Описание
Рецензии

Сериал Все началось в Харбине

Актеры:
Данила Козловский, Анна Чиповская, Владимир Епифанцев, Дина Корзун, Игорь Иванов, Ирина Розанова, Игорь Скляр, Эрнст Романов, Юлия Денисова, Дин Фан
Режисер:
Леонид Зисов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2012
Добавлено:
7-8 серия из 8 (25.01.2013)
Рейтинг:
7.17
7.10
Телевизионная драма, озаглавленная «Все началось в Харбине», разворачивает перед зрителем масштабную панораму судьбы, охватывающую земли Поднебесной, а именно Маньчжурию, и простирающуюся затем вглубь Советского Союза. Географический размах повествования впечатляет: от заснеженных просторов Харбина до величественного Ленинграда, а временные рамки охватывают два с половиной десятилетия, от 1928 до 1953 года минувшего столетия. Центральной нитью сюжетной линии становится трагическая история Бориса, сына преданного служащего Китайско-Варшавской железной дороги. Харбин, 1928 год – период безмятежной юности, когда юный Борис, в компании младшего брата Владимира, ведет непринужденную, типичную для подростков жизнь. Однако политический просчет отца, чье имя оказывается в списке неблагонадежных для советского режима, рушит хрупкое равновесие. Отец теряет работу, и семья сталкивается с неумолимой нуждой и лишениями. В этот непростой период в жизни Бориса вспыхивает чувство к Люде Ержановой, дочери уважаемого станционного начальника. Однако идиллию нарушает импульсивное решение Люды – она пытается сбежать с бывшим офицером белой армии. Попытка оказывается обречена на неудачу: Люда попадает под стражу ОГПУ, а её беглый возлюбленный становится жертвой насильственной смерти. Наступление 1932 года приносит радикальные перемены: Харбин переходит под контроль японских оккупантов, и Борис осознает необходимость покинуть этот край, где нормальная жизнь становится невозможной. Смена владельцев КВЖД вынуждает сотрудников вернуться на родину, но и там их ждет суровая реальность. Обещания власти Советов, гарантировавших достойную жизнь сотрудникам НКВД, оказываются лишь иллюзией. Под политические репрессии попадают друзья и знакомые Бориса. Вскоре арестовывают отца, затем мать, и, наконец, брата Владимира. Сам Борис также оказывается в руках правосудия и проводит долгие годы в лагерях. По окончании кровопролитной войны, Бориса переводят в лагерь под номером 17, где его ожидает неожиданная встреча с отцом Люды Ержановой. Он узнает, что Люда, не сумев бежать из Харбина, также была арестована и отбыла срок, а сейчас находится на вольном поселении. Прошлые чувства к ней, несмотря на годы разлуки, не угасли. Несправедливая документальная ошибка вновь повергает Бориса в пучину заключения. Спустя пять лет он обретает свободу и отыскивает Люду, которая к тому времени уже состоит в браке. Она не может бросить мужа, страдающего от смертельной болезни. Владимир, брат Бориса, живет в Ленинграде, а сам Борис находит приют в качестве рабочего на железнодорожной стройке. Через некоторое время в Санкт-Петербург приезжает Люда, чья любовь к Борису, несмотря на все испытания, остается нетронутой…
Моя душевная организация отличается болезненной чувствительностью, и каждый просмотренный драматический фильм или захватывающий сериал оставляет неизгладимый отпечаток, нередко погружая меня в состояние душевной нестабильности на несколько дней. Эти кинематографические истории, проникая вглубь сознания, оставляют послевкусие глубокой эмоциональной вовлеченности, вызывая непроизвольный отклик в сердце. Будь то простые истории о человечности и доброте, они рождают в душе ощущение светлой печали, знакомое по старым добрым фильмам, основанным на трогательных, проникновенных сюжетах – таким как "В бой идут одни старики" или "Офицеры", а также по бессмертной классике русской литературы: "В списках не значился" и "Тяжелый песок". Безусловно, я испытываю глубокую привязанность к этим произведениям, но признаюсь, что встречи с ними становятся все более редкими. Возможно, причина кроется в особенностях моего восприятия: мне невероятно сложно вновь и вновь переживать сложный мир вымышленных персонажей, наполненных жизнью и противоречиями. Неизбежно, слезы застигают меня врасплох, потоки эмоций захлестывают, сложно удержать этот внутренний резонанс. Неизъяснима печаль оттого, что эти истории были сотворены руками ушедших, некогда живых гениев, в ином, ушедшем времени. Мир, в котором они творили, был, вероятно, несколько наивнее, искреннее и честнее, пронизанный другими идеалами, освещенный иным, более ясным небосводом. Все чаще возникает ощущение, что не встречаю больше произведений, хотя бы отдалённо напоминающих атмосферу "Офицеров" семидесятого года, и эта редкость становится для меня