Описание
Рецензии

Сериал Великая Отечественная

Актеры:
Берт Ланкастер, Василий Лановой
Режисер:
Игорь Гелейн, Игорь Григорьев, Илья Гутман
Жанр:
отечественные, документальные, исторические
Страна:
СССР, США
Вышел:
1978
Добавлено:
сериал полностью из 20 (22.01.2014)
Рейтинг:
8.29
8.40
Несмотря на обилие кинематографических работ, посвященных Второй мировой войне, документальный сериал "The Unknown War", получивший в отечественном прокате название "Великая Отечественная", занимает, по мнению многих авторитетных кинокритиков, поистине уникальное место. Его ценность заключается в беспристрастном, непредвзятом освещении ключевых исторических эпизодов, лишенном политической аннотации и идеологического окраса. Созданный в 1978 году в результате плодотворного симбиоза кинематографических сил Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании, этот монументальный труд стал свидетельством возможности создания объективного документального повествования, несмотря на геополитические разногласия. В числе создателей этого масштабного проекта находился Роман Кармен, выдающийся советский документалист, чей талант позволил с блеском осуществить поставленную задачу: представить западной публике неоспоримые свидетельства героизма и самоотверженности советских народов в ходе кровопролитных сражений. Сериал не просто рассказывает о войне – он раскрывает зрителю глубокую, трагическую правду о зверствах фашизма, давая возможность сформировать собственное, независимое мнение о колоссальной роли советского народа в борьбе за освобождение. "Великая Отечественная" выходит за рамки сухого перечисления военных действий, поднимая фундаментальные моральные вопросы, касающиеся гуманизма, непреходящей ценности мира и необходимости почтить память о тех, кто отдал свои жизни, чтобы обеспечить благополучие будущих поколений. Использование оригинальных архивных кадров, запечатленных военными корреспондентами в самом эпицентре событий, буквально погружает зрителя в пучину ужаса и отчаяния, позволяя ощутить всю тяжесть пережитых испытаний. Запоминающийся образ повествователя в англоязычной версии, воплощенный известным американским актером Бертом Ланкастером, придаёт фильму особую эмоциональную глубину. Для аудитории Советского Союза повествование сопровождает проникновенный голос Василия Ланового, чьё мастерство лишь усиливает воздействие увиденного. Сериал, представленный как в русском, так и в английском языковом исполнении, стал значимым событием в кинематографической летописи и продолжает оставаться актуальным свидетельством трагических уроков прошлого.
## Отзвуки прошлого: Встреча с документальной эпопеей "Великая Отечественная" В один из редких выходных, перебирая каналы в поисках отвлечения, мой взгляд случайно упал на документальный сериал, транслируемый каналом "Звезда". Признаюсь, телеканал этот привлекает меня своей склонностью к демонстрации исторических, порой позабытых временем, кинолент. Заинтересовавшись, я остановилась на этом канале, и оказалась перед старинной документальной эпопеей, качество изображения которой, конечно, оставляло желать лучшего. Но, как убежденная сторонница достоверности и ценительница исторической правды, я не смогла устоять перед соблазном. Вскоре я осознала, что знакома с некоторыми эпизодами этой работы. Обрывки кадров, мимолетные образы всплывали в памяти, будто отголоски давно услышанной мелодии. Однако, чтобы увидеть сериал целиком – это я впервые. И телевидение в этот раз преподносит настоящий подарок: возможность взглянуть на всю картину целиком. Этот документальный сериал, "Великая Отечественная", посвященный началу трагической войны, является совместным проектом советских и американских кинематографистов. Он рассказывает о жестоких столкновениях советских войск и фашистских захватчиков, о борьбе за каждый клочок родной земли. Появился сериал в 1978 году в двух версиях: для советских зрителей – под названием "Великая Отечественная", озвученный пронзительным голосом Василия Ланова, и для американской аудитории – "Неизвестная Война", с повествованием актера Берта Ланкастера. Это стало последней работой режиссера Романа Кармена, выдающегося советского документалиста, и он, вместе со своими единомышленниками, преследовал весьма благородную цель: рассказать о событиях войны максимально объективно, без идеологической предвзятости, избегая навязчивых политических оценок. Авторы стремились представить западной аудитории правдивую картину вклада советского народа в победу над фашизмом, рассказать о зверствах, скрытых за фасадом войны, подкрепить слова неопровержимыми