Описание
Рецензии

Сериал Вторая мировая война – день за днем
Актеры:
Виктор Правдюк
Режисер:
Ольга Андрианова, Михаил Михеев
Жанр:
отечественные, документальные
Страна:
Россия
Вышел:
2005
Добавлено:
сезон полностью из 96
(01.01.2013)
Рейтинг:


Трудно найти в анналах человеческой истории эпизоды, способные превзойти по своей масштабности разрушений и трагизму эпоху Второй мировой войны. Шесть долгих лет человечество жило в атмосфере всепроникающего ужаса, под гнетом неотвратимой угрозы, в течение которых безжалостная война пожгла жизни миллионов – как тех, кто держал оружие, так и простых граждан, ставших жертвами невинными. С первых тревожных ударов, с первых взрывов, исход этого грандиозного столкновения держав оставался окутанным пеленой неопределенности, вызывая бурю тревожных догадок. Достижение победы над агрессивными силами Германии, Италии и Японии потребовало от войск антигитлеровской коалиции неимоверных усилий, демонстрируя несгибаемую волю к сопротивлению и невероятное мужество. В конечном итоге, противник был повержен, его милитаристские амбиции окончательно погребены под обломками разрушенных городов, однако какой непомерной оказалась расплата за это триумф за победу? Какой горький отпечаток оставила эта война на душах и судьбах поколений?
Предлагаемая кинематографическая работа представляет собой проникновение в сложный и драматический временной отрезок – от сентябрьского начала конфликта в 1939 году до сентябрьской даты окончания боевых действий в 1945-м. Зритель погрузится в вихрь событий, переживая вместе с героями годы испытаний, утрат и надежд, чтобы поразмышлять над глобальным значением произошедшего и оценить цену мирного неба. Фильм станет не просто хроникой военных действий, но и глубокое исследование человеческой стойкости перед лицом невообразимой трагедии.
## Глубина памяти: о документальном эпосе Второй мировой войны
Безусловно, фильмы, повествующие о военных конфликтах, вне зависимости от художественного или документального формата, всегда вызывали и продолжают вызывать глубокий интерес зрительской аудитории. Эта тема, затрагивающая фундаментальные вопросы человеческого бытия, остается актуальной для представителей всех возрастов, словно вечный камертон, отзывающийся в душе каждого.
Для нас, живущих в эпоху стремительных технологических преобразований, погружение в трагические события сороковых годов прошлого столетия становится уникальной возможностью прикоснуться к истории через призму кинематографа. Время неумолимо несёт нас вперед, унося с собой свидетелей той эпохи, тех, кто лично пережил ужасы войны и способен передать весь спектр чувств и переживаний. К счастью, мы можем встретить на улицах наших городов пожилых ветеранов, готовых поделиться своими воспоминаниями – живых первоисточников, чья память, несмотря на преклонный возраст, хранит неизгладимые образы войны.
Вместе с ними мы можем ощутить всю тяжесть потерь, понять масштабы трагедии, которую пережила Европа и наша страна. Эти люди, словно живые архивы, готовы раскрыть перед нами сложную палитру человеческих эмоций, заставить задуматься о цене мира и не допустить повторения подобных ошибок.
Протяженное время существования кинематографа ознаменовалось созданием огромного количества фильмов, посвященных войне. Каждый из них, обладая своим уникальным сюжетом, отражает одну грань этого всеобъемлющего конфликта: от будней солдат на передовой до напряженной работы в тылу, от кровопролитных сражений до сложных политических интриг. Но особенно ценны фильмы, созданные уже после войны, опирающиеся на архивные материалы, воспоминания очевидцев и исторические исследования.
В современном мире, когда попытки переписать историю и переложить ответственность за трагедию становятся все более заметными, особенно ценным представляется документальный сериал «Вторая мировая война — день за днём». Этот масштабный проект, состоящий из 96 серий, повествует о событиях, развернувшихся с 1939 по 1945 год, и снятый российскими кинематографистами Галиной Ясногородской, Ольгой Адриановой и Михаилом Михеевым в 2005 году.
