Описание
Рецензии

Сериал Выше неба / Вышэй за неба
Актеры:
Леонид Пашковский, Оксана Чивелёва, Олеся Грибок, Дмитрий Винсент Папко, Евгений Булка, Иван Трус, Виктор Рыбчинский, Татьяна Бовкалова, Ольга Нефедова, Тамара Миронова
Режисер:
Дмитрий Маринин, Андрей Курейчик
Жанр:
драмы
Страна:
Беларусь
Вышел:
2012
Добавлено:
7-8 серия из 8
(14.10.2013)
Рейтинг:


Существует древняя, мудрая пословица, утверждающая, что лишь испытания, рожденные настоящей нуждой, способны выявить подлинную ценность искренней дружбы. Молодой человек по имени Никита Мицкевич, ключевая фигура сериала, был вынужден познать эту горькую истину, столкнувшись с личной трагедией. Он, одаренный композитор и музыкант, самозабвенно поглощал себя творчеством, посвящая каждую свободную минуту аранжировкам и репетициям. Играя в одной из самых востребованных минских музыкальных групп, он пребывал в безмятежной уверенности, не догадываясь о грядущих бурях, которые должны были радикально перекроить полотно его существования. Роковая точка отсчета была поставлена врачебным заключением – тяжелым диагнозом ВИЧ, ставшим непреодолимым барьером между ним и близкими людьми. Разочарование и отчуждение обрушились на Никиту, когда его окружение, не в силах принять его новую реальность, отвернулось от него, оставив в одиночестве перед лицом болезни.
## Свет надежды над Белорусской молодежью: История создания драмы "Выше неба"
Молодежная драма "Выше неба", рожденная плодом совместного творчества Андрея Курейчика и Дмитрия Маринина, стала настоящим кинематографическим событием для Беларуси. Получив звание лучшего дебютанта-продюсера, Андрей Курейчик был удостоен престижной кинопремии «СНЯТО!», учрежденной Ассоциацией независимых продюсеров при поддержке Министерства культуры России и Федерального агентства по культуре и кинематографии – поистине значимая награда для начинающего кинематографиста. Фильм стал первым за долгие годы – с 2003 года – независимым полнометражным кинопроектом, адресованным белорусскому поколению.
Несмотря на скромные размеры государства, Беларусь демонстрирует впечатляющий потенциал, во многом превосходя западные страны, и, очевидно, нуждается в более пристальном внимании к своему подрастающему поколению – будущему нации. Мировая премьера, состоявшаяся 4 марта 2013 года на престижном международном кинофестивале "First Time Fest" в Нью-Йорке, ознаменовала важный рубеж в истории белорусского кинематографа. Однако, успех был омрачен чередой непредвиденных трудностей и скандалов, о которых последует более подробный рассказ.
В центре повествования – история Никиты Мацкевича, молодого минчанина, стремящегося к самореализации в мире музыки. Фильм воссоздает реалистичную панораму белорусской молодежи, в особенности представителей музыкальной среды. Он исследует их жизненные вызовы, поиски своего места в мире, стремление к самоопределению. Создатели стремились раскрыть образ белоруса, его внутренний мир, его мечты и опасения, и им это удалось. В стране существует колоссальный потенциал, множество одаренных и ярких личностей, однако их истории редко получают отражение в кинематографе. И почему-то, эта целевая аудитория не получает должного внимания со стороны государственных структур, что, безусловно, не способно отражать истинные ценности и приоритеты нации.
Этот глубокий и проникновенный фильм, созданный благодаря гранту ООН, несет в себе профилактическую цель – информировать молодежь о глобальной проблеме ВИЧ/СПИДа и стимулировать изменение общественного восприятия людей, живущих с ВИЧ-положительным статусом. К сожалению, эти люди зачастую сталкиваются с предрассудками, становятся изгоями, теряя надежду и погружаясь в пучину одиночества и страданий, что недопустимо в XXI веке, в эпоху, когда общество декларирует гуманистические ценности.
Команда создателей подошла к кастингу с исключительной тщательностью. В проекте не было места привычным "звездам" экрана. Возможность проявить себя получила армия молодых людей из более чем тридцати городов Беларуси. Более двух тысяч кандидатов приняли участие в отборе, организованном в форме фокус-групп. Целью было выявление аутентичных, современных белорусских характеров, представителей различных социальных, культурных и психологических типов. На экран попали как профессиональные актеры, так и новички – студенты, спортсмены, журналисты, представители рабочих профессий, музыканты. Этот уникальный сплав различных слоев общества отражен в фильме, даря зрителю возможность познакомиться с многообразием субкультур Беларуси. Андрей Курейчик, давно работающий с молодежью, прекрасно осведомлен о сложностях, с которыми сталкивается молодое поколение в поисках своего места в жизни.
