Описание
Рецензии

Сериал В начале славных дел

Актеры:
Дмитрий Золотухин, Тамара Макарова, Наталья Бондарчук, Николай Ерёменко мл., Михаил Ножкин, Петер Ройссе, Эдуард Бочаров, Любовь Полехина, Любовь Германова, Анатолий Баранцев
Режисер:
Сергей Герасимов
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР, Германия
Вышел:
1980
Добавлено:
сериал полностью из 2 (31.05.2013)
Рейтинг:
8.40
7.40
В бурный и противоречивый XVII век, когда русские земли только начинали обретать очертания будущей империи, разверзлась глубокая политическая трещина. Боярская знать, некогда игравшая ключевую роль в управлении государством, ощутила растущее недовольство реформами молодого царя Петра I. В их рядах зрело заговор, замысел о ниспровержении самодержца, выросшего в непокорном и новаторском правителе. Причинами этой подспудной оппозиции являлась не только страх перед надвигающимися переменами, но и глубоко укоренившийся консерватизм, порицание новой, европейской направленности политики Петра. Усилия монарха по налаживанию торговых связей с западными державами, по внедрению передовых технологий и западных обычаев, вызвали резкий отторгновение у многих представителей правящей элиты. Они видели в этом предательство национальных традиций и опошление русской культуры. Помимо идеологических разногласий, не меньшую роль играло личное неприятие. Многие бояре находили выходки молодого царя, его порывистые и непредсказуемые действия, не только глупыми и незрелыми, но и оскорбительными для их авторитета и привилегий. Петр, стремясь к безграничной власти и переменностям, разрушал привычный уклад жизни иерархической структуры общества. В то время, когда на просторах Российской державы еще не существовало мощного морского флота, способного обеспечить безопасность торговых путей и защиту от вражеских нападений, Петр, несмотря на растущее сопротивление, решительно приступил к осуществлению масштабного и грандиозного плана – возведению военно-морского флота, который должен был стать символом новой, индустриальной России. Этот дерзкий замысел, требовавший огромных ресурсов и колоссальных усилий, стал одним из ключевых факторов, спровоцировавших дальнейшее углубление политического раскола в стране.
Уже само имя режиссера Сергея Герасимова является несомненным аргументом в пользу внимания к этой кинематографической работе. Возникает недоумение: как могло случиться, что столь значимое произведение еще не удостоилось внимания зрителя? Его трансляции неоднократно украшали экраны телевизоров, и каждый повтор являлся возможностью для новых откровений. На первый взгляд, биография Петра Великого, его колоссальный рост, пылкий нрав и, вопреки всем предписаниям, женитьба на простолюдинке Екатерине, впоследствии взошедшей на российский престол, знакомы каждому. Однако, при каждом новом знакомстве с его образом в средствах массовой информации или на экране, он вновь побуждает к переосмыслению, к попытке постичь, с высоты трех столетий, что, возможно, перед нами был тиран, но тиран, облаченный в броню гения. Личность Петра Первого окутана противоречиями, так же как и отношение к его реформам. Для одних он остается разрушителем национальной самобытности, безжалостно обрушившим на российские устои заморской печи. Однако, ничто не сможет опровергнуть тот факт, что вечный монумент Петру – это величественный город на Неве, красноречивей которого не найти ни одного свидетельства. Санкт-Петербург, ставший воплощением гордости великой державы, чьи дворцы и уникальная архитектура признаны эталоном высокого зодчества во всем мире. До Сергея Герасимова были созданы и другие картины, повествующие о жизни царя, но ни одна из них не сравнится с той глубиной и убедительностью, которую привнесла в образ Петра Великого игра Дмитрия Золотухина. Советский кинематографический надзор отличался крайней педантичностью и строгостью, особенно когда речь шла о личностях, связанных с монархическим прошлым. При всем старании партии, стремившейся принизить значение монархии, докопаться до сути и кардинально изменить тот образ Петра, который запечатлелся в сознании народа, не удалось. В фильме «В начале славный дел» зритель видит наиболее достоверное воплощение царя, чувствуя его необузданную жизненную силу и неутолимое стремление вырвать страну из цепких лап консервативных и алчных бояр. Все исполнители ролей в этом фильме создали настолько совершенные образы, что каждая, даже самая короткая сцена или диалог становится предметом ожидания. Особенно это ощущается при повторном просмотре. А тем, кто, по воле судьбы или юности, еще не имел счастья лицезреть этот бесспорный шедевр советского киноискусства, я от всей души рекомендую восполнить этот пробел. Фильм завораживает своим размахом, динамикой и яркими, запоминающимися персонажами. Он дарит зрителям ощущение сопричастности к судьбе государства, к народу и к великой истории России.