неоценимой удачей. Сегодня меня пленяет возможность наблюдать за новым поколением актеров, за талантливыми, подающими надежды людьми, стремящимися создавать кинематограф современной эпохи. "Все началось в Харбине" казался именно тем сериалом, которого я долго и с любопытством ожидала. С особым интересом я следила за игрой молодых актеров – запомнился мне Данила Козловский по картинам "Пять невестат" и "Шпион", а Никита Ефремов привлек внимание ролями в "Zолушке" и захватывающем проекте "Восьмидесятые". Было поистине увлекательно наблюдать за их совместной работой, за взаимодействием столь разных актерских талантов. Изначально я не возлагала на сериал чрезмерных ожиданий, опасаясь, что он окажется банальным, шаблонным. Но мои опасения развеялись, словно дым, и я испытала искреннее облегчение. Сознание того, что сериал основан на автобиографическом произведении Бориса Христенко, пришло ко мне уже после просмотра. Волна эмоций, беспредельный спектр переживаний, бездна чувств – как описать то, что захлестнуло меня после просмотра? Все ощущения сплелись в единый, неразрывный клубок, делая невозможным донести до кого-либо истинный масштаб моих чувств. Это было поистине прекрасное произведение, и было бы несправедливо сводить его к одному лишь определению, упуская из виду тонкие нюансы и многогранность. Мастерски выстроенные художественные домыслы переплелись с реальной историей, создавая поистине завораживающую кинематографическую работу. Жизнеутверждающая, правдивая, проникновенная игра актеров стала настоящим украшением сериала. Дина Корзун в роли Матрёны Ивановны продемонстрировала такую убедительность, что верить ей было просто необходимо. Её искренняя игра заставляла сопереживать, сочувствовать, испытывать к ней самые теплые чувства. Ранние роли Дины, возможно, не отличались такой глубиной и серьезностью, но эта роль стала настоящим откровением, демонстрируя её талант к созданию образа матери, с глазами, говорящими больше, чем слова, с любовью к детям, заставляющей поверить в искренность ее чувств. Что касается Никиты Ефремова в роли дворянина, то можно с уверенностью сказать, что он блестяще справился с поставленной задачей. Его любовь вела его против его чести, разрушала его благородство, оставляя неизгладимый след в его душе. Владимир Епифанцев воплотил образ настоящего военного, заслужив мое безоговорочное доверие – и это не удивительно, учитывая его предыдущие работы. Безусловно, искусство требует освоения, и он достиг в этом высочайший уровень. Талантливые актеры из "Шпионов" – Анна Чиповская и Данила Козловский – также не оставили меня равнодушной, блестяще справившись со своими ролями. Анна была прекрасна в своей противоречивости – коварная женщина, хитрая лисица, страдающий черный лебедь. Этот образ навсегда запечатлелся в моей памяти. Если бы эту роль исполнила другая актриса, я сомневаюсь, что персонаж был бы столь насыщенным, столь притягательным. Пиковая дама, роковая женщина, райское яблоко – лед и пламень этого сериала. Я совершенно удовлетворена. Что касается Данилы, то я готова посвятить ему целую оду. Я могла бы писать о его пронзительных глазах, о его волшебном голосе, в котором можно утонуть. Но это не самое главное, не то, что делает его выдающимся актером. Если бы его сравнивали с дюжиной других красавчиков-актеров, он, своим талантом, перевесил бы чашу весов в свою пользу. Для меня остается загадкой, как он настраивается на каждую сцену, как глубоко проникает в образ, что помогает ему достигать таких впечатляющих результатов – это чистый экспромт или результат кропотливой подготовки? В любом случае, результат всегда ошеломляет. Каждая сцена с его участием приносит массу удовольствия. Невозможно не восхищаться игрой этого замечательного молодого человека, и я с нетерпением жду его новых работ. Когда я наблюдаю за игрой Данилы Козловского, мое сердце начинает биться в унисон с его. Каждая минута его экранной жизни проживается мной вместе с ним. Не возникало ни единого сомнения в его честности, в правдивости происходящего – его волнения становились моими, его слезы проступали на моих глазах, и я желала только того, что желал он. Данила Козловский захватил меня в свою роль, и я с удовольствием погрузилась в созданный им мир за гранью экрана. И за это я ему безмерно благодарна. Чувства, бушевавшие во мне во время просмотра "Все началось в Харбине", были теми же, что рождаются при просмотре "В бой идут одни старики" или "Офицеров", и это для меня имеет огромное значение. Сомневаюсь, что этот сериал получит престижные награды на фестивалях, но его стоит посмотреть, так как он стоит потраченного времени, и я могу поклясться, что он не пройдет даром. 9 из 10.
