Описание
Рецензии

Сериал В лесах и на горах

Актеры:
Владимир Гостюхин, Ольга Арнтгольц, Мария Луговая, Елена Дробышева, Алексей Воробьев, Руслан Ягудин, Дарья Иванова, Игорь Костолевский, Юлия Снигирь, Евгения Добровольская
Режисер:
Александр Холмский
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия, Украина
Вышел:
2010
Добавлено:
1-24 серия из 24 (31.07.2014)
Рейтинг:
6.97
7.30
В сердце Российской империи, в середине девятнадцатого столетия, разворачивается эта повесть. Провинциальный уголок, умиротворенно расположившийся на берегах величественной Волги – городок Розгов – становится сценой грядущих событий. Местная торговля процветала, и среди ее деятелей выделялся Потап Максимович Чапурин. Этот человек, известный своей целеустремленностью и упорством, заслужил репутацию процветающего торговца. Его лавка, изобилующая изящными, тщательно отобранными глиняными изделиями, неизменно привлекала внимание на ярмарочных рядах. Каждая сделка приносила ему ощутимую выгоду, укрепляя его положение в обществе. В этот же день на оживленную торговую площадь прибыли отец и сын Масленниковы. Силуэт старшего Масленникова, выдававший в нем человека почтенного возраста и жизненного опыта, сопровождался фигурой его сына, двадцатилетнего Евграфа, молодого человека с горящими глазами и неукротимой энергией. Взгляд их невольно остановился на прилавке Чапурина, и они приобрели несколько предметов посуды, необходимым образом дополняющих их домашний обиход. Так, через обмен товаром и денежными средствами, завязалось первое, неформальное знакомство между продавцом и покупателями. В духе глубоко укоренившихся русских обычаев, Потап Максимович, щедро улыбаясь, предложил гостям разделить с ним радость успешной сделки, предложив угощение и непринужденную беседу. Что же выйдет из этого внезапного союза? Какие перипетии судьбы, какие неожиданные повороты предстоит пережить этим людям? Какие тайны скрываются в тени провинциальной тишины, и как они повлияют на дальнейшие судьбы героев этой истории? Будущее, словно заинтригованный рассказчик, хранит в себе ответы на эти вопросы.
## Экранизация Мельников-Печерского: Между книгой и кинематографом В середине девятнадцатого столетия, Мельников-Печерский сотворил грандиозное полотно, запечатлевшее уклад жизни старообрядческих общин Заволжья, изящные обычаи купеческого сословия, нравы и обычаи России, застывшей в дореволюционном безмолвии. Его труд, насыщенный этнографическими зарисовками и мифологическими мотивами, словно сошедшими со страниц волшебных сказок, являлся подлинным зеркалом эпохи. Конечно, после прочтения "В лесах" и "На горах", поселилась надежда на достойную кинематографическую интерпретацию этой монументальной эпопеи. Долгое ожидание наконец увенчалось успехом, и на свет появился многосерийный художественный фильм. Однако, уже на начальном этапе возникла неприятная недоразумение – попытку окрестить это произведение "сериалом". Подобное название не отражает истинную сущность этой масштабной картины, достойной более высокого звания. Настроение поначалу было восторженным, и хотелось убедиться, насколько точно актеры воплотили на экране образы, вырисованные в книжном тексте. К сожалению, ожидания не оправдались, и совпадений оказалось крайне мало. Понимаю, что сценаристам полагается вносить коррективы, но степень вольностей, позволивших себе авторы экранизации, кажется чрезмерной. Взгляните, к примеру, на отца Иону (в книгах – Михаила). В фильме он предстает перед зрителем не мудрым старцем, а беспринципным бандитом, игнорирующим любые моральные устои. Он без колебаний прибегает к шантажу, подкупу, фабрикует поддельные ассигнации и отдает чудовищные приказы. Такой портрет далёк от того духовного авторитета, что был заложен Мельников-Печерским. То же самое можно сказать и о дочерях Чапурина. Настенька и Марьюшка в фильме изображены бунтарками, не боящимися гнева отца и открыто протестующими против его воли. В те времена за непослушание и даже малейшее возражение можно было понести суровое