фактами. Главная задача, поставленная перед создателями, заключалась в том, чтобы предоставить зрителю возможность самостоятельно, без влияния пропаганды, сформировать собственное мнение о трагедии, постигшей нашу страну. Однако сериал не ограничивается сухой констатацией фактов; он затрагивает важнейшие моральные аспекты: гуманизм, ценность мира, уважение к истории и подвигу тех, кто подарил нам спокойствие над головой. Перед нами предстают редчайшие кадры, снятые военными корреспондентами в те страшные годы. Именно эта подлинность и суровость свидетельств и создает неповторимую атмосферу, позволяющую ощутить всю тяжесть пережитого. Зрителю предоставляется возможность прикоснуться к правде, увидеть войну глазами тех, кто был в самом ее эпицентре. С помощью этого сериала, кажется, авторы хотели не просто передать знания, но и пробудить в зрителе чувство глубокого уважения к истории своего народа, научить беречь мир, ценить жизни. "Великая Отечественная" состоит из двадцати серий, в каждой из которых раскрывается определенный эпизод войны, подкрепленный уникальными архивными материалами. Коллектив, работавший над проектом, безусловно, достиг своей цели. И мало кому известно, что первоначальный прием критики был далеко не однозначным. Лишь со временем, осознав подлинность и беспристрастность представленных материалов, критики признали значимость работы. И только после этого сериал был переведен на русский язык с незначительными корректировками. Отношения между советскими и американскими сценаристами были не всегда безоблачными: советская сторона нередко усматривала в американском сценарии проявления антисоветских настроений. Актер Берт Ланкастер вначале отказывался читать сценарий, считая его перенасыщенным политической пропагандой. Однако совместный просмотр архивных хроник стал поворотным моментом, открывшим перед создателями истину, позволяющую по-новому взглянуть на события. Многие из работавших над сериалом не имели представления о войне, не видели ее вблизи, и архивные кадры поражали своей откровенностью и болезненностью. Это были кадры разрушенных городов, безжизненных тел детей, женщин и солдат. Эмоциональный отклик на увиденное был всепоглощающим: присутствующие испытывали глубочайшее сострадание и скорбь. Творческий коллектив осознал свою ответственность: необходимо предоставить зрителю максимально полную картину событий, не упуская ни одной детали. Благодаря этому, зритель вместе с создателями сериала переносит себя в 1941 год и проживает вместе с героями весь сложный и трагический путь до 1945 года, до здания Рейхстага. Особо сложным для создания оказался эпизод, посвященный Польше, где создатели испытывали трудности с выстраиванием последовательности событий. Серия, рассказывающая о блокаде Ленинграда, оказалась самой длинной и тяжелой для восприятия, заставляя содрогаться от мысли о сотнях тысяч мирных жителей, ставших жертвами войны. Надеюсь, американские коллеги смогли проникнуться болью и переживаниями русских солдат и народа. Невозможно представить, чтобы кто-то остался равнодушным после просмотра этого документального сюжета. Это было глубокое, эмоциональное переживание, заставляющее содрогаться и сопереживать. Фильмы подобного рода должны стать неотъемлемой частью школьной программы, чтобы ученики не просто заучивали даты и имена, но и понимали всю глубину и трагедию тех событий. Они должны учить уважению к ветеранам Великой Отечественной войны, воспитывать гордость за свою страну и любовь к ближнему. Просмотр этого сериала оставил после себя ощущение глубокой благодарности и признательности. Несомненно, я вернусь к нему снова, чтобы освежить память. И буду настаивать на его просмотре своим детям. Это уникальное, безусловно, одно из самых ценных свидетельств своей эпохи. Пусть изображение и выглядит устаревшим, зернистым, с нечеткой фокусировкой, именно эти несовершенства придают ему неповторимую правдивость и жизненность. Звук или его отсутствие не влияют на смысл увиденного – каждое изображение говорит само за себя. Ни один другой документальный фильм не может сравниться с ним по объему архивных материалов. Сериал передает всю драматичность и накал событий Великой Отечественной войны, без фальши и политической аннотации. И остается лишь один вопрос: почему фильм не транслируют по центральным каналам перед праздником 9 мая? Идеально было бы погрузить зрителей в атмосферу тех дней, чтобы они смогли вспомнить о подвиге и отдать дань уважения павшим героям. Надеюсь, мой отзыв пробудит интерес к этому выдающемуся документальному фильму и побудит кого-нибудь к просмотру.