Безусловно, я не могу позволить себе ставить однозначные оценки, однако данный сериал заслуживает, на мой взгляд, весьма достойных 8 баллов из десяти. Признаюсь, это не абсолютный шедевр, не тот редкий феномен, что способен повергнуть в состояние благоговейного трепета, как это однажды случилось с определенной картиной. Но, тем не менее, это – заметное и запоминающееся произведение. Не стану утомлять вас пространными рассуждениями о фактической базе, на которой построено это драматическое полотно. События, вдохновившие создателей, окутаны печалью и, без сомнения, несут в себе глубокую трагедию. В таком случае, оценка должна быть направлена не на достоверность исторической реконструкции, а на мастерство режиссера, его умение передать атмосферу и вызвать сопереживание. Вполне обоснованно можно утверждать, что создатели проявили исключительное трудолюбие и талант. Первоначально восприятие картины обманчиво легко, оно обволакивает зрителя приятным ощущением беззаботности. Однако вскоре повествование обретает более мрачные и серьезные тональности, подспудно ощущается надвигающаяся беда. Эта сдвиг в настроении, эта резкая трансформация от идиллического существования к суровой реальности, кажется мне особенно достоверной, что создает эффект глубокого погружения в мир персонажей. Кастинг заслуживает самых восторженных отзывов! Среди актерского ансамбля особенно выделяются имена Корзун, Ирины Розановой, Владимира Епифанцева и Козловского. Корзун – актриса, обладающая невероятным даром перевоплощения. Создается впечатление, что ей под силу воплотить абсолютно любую роль, что нет персонажа, который был бы ей не по плечу. Розанова блестяще, с филигранной точностью, представила на экране образ отвратительной злодейки. Каждый ее жест, каждый взгляд, каждая мелочь, как, например, ее ритуал упаковки фарфора в тени темных дел, продумана до мельчайших деталей, создавая эффект полного погружения в ее внутренний мир. Епифанцев – признанный мастер исполнения подобных ролей, ему явно не чужды реалии, которые разворачиваются в сюжете. В данном проекте он органичен и убедителен, словно бы создан для этой роли. Но наибольшее впечатление, признаюсь, произвел Козловский. Конечно, его внешность не может не привлекать женского внимания, однако для меня его привлекательность заключена исключительно в его актерском таланте. Сравнивать его с такими титанами советского кинематографа, как Иннокентий Смоктуновский или Олег Ефремов, пока рановато, однако его игра, безусловно, выше всяких похвал. Он способен убедительно воплотить и образ робкого юноши, и зрелого мужчины, что свидетельствует о невероятном диапазоне его актерских способностей. Это – дар, доступный далеко не каждому. Конечно, не обошлось без некоторых шероховатостей, а некоторые исполнители не смогли полностью раскрыть потенциал своих персонажей. Однако, на мой взгляд, это скорее недостаток сценария, а не вина самих актеров. Главное, что картина не отпускает даже спустя долгое время. Воспоминания о ней всплывают в памяти не так часто, как о трагических эпизодах, а скорее о волшебных моментах – о танцах героев на воде под задорную музыку, создающие атмосферу непринужденной радости и очарования.
Встреча с подобным кинематографическим шедевром случается крайне изредка. Это не просто многосерийный проект, а целостное произведение искусства, захватывающее дух и уносящее зрителя в вихре событий, ощущающегося как единый, стремительный поток. Каждый элемент – будь то актерская игра, режиссерское видение или операторская работа – выдержан на высочайшем профессиональном уровне, демонстрируя безупречное мастерство создателей. Поразительно точное кастинг, безупречно подобранные актеры, органично вписавшиеся в создаваемый мир. Единственным, что слегка портит общее впечатление, является, пожалуй, выбор на роль отцовского персонажа – возрастная линия кажется немного не соответствуют общей концепции. Однако, исключая эту незначительную шероховатость, все остальные исполнительские решения выглядят исключительно натуралистично и убедительно. Особую радость доставляет игра Дины Корзун, чья актерская экспрессия вызывает неподдельное восхищение. Ирина Розанова, воплотившая на экране отвратительную тетюшку, демонстрирует поистине выдающуюся игру, поражая глубиной и нюансами раскрываемого образа. Данил Козловский, в свою очередь, блестяще справляется с передачей многогранности своего персонажа. На протяжении всего просмотра зритель невольно погружается в эмоциональную связь с героями, испытывая искреннее сопереживание их судьбам. Восхищение вызывает такая полная вовлеченность, что порой возникает импульсивное желание направить их, помочь избежать ошибок, подсказать правильный путь. Зачастую даже забываешь о существовании заранее подготовленного сценария, погружаясь в атмосферу происходящего. Внезапно приходит осознание ужасающей силы, с которой Сталинский режим манипулировал человеческими душами, превращая их в безвольных исполнителей, лишенных собственной воли и критического мышления. На экране разворачивается трагедия подавления личности и искажения моральных ориентиров. Данное произведение заслуживает высочайшей похвалы и безусловной рекомендации. Это кинематографический опыт, который не оставит равнодушным и заставит по-новому взглянуть на сложные исторические реалии и вечные человеческие ценности.