Каждая серия, длительностью около получаса, посвящена отдельному месяцу войны. При необходимости, для более детального освещения событий в особенно насыщенные месяцы, предлагается просмотр сразу двух серий. В создании сериала использованы богатые архивные материалы, переписка политических лидеров разных стран и содержательные комментарии экспертов. Материал представлен в доступной и увлекательной форме, с использованием документов, ранее хранившихся под грифом «50 лет», позволяющих получить более точное и полное представление о происходивших событиях.
Несмотря на масштабность проекта, в истории остаются "белые пятна", о которых пока не пришло время говорить, или о которых лучше не знать вовсе.
В сериале представлено детальное рассмотрение действий военных сил и стран-участниц, с использованием уникальных хроник из личных архивов Иосифа Сталина. Мы узнаем биографии практически всех ключевых фигур той эпохи, а также вспомним имена тех командиров и солдат, чьи подвиги и заслуги были незаслуженно забыты.
Повествование охватывает ключевые периоды войны: от захвата германскими войсками Западной Польши и вступления в войну Англии и Франции, до стремительного продвижения немецких войск по Европе и присоединения к Советскому Союзу Западной Белоруссии, Украины, Прибалтики и части Финляндии. Затем следует переломный момент – нападение на СССР и срыв плана "молниеносной войны". После этого разворачиваются события Сталинградской и Курской битв, разгром войск Италии и Германии в Северной Африке, а также поражение японского флота. Следующий этап ознаменован наступлением войск антигитлеровской коалиции на всех фронтах, полным освобождением европейских стран от немецкой оккупации и капитуляцией Германии. Завершается повествование окончанием войны с Японией в Тихом океане.
Конечно, сериал не охватывает все аспекты истории. Например, недостаточно внимания уделяется штурму Кенигсберга.
Несмотря на широкую известность и признание, сериал вызывает разногласия. Некоторые зрители критикуют чрезмерное внимание к командованию Вермахта и, как следствие, принижение роли советских командиров. Высказываются сомнения в компетентности Жукова и Сталина. Однако, нельзя отрицать вклад этих фигур в оборону Москвы и управление страной в условиях войны.
Несмотря на критику, необходимо признать, что победа была достигнута не разумом, а мужеством и численным превосходством советских войск.
Отдельного внимания заслуживает отсутствие в сериале прямых обвинений какой-либо стороны конфликта. В каждом противостоянии присутствовали и добродетели, и тираны. Также поражает отношение к солдатам и гражданским лицам, находящимся в разных странах. Зритель получает возможность проследить эволюцию фашизма, узнать о зверствах германской армии и ужасах нацистского режима, а также заглянуть в концлагеря.
При этом, стоит отметить некоторую предвзятость по отношению к Советскому Союзу.
Несмотря на это, рекомендуем всем любителям истории и документальных фильмов к просмотру этого выдающегося произведения кинематографа. Жаль, что не хватает информации о репрессиях и уничтожении евреев, а также о освобождении концлагерей советскими войсками.
Надеемся, что просмотр этого сериала позволит вам расширить свои знания о Второй мировой войне, и вы не испугаетесь большого количества серий – они смотрятся на одном дыхании.
Приготовьтесь к увлекательному путешествию в прошлое!
Нахожусь лишь на двадцати девятой серии, но спешу поделиться своими соображениями. Этот сериал, несомненно, претендует на звание наиболее обстоятельного и многогранного художественного переосмысления Великой Отечественной войны среди всех отечественных кинолент. Создатель, кажется, безжалостно и критически разобрал этот сложный период, не проявляя снисхождения ни к кому. Признаюсь, сериал изобилует тщательно подобранными фактами и, в целом, демонстрирует высокий уровень документальной проработки.
Тем не менее, наряду с этими несомненными достоинствами, я испытываю ряд серьезных озабоченностей. Определенные субъективные оценки автора, особенно заметные в начальных эпизодах, порой вызывают желание форсировать просмотр. Эти суждения, облеченные в форму тирад, зачастую предвзяты, однобоки и, что наиболее тревожно, противоречат дальнейшему изложению событий, искажая историческую правду. Наблюдается чрезмерный уклон в сторону антисоветской риторики, что существенно сдвигает акцент в сторону крайне тенденциозной интерпретации.
