Описание
Рецензии

Сериал Возвращение броненосца

Актеры:
Михаил Уржумцев, Людмила Потапова, Елена Майорова, Владимир Стержаков, Иван Бортник, Татьяна Васильева, Валентин Буров, Георгий Штиль, Армен Джигарханян, Борис Новиков
Режисер:
Геннадий Полока
Жанр:
отечественные, приключения, комедия
Страна:
Россия, Беларусь
Вышел:
1996
Добавлено:
сериал полностью из 4 (20.07.2014)
Рейтинг:
6.77
6.90
Судьба, словно капризный ветер, занесла Иоганна Францевича Герца, выходца из Германии, бывшего воина – сначала кавалериста, затем красноармейца – в южную Одессу. Нельзя было предвидеть, что этот человек, далекий от мира театра и подмостков, станет инициатором создания актерской биржи, подобного рода предприятие казалось анахронизмом, учитывая его прошлое и отсутствие склонности к артистическим занятиям. Иоганн являлся воплощением импульсивности и эксцентричности, его характер отличался неординарностью, а поступки – зачастую импульсивными и порой граничащими с безумием. Действия его были далеки от продуманности, а порой и от здравого смысла. В своем стремлении, возможно, наивном и нелогичном, направить заблудшую душу проститутки на “путь истинный”, он совершил поступок, кажущийся выходящим за рамки обыденного – женился на ней. Этот брак, несомненно, породил немало перешептываний и удивленных взглядов в городе. Однако, жизнь Иоганна не ограничивалась лишь личными перипетиями. Его авантюрный дух и стремление к неожиданным решениям втянули его в опасное противостояние с влиятельной одесской преступной группировкой. Жизнь его стала настоящим лабиринтом, полным интриг и непростых выборов. И, в качестве вишенки на торте, в его судьбу вошло событие, казавшееся невероятным – он пригласил знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна для съемок кинофильма. Этот союз, словно соединение несхожих элементов, обещал породить нечто совершенно новое и неожиданное в кинематографической среде, а сам Иоганн оказался в центре происходящего, словно вихрь, втянувший в себя ярчайшие звезды своей эпохи. Всё это предвещало бурный и насыщенный период в его жизни, полный драматических поворотов и неожиданных откровений.
Пожалуй, эта многогранная телевизионная сага поселится в моем сознании на долгие годы, ибо она ознаменовала собой отправную точку моего знакомства с кинематографическими шедеврами рубежа девяностых и нулевых. Помимо этого, памятью врезалась в сердце картина Петр Луцика, названная "Окраина". Однако, именно трагикомедия "Возвращение Броненосца" по-настоящему потрясла воображение, перенося зрителя в бурную эпоху двадцатых годов минувшего столетия. Геннадий Полока создал поистине завораживающую и душераздирающую историю, окутанную атмосферой печали и меланхолии, заставляющую размышлять над глубиной человеческих переживаний. Парадоксально, но эта картина увидела свет в период, когда вокруг царило обилие критики и противоречивых оценок эпохи советского расцвета, что само по себе вызывало некий диссонанс. Вопреки распространенным тенденциям, Полока, словно археолог, бережно извлекает из забвения реальные события, отражающие жестокую борьбу между белыми и красными, предлагая зрителям поразительную и искреннюю историю – за это ему выражается огромная благодарность. Вся работа этого мастера кинематографа напоминает мудрый диалог, рожденный из глубин веков. Одинокие, уязвимые герои совершают роковые ошибки, их души пронзает тоска и осознание невозможности достижения совершенства. Неизбежность, как тяжелый камень, давит на грудь, ощущаясь как отголосок проигранной войны. Если вглядеться в образ Комиссара Герца, то проступит сходство, а возможно, даже превосходство над знаменитым Гамлетом. Клавдия Егорычева, словно Офелия, устремляется на Восток, неся с собой вихрь противоречивых эмоций – грубость, напористость, но одновременно вокруг нее возникает странный, волшебный, душераздирающий фон, сотканный из нежности и печали. Закат революции, словно замерзшая картина, запечатлена в этом образе. Мы погружаемся в атмосферу одесской эпохи НЭПа – мир обезумевших людей, мечущихся в хаотичном танце. Они бегут, кричат, прыгают, отчаянно пытаются выразить хаос своих переживаний. Как метеорит, свалившийся с небес, появляется Иоганн Герц – Красный конник, революционер, настоящий герой. Однако, белогвардейские атаки лишь закаляют комиссара, делают его сильнее, выносливее. "Так закалялась сталь", – можно сказать об этом человеке, непоколебимом и стойком. Даже ржавчина, символ времени и упадка, не способна сломить его дух. Герц одинок, Герц красив, но в то же время комичен и нелеп на фоне этого пестрого карнавала человеческих пороков. Кодекс красного самурая, строгий и бескомпромиссный, несовместим с окружающей его «жизнью», пропитанной лицемерием и страстями. Он свято чтит этот кодекс, не отступая ни на шаг, и парадоксально, но эта самая несгибаемость, это стремление к справедливости, наносит удар по самому дорогому для него – по угнетенным и невинным, защиту которых он посвятил свою жизнь. Нельзя не отметить актерский состав и их великолепную игру. Михаил Уржумцев воплотил образ Герца, и это, к сожалению, стала его последней актерской работой. Людвига Потапова, партнерша по съемкам, поделилась с телезрителями печальный факт: "У нашего фильма очень странная судьба. В живых уже не так много людей. Последние роли в "Броненосце" исполнили Майоров и Уржумцев. Возможно, в этом есть какая-то закономерность: люди, стремясь сказать что-то важное, выкладывались на все сто. Из главных героев я осталась одна.” Несмотря на общую меланхоличность и упаднические настроения, фильм остается удивительно увлекательным и значимым произведением. Приятного погружения в эту завораживающую историю!