наказание. Неприемлемо искажать столь важные аспекты эпохи. Однако, не обошлось и без приятных исключений. Владимир Гостюхин, исполнивший роль богатого купца, безусловно, заслуживает похвалы. Его игра была убедительной и живой, он сумел передать характер и особенности своего персонажа. Несмотря на заметные недочёты, фильм оставил положительное впечатление, хотя и потребовал немалых душевных сил. Однако, уверен, что зрители, незнакомые с первоисточником, смогут оценить увлекательный сюжет и колоритную атмосферу царской эпохи. "В лесах и на горах" – это безусловно, значительное явление в современном российском кинематографе, выполненное в жанре исторической драмы. Двадцать четыре серии, каждая из которых насыщена событиями, захватывающими эмоциями и логически выстроенными сюжетными поворотами, не оставляют равнодушным зрителя. История и судьбы персонажей становятся не просто развлечением, но и источником глубоких переживаний. Великолепные декорации, аутентичная одежда, живописные пейзажи и волнующая музыка создают неповторимую атмосферу, погружая зрителя в эпоху. Фильм воссоздает атмосферу времени, когда значительную роль в жизни России играли купцы, занимавшие третье место в сословной иерархии, после духовенства и дворянства. Сюжет вращается вокруг дочерей купца Чапурина – кроткой Марьи и бунтарской Настеньки. Перед нами предстаёт богатый дом промышленника и купца Потапа Максимыча, ценящего свою семью и обладающего острым чувством дохода. Гордыня – его яркая черта, и она же приводит к необдуманным поступкам, например, к нелепой сделке с лесными разбойниками. Из-за своего характера он отталкивает даже дочь Настю, создавая вокруг себя атмосферу страха и недоверия. Он обмывает сделки, не склонен к компромиссам и не любит проявлять нежность к близким. Настенька, вернувшись домой, превращается в роковую женщину, окруженную любовниками – управляющим Алексеем и работником Иваном. Она жадно цепляется за удовольствия, не в силах найти утешение в семейном кругу. Однако, её ждет трагический финал: она погибает из-за предательства Флены, погубившей ее с помощью любовного крючка. Марья, напротив, воплощает собой покорность и скромность, веря, что человек должен жить по предопределенному плану. Актрисы Снегирь и Арнтгольц с мастерством передали характеры этих контрастных сестер. В фильме присутствует криминальный элемент, что делает его актуальным для современного зрителя. Купец Масленников получает предостережение от отца Ионы, что позволяет ему избежать неприятностей. Игорь Костолевский убедительно изобразил честного и ответственного семьянина. Лесные разбойники, переодетые в монахов, по закону поплатились за свои злодеяния, что демонстрирует торжество справедливости. Эта история высвечивает порочную связь между богатством и властью, о чем справедливо заметил Евграф Масленников. Персонаж Артёма Михалкова – философ, трудоголик и однолюб – вызывает искреннее сочувствие, несмотря на его бедность и социальную незащищенность. Его любовь разбита вдвое, он ненавидит своего отца, лишившего его невесты. Несмотря на отдельные недостатки, актерский состав достойно справился со своими ролями, передавая всю гамму человеческих эмоций. Отдельно хочется отметить прекрасные костюмы, воссоздающие атмосферу эпохи. Ярмарки, старинные дома крестьян, мастерские, непроходимые леса, женская обитель старообрядцев – все это создает ощущение погружения в прошлое. Этот фильм демонстрирует сложные взаимоотношения между отцами и детьми, споры и примирения, которые трогают до глубины души. Это мощное произведение о вечной русской душе, наполненное любовью, преданностью, подлостью и корыстью. В заключение хотелось бы отметить, что фильм является интересной и колоритной работой, созданной с профессиональным подходом. Если вы не знакомы с книгами Мельникова-Печерского, то вам наверняка понравится эта экранизация. А тем, кто читал оригинал, рекомендую воспринимать этот фильм как отдельную историю, не сравнивая его с первоисточником. Всем желаю приятного просмотра!
