Описание
Рецензии

Сериал В поисках капитана Гранта

Актеры:
Николай Ерёменко мл., Владимир Гостюхин, Лембит Ульфсак, Владимир Смирнов, Тамара Акулова, Олег Штефанко, Руслан Курашов, Галина Струтинская, Анатолий Рудаков, Борис Хмельницкий
Режисер:
Станислав Говорухин
Жанр:
отечественные, приключения
Страна:
СССР, Болгария
Вышел:
1985
Добавлено:
сериал полностью из 7 (07.08.2014)
Рейтинг:
8.22
8.20
Отправившись в дерзновенное предприятие, с целью отыскания неизведанных просторов, капитан Грант повел свой корабль в бескрайние воды Тихого океана. Однако, лишь немногим минутам спустя, его предвкушение уступило место невыразимому ужасу. Разразилась буря неимоверной мощи, настоящая ярость стихии, которая, словно неумолимая рука судьбы, обрушилась на корабль, раздробив его на обломки, брошенные на произвол волн, после фатального столкновения с коварной скалой. К счастью, капитан Грант выжил в этой катастрофе, и, собрав уцелевших членов команды, они приняли отчаянное решение – отправить в надежде на спасение бутылку с посланием, содержащим мольбу о помощи. На тщательно составленной бумаге, скрупулезно зафиксировано место трагического крушения. После продолжительных, изнурительных скитаний по неумолимой морской поверхности, посланец надежды, наконец, достиг берега. Некоторые строки текста, написанные дрожащей рукой, оказались повреждены безжалостными волнами, однако, суть просьбы о содействии была ясна. Откликнувшись на бедствие капитана, лорд Гленарван, прославленный меценат и филантроп, взялся за организацию спасательной экспедиции. В этом благородном начинании ему предстояло сопровождать детей капитана Гранта – юного Роберта и отважной Мэри. Их долгий, рискованный путь простирался через удивительные земли Новой Зеландии, покрытые вечными льдами Антарктиды и богатые диковинными пейзажами Австралии. Им предстояло столкнуться с немалым количеством опасностей, преодолеть сложнейшие ситуации, пройти неисчислимые мили, оставляя за собой след из испытаний и приключений. Несмотря на все трудности, спасательная экспедиция оставалась непреклонной в своей решимости, не позволяя себе отступать от поставленной цели – вернуть капитана Гранта домой, в объятия родных и близких. Упорство и отвага определяли их дальнейшее продвижение, ведущее к надежде и спасению.
Впервые столкнувшись с этой историей, я испытывала лишь фрагментарное понимание, словно сквозь пелену времени. Захватывающая канва сюжета ускользала, не вызывая той жажды полного погружения, что присуща настоящей симпатии. Однако, недавнее открытие о доступности любимого сериала детства на цифровой платформе пробудило во мне давно забытый интерес. Погружение в этот мир стало для меня настоящим откровением – я буквально не отрываясь пролистывала страницы книги капитана Гранта, вновь переживая знакомые события. Неделя пролетела незаметно в вихре воспоминаний и открытий, словно я совершала собственное путешествие вместе с героями. Несмотря на неизбежные расхождения с литературным первоисточником, эти изменения не обесценивают фильм, а скорее, расширяют и углубляют его смысловое содержание. Каждая сцена пронизана духом приключения, локации оживают благодаря мастерской работе операторов, а актерские работы вдохновляют и восхищают. Передо мной предстает не просто экранизация, а настоящий кинематографический шедевр, сошедший к нам из эпохи, когда искусство было проникнуто искренностью и самоотдачей. Бесспорно, одна из самых ярких граней фильма – это завораживающая музыкальная палитра, созданная гением Дунаевского. Его увертюры – это не просто аккомпанемент, а полноценные симфонические полотна, раскрывающие глубину драматических событий и усиливающие эмоциональное воздействие. Слушая эти произведения, чувствуешь не просто историю, а словно погружаешься в саму эпоху, испытываешь все переживания героев. Команда актеров, подобранная с исключительным вкусом, воплотила на экране образы, ставшие для меня воплощением идеала. Их