В частности, запомнилась одна из таких тирад, утверждавшая, что население присоединенных республик с энтузиазмом встречало немецкие войска и испытывало неприязнь к советской власти, а в Молдавии, моей малой родины, за все годы войны насчитывалось всего четыре молдавских партизана. Эта статистика, на мой взгляд, является вопиющей неточностью. Я прекрасно осведомлен о тогдашней ситуации в Молдавии, где население с одинаковым воодушевлением встречало как румынские, так и советские войска. И хотя румынское приветствие было более характерно для румыноязычной интеллигенции, представлявшей собой лишь меньшинство населения, утверждение о четырех партизанах является откровенной ложью, опровергаемой воспоминаниями ветеранов.
Автор создает впечатление, будто речь идет о "русском народе, испытывающем всеобщую неприязнь к большевикам и большевистскому строю". Одно из утверждений, по моему мнению, граничит с абсурдом: "Если бы народ был сплочен, немцы не дошли бы до Москвы". Не стоит подрывать доверие к таким заявлениям. Я призываю обратиться к воспоминаниям тех, кто непосредственно участвовал в тех событиях, чтобы понять, какое место занимал Сталин и коммунистическая идеология в сознании людей того времени. Не думаю, что автор не знаком с этим историческим контекстом.
Нельзя не отметить и настойчивые отсылки к фигуре Резуна-Суворова, которые подталкивают зрителя к восприятию концепции превентивного удара Гитлера. Цитата о том, что "Сталин не оставлял Гитлеру выбора" и обвинение СССР в подготовке к агрессии из-за наращивания военной мощи, представляется мне надуманной. Что же, можно было оставаться в состоянии полного уязвимости и ждать неизбежного нападения? В условиях назревающей войны это было бы равносильно самоубийству.
Изображение офицеров и бойцов РККА, как людей, лишенных взаимовыручки и чувства чести вследствие «большевистской идеологии», кажется необоснованным и оскорбительным. Разве лозунг «Умри сам, но спаси товарища» не был важнейшим принципом, руководившим действиями советских солдат? Разве бесчисленные примеры героизма не свидетельствуют об обратном? Это, по моему мнению, грязное и несправедливое обвинение.
Постоянные цитаты из произведений философа Ильина, ярого радикального монархиста и русского националиста, также вызывают вопросы и добавляют тексту политическую окраску.
В качестве дополнительных недостатков стоит отметить затянутые диалоги авторов в камере, где хотелось бы иметь возможность ускорить воспроизведение; недостаточное количество карт, поясняющих ход событий; и, наконец, редкие, но заметные неточности в использовании кинохроники.
Не думаю, что этот сериал подойдет для тех, кто плохо знаком с историей Великой Отечественной войны. Всем остальным я настоятельно рекомендую к просмотру, но с неизбежным скепсисом и критическим мышлением. С сожалением констатирую, что ожидание каждой новой серии затягивается на целый месяц, а не на неделю. В целом, несмотря на перечисленные недостатки, я классифицирую этот сериал как достойный внимания.
До нынешней работы, Виктор Правдюк, человек, стоявший у руля режиссерского кресла и ведущий повествования, уже имел в своем творческом портфолио документальные проекты, посвященные темным, трагическим эпизодам XX столетия. Однако, объем и глубина информации, открывающейся зрителю в этой ленте, беспрецедентны. Неразгаданные шифры, личные послания, исходящие из печатницы Сталина, стратегические карты, определявшие ход сражений, неисчислимое количество эксклюзивных фотографий, обнажающие суровую реальность военных будней, и фрагменты подлинной военной кинохроники – все это ранее оставалось вне поля зрения публики.
До недавнего времени создание подобного кинематографического труда было попросту немыслимо. Существовавшие официальные, зачастую идеологически окрашенные интерпретации событий, даже в среде документалистов, подвергались строгой цензуре, ограничивавшей свободу художественного поиска. Виктору Правдюку удалось совершить настоящий прорыв, собрав и предоставив на суд зрителей и экспертов материал, отличающийся необычайной интересностью и многогранностью.
Безусловно, назвать эту работу абсолютно нейтральной было бы упрощением. Автор, известный своей резкой критикой большевистской идеологии и не склонный к идеализации роли Сталина в Великой Победе, привносит в повествование свой, весьма отчетливый взгляд. Тем не менее, Правдюк стремится к всестороннему анализу каждого военного эпизода, демонстрируя максимум беспристрастности в раскрытии событий.
