лет, поэтому взяли молодую актрису и сделали из нее… домработницу! Как тут не посмеяться? В общем, если во время просмотра вас начнет мутить, вас начнет тошнить, если у вас закружится голова и появится головная боль... вините в этом этот проект. Поверьте, он совершенно не располагает к позитивным эмоциям. Это откровенный провал во всем! Попробуйте разобраться в сюжете – и вы обнаружите, что сюжетных дыр больше, чем в старой авоське. Постарайтесь увлечься героями – и вы осознаете, что все самые лучшие черты оригинальных персонажей были вытоптаны в грязь, а все худшее – наоборот, возведено на пьедестал. Если вы попытаетесь найти хоть крупицу здравого смысла в этом фильме, вас ждет жестокое разочарование. Потому что эта макулатура совершенно не заслуживает внимания. Пересмотрите лучше "Касла"! Может, улучшится настроение!
С первых же минут погружения в этот кинематографический эксперимент, ощущается неизбежность предсказуемого финала – банальное и вульгарное переложение давно избитых концепций. Попытка ухватиться за формат, который уже зарекомендовал себя как-то иное время, обернулась катастрофической нелепостью, лишенной всякого очарования и живости. Не стану скрывать, я с огромным удовольствием и восторгом наблюдал за приключениями Ричарда Касла, чья остроумная и харизматичная натура пленила сердца миллионов. И "Менталист" в свое время доставил немало приятных минут, оставляя после себя ощущение завершенности и гармонии. Но что же мы видим сейчас? Кажется, создатели просто решили воспроизвести знакомую формулу, но в итоге получили нечто столь бездушное и корявое, что это вызывает не просто скуку, а настоящее изумление, граничащее с недоумением. Нельзя не признать, что это зрелище оставило после себя глубокое разочарование, заставившее меня задуматься о критериях отбора проектов для широкой аудитории. Я когда-то предполагал, что "Касл" является своеобразной пародией на психоаналитические методы, но даже в первом сезоне разработчики пытались привнести нечто свежее, искренне вкладываясь в создание увлекательного повествования, а образ Охлабыстина вызывал только улыбку. Однако перед нами – нечто иное, нечто, что порочащее название "Умник" не может оправдать. Возникает непреодолимое желание деликатно, но настойчиво порекомендовать создателям этого произведения поразмыслить над последствиями их начинаний, ведь ни сюжетная канва, ни актерская игра не соответствуют элементарным стандартам качества. Дэвид Гордон, безусловно талантливый исполнитель, в роли гламурного ловеласа выглядит чрезвычайно неубедительно. Ему попросту не подошел возраст, который когда-то был присущ Каслу, когда разворачивалась захватывающая история его взаимоотношений с Беккет. Несмотря на все симпатии, которые я испытываю к Гордону как к актеру, его образ вызывает ассоциации не с соблазнительным "Дон Жуана" и тем более не с энергичным Натаном Филлионом, а с очаровательным актером, пережившим лучшие годы. Я готов признать, что Гордон добросовестно вкладывается в свою роль, но, к сожалению, выбор актера под этот архетип оказался грубейшей ошибкой. Авторы сценария заслужили лишь порицание за столь поверхностный подход к работе. Вся динамика повествования лишена правдоподобия, а главный герой не вызывает доверия. Если вспомнить о том, как в "Касле" каждая серия представляла собой отдельное, увлекательное расследование, то здесь каждое дело – это воплощение уныния. Каждый эпизод – это тяжкое бремя для меня и для экрана моего компьютера. Образ следователя Огаревой вызывает недоумение – скромница, одетая в вызывающий наряд, и, судя по ее диалогам, абсолютно некомпетентна в своей профессии. Неужели не нашлось средств на приглашение хотя бы элементарного консультанта? Подытоживая, я воздержусь от оценок технической реализации проекта – это отдельная тема для бесполезных размышлений. Необходимо подчеркнуть, что создатели совершенно одурачили проект, поправев криворукими сюжетными линиями и актерами, чья игра оставляет желать лучшего. "Умник" занимает место среди тех произведений, которых я обычно называю непристойным отбросом современного телевидения. Этот сериал не достоин ни вашего, ни моего внимания. Первоначальная задумка, обладающая потенциалом, была окончательно похоронена под лавиной небрежности и безвкусицы. Слава богу, что создатели оригинального "Касла" не удостоились увидеть это. Надеюсь, что это не омрачило их наследие. Оценка? Один балл из десяти... или, возможно, даже ноль – это было бы вполне справедливым наказанием.
Я не могу не признать, что данный проект вызывает глубокие сомнения в своей актуальности и концептуальной проработанности. Возникает ощущение, будто время и замысел разминулись, породив нечто, что, возможно, является самым причудливым и нескладным творением, увиденным на отечественном кинематографическом полотне. В эпицентре повествования – персонаж, неустанно стремящаяся обрести достойный заработок, однако, её образ предстает перед зрителем как нечто не вполне убедительное, лишенное веса и значимости. Подвергать эту киноленту критическому анализу или нет – право каждого. Однако, несомненно, следует понимать, что этот сериал вряд ли сможет побороться за высшие рейтинги. Каждая мелочь, каждая деталь в этой постановке исполнены с изрядной долей небрежности, граничащей с абсурдом. Отношения между персонажами кажутся невероятно запутанными и аномальными, словно персонажи оказались заложниками нелепых схем и невнятных привязанностей. Второстепенные герои, вместо того, чтобы обогатить повествование, представляются картонными, лишенными глубины и потенциала. Особенно разочаровывает искаженное изображение работы правоохранительных органов. Этот аспект выглядит нарочито неправдоподобным, лишенным всякой логики и реалистичности, не оставляя возможности провести параллели с настоящей работой полиции. Это, по сути, недостоверная и поверхностная выдумка, далекая от реалий. Если уж и создают подобные сериалы, то было бы целесообразно стремиться к хоть какой-то степени соответствия с окружающей действительностью, с теми негласными законами и нравами, которые управляют жизнью. К сожалению, и присутствие А. Гордона в этом проекте вызывает вопросы. Его персонаж предстает как саркастичный и самодовольный тип, поглощенный исключительно своим образом, что, пожалуй, не соответствует его актерскому таланту и имиджу. Его появление в этой ленте кажется совершенно неуместным, словно он был вырван из другого контекста. Не понимаю, как ему вообще удалось получить такую роль. И, если честно, не думаю, что это принесет пользу ни ему, ни зрителю.