харизма и мастерство исполнения завораживают, а взаимоотношения героев трогают до глубины души. Мэри и Джон стали для меня настоящей воплощением любви и верности, их история вызывает самые теплые и искренние чувства. Роберт – воплощение жизнерадостности и оптимизма, именно таким я его и представляла, читая книгу. Руслан Курашов блестяще передал характер своего персонажа, добавив ему живости и реализма. Макс Наббс – персонаж, к которому невозможно остаться равнодушным. Его проницательность и внимательность спасали не только его самого, но и всю команду. Он умел находить выход из самых сложных ситуаций, ловко шутить и спорить с Пагенелем, привнося в повествование нотки юмора и легкости. Пагенеля, гениального и рассеянного ученого, сыграл Лембит Ульфсак, сумевший передать всю сложность и многогранность его натуры. Его рассеянность — это не просто дефект, а своеобразный дар, позволяющий ему видеть мир под необычным углом. Он добрый, приятный в общении, и именно Макс Наббс способен подтвердить это. Нельзя не упомянуть и об Олбинете, чья судьба в фильме отличается от описанной в книге. Для меня сериал «В поисках капитана Гранта» – это не просто развлечение, это важная часть моей жизни. Время, когда я могла насладиться этим шедевром, было ограничено, но теперь я могу спокойно погрузиться в его мир в любом удобном для меня моменте. Это наслаждение, это чарующая музыка, эта прекрасная игра актеров – все это оставляет неизгладимый след в моей душе. Уверена, этот говорухинский шедевр переживет еще не одно поколение, и если бы Жюль Верн был жив, он бы, без сомнения, оценил эту работу по достоинству. Возникает соблазн предположить, что эта история о колонизации Нового Света — нечто большее, чем просто художественное произведение; это манифест духа приключений, поиск счастья и стремление к познанию мира. Погружение в этот мир пробудило во мне мечту о дальних странствиях, о преодолении препятствий и о поисках неизведанного. Жюль Верн в России имел огромную популярность, став кумиром целого поколения. Среди его поклонников был даже Иван Ефремов, что само по себе свидетельствует о значимости его творчества. Автор стал символом приключений и фантастики, его произведения вдохновляли на новые открытия и путешествия. Именно в России романы Жюля Верна завоевали сердца читателей, став более популярными, чем на его родине. Читатели жаждали узнать о дальних путешествиях, о прекрасных приключениях, о неизведанных землях. Жюль Верн кажется чем-то средним между чудаком, идеалистом и гением. Его фигура, воспринимаемая многими как несуразный, но в то же время блестящий мастодонт французской литературы, заставляет задуматься о природе творчества и о том, как сложно бывает понять истинную ценность произведения в эпоху, отстоящую от него временем. Именно советские режиссеры сумели не просто экранизировать роман, но и наделить фильм особой душевностью и теплотой. Актеры чувствовали свою причастность к истории, а авторская атмосфера сохранялась даже в тех сценах, где сценаристы отступали от первоисточника. Говорухин стал тем режиссером, который показал всему миру, как умеют экранизировать зарубежных авторов в России, делая их более популярными, чем на родине. Чтобы понять писателя, нужно понять его жизнь, побродить по Парижу, поговорить с его издателями и коллегами, услышать рассказы его друзей и жены. Именно это, кажется, и удалось Говорухину - передать душу великого автора. В заключение, стоит подчеркнуть, что сериал «В поисках капитана Гранта» - это настоящий кинематографический шедевр, который воплощает в себе лучшее, что было создано в советском кино. Это идеальное сочетание режиссерского видения и авторской оригинальности. Уверена, что я еще не раз буду пересматривать этот замечательный фильм. Единственное, что я хотела бы изменить – это сократить сцены с Жюлем Верном и добавить больше приключений героев. Но даже это незначительный нюанс не сможет испортить впечатления от просмотра!