Пронизывающая фильм, как красной нитью, мысль звучит призывом: «Такое не должно повторяться!». Эта живая, пульсирующая правдой лента о войне не оставит равнодушным ни одного, кто прикоснется к ней. По праву считается одним из наиболее выдающихся образцов документального киноискусства современности, открывающим новые грани понимания трагической истории.
Эта работа, выполненная в жанре документальной кинохроники, обладает особой, незыблемой связью с самой сущностью человеческой жизни, ощутимо превосходя вымысел кинематографических полотен. Творцам этой масштабной ленты удалось достичь того, что не под силу было предшествовавшим им поколениям кинематографистов. Фильм представляет собой детальное, захватывающее повествование, охватывающее все ключевые вехи кровопролитной войны 1939–1945 годов. Каждому месяцу, как отдельной главе, посвящена одна серия, в то время как наиболее драматичные эпизоды – крупные военные операции, сложные дипломатические переговоры – выдержаны в формате двойной серии, чтобы в полной мере раскрыть их значимость.
Неизменно восхищает обилие подлинной военной кинохроники, дополненной проницательными комментариями, а также личными письмами и секретными записями высших эшелонов власти как воюющих государств, так и их союзников. Всю эту ценнейшую информацию, ранее находившуюся под строжайшим секретным грифом с ограничениями в пять десятилетий, практически недоступную для исследователей, удалось извлечь в свет. Благодаря неутомимому труду автора и харизматичного ведущего, Виктора Правдюка, зрителям открываются ранее неизвестные события и представляются забытые деятели, внесшие свой вклад в ход истории войны.
Конечно, существуют все еще «слепые зоны», неизведанные уголки исторических архивов, которые станут доступны лишь в далёком 2015 году. Однако на текущий момент эта работа – безусловно, наиболее значительное и впечатляющее произведение, созданное в жанре документального кино, посвящённого Второй мировой войне. Она служит не просто хронологической летописью, но и глубоким проникновением в трагическую эпоху, позволяющим переосмыслить события и почтить память тех, кто отдал за свободу свою жизнь.
Пришлось прервать просмотр на пятидесятой серии, признаюсь, эмоциональных сил не хватило для дальнейшего погружения. Возникает гнетущее ощущение, словно перед нами не документальный цикл, а тщательно выстроенный, преднамеренный проект, несущий в себе скрытый порядок. Прослеживается крайне сомнительная и, на мой взгляд, неуместная попытка навязать христианскую идеологию, будто бы созвучную советской эпохе. Не могу не задаться вопросом: какое отношение имеет философ, покинувший Советский Союз и проведший десятилетия в спокойной швейцарской изоляции, включая годы военного времени, к объективному освещению событий?
С его безопасной, нейтральной швейцарской перспективы, как будто, иное видение истории открылось, не доступное руководству, принимавшему ключевые решения на передовой. И, как наивная зрительница, я должна, по всей видимости, безоговорочно принимать эту интерпретацию? Где же те легендарные партизаны, чьи подвиги воспевались и чьи имена стали символом сопротивления в союзных республиках? Откровенно говоря, комментарии ведущего вызывают не просто дискомфорт, а желание немедленного очищения, словно требуется нечто более действенное, чем просто душ. Впечатления – тягучие, неприятные, вызывающие отвращение.
Бесценные человеческие жизни, отвага и самоотверженность солдат и командиров – все это, кажется, обесценивается, принижается в угоду спорной концепции. Я не дитя, не впервые сталкиваюсь с документальными циклами о Второй мировой войне – представлен достаточно обширный выбор, позволяющий сравнивать и сопоставлять. Но этот проект… он чудовищен в своей манипулятивности. Пока что можно с удовлетворением смотреть до тринадцатой-пятнадцатой серии, но затем происходит некий качественный скачок: у ведущего срывается контроль, и он начинает навязывать свои, по его мнению, гениальные суждения, не упуская ни единой возможности, будь она уместна или нет. Мое впечатление – крайне негативное.
Рекомендуем к просмотру