Описание
Рецензии

Сериал Андеграунд / Underground

Жила-была одна страна, Bila jednom jedna zemlja
Актеры:
Мики Манойлович, Лазар Ристовски, Миряна Йокович, Славко Штимац, Эрнст Штёцнер, Срджан Тодорович, Миряна Каранович, Милена Павлович, Данило Бата Стойкович, Бора Тодорович
Режисер:
Эмир Кустурица
Жанр:
драмы, комедия
Страна:
Югославия, Германия, Франция, Чехия, Венгрия, Болгария
Вышел:
1995
Добавлено:
сериал полностью из 6 (29.01.2018)
Рейтинг:
7.94
8.00
В зловещей тени Второй мировой войны, в самом сердце Белграда, расцвела теневая индустрия. Под покровом ночи, вдали от глаз официальных структур, возникли нелегальные мастерские, где отважные души, отвергнувшие фашистскую диктатуру, с маниакальным упорством возводили оружие сопротивления. И даже после окончательного коллапса режима, когда на поверхности воцарилась кажущаяся стабильность, эти тайные производственные ячейки продолжали функционировать, опережая время и ускользая от всевидящего ока властей. Годы шли, жизнь в высших кругах общества текла размеренным руслом, в роскошных особняках и светских салонах царили покой и благополучие. Забыв о тех, кто трудился в недрах города, обитатели «верха» не имели ни малейшего представления о бурлящей подпольной деятельности, о целой параллельной вселенной, существующей прямо под их ногами. Предлагается погрузиться в захватывающую, насыщенную драматизмом сагу, где сюжетные линии переплетаются с поразительной непредсказуемостью, а герои, словно яркие вспышки, разгораются на фоне темной ночи. Зритель столкнется с опасным, но неодолимо притягательным миром нелегальной торговли, где действуют жесткие, неписаные законы, а могущественные фигуры ведут свою, скрытую от посторонних ушей, борьбу за влияние и господство. Здесь мораль размыта, риски зашкаливают, а на кону стоит не просто выживание, но и судьба целого города.
Безусловно, не существует людей, абсолютно безупречных ни в физической, ни в психологической сфере. Эмир Кустурица, выдающийся деятель югославского кинематографа, пленяет воображение буйством фантазии и поразительным даром повествования. Примечательно, что несмотря на фактическое прекращение существования Югославии, режиссер сохраняет свой взгляд на происшедшее, не соглашаясь с этим фактом. Одним из самых значимых его творений является фильм "Андеграунд", выполненный в узнаваемом, характерном для Кустурицы стиле. Он смело сочетает глубокие, серьезные темы с элементами фарса и эксцентричности, где трагедия оттесняется на второй план, уступая место комедии. Режиссер не раз делился своими переживаниями о суровой реальности, о калейдоскопе событий, вынуждающих людей испытывать горе. Вместо этого он предпочитает выстраивать буффонаду, предлагая публике находить повод для смеха, ведь в ином случае, по его мнению, жизнь рискует превратиться в невыносимую тягость. "Андеграунд" - яркое тому подтверждение. Что же представляет собой эта картина? Жанровое определение чрезвычайно затруднительно, сложно выделить четкие границы между вымыслом и реальным событием. Разворачивающееся на экране полотно напоминает мифологическую сагу, окутанную мрачной атмосферой. Здесь есть место и насильственным действиям, и жестокости, но все это смягчено лекарьствами юмора. В сущности, это история о стране, которая когда-то существовала, а затем канула в лету. Кустурица стремился создать кинокартину о бывшем народе Югославии, затронутом язвами Гражданской войны. В одночасье бывшие добрососедские отношения превратились в враждебность, вызвав ощущение всеобщего безумия и абсурдных претензий. Это была не вымышленная история, а болезненное отражение реальных событий, прочувствованное режиссером. Он ощутил всю масштабность трагедии, находясь на излете своей родины, во Франции, где выполнял контракты. Не в силах физически присутствовать, он поддерживал связь, передавал информацию, убеждал… Его мнение ценилось, к нему прислушивались. Кустурица не желал вступать в водоворот Гражданской войны, считая ее братоубийством. Слободан Милошевич пытался удержать страну от распада, против создания множества новых государств. Его поддерживал и Кустурица, решив обнародовать этот абсурд, охвативший его родную землю, привлекая внимание общественности к проблемам, последствия которых были катастрофическими. Единство народов было основой силы государства, а его распад – потерей этой самой силы. Кустурица надеялся заставить зрителя задуматься о судьбе исчезнувшего государства и народа, некогда единого, а теперь разобщенного. Душан Ковачевич стал его верным соратником. Благодаря их совместным усилиям родилась эта уникальная история, где