Описание
Рецензии

Сериал Во бору брусника
Актеры:
Любовь Соколова, Екатерина Васильева (II), Геннадий Гарбук, Лариса Данилина, Анатолий Егоров, Марина Левтова, Александр Леньков, Римма Маркова, Галина Комарова, Елизавета Никищихина, Евгения Уралова, Виктор Филиппов, Сергей Яковлев
Режисер:
Евгений Васильев (I)
Жанр:
мелодрамы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1989
Добавлено:
сериал полностью из 2
(14.01.2020)
Рейтинг:


По мотивам пронзительной повести Леонида Фролова на экранах зародится завораживающий мелодраматический сериал, повествующий о круговороте судьбы и хрупкости человеческого счастья. В центре повествования – Александр Егоров, чья жизнь раскололась на "до" и "после" страшных военных испытаний. Возвращение героя в изъеденную войной и преобразированную деревню становится болезненным столкновением с прошлым, которое уже невозможно вернуть. Александр – сломленный духом и искалеченный телом инвалид, несущий на плечах тяжесть не только физических ран, но и душевных травм. Несправедливая участь лишила его любимой супруги, обрекая его на одиночество и на тяжкое бремя заботы о четверых осиротевших детях.
Долгое время отшельник, Александр, движимый внутренним порывом к новой жизни, решается на ответственный шаг – создание новой семьи. Его взгляд падает на молодую, жизнерадостную соседку Ксению, чья судьба когда-то была переплетена с его младшим братом, погибшим на фронте, не дождавшись его возвращения. Несбывшиеся надежды и горькая память о потерянной любви преследуют Ксению, но она находит утешение и поддержку в руках Александра. С течением времени их связь крепнет, и в семье появляется новое поколение – дети, рожденные от любви, ставшей островком света в океане невзгод.
Прошло тридцать восемь лет. Сериал переносит зрителя в современность, где дети Александра и Ксении давно распустились и покинули отчий дом, ступив на собственные жизненные пути. Пожилые супруги, Александр и Ксения, полные надежд и трепета, отправляются в гости к своим чадам, мечтая о том, что их жизнь сложилась куда благоприятнее, чем их собственная, искалеченная войной и горем. Однако, как часто бывает, иллюзии оказываются обманчивы, а реальность скрывает в себе болезненные откровения и неразрешенные конфликты. Герои, устремленные к благополучию потомства, не подозревают, что их дети столкнулись с не менее сложными испытаниями, чем они сами когда-то...
"Во бору брусника" знаменует собой переломный момент в кинематографической одии Евгения Васильева, являясь своеобразной вершиной, аккумулировавшей в себе наиболее ценные достижения его предыдущих работ. Это не просто фильм, это органичное переплетение сюжетной насыщенности и виртуозного операторского мастерства, способное затронуть самые потаенные уголки души. Васильев мастерски экспериментирует с формой, обогащая повествование сложными композиционными приемами – сновидения, воспоминания, ретроспективные фрагменты, что создает неповторимую глубину восприятия.
Картина берет свое начало из наследия Леонида Анатольевича Фролова, чьи произведения "Во бору брусника..." и "К сыну" послужили фундаментом для этого проникновенного полотна. Юрий Нагибин, говоря о творчестве Фролова, уместно отметил, что его проза пронизана ароматом свежескошенной травы, теплом парного молока, свежестью росы, тающим снегом, уютом печной теплоты, – всем тем, чем было омыто детство и что будет вечно резонировать в человеческой душе. Фильм с поразительной точностью воссоздает эту ауру, вызывая глубокое сопереживание персонажам, воплощенным на экране гениальной игрой Геннадия Гарбука и Любови Соколовой.
Трудно внятно пересказать замысловатый и самобытный слог Леонида Фролова – это задача, превосходящая рамки простого переложения. Достаточно лишь отметить, что первая часть фильма, как отпечаток повести "Во бору брусника", максимально соответствует оригиналу, особенно в отношении завораживающих видений Ксении, терзаемой тоской по пропавшему на войне Тихону. Помимо этих эпизодов, режиссеру удается филигранно передать авторскую атмосферу, посредством превосходного визуального решения. Вторая часть – это глубоко эмоциональный рассказ "К сыну", переосмысленный сценаристом Васильевым, превращенный в логичное продолжение и завершение повести, наделяющее ее новым смыслом.
Простота картины парадоксальным образом подчеркивает ее проникновенность. Это честное и откровенное повествование, близкое и понятное каждому, касающееся фундаментальных истин – деревенской жизни, людей, семейных уз, любви, дающей человеку силы для преодоления любых невзгод. В течение долгих 160 минут перед нами предстает калейдоскоп персонажей, созданных как известными актерами, так и начинающими. Некоторые из них, с первых секунд, оставляют неизгладимый след в памяти. Других, пожалуй, не хочется вспоминать ("сердобольные» мотоциклисты, чьи благородные намерения оказались прикрытием для наглой кражи). Кто-то вызывает искреннюю симпатию и сочувствие, кто-то отталкивает своим неприглядным поведением (Гена-«жиголо» /Александр Потапов/ или сын-алкоголик Кирилл /Александр Леньков/).
Фильм насыщен музыкой, песнями, частушками, которые так органично вплетены в структуру русской души. Речь идет о бесценном богатстве этой самой души, о ее способности к состраданию, стойкости и красоте. Зрителю не предлагается решать сложные визуальные головоломки или пытаться разгадать замысловатые сюжетные ребусы – его приглашают просто смотреть и слушать, впитывать атмосферу и наслаждаться мгновениями. А для тех, кто жаждет еще большего погружения в этот мир, рекомендуется обратиться к книге Леонида Фролова "Во бору брусника...", включающей одноименную повесть, повесть "Полежаевские ягоды" и рассказы, объединенные общими героями и общим духом.
Рекомендуем к просмотру