Не буду скрывать, с первоисточником я не была знакома, однако художественная адаптация захватила меня целиком и полностью. Я не склонна к регулярному погружению в мир телевизионных драм, но этот сериал оказался для меня исключительным, вызвав непреодолимое желание не только ознакомиться с литературным первоисточником, но и проникнуться биографией создателя этой истории. Визуальное воплощение оказалось поистине завораживающим. Зритель переносится в атмосферу России девятнадцатого столетия, но не в сверкающие столичные центры, а в тихую, провинциальную жизнь купеческого сословия. Кинематографисты зачастую сосредотачиваются на Москве или Санкт-Петербурге, упуская из виду очарование и глубину провинциальных уголков, что становится настоящей упущенной возможностью. Именно провинциальная пастораль, представленная на экране, поражает своей достоверностью и красотой. Я отчетливо помню, как с нетерпением ждала каждую новую серию, предвкушая новые откровения и переживания. Уклад жизни купцов, их традиции и обычаи представлялись мне настоящим кладезем историй. Поражала тайна, скрытая за внешне неприметными лицами. Строгие семейные устои, внушающие почтение, аристократизм в общении между друзьями и коллегами, взаимоотношения супругов – все это передано с удивительной точностью и вниманием к деталям. Несмотря на, возможно, не столь масштабные локации, пространство визуально расширяется, дополняя картину: мы видим улицы, ярмарочные ряды, уединенный скит, густые леса и величественный дом в Осиповке. Актерская игра заслуживает высочайшей похвалы. Никаких претензий к исполнителям – все они великолепны! Особенное восхищение вызывает талантливая актриса, воплотившая на экране образ Дуни. Мне сложно представить кого-либо другого в этой роли, требующей тонкой душевной глубины и сложной актерской трансформации. Возможно, образ Потапа Максимовича, Гостюхина, показался мне немного идеализированным. Не знаю, как он представлен в книге, но я, как любительница добрых и открытых персонажей, не могла не проникнуться симпатией к этому герою, что стало для меня большим плюсом. После просмотра этого фильма на душе остается лишь светлое чувство удовлетворения. Даже полтора столетия назад жизнь била ключом событиями, наполняя сердца людей широким спектром чувств и эмоций. Невольно овладевает легкая печаль, осознавая, что утрачено в современном мире такого уважительного отношения между людьми, той глубины и искренности человеческих связей. Этот сериал – настоящая жемчужина. Я настоятельно рекомендую его к просмотру всем, кто ценит качественное кино и стремится погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи. Желаю вам приятного просмотра и незабываемых впечатлений!
В современном кинематографическом ландшафте, где сериальное производство достигло своего апогея, порой с трудом обнаруживаешь по-настоящему ценные, самобытные проекты. Этот сериал – редкое явление, глоток свежего воздуха в океане однотипных развлечений. Искренне восхищаюсь командой, вложившей столько труда и души в его создание. С первых кадров и до финальных титров я был полностью поглощен этим повествованием. Трудно назвать этот многосерийный проект обычным сериалом – это, без всяких сомнений, кинематографическое произведение, достойное самых высоких оценок. Чувствуется, как пронизывает его тщательность и мастерство, качество исполнения поражает своей безупречностью. Сюжетное полотно пленительно знакомо, согревает своей теплотой, своей незыблемостью – это наша история, русская история, рассказанная с неповторимым шармом. Актерская игра выше всяких похвал. Артисты выкладываются на полную, демонстрируя свое непревзойденное мастерство. Ольга Арнтгольц, словно отражение таланта своей знаменитой сестры, очаровывает своей игрой. Ее героиня вызывает бурю эмоций, заставляет сопереживать до слез, заставляет испытывать глубокую эмпатию. Неожиданно приятным сюрпризом стала работа Юлии Снигирь. После спорного, как оказалось, "Обитаемого острова" ее возвращение на столь высоком уровне вызывает неподдельное уважение. Она создала глубокий, многогранный образ, вернувший мне веру в ее талант. Молодое поколение актеров – настоящая гордость проекта. Они уверенно, грамотно и весьма достойно вписались в ансамбль, не уступая места матерым корифеям: Костолевскому, Гостюхину, Стеклову и другим. В целом, сериал получился невероятно сильным, прочувствованным. Авторам удалось тонко передать аутентичные колориты эпохи, великолепно раскрыть широкий спектр человеческих чувств – от возвышенной любви и непоколебимой преданности до мерзких проявлений подлости и приземленной корысти. В каждой серии мы получаем ценный урок, напоминание о том, как совершать правильный выбор, как поступать достойно в любых обстоятельствах. Я настоятельно рекомендую этот сериал всем, кто ищет утешения и вдохновения, кому необходим живительный поток положительных эмоций, способный исцелить душу и наполнить сердце надеждой. Это настоящее сокровище, которое стоит открыть для себя.