Описание
Рецензии

Сериал Я буду рядом

Актеры:
Мария Шалаева, Роман Зенчук, Мария Сёмкина, Иван Волков, Елена Морозова, Алиса Хазанова, Иван Кокорин, Михаил Крылов, Анастасия Захарова, Тихон Корнев
Режисер:
Павел Руминов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия, Украина
Вышел:
2012
Добавлено:
сериал полностью из 4 (04.05.2013)
Рейтинг:
6.81
6.90
В жизни Инны царил благодатный покой, словно умиротворение, дарованное судьбой. Она купалась в лучах благополучия: престижная должность менеджера в изысканном ресторане и восхитительный сын – вот ее главные сокровища. В коллективе Инну почитали как мудрого и компетентного руководителя, всегда готового прийти на помощь и поддержать в трудную минуту. Ей удалось создать вокруг себя атмосферу взаимопонимания и уважения, где каждый сотрудник чувствовал себя ценным и необходимым. Своего сына, Митю, Инна растила одна, вкладывая в него всю свою любовь и заботу. Мальчику уже исполнилось шесть лет, и он рос чудесным ребенком, излучающим непосредственность и доброту. Их связь была поистине уникальна, тонкая и глубокая, словно невидимая нить, связывающая две родственные души. Эта крепкая взаимосвязь вызывала искреннее восхищение и даже легкую зависть у окружающих. Однако идиллия рухнула, когда в жизнь Инны ворвался страшный приговор – неизлечимая болезнь. Мир, казавшийся таким надежным и стабильным, внезапно пошатнулся под тяжестью этого горького известия. Самым сокрушительным было осознание того, что она не сможет защитить своего единственного сына. Инна была категорически против мысли о том, чтобы Митя оказался в сиротском учреждении, лишенный ее любви и заботы. С отчаянной решимостью, преодолевая нарастающий страх и горе, Инна начала поиски любящих и достойных родителей для Мити, людей, которые смогли бы принять его в свои семьи и обеспечить ему достойное будущее после ее ухода. Это была задача, исполненная невыразимой боли и благородного долга, требующая мужества и непоколебимой веры в то, что для ее дорогого сына найдется пристанище, где его ждет счастье и безграничная любовь.
Творчество Павла Руминова всегда являлось объектом яростных дебатов и полемики, провоцируя разную степень одобрения и неприятия среди критиков и зрителей. Пока я не имел возможности лицезреть его новую работу под названием "Обстоятельства", меня уже успел поразить монтаж картины "Пирамида", за что несет ответственность упомянутый режиссер. Признаться честно, это произведение кинематографического искусства я считаю одним из наиболее неудачных в его фильмографии, и к ряду его провалов я бы с готовностью добавил и "Мертвые дочери". Однако, даже в этих сомнительных работах присутствует своеобразный эксперимент – попытка воссоздать эстетику азиатского хоррора на российской почве. Это, несомненно, интересно, хотя и далёко от совершенства. Завоевывает особую нишу картина "Я буду рядом", выделяясь из общего ряда вышеперечисленных работ. В ней прослеживается внутренняя логика повествования, и картина затрагивает острейшие интимные и социальные дилеммы. Ее можно смело отнести к кинематографической категории "опустошающих" – лент, фокусирующихся на судьбах людей, столкнувшихся с неизбежностью смертельного недуга, проживающих последние, отсчитываемые мгновения своего существования. Как и в лучших образцах драматического искусства, Руминов предлагает погрузиться в чуждый мир, пропитанный жестокостью и всепоглощающей болью. Зритель, однако, не занимает позицию стороннего наблюдателя, отделенного невидимой завесой, а словно навязчивый, вездесущий собутыльник, вторгающийся в личное пространство, посягающий на самые сокровенные моменты. Необычное расположение камеры вызывает постоянный интерес и одновременно вызывает вопросы. Повествование разворачивается в излишне крупных планах. Мы скрупулезно фиксируем мельчайшие нюансы мимики персонажей, отслеживаем игру их глаз, наблюдаем за движением губ. Этот прием, при всей своей выразительности, порой приводит к потере динамики, к ощущению затянутости повествования, и даже к скуке. Не слишком увлекательно наблюдать вблизи за тем, как героиня закручивает