Описание
Рецензии

Сериал Взять живым

Актеры:
Федор Сухов, Александр Потапов, Игорь Ефимов, Юрий Соловьев, Георгий Назаренко, Александр Игнатуша, Сергей Маковецкий, Александр Беспалый, Анатолий Юрченко, Виктор Павлов
Режисер:
Вадим Лысенко
Жанр:
отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1982
Добавлено:
сериал полностью из 3 (15.05.2013)
Рейтинг:
7.08
Предлагается погрузиться в драматические хроники эпохи Второй мировой войны, где в центре повествования – судьба простого юноши, Василия Ромашина. Его личная история, сотканная из нитей мужества, потерь и становления, становится отражением трагической эпохи, пережитой целым народом. На пороге взрослой жизни, в тот самый момент, когда кажется, что горизонты безграничны, и будущее обещает бесчисленные возможности, судьба готовит Василию жестокий поворот. Разверзнувшаяся над страной трагедия грубо прерывает его юношеские грёзы, бросая в жерло ожесточенных испытаний. Ещё вчера – школьник, беспечно мечтающий о будущем, сегодня – новобранный, призванный на передовую. В одночасье угасает беззаботное детство, а на смену наивности приходит суровый реализм войны. В вихре боевых действий, в череде тяжелейших испытаний, Василий претерпевает глубокую метаморфозу. Из неопытного, робкого юнца он, закаленный в огне, превращается в зрелого, профессионального офицера разведки, обладавшего проницательностью и твердостью духа. Каждый полученный шрам, каждая утраченная надежда – кирпичик в фундаменте его становления. И вот, наконец, наступает тот долгожданный, священный час – Победа! В воздухе витает запах мирного неба, страх уступает место облегчению, а скорбь сменяется тихой радостью. Но возвращение к гражданской жизни – это новая, не менее сложная задача. Какие неведомые затруднения, какие тонкости и противоречия поджидают Василия в мирное время? Сможет ли он, прошедший через горнило войны, найти свое место в новой реальности, преодолеть внутренние травмы и обрести настоящее счастье? Авторы картины, избрав для повествования биографическую канву, хотели не просто рассказать историю одного человека, но и пролить свет на переживания целого народа, погрузить зрителя в атмосферу той непростой эпохи. Этот фильм – не просто хроника войны, а гимн стойкости, мужества и надежды. Он станет ценным опытом для всей семьи, позволит по-новому взглянуть на прошлое и поразмышлять о настоящем.
## Размышления о забытом шедевре и горечи несоответствий Если вы сейчас держите в руках эту страницу, представьте себе: вы – преданный поклонник жанра хоррора, владелец внушительной коллекции дисков, хранящих в себе тысячу и одну ночную жуть. Тысяча! И все же, несмотря на это богатство, вас терзает неудовлетворенность, тяга к неизведанному. Теперь дайте волю воображению: в ваших руках – почти легендарный артефакт, жемчужина давно минувшей эпохи кинематографа ужасов, где главную, знакомую до боли роль исполнил признанный мастер своего дела. Все указывает на то, что это ваш, по праву, фильм, и тем не менее… при первом же просмотре на вас обрушивается странное разочарование. Чего-то не хватает, что-то не доведено до совершенства, сюжет теряет хватку. Возникает вопрос, откровенно говоря, нескромный: как, будучи приверженцем жанра, вы можете позволить себе критику в адрес фильма, который по всем канонам должен вызывать восхищение? Именно такое смятение сейчас терзает мою душу. Я погрузился в мир кинематографических полотен, посвященных Великой Отечественной войне, не единожды – цифра в тысячу произведений, безусловно, преуменьшение. Я жадно поглощал книги, изучал исторические хроники, перечитывал воспоминания, пытаясь отделить зерна правды от сена вымысла, так обильно засеявшего современные военные драмы. Неудовлетворительные, досадные неточности, мелкие, на первый взгляд, детали – все это оставляет горький осадок. Роман Владимира Карпова "Взять живым" – это не просто литературное произведение, это отпечаток души героя, легендарной личности, чья жизнь была воплощением подвига. Он был не просто героем Советского Союза, он был героем своей страны, а таких, увы, сегодня становится все меньше. Достаточно одного факта из его биографии, чтобы вынести окончательный вердикт: Карпов лично руководил захватом семидесяти девяти вражеских солдат! Подвиг, достойный вечной памяти и безмерного уважения. Его первые рассказы, проникнутые духом военного опыта, появились в 60-е годы, и очень быстро Карпов занял свое место в пантеоне выдающихся советских писателей. Особенность его прозы заключалась в сухости, деловитости, характерной для журналистских заметок и мемуаров. К сожалению, этот стиль оказался недостаточно подходящим для экрана. Тем не менее, режиссер Лысенко, основываясь на обработанном им же сценарии, решился снять фильм по роману "Взять живым" в 1982 году. Я знаком с настоящими ветеранами, фронтовиками. И после их рассказов о войне, невольно хочется воскликнуть, апеллируя к мастеру Станиславскому: "Не верю!". Я не сомневаюсь в искренности переживаний Карпова, он писал только на основе собственного опыта. Однако, сам он не являлся создателем кинематографического произведения, и это тоже имеет значение. Разведчик, герой, свидетель тех событий, – его взгляд мог бы добавить