В моей судьбе фильм "В поисках капитана Гранта" занял положение, выходящее за рамки простой развлекательности, сформировавшее мои представления о мире и вдохновившее на собственные поиски. Впечатления от просмотра, пережитые в годы юности, оказались настолько глубокими, что объективность в оценке картины представляется мне невозможной. Это было не просто знакомство с киноискусством, но и погружение в сокровищницу литературы, музыки, географии и смежных дисциплин, открытие мира, где существовали "смелые и великие люди", достойные подражания. Мое интеллектуальное развитие, казалось, расцвело именно с этой говорухинской экранизации. Желание познавать мир побудило меня к изучению глобуса, погружению в произведения Жюля Верна, и последующим исследованиям в области естествознания, этнографии, истории колониализации Нового Света. Знаменитая увертюра Дунаевского стала неизменной мелодией моего будильника, а воображаемые приключения на заднем дворе обрели черты серьезных экспедиций, где мы, юные исследователи, пытались расшифровать загадочные послания из желудей акул, боролись с несправедливостью в Южной Африке, оказывали помощь гренландским китобоям. Во мне вспыхнула неутолимая жажда странствий и искреннее стремление к осмысленной жизни, приносящей пользу обществу. По замыслу авторов, и особенно по замыслу Жюля Верна, воплощенному в фильме Говорухина, воспитательные и просветительские цели были достигнуты – и, судя по многочисленным отзывам современников, это не просто резонировало, но и находило почти дословное повторение. Я глубоко признательна Говорухину и всей его команде за этот, на первый взгляд, незатейливый, но пронизанный необыкновенной энергией фильм, и, конечно же, самому Жюлю Верну. Судьба Жюля Верна в России, особенно в эпоху Советского Союза, поистине уникальна, породив целое поколение страстных поклонников и подражателей, среди которых были такие титаны, как Иван Ефремов. Этот феномен заслуживает отдельного, объемного исследования. На родине Верна помнят, прежде всего, как автора фантастики, несколько архаичной по стилю и технической реализации (вспомним "Полет с Земли на Луну" или "Путешествия к центру Земли"). Однако, его лучшие романы – наполненные романтикой, далекими путешествиями, невероятными приключениями и глубокой моралью – остаются практически неизвестными современным читателям Франции. И сам писатель, часто воспринимаемый как чудаковатый идеалист, напоминающий своих собственных персонажей, Паганеля и кузена Бенедикта, кажется неуместным элементом, с трудом классифицируемым в блестящей плеяде французских литераторов девятнадцатого века. Его стиль кажется слишком тяжеловесным, а содержание – чересчур серьезным, как говорят, нравоучительным. В СССР, однако, популярность Верна превзошла все возможные ожидания, что, несомненно, объясняется соответствием его видения мира идеалам и мировоззрению страны, сохранившей веру в разум и справедливость. Только этим можно объяснить искренность и убедительность советских экранизаций Верна, их полное соответствие духу и атмосфере его произведений. Среди них, однако, экранизация Говорухина занимает особое место. Говорухин впервые осмелился исследовать феномен писателей, подобных Верну (и таких, как Джек Лондон, Теодор Драйзер, которых в России ценили гораздо выше, чем на их родине). Он погружает нас в жизнь писателя, гуляет с ним по (уже прошедшему елизаветинской эпохе) Парижу, беседует с его издателем и коллегами, слушает рассказы друзей и даже жены, чьи воспоминания, порой, не менее романтизированы, чем труды самого писателя. И, мне кажется, Говорухину удается тонко, но достаточно точно ответить на поставленный вопрос – кто такой Жюль Верн и что он хотел сказать миру? Этот ответ, к сожалению, был впоследствии погребен под потоком перестроечных клише и самих попыток опорочить Говорухина, но он был выдан – четко и убедительно, даже для детского ума. Фильм этот, безусловно, стоит посмотреть. И юношеству, и родителям, утратившим ориентиры в современном мире. В нем можно найти утраченные моральные ориентиры, вернуть жизни яркость и смысл.