В главных ролях фильма «Выше неба» блистают Леонид Пашковский, Олеся Грибок, Оксана Чивелева, Дмитрий Винсент Попко, Иван Трус, Илья Сокуро, Виктор Рыбчинский, Татьяна Бовкалова и Павел Иванов – талантливые актеры, передавшие тончайшие нюансы своих персонажей, словно прожившие их на протяжении долгого времени.
К сожалению, создание столь значимого проекта не обошлось без серьезных осложнений. Конфликт между авторами и заказчиком – ПРООН – привел к отмене официальной премьеры фильма, но полная версия все же обрела свое место в глобальной сети. Причиной столь непростых обстоятельств стала политическая цензура, вытекающая из того факта, что фильм не всегда отражал социально-экономическую реальность Беларуси в "позитивном" ключе. В фильме звучала музыка, исполняемая музыкантами, включенными в неофициальные "черные списки" государственных СМИ, что вызвало недовольство у некоторых представителей власти. В результате, команда создателей была отстранена от монтажа и озвучивания многосерийного фильма, и для урегулирования конфликта потребовалось привлечение общественности. К счастью, фильм был представлен на американском кинофестивале, где цензура не имела значения. Не исключено, что именно этот скандал способствовал тому, что фильм вошел в двенадцать отобранных работ для показа на фестивале из четырех сотен представленных.
Новость о том, что фильм будет показан в Нью-Йорке, повергла Андрея Курейчика в состояние потрясения, так как его команда даже не планировала выдвигать фильм на участие в кинофестивале. Решающую роль в отборе сыграл один критик, высоко оценивший работу "Выше неба". В жюри фестиваля присутствовали знаменитые американские продюсеры, прокатчики, критики и режиссеры, включая Мартина Скорсезе, Даррена Аронофски и Софию Копполу.
Драма "Выше неба" была показана на международной премии «Снято!» в Москве, польско-белорусском фестивале «Бульбамуви», «First Time Fest» в Нью-Йорке, Фестивале фильмов Восточной Европы «EastOff» в Катовице, а также прошла специальные показы в Москве, Вильнюсе, Минске и Краснодаре, получив заслуженные награды.
Неотъемлемой частью фильма является белорусская музыка, создающая неповторимую атмосферу и подчеркивающая дух времени. Музыкальное сопровождение, безусловно, является одним из главных достоинств этого проекта.
Рекомендуем к просмотру драму "Выше неба" – фильм о молодежи, для молодежи...
Белорусский кинематограф подарил миру не просто фильм, а настоящий кинематографический феномен, явивший собой глоток чистого воздуха, прорыв, обозначивший новую эру в национальном искусстве. Картина «Выше неба» совершила дерзкий, революционный акт, словно взрыв, разрушивший привычные рамки и стереотипы. Пословица о тысячемильном пути, начинающемся с первого шага, находит здесь полное воплощение: для нашей небольшой, но невероятно гордой страны этот фильм стал именно таким решающим, отправным пунктом.
Создание этой киноленты потребовало от авторов немалых усилий, воплощенных в новаторском, претенциозном на максимальную достоверность стиле. Режиссеру удалось виртуозно создать эффект присутствия, ощущение, что повествование разворачивается прямо перед твоими глазами, за повседневной обыденностью. Это безжалостная правда, лишенная прикрас, масок и фальшивых декораций.