фильму совершенно иную глубину. Первые кадры фильма буквально погружают зрителя в атмосферу сюрреализма. Сцена напоминает "Чистые пруды" (1965) с его искренними, откровенными признаниями, а эпизод с уходом на фронт по рельсам отсылает к авангардной эстетике фильма "Кто вернется - долюбит" (1966). Я даже увидел вагоны, специально вымытые для съемок, призванные воссоздать атмосферу отправки вчерашних школьников на войну – элемент, совершенно не вписывающийся в контекст. Песня Иосифа Кобзона, безусловно, создает определенную киношную атмосферу, но совершенно лишена военной стихии, хотя и звучит вполне достойно. Далее следует увидеть неожиданное "ноу-хау" режиссера: лица актеров, марширующих по Красной площади во время парада 1941 года. Провальный прием, ведь лицо легко подменить! Но не суть важно. Позволим себе считать, что это вполне оправданно. Что снято качественно, близко к правде – это первый бой лейтенанта Ромашкина. Однако, дальше вновь обнаруживается череда несоответствий: сюрреалистическое представление в духе детского читанки, а рядом – враг. Такого просто быть не могло! Нелепость и далее продолжает изматывать: в 1942 году молодой лейтенант прибывает во взвод, и все бойцы носят Орден Красной звезды. Орден выдавали далеко не всем, особенно в начале войны. А разве разведчики вели себя столь вызывающе на вражеской территории? Не все было так просто, тем более при постоянной угрозе обнаружения. Немцы изображены полными идиотами, не замечающими роту разведчиков под забором, и беззастенчиво бегающими по деревне. И, наконец, апофеоз: летом 1943 года, когда наши войска одерживали победы на всех фронтах, трое русских солдат решают дезертировать и перебежать на сторону врага! Это лишь детали, а главное – атмосфера фильма. Слишком благожелательная, слишком мягкая, даже в общении между солдатами и офицерами. Вместо сурового, дисциплинированного батальона – дружная компания, где не слышно крепких слов, все чистые, одетые и сытые. Что это за война? Похоже на продолжение фильма "В бой идут одни старики". Сердце тянется к фильму "Его батальон", который всегда вызывал восхищение. Критиковать актерский состав не стану. Все, без исключения, справились с ролями блестяще. Особенно хочется отметить Александра Потапова и Виктора Павлова. Забавно наблюдать за молодым Сергеем Маковецким, задействованным в одной из своих первых ролей военного разведчика. В заключение позвольте настоятельно рекомендовать к прочтению мемуары лейтенанта с передовой А. Шумилина "Ванька ротный" – произведение, не подвергавшееся цензуре. Чтение этих мемуаров вызывает чувства, противоречащие всему, что мы видим на экране. Моя оценка – 7 из 10.
Приветствую! Позвольте мне изложить свои размышления относительно этой кинематографической работы, вернее, мини-сериала, состоящего всего из трех эпизодов. Прежде всего, стоит отметить, что этот советский проект был плодом творчества Одесской киностудии – предприятия, зарекомендовавшего себя в эпоху СССР как фабрика приключенческих полотен. Поэтому чрезмерная критика за определенную неровность в драматической канве "Взять живым" представляется несколько необоснованной. Безусловно, в построении сериала прослеживаются определенные шероховатости. Первая серия, хотя и отличается серьезностью и обстоятельностью, не отличается особой динамичностью. Затем повествование стремительно переходит к демонстрации военного противостояния, изобилующего драматичными сценами, одна за другой. Однако эта интенсивность прерывается, когда главный герой, Роман Ромашкин, агент разведки, отправляется в свой дом с целью восстановления здоровья. Финальная сцена сериала кажется внезапной и обрывочной, создавая ощущение искусственного ограничения временного интервала трансляции. Вероятно, именно это и являлось причиной. Судя по всему, кинокартина была создана по заказу Государственного комитета Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению, что, как известно, предполагает строгое соблюдение установленного регламента. Телевизионные каналы обладают специфическим форматом, определяющим продолжительность трансляции, и творческим работникам приходится подчиняться этим ограничениям. Я лично наблюдал, как даже такие патриотически значимые произведения, как "Освобождение", подвергались преждевременному прерыванию из-за задержки новостного выпуска в четверть часа. И даже сегодня многие создатели киносериалов вынуждены работать в подобных условиях. Однако ни один из современных проектов не способен достичь уровня мастерства, проявленного в "Взять живым". Нельзя не отметить великолепное музыкальное сопровождение, которое служит эмоциональным фундаментом всего сериала. Музыкальный ряд, созданный на стихи прославленного поэта Георгия Поженяна, прошедшего войну, обладает особой глубиной и образностью, что может потребовать некоторого времени для полного постижения. Однако исполнение этих стихов завораживает своей сентиментальностью, убедительностью и естественностью. Удивительно, что голос Иосифа Кобзона, обладающего уникальной харизмой и проникновенностью, был привлечен для исполнения этих произведений. Об этом я узнал лишь в финальных титрах, что стало настоящим откровением. Это поистине впечатляет.