## Эхо Забытой Победы: История Съемок "Неизвестной Войны" Искусство политики, подобно древней реке, прокладывает свой извилистый путь сквозь века, формируя цивилизации и определяя судьбы народов. От зачатков государственности до эпох технологического прогресса, человечество неустанно оттачивало инструменты воздействия на общественное сознание, создавало летописи, разрабатывало новые методы манипулирования информацией, стремясь удержать хрупкий баланс власти. Некоторые государства, словно искусные алхимики, возвели это мастерство в ранг совершенства. Советская эпоха, в сравнении с далекими предшественниками, предстает как сложнейший и выверенно-идеологизированный механизм. В ее фундаменте лежали неподдельный пафос, вызывающий волну ностальгии у старшего поколения, и твердая вера в светлое будущее, пробивающееся сквозь тернии настоящего. Перед нами разворачивается документальный эпос, проливающий свет на тернистый путь советского народа, окутанный мраком Второй Мировой Войны. Вместо привычного взгляда на советское общество, создатели обращаются к картине мира, искалеченного глобальным конфликтом. Сериал, получивший название "Великая Отечественная", погружает зрителя в вихрь событий 1941-1945 годов. Совместный проект советских и американских кинематографистов, осуществившийся в 1978 году, стал удивительным феноменом в эпоху холодной войны, когда идеологические барьеры казались непроходимыми. До этого момента, американский зритель почти не имел представления о решающей роли Советского Союза в борьбе против нацистской Германии. Фред Виннер, вдохновленный стремлением донести истину до всего мира, инициировал создание двадцатисерийного фильма "Неизвестная Война". Для американцев стало откровением осознание того, что русские, наряду с союзниками, внесли неоценимый вклад в победу над Гитлером. Продюсер с триумфом представил свое творение в Москве, где первоначальная реакция критиков оказалась сдержанной и даже негативной. Однако, осознав незыблемость фактов, представленных на экране, им пришлось дать "зеленый свет" дальнейшей реализации проекта Виннера в СССР. Фильм был признан достойным перевода на русский язык, но с неизбежными коррективами, продиктованными требованиями цензуры. Над съемочным процессом закипела работа: советские операторы запечатлевали мгновения истории, советские режиссеры направляли творческий процесс, а художественным руководителем стал выдающийся документалист Роман Кармен, олицетворяющий вершину советского кинематографического мастерства. Так за кулисами «Неизвестной Войны» началось сложное и порой драматичное противостояние двух идеологий. Непосредственно в картину вошел харизматичный Василий Лановой, став настоящим героем экрана в роли Варнаввы из "Офицеров". Американскую версию возглавил ветеран войны и голливудская звезда Берт Ланкастер. Отношения между руководителями проекта были, мягко говоря, напряженными. Порой Ланкастер отказывался читать тексты, написанные советскими сценаристами, подозревая в них излишнюю пропагандистскую окраску. В свою очередь, советские коллеги с подозрением относились к американским сценариям, выискивая намеки на антисоветские настроения. Только после совместного просмотра документальных хроник наступило взаимопонимание. Архивные кадры открыли перед создателями картину истинной правды, которая зачастую оказывается неприглядной и противоречивой. Практически никто из участников творческого процесса не имел возможности настолько близко ознакомиться с реалиями войны, увидеть ее жестокость и бессмысленность. Натуралистичные образы, неприкрытая боль, сопричастность разрушенных городов, плачущих женщин, убитых детей – все это поражало своей глубиной и правдивостью. Роман Кармен, с первых же дней погрузившись в гущу событий, дошел до Берлина, запечатлевая на кинопленку бесценные свидетельства эпохи. Операторы понимали, что необходимо снимать абсолютно все, ничто не должно было ускользнуть от объектива. Не были запечатлены лишь моменты обороны Бреста, хаотические отступления под Москвой, героическая оборона Сталинграда и Курская дуга. Даже небо над полем битвы было покорено – истребители выносили операторов на высоту, чтобы запечатлеть сцены воздушных сражений. Никто не боялся рисковать, опустившись в окопы, выйти в бушующее море, вооружившись лишь камерой. Вся эта дорога – и путь новых создателей эпопеи о Великой Отечественной Войне – была извилиста и опасна. Зритель вместе с авторами оказывается в 1941 году, а затем проходит через весь период войны, дойдя до Рейхстага. Затем следует Нюрнбергский процесс – в американской версии Ланкастер исполнил одну из ключевых ролей. Особую сложность представляла собой серия, посвященная Польше, где вновь столкнулись интересы двух стран. Наиболее мучительным и скорбным оказался фильм о «Блокаду Ленинграда» – самая длительная осада в истории, унесшая жизни тысяч мирных жителей. Американцы постигли глубину страданий русских солдат, увидев их героизм и самоотверженность, проявляющиеся в каждом метре отвоеванной земли. Неудивительно, что они воскликнули: «Русские воевали так, как всегда воюют русские». Каждый эпизод сериала захватывает дух, заставляя сердце биться чаще. Но, к сожалению, время выхода сериала было не самым благоприятным. Руководящая партия, как это часто бывает, решила вмешаться в творческий процесс, выискивая изъяны, требующие "исправления" в духе советской пропаганды. "Направляющая рука" коснулась даже монохромных архивных кадров, обнаружив там "исторически необходимые" фрагменты с участием дорогого Леонида Ильича, и фильм был "украшен" щедрой порцией брежневщины, призванной подчеркнуть добрую волю СССР. Однако современный зритель способен отделить зерна от плевел, увидеть в картине ту бесценную правду, которую невозможно затмить никакими интерпретациями – правду войны. Несмотря на зернистость, подергивающиеся кадры и отсутствие четкости, этот фильм поистине бесценен. На экране оживают имена тех неизвестных героев, которые отдали свою жизнь за свободу Родины. Молодые парни и взрослые мужчины бросаются в атаку, не щадя ни себя, ни врага. Даже раненные, погибающие под непрекращающимся огнем противника, они стоят, целятся, стреляют, не отступая. Они живы…и будут жить в наших сердцах навсегда. Можно выключить звук и просто наблюдать за тем, что происходит на экране – и сразу же понимаешь, что война – это самое ужасное, что может случиться с человеком и страной. Ни один художественный фильм не сравнится с лаконичной, скрупулезной съемкой хроники, где нет места игре, фальши, политики – только история, жизнь, смерть.