Сценарий, безупречно выверенный и продуманный до мельчайших деталей, поражает своей лаконичностью. Здесь нет ничего лишнего, каждый элемент имеет свое значение и служит общей цели. Выверенные детали, словно тончайшие нити, сплетаются в сложный узор, формируя эмоциональную атмосферу на протяжении всего фильма. Через эти, казалось бы, незначительные элементы, прослеживается тонкая, зачастую ироничная, линия политического и социального портрета, доступная для полного понимания лишь тем, кто глубоко погружен в контекст белорусской действительности. Например, эпизод с Виктором Мартиновичем, исполняющим роль преподавателя, излагающего конституционные права человека, вызывает мгновенное понимание скрытой иронии у тех, кто знаком с его биографией. Или появление четверых колоритных персонажей в участке полиции у Мицкевича-старшего, порождающее невольные размышления. А репортаж о судебном процессе над Беляцким добавляет еще один слой неоднозначности. Многие известные деятели культуры и искусства мелькают в эпизодических ролях, словно намеки на скрытые связи и взаимовлияния. Даже клавишник популярной минской группы Martin.S. удостоился своего короткого появления на экране. Музыкальное сопровождение, отличающееся современностью и оригинальностью, служит мощным усилителем эмоционального воздействия, создавая эффект близости и сопричастности. Песни коллективов Ляписов, Acute и других актуальных исполнителей вносят значительную лепту в формирование целостного, многогранного восприятия картины.
Особое впечатление производят эпизоды с бабушкой, чьи мудрые рассуждения о бренности бытия и ценности жизни проникают глубоко в душу. Сцена с врачом, констатирующим смерть Юли, и встреча с Кулинковичем, вызывают бурю эмоций и заставляют задуматься о самых важных вопросах. Обаяние, шарм и неповторимая красота этих героев погружают зрителя в атмосферу задумчивости, подобно кинолентам Джима Джармуша, где скрытый подтекст мелькает, как незаметная ступенька на пути к истине.
Для меня этот фильм стал долгожданным глотком свежего воздуха, бальзамом для души, дарит надежду на дальнейший расцвет белорусского кинематографа, наряду с такими смелыми и новаторскими работами, как «Оккупация. Мистерии» и «Инсайт». Картина «Выше неба» – это не загадка, которую необходимо разгадать, а скорее уравнение, требующее решения: найди неизвестное, вычисли корень, произведи замену – и вот, перед тобой лежит искомый ответ! Я испытываю искреннюю радость за профессиональный рост белорусских кинематографистов и выражаю им огромную благодарность!
Признаться, первоначальное любопытство к этой кинокартине было подогрето не столько художественной ценностью, сколько бурной публичной реакцией. Без этой волны ажиотажа, признаюсь честно, я, вероятно, и вовсе не обратил на нее внимания. Особенно учитывая мое неприятие к масштабным, многосерийным повествованиям, которые нередко грешат неоправданной продолжительностью и затянутостью. Однако, я готов простить даже некоторые, порой кажущиеся искусственными, попытки "запретных" эпизодов, демонстрацию бескомпромиссного подхода, направленные на то, чтобы увлечь и удержать внимание зрителя.
Так о чем же рассказывает этот кинематографический труд? Ни о чем, что могло бы напомнить о судьбе Никите, о трагической истории СПИДа или о взлетах и падениях музыкального коллектива. Вместо этого перед нами разворачивается картина современной Беларуси! Неожиданный поворот, не правда ли? Сценарий "Выше неба" создает впечатление, что он писался непосредственно с натуры, настолько реалистичны и убедительны запечатленные события. Несмотря на обилие поразительных и эксцентричных деталей, в основе лежит глубокий и правдивый местный колорит. На протяжении всего фильма создатели словно посылают приветствия знаковым фигурам белорусского контекста. В духе фильма прослеживается своеобразная отсылка к отечественным телеповествованиям. И, к сожалению, подтверждается мой страх – многие эпизоды излишне растянуты, затягиваясь на продолжительное время. Музыкальное сопровождение, к моему сожалению, не удалось создать органичную и гармоничную связь с визуальным рядом. Диалоги между персонажами порой кажутся странно искусственными – порой, закрыв глаза, создается впечатление, что перед нами не обычные горожане, а выдающиеся представители литературного мира.
Отдельно хотелось бы отметить актерскую игру. Я с готовностью поверил в правдивость образов Никите, его матери, неординарному наркокурьеру, который узнаваем даже по манере поведения, Яне и Оле – их исполнение можно считать практически безупречным. Лишь в отношении отца главного героя возникло некоторое сомнение, он показался неестественным и лишенным живой экспрессии. Периодические появления известных минских личностей в кадре, за исключением финальной сцены с монтажником Куллинковичем, не смогли существенно улучшить общее впечатление. У сериала "Выше неба" безусловно имеются свои существенные недостатки, о которых необходимо помнить. В заключение, можно с уверенностью заявить, что, несмотря на все недостатки, эта кинолента занимает одно из почетных мест в новом, развивающемся белорусском кинематографе.
Рекомендуем к просмотру