лампочку, беседует с приятелем, терзается сомнениями относительно адекватности принимаемых лекарств. Порой складывается впечатление, что сценаристы руководствовались не вдохновением, а сухостью учебных пособий при создании диалогов. Главная героиня, с излишним рвением и фанатичным блеском в глазах, объясняет собеседникам и зрителю что-то чрезмерно важное, дословно переписанное со страниц специализированной литературы. Безусловно, в картине присутствуют эмоциональные всплески, позволяющие создать определенную атмосферу драматизма, но в ряде эпизодов чрезмерная эмоциональность перегружает восприятие. Нельзя не отметить и позитивные аспекты картины. Авторы затронули по-настоящему значимую проблему. На экране воссозданы реалистичные и знакомые многим жизненные ситуации – вспомнить, к примеру, сцену возвращения жены к бывшему мужу. Ребенок, безусловно, обаятелен, и придает фильму особую, трогательную магию. Если попытаться взвесить, что же в фильме преобладает – позитивное или негативное, я бы, вероятно, склонился к первому варианту. Тем не менее, я не порекомендовал бы эту картину каждому встречному. Она специфична и экстравагантна, рассчитана на узкий круг ценителей. Я не спешил бы присуждать ей главный приз Кинотавра – у нее есть достойные конкуренты. Однако, необходимо признать, что в фильме есть что-то человечное, живое, вызывающее сочувствие и позволяющее простить некоторые технические шероховатости. Да, это хорошее кино. Но меня тревожит, что столь медленный и витиеватый темп работы Руминова может привести к тому, что он вот-вот окончательно заблудится в лабиринтах экспериментов и потеряет связь с реальностью.
"Я буду рядом" – это кинематографический опус, пронизанный глубокой человечностью и лишенный приторной слащавости, столь часто встречающейся в произведениях, касающихся тяжелых жизненных обстоятельств. Здесь нет места идеализации персонажей, а действительность предстает перед зрителем во всей своей неприглядной, но правдивой сущности. Фильм не пытается создать иллюзию, искажая реальность болезни, напротив, он демонстрирует ее жестокую правду, обнажая внутренний мир человека, столкнувшегося с немощью собственного тела. Вместо поверхностного изображения, мы видим безжалостное описание физических страданий, раскрывающее трагизм даже самых незначительных действий. Наблюдать за мучительными усилиями больного, чтобы выполнить элементарные бытовые задачи – вытереть крошки со стола, помыть посуду, аккуратно расставить ее в сушилке – становится невыносимым испытанием для сочувствующего зрителя. Отсутствие близкого человека, с которым можно просто поговорить о политике, окунуться в воспоминания о прошлом, подчеркивает одиночество, которое сопровождает страшную болезнь. Как мучительно пытаться удержать в памяти простое слово, знакомое с раннего детства, или отчаянно цепляться за ускользающие знания, услышанные лишь мгновение назад. Колоссальный объем принимаемых лекарств, ежедневная борьба за выполнение привычных действий, которые когда-то казались автоматическими и не требующими усилий – все это ложится непосильным бременем на плечи героини. Даже аромат запретных фруктов становится желанным способом ощутить хоть что-то, кроме всепоглощающей боли, хоть ненадолго сбежать от кошмара. Самая сложная задача – найти слова, способные передать родным людям неизбежность ухода, случившуюся не по собственной воле. Описать эту боль и отчаяние способен лишь тот, кто сам прошел через нее. Режиссер Павел Руминов, со всей своей художественной чуткостью, сумел воплотить этот трагический опыт на экране, демонстрируя невиданную доселе глубину и правдивость. Мария Шалаева создает поистине завораживающий образ. Ее героиня – не просто персонаж, она воплощение самой жизни, настоящая и подлинная, лишенная фальши и притворства. Инна в ее исполнении – это открытая и искренняя душа, способная вызвать искреннее сочувствие и восхищение. Зритель с замиранием сердца переживает редкие, но настолько пронзительные моменты, когда Инна позволяет себе проявить слабость и выплакать свою боль. Смех, звуки счастливого детства, заразительный