Описание
Рецензии

Сериал Утесов. Песня длиною в жизнь

Актеры:
Богдан Бенюк, Марина Александрова, Марат Башаров, Вера Воронкова, Наталья Гатиятова, Сергей Гирин, Алексей Горбунов, Владимир Горянский, Нонна Гришаева, Анатолий Дяченко
Режисер:
Георгий Николаенко, Валентина Николаенко
Жанр:
отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 12 (11.11.2012)
Рейтинг:
6.09
В знаменательный год своего семидесятилетия, Леонид Утесов был удостоен высочайшего звания – Народного артиста, что стало официальным признанием его неоценимого вклада в советскую культуру. Его имя, словно отзвук эпохи, было знакомо каждому, от юного поколения до почтенных старцев, минувших славные годы. Леонид Утесов – это не просто имя и фамилия, выгравированные на скрижалях истории. Он – живая память о времени, запечатленная в мелодиях, стихах и кинематографических шедеврах. Его образ – настоящая легенда, эхом раздающаяся в сознании людей, громкое имя, созвучное эпохе. Как неизгасимая свеча, Леонид Утесов продолжает гореть в сердцах потомков, освещая жизненный путь каждого, кто прикоснулся к его творчеству. Мы чтим его, погружаясь в волшебство его композиций, переживая вместе с ним сюжеты любимых кинолент – эти моменты являются неизменными реминисценциями о периоде его творческой активности, о временах, когда он щедро одаривал публику своим неповторимым даром. Его песни и фильмы – это не просто развлечение, это нечто гораздо большее: это прикосновение к ушедшей эпохе, к живой истории, к бессмертному искусству.
До просмотра этой картины, признаюсь с некоторой досадой, имя Леонида Утесова оставалось для меня лишь отголоском далекой эпохи. Выражаю искреннюю признательность создателям за бесценную возможность приобщиться к его удивительной жизни, и, что немаловажно, за столь филигранное воплощение на экране. После просмотра, захваченный биографией этого выдающегося деятеля искусства, я невольно убеждаюсь в том, что многие ключевые эпизоды из его реальности нашли свое отражение в сюжетной канве. Разумеется, художественный вымысел присутствует – это неизбежное сопровождение любого драматического повествования, и авторы, вне всякого сомнения, имеют на это полное право, особенно если полагают, что подобные авторские «штрихи» способны обогатить восприятие и углубить эмоциональный отклик. Однако неизбежно возникает вопрос: в какой степени, с учетом этих художественных вольностей, лента сохраняет звание биографической? Не кажется ли, что кинематографисты прибегают к созданию ситуаций, не имевших места в реальности, что, в свою очередь, ставит под сомнение документальность происходящего? И всё же, если подобное решение было принято, то, вероятно, оно диктовалось определенной необходимостью. Наиболее пристальному рассмотрению подлежат достоинства и недостатки этого масштабного полотна. Безусловно, и те, и другие присутствуют в заметном количестве. Я должен отдать должное создателям за смелый замысел – охватить период с 1895 года и до 1965 года. Воплощение столь долгого временного отрезка в кинематографическом повествовании – задача поистине титаническая. Зрителю предоставляется уникальная возможность проследить трансформации, произошедшие в Советском Союзе на протяжении целых семи десятилетий. Оценить степень исторической достоверности продемонстрированных событий, конечно, сложно, но общее впечатление чрезвычайно позитивное. Это относится и к вниманию к деталям – аутентичность декораций, безупречный подбор костюмов, пронизывающая дух эпохи атмосфера – все это создает ощущение полного погружения в прошлое. Значительное место в повествовании отведено Концертному залу Российской Федерации, цирку и театрам, которые играли важную роль в творческом пути Утесова. Особо ценно то, что зритель получает доступ к личной жизни Утесова, а не ограничивается лишь демонстрацией его творческих свершений. Фильм, состоящий из двенадцати серий, посвящен исключительно репетициям, гастролям и концертам, вызвал бы у публики лишь скуку и разочарование. Вместо этого, мы становимся свидетелями драматических перипетий, роковых измен и затейливых интриг. Картина убеждает нас в том, что артисты – это прежде всего люди, подверженные тем же жизненным вызовам и проблемам, что и все остальные. Однако провести четкую грань между реальностью и вымыслом оказывается непростой задачей. К счастью, великолепные музыкальные композиции Александра Дунаевского создают такое настроение, что перестаешь размышлять о достоверности изображаемых событий, позволяя самому погрузиться в мир Утесова. Творчество величайшего композитора органично вплетено в ткань повествования, не затмевая, а обогащая восприятие. Среди недостатков следует отметить частую смену актерского состава, решение, которое, на мой взгляд, выглядит спорным. Представить, чтобы подобный ход понравился большинству зрителей, сложно, а для меня он стал источником раздражения. Смену исполнителя главной роли можно как-то оправдать, однако замена актеров второго плана вызывает больше вопросов. Либо у творческой команды не сложилось взаимопонимания с некоторыми артистами, либо это было сознательное решение, напоминающее товарищеский матч в футболе. Если же говорить об Утесове, то наиболее удачным, на мой взгляд, оказался молодой актер Жеребцов. С каждой последующей серией актерам все сложнее было передать глубину и многогранность образа. Возможно, после Жеребцова актеры выполняли, скорее, формальные требования, изображая одни и те же состояния. Башаров воплотил образ беззаботного гуляки, Бенюк – уже зрелого и любимого народом артиста. Жеребцову же выпала честь сыграть наиболее драматические эпизоды – переход во взрослую жизнь, погружение в сложную культурную среду и череду неудачных любовных опытов. Исполнитель, безусловно, заслуживает признательности за доверие к его таланту и за возможность создать столь сложный и запоминающийся образ, который, вероятно, является вершиной его актерской карьеры. Отметить следует и работу Александровой. Иные недостатки обусловлены незрелостью и определенным непрофессионализмом авторов. Помимо вопросов к режиссуре и отдельных неточностей, в титрах 12-ой серии была допущена грубейшая ошибка. Подобное зреть мне еще не доводилось, и это неминуемо испортило общее впечатление от просмотра. Подобный ляп недопустим, особенно если учесть важную роль музыки и исполнений в картине. Эти недочеты повлияли на итоговую оценку. 7 из 10