Позвольте предложить вам взгляд на отечественную кинопанораму, и в частности, на выдающийся, по моему мнению, сериал, созданный в конце ушедшего десятилетия. В мире, где господствуют примитивные развлечения, его сложно сопоставим с чем-либо, кроме, разве что, трагикомедии «Возвращения Броненосца» и монументальной работе Петра Луцика «Окраина». Этот кинематографический шедевр – плод гениального режиссерского видения Геннадия Полоки. Сюжет погружает нас в бурный водоворот двадцатых годов, эпохи, окутанной туманом домыслов и искажений. Жанрово проект сложно определить однозначно, но, пожалуй, наиболее точным будет определение "фарс" – если рассматривать его в самом широком, ироничном смысле слова. Невероятно ценно то, что такая картина вообще обрела воплощение, поскольку в публичном дискурсе о периоде становления Советского Союза преобладали поверхностные, порой откровенно ложные нарративы. Этот сериал же, как хирургический скальпель, рассекает пелену заблуждений, представляя эпоху с беспрецедентной честностью и проницательностью. Сюжетная линия посвящена тем, кто, рискуя всем, совершал ошибки, принимал роковые решения, руководствуясь утопическими надеждами. Герои, осознающие неизбежность краха своих идеалов, сталкиваются с мучительным вопросом: стоит ли тратить последние силы, будучи уже обреченными на поражение? Особого внимания заслуживает образ Комиссара Герца, с его неизменным мешочком семечек – абсурдный, но притягательный аккомпанемент для его драматических метаний. Кажется, что с этим скромным аксессуаром можно было бы разыграть «Гамлета», используя в качестве черепа нечто гораздо более значительное, чем просто оболочка. Клавдия Егорычева – буйная, прямолинейная, склонная к вокальным всплескам женщина. Но именно её грубоватость, её резкость, парадоксальным образом, создают атмосферу, располагающую к зарождению романтической истории, расцветающей на фоне угасающей революции. Новая экономическая политика в условиях южной Одессы предстает перед нами во всей своей противоречивой красе. Здесь царит мир, в котором бесчисленное множество людей, сломленных разочарованием и оглушенных хором голосов, руководствуются лишь собственными, часто приземленными, интересами. В этом лабиринте социальных интриг революционер Иоганн Герц кажется инопланетянином, выброшенным на незнакомую планету. Он – человек, которого не задевали пули и штыки, элегантный в своей шинели среди этой толкотни никчемных обывателей. Он непоколебим в своих убеждениях, верен своему кодексу чести, но даже его внутренняя сталь подвергается испытаниям, когда он становится свидетелем тех разрушений, которые он, сам того не желая, нанес тем людям, ради которых он так отчаянно боролся, отдав им свои силы и годы. Актеры, воплотившие на экране этих колоритных персонажей, проявили высочайший профессионализм, буквально выложились на все сто. Ощущалась их самоотдача, что и придало всему проекту ту неподдельную убедительность, которую не часто встретишь в современном кинематографе. Этот сериал – поистине выдающееся произведение искусства. Его значение и ценность невозможно переоценить. Он требует не только просмотра, но и осмысления, вдумчивого анализа, поскольку затрагивает темы, актуальные во все времена.