фантастика переплетается с реальностью, представляя собой своего рода экскурс в прошлое, охватывающий полвека – от мрачного 1941 года до трагического 1992 года, когда разгорелась Гражданская война на территории Югославии. Актеры вновь появляются на экране, но в совершенно иных ролях, создавая иллюзию цикличности и взаимосвязанности. Попытки описать сюжет в нескольких словах обречены на провал; эту картину нужно видеть собственными глазами. Среди множества героев выделяется Мики Манойлович, коммунист-активист, а также Марко, и неизменный лидер государства Тито, долгое время манипулировавший общественным сознанием. Марко демонстрирует не меньшую хитрость, порой и с собственным кумом. В подземном бункере, с времен войны, ведется производство оружия партизанами, твердо верящими в победу над фашистами. Однако фашистская угроза давно миновала, о чем подпольщики не подозревают, а произведенное оружие перенаправляется на черный рынок. Партизаны оказались изолированы от внешнего мира, их вселенной стал бункер, а о происходящем за его пределами они не имели представления. Но однажды наступило время покинуть это убежище, и их охватили противоречивые чувства. Их страх был вполне обоснован, ведь они провели большую часть жизни в заточении, не зная радостей свободы. Эта история не может оставить равнодушным, она трогает до глубины души. В финале сложно сдержать слезы, и трудно представить себе зрителя, который не испытает эмоций. Фильм – это свидетельство слаженной работы актеров, режиссера, сценариста и оператора. Даже музыкальное сопровождение подобрано с особой тщательностью, создавая атмосферу напряжения или, напротив, облегчения. Премьерный показ состоялся в 1995 году на Каннском кинофестивале, где Кустурица был удостоен звания классика мирового кинематографа, и рядом с его именем звучали имена Скорсезе, Копполы. Однако «Андеграунд» не был принят с восторгом, его создателя обвиняли в провокациях и политической пропаганде. Кустурица не стал оправдываться, полагая, что истинные ценители искусства смогут увидеть в картине задуманное, смогут понять послание, которое он хотел донести до общественности. Он чувствовал боль за свою страну, за междоусобицы, разъединившие ее, и даже задумался о прекращении своей карьеры. Однако, к счастью, он передумал, и мир получил от него еще много замечательных киноработ. Но «Андеграунд» навсегда останется уникальным явлением в его творчестве. Это кинокартина огромного масштаба, и я призываю вас посмотреть ее и убедиться в этом сами…
Творчество Эмира Кустурицы – явление кинематографическое, сложное и многогранное, способное не оставить равнодушным ни одного ценителя авторского кино. Его фильмы – это своеобразные лабиринты, где переплетаются гротеск, трагедия и абсурд, заставляя зрителя переосмысливать привычные представления о мире. Он не просто рассказывает истории, он создает целые вселенные, населенные яркими, противоречивыми персонажами, чьи судьбы неразрывно связаны с историческими потрясениями. Представленный проект, облеченный в форму сериала, затрагивает темы, которые, как правило, остаются за рамками привычного кинематографического дискурса. Это повествование, сотканное из обрывков трагических событий, что навсегда изменили облик целого региона. На экране разворачивается драматическая летопись одной страны, где каждый эпизод обнажает глубокие раны и непредсказуемые повороты судьбы. Сюжет столь замысловат и насыщен деталями, что погружение в него становится настоящим испытанием для восприятия. Невозможно оставаться безучастным, рассматривать происходящее с позиции наблюдателя – все смешивается, переплетается, обжигая своей остротой. Калейдоскоп событий стремительно сменяет друг друга, не оставляя времени на размышления, требуя немедленной реакции и эмоционального отклика. Особого внимания заслуживает проработка образов – каждый персонаж, даже второстепенный, обладает своей глубиной и индивидуальностью. За их действиями, жестами, репликами невозможно не следить, ведь именно они раскрывают сложность человеческих мотивов и переживаний. В сюжете кипит жизнь, энергия бьет ключом, захватывая зрителя в водоворот событий. Чувствуется, что герои делятся с публикой не просто информацией, а частичку своей души, обнажая самые сокровенные мысли и чувства. Этот реализм настолько силен, что порой не верится в происходящее, вызывая ощущение присутствия в эпицентре бури. В процессе просмотра не остается пространства для анализа – ты просто погружаешься в поток событий, откладывая размышления на потом, чтобы не упустить ни одной детали. Чтобы по-настоящему ощутить мощь этого