В плену безоговорочной страсти к этому кинематографическому произведению я давно и безотрывно. Трудно уловить, насколько глубоки и многогранны чувства, захлестывающие меня при каждом новом просмотре. Воспоминания о детстве, когда я жадно поглощала каждую серию, до сих пор согревают душу, а пересмотры дарят неизменное наслаждение. Небольшие отклонения от первоисточника, посвященные биографии Жюля Верна, не смогли испортить общей панорамы, картина предстает во всем своем великолепии, созданная с безупречным вкусом и мастерством. Актерский состав воплотил свои образы с поистине вдохновенной самоотдачей, демонстрируя высочайший профессионализм. Джон Манглс, созданный с поразительной харизмой, воплощен актером настолько убедительно, что вызывает ни с чем не сравнимый восторг. Именно благодаря этой роли я открыла для себя талант Олега Штефанко. А какие запоминающиеся персонажи создали Жак Паганель, лорд и леди Гленарван и юные Роберт и Мэри Грант! Мэри Грант ослепительна в своей невинности и обаянии, актриса, вдохнувшая в нее жизнь, – настоящая находка, поражающая своей нежностью, юностью, скромностью и чудесной непосредственностью. Игра актеров достигла апогея, когда Штефанко и Струтинский оказались в плену новозеландцев – сцена, которая навсегда запечатлелась в моем сердце. Его клятва: "Я никому тебя не отдам!" – будит в душе переплетение печали и радости, заставляет сопереживать и восторгаться. Невозможно не отметить образ Вильсона – отважного моряка, сочетающего в себе суровость и доброту, хотя порой проявляющего и трогательную мягкость. Неуместно, что его судьба оборвалась задолго до финальных титров; в оригинальном тексте, подобно Олбинету, он дожил бы до самого конца. Мак-Наббс – воплощение эксцентричности, его пронзительный взгляд и неизменная сигара добавляют образу неповторимый колорит. Паганель хорош, он как всегда излучает оптимизм и жизнерадостность. Однако, признаюсь, мне не хватает более детального развития романтической линии между Джоном и Мэри, той глубины и нюансов, которые присутствуют в книге. К сожалению, и в киноадаптации этой проблеме не уделено должного внимания. В целом, я в восторге! Это восхитительная история, достойная самых высоких похвал и заслуживающая абсолютного восторга. Прекрасная сказка, которая оставила неизгладимый след в моей душе.
Возвращение к этой знакомой с юности киноленте пробудило во мне не меньшее благоговение и восторг, чем при первом просмотре в детстве. Экранизация, без преувеличения, безупречна в своей целостности. Восхищает виртуозная игра актерского ансамбля, мастерство операторской работы (особенно если учитывать эпоху создания картины), глубина замысла и, конечно же, смелое решение – повествование ведется от лица самого Жюль Верна, что придает фильму неповторимую ауру подлинности и глубины. Особенно рекомендую к вниманию отрывок с интервью Жюль Верна прессе, который включен в пятую серию. В нынешних реалиях этот эпизод обретает новое, неожиданно актуальное звучание, заставляя переосмыслить многие аспекты современности. Вся картина буквально пропитана духом новаторства, который был столь характерен для Жюль Верна. Это не просто развлекательное зрелище – это манифест, прославляющий научный прогресс и стремящийся преодолеть устаревшие представления, вырывающиеся из оков религиозного фанатизма и предубеждений. Фильм воспевает идею нравственного усовершенствования человека, достигаемого не путем слепого подчинения религиозным установлениям и навязанным стереотипам, а посредством неустанного развития, восхождения по эволюционной лестнице познания и самосовершенствования. Это гимн разуму, любознательности и вечной тяге к неизведанному.