В анналах российской истории имя Петра I, прозванного Великим, занимает поистине исключительное место, очерчивая фигуру реформатора, чья воля и дерзость навсегда перевернули ход развития страны. Эта масштабная личность, словно вихрь, вырвала огромную Россию из томительного оцепенения многовекового отставания, бросив вызов устоявшимся порядкам и начертав курс на прогрессивное, по меркам той эпохи, будущее. Его наследие и поныне вызывает ожесточенные споры и бурные дискуссии, порождая лагерь ярых сторонников и непримиримых противников. Бесчисленны могут быть прения, однако величественный город на Неве – символ его гения, его дальновидности и стратегического мышления – является неоспоримым доказательством его феноменального вклада в судьбу Отечества. Экранизация, созданная признанным мастером кинематографа Сергеем Герасимовым, справедливо признается одним из наиболее значимых отечественных исторических полотен. Свое начало повествование берет в дилогии "Юности Петра" и "В начале славных дел", где перед зрителем разворачивается захватывающая панорама становления великого правителя. В картине задействованы выдающиеся актеры, каждый из которых, даже в эпизодической роли, вносит свою лепту в создание атмосферы подлинности и правдоподобия. Особенно остро, со всей глубиной, ощущается колоссальный труд, необходимый Петру, чтобы вывести дремлющую Россию на путь модернизации. Динамичный сюжет, переплетенный с трагическими событиями, порождает оживленные дебаты: являлся ли русский царь бездумным подражателем развитых европейских держав, разрушителем самобытных ценностей, или же он продемонстрировал миру пример могущественного государства под властью столь решительного правителя? Документально подтверждено, что Петр I не был склонен к праздности и беспечности, и, не нуждаясь личном физическом труде на строительстве флота, он не избегал этой повинности, трудясь наравне со всеми. Не щадя никого, не пощадив и самого себя, он стремительно жил, одержимый лишь одной целью: возвысить Россию до уровня передовых держав. Особую признательность следует выразить актеру Дмитрию Золотухину, чья гениальная игра позволила практически стереть грань между игрой и реальностью, создавая у зрителя ощущение непосредственного присутствия в ушедшей эпохе. Сергею Герасимову, как никому другому, удалось филигранно передать сложность характера Петра I, его непредсказуемый нрав, неутолимую жажду знаний и беспрецедентные реформы. Образы ближайшего окружения монарха – Екатерины и Мельникова – также заслуживают высочайшей оценки. В то непростое время трудно представить, чтобы "свита делала короля"; Петр I был человеком, существующим вне привычных рамок монаршей власти. Возмущенно присуждаю фильму 9 баллов из 10, оставляя один балл тем, кто пытается принизить значение Петра Великого для истории России.