произведения, необходимо пропустить его через себя, позволить истории проникнуть в самое сердце, только тогда вы сможете в полной мере насладиться его великолепием. Название проекта – намеренно неоднозначное, оно не сковывает повествование, не задает определенного тона. Оно лишь указывает на существование некой подпольной жизни, существовавшей до трагического распада государства. Это распад, разделивший народ, стал настоящей трагедией для многих, разрушил привычный уклад жизни, перечеркнул мечты и надежды. Люди, словно во сне, жили в изоляции, не желая осознавать происходящее, не стремясь к переменам. Им было комфортно в этой рутине, они находили свое место в этой системе. Но история, как неумолимая река, течет своим чередом, и Югославия распалась. Символичный момент: танк разрушает хрупкую иллюзию подпольной жизни, заставляя людей взглянуть в лицо новой, незнакомой реальности. Что ждет их впереди? Как они справятся с этим вызовом? Смогут ли они принять новый мир и найти в нем свое место? Некоторые, словно Иван Дрен, не готовы смириться с потерей любимой страны и видят лишь один выход – уйти из жизни вместе с ней. Другие, подобные Петру Черному, поддаются отчаянию и замыкаются в своей собственной, зачастую безумной, войне. Есть и те, кто, как Марко Дрен и Наталья, решаются на новое начало, пытаются адаптироваться к изменившимся условиям и даже найти в этом шанс для заработка. Перед нами предстает трагическая история народа, оказавшегося между двух полярных идеологий – коммунизма и демократии. Выбор был сложен, чувства были противоречивы, и не всем удалось найти свой путь в новой реальности. Этот проект, безусловно, заслуживает внимания зрителей, ведь он затрагивает важный исторический пласт, демонстрирует жизнь страны, пережившей колоссальные изменения. Слова Кустурицы, завершающие повествование – «эта история никогда не закончится» – отражают всю глубину и масштаб трагедии, подчеркивают ее актуальность и значимость. Приятного просмотра и благодарю за ваше время!
Признаюсь, я не могла даже вообразить, что сюжет подобного рода сможет пробудить во мне искренний интерес. Однако, справедливости ради, необходимо отметить деликатный режиссерский замысел, безупречное музыкальное оформление и поистине блистательный подбор актеров на воплощение каждой роли. Ранее я не относилась к приверженцам кинематографического творчества Эмира Кустурицы, и более того, никогда не ознакомилась с его работами. Однако, поездка в Белград, столицу Сербии, и углубленное изучение наследия этого выдающегося югославского и сербского режиссера и актера кардинально изменили мою позицию. Предлагаемая картина структурирована на несколько взаимосвязанных эпизодов, разворачивающихся в различные исторические периоды, терзавшие судьбу страны. В то же время, общая продолжительность повествования составляет около трех часов – внушительный, но вполне оправданный объем, учитывая масштаб затронутых событий. Изначально рассказ фокусируется на событиях, разворачивавшихся в эпоху Второй мировой войны. Мы являемся свидетелями отчаянных попыток людей спастись от разрушительных бомбардировок, укрывающихся под землей, в тщательно замаскированных убежищах. Параллельно развивается жизнь на поверхности, продолжая свое неспешное течение даже в условиях всеобщего страха. Позднее время неумолимо движется вперед, военные действия уходят в прошлое, но страх все еще сковывает души многих, удерживая их в замкнутом пространстве подземных укрытий. Лишь когда угасает последний оплот отчаяния и люди обретают веру в наступление мира, они готовы к возрождению, но на смену одному кошмару приходит другой – война между республиками Югославии, вновь омрачающая горизонт. Созерцая картину в настоящем, проясняется замысел автора, его стремление донести некую, глубокую истину до зрителя. С пеленой времени становится видно, что за эти годы в этой стране мало что изменилось, и там по-прежнему тлеет огонь конфликта, вновь воцаряется всеобщий страх за будущее, за благополучие детей. Фильм был создан в 1995 году, и его заключительные слова, эхом отдающиеся в сознании, гласят: "У этой истории нет конца." Это не просто констатация факта, это горькое предостережение, заставляющее задуматься о цикличности человеческой трагедии. Сюжет картины несомненно увлекателен, хотя, возможно, слегка избыточен в своей продолжительности. Его ценность заключается в новаторской подаче, глубокой смысловой нагрузке и, конечно, в пронзительном музыкальном сопровождении, которое мастерски создает настроение, необходимое для восприятия этого не простого для просмотра произведения искусства.