Дилогия Сергея Герасимова, включающая в себя картины "Юность Петра" и "В начале славных дел", несомненно, занимает почетное место в созвездии выдающихся исторических лент советского кинематографа. Эти фильмы, подобно отшлифованным временем камням, способны выдержать бесчисленные просмотры, каждый из которых дарит новые откровения, позволяя замечать ранее упущенные нюансы, восхищаться филигранным мастерством актеров и погружаться в глубокие размышления о переломных моментах отечественной истории. В основу дилогии положен монументальный роман Алексея Толстого "Пётр Первый", однако кинематографисты не просто экранизировали литературный первоисточник, а сумели извлечь из него наиболее яркие, захватывающие аспекты, вдохнув в них новую жизнь на большом экране. Сюжет разворачивается с поразительной динамикой, погружая зрителя в водоворот событий, а тщательность, проявленная создателями, позволяет практически исключить наличие каких-либо заметных неточностей или ляпов. Исторически достоверные факты мастерски переплетаются с художественной интерпретацией, создавая неповторимую атмосферу эпохи. Эти картины пригодны как для образовательных целей, для знакомства молодого поколения с важнейшими вехами российской истории, так и для зрелого, вдумчивого просмотра. Возникает ощущение, будто мы являемся свидетелями событий, происходящих на наших глазах, словно съемки велись скрытой камерой, передавая аутентичный дух петровской эпохи с поразительной реалистичностью. Актерский ансамбль великолепен. Дмитрий Золотухин создал поистине незабываемый образ Петра I, вероятно, самый выдающийся из когда-либо воплощенных на экране. Его трактовка царя-реформатора – это не просто игра, а настоящее погружение в душу великого человека. Николай Ерёменко-младший, в роли верного, хоть и порой хитроумного, соратника – Александра Меншикова, заслуживает особого внимания. Его проникновенное восклицание "мин херц!" – это квинтэссенция сложной, двойственной натуры этого персонажа. Наталья Бондарчук, блистательная в роли царевны Софьи, Олег Стрижёнов, создавший яркий, запоминающийся образ князя Голицына – каждый актер безупречен в своей роли, идеально вписан в общую картину. С сожалением отмечается, что современный кинематограф крайне редко способен достичь подобного уровня художественного совершенства. Остается лишь пересматривать эти шедевры, с завороженностью следя за сложной судьбой Саньки Бровкина, сопереживая личным переживаниям царя, и испытывая искреннюю гордость за Россию, которая не раз балансировала на грани гибели, но каждый раз, подобно фениксу, восставала из пепла, обретая новую силу и величие. Эти фильмы – не просто исторические картины, это гимн несломленному духу нашего народа.
В современном кинематографическом ландшафте, насыщенном переосмыслениями и пересказами прошлого, поиски исторических полотен, воплощающих в себе истинное совершенство, становятся все более сложной задачей. И тем более ценным представляется тот редкий случай, когда картина органично сочетает в себе безупречное мастерство и глубокое понимание эпохи. Сериал «В начале славных дел» – поистине выдающийся пример, демонстрирующий неповторимую симфонию режиссуры, виртуозной операторской работы, блистательной актерской игры и филигранно продуманных костюмов. Сюжетное повествование настолько искусно переплетено с реальными историческими событиями, что даже самые принципиальные критики и консерваторы могут позволить себе отложить в сторону предубеждения и насладиться зрелищем, погрузившись в атмосферу минувшей эпохи. Конечно же, как и любое художественное произведение, картина не лишена художественного вымысла – его присутствие необходимо для сохранения кинематографической вольности и отстранения от сухой документальности. Однако именно это умелое допущение вольностей позволяет зрителю глубже постичь дух времени и прочувствовать масштаб личности великого, хотя и противоречивого, реформатора – Петра I. Стоит отметить, что «В начале славных дел» является логичным продолжением ранее созданной ленты «Юность Петра», и обе эти картины, созданные гениальным Сергеем Герасимовым, стали эталонными образцами киноискусства. Они не только демонстрируют превосходный уровень исполнения, но и определяют те принципы, по которым должно быть построено историческое кино, чтобы удерживать зрителя в состоянии непрерывного интереса и эмоционального подъема на протяжении всего просмотра. И даже спустя три десятилетия с момента премьеры, фильм не теряет своей актуальности и остаётся достойным высшей оценки – безусловных десяти баллов из десяти, как свидетельство величия киноискусства, способного переносить нас в прошлое и пробуждать в нас самые возвышенные чувства.