хохот героини и ее подруг, словно лучи света пробиваются сквозь мрак отчаяния. Страшный диагноз, мрачный приговор врачей, не сломали дух Инны, она находит в себе неистовую волю к борьбе, к сопротивлению коварному недугу. Ее желание продлить годы жизни, не ради себя, но ради сына, становится движущей силой, дающей ей энергию и надежду. Смех, заразительный хохот, которым она одаривает сына Митю, коллег, волонтера Свету, подругу Юлю – это ее оружие, ее щит, ее способ противостоять неизбежности. Даже в последние дни, преодолевая невыносимые муки, Инна находит в себе силы посмеяться над собой и над своей болезнью, демонстрируя невиданный пример мужества и оптимизма. Роман Зенчук, юный актер, исполнивший роль сына Мити, великолепен в своей непосредственности. Его герой – настоящий мальчик, со всеми присущими ему капризами и трогательностью. Он излучает тепло и искренность, вызывая желание быть рядом. Жизнь продолжается, и мы искренне надеемся, что у сына Мити все будет хорошо, ведь его мать сделала для этого все возможное. Интуиция матери, непоколебимая и правильная, не позволила отдать Митю в руки непутевого отца. Инна, осознавая свою неспособность обеспечить сыну все необходимое, находит для него приемных родителей, которые дадут Мите ту любовь и заботу, которую она не успеет дать. "Я буду рядом" – это не только о борьбе с болезнью, это о дружбе, самоотверженности, мужестве, о бескорыстной любви и о том, что значит быть настоящей матерью. Это кино, которое заставляет задуматься о ценности жизни и о силе человеческого духа.
Первый взгляд на полотно, созданное Павлом Руминовым, может обмануть кажущейся банальностью сюжета. Перед нами Инна – воплощенное благополучие, изящно сыгранное Марией Шалаевой. Она – управленец в оживленном кафе, окруженная друзьями, поддерживаемая коллегами, и главное – воспитывающая крепкого и здорового сына Митю. Но у судьбы, как известно, свой, зачастую жестокий, замысел. Безжалостный диагноз, обреченный на прогрессирование, внезапно разрушает хрупкую идиллию, предрекая Мите скорое сиротство. На отцовскую поддержку рассчитывать не приходится – мужчина давно не берет на себя ответственности, обременив Инну постоянными просьбами о финансовой помощи, причем суммы растут с пугающей скоростью. Перед Инной встает невыносимая задача: найти новую семью для своего сына, отдать его на попечение заботливых рук, прежде чем навсегда покинуть этот мир. Несмотря на предсказуемость фабулы, Руминову удалось создать глубоко прочувствованный и невероятно трогательный фильм, насыщенный бурей эмоций и искренних переживаний. Он показывает нам, насколько колоссальной может быть сила одного человека, обретающую своё воплощение в момент, когда дни сочтены. Инна осознает, что ее единственный, и, пожалуй, самый важный долг – подарить своему сыну счастливое будущее, несмотря на неизбежность собственного ухода. Найдя для Мити любящих родителей, она добровольно обрекает себя на одиночество и уход в тишине, не в силах изменить ход событий. Страх перед неминуемым отступает перед чувством выполненного долга, оставляя лишь спокойствие и светлую грусть. Она, словно распускающийся цветок, сохраняет жизненную силу и сияние до последних вздохов, до последнего удара сердца. Эмоциональный прорыв происходит в финальной сцене, когда Инна, просматривая видеозаписи с Митей, не в силах сдержать слезы, поддаваясь волне переживаний. Фильм «Я буду рядом» – это пронзительная ода беззаветной любви к близкому человеку, чистой и всепоглощающей, способной преодолеть даже преграду смерти. И такая мощная любовь может найти свой дом в сердце простого человека, обладающего удивительным даром – воспринимать жизненные испытания с улыбкой, без притворства и показной храбрости. Руминову, как и прежде, удалось создать картину поразительной реалистичности, а его «последний путь» представляется более правдивым и проникновенным, чем голливудские приключения на фоне экзотических пейзажей. Этот фильм – о тех, чьи лица мы едва замечаем в толпе, в метро, на работе, но чьи истории достойны искренних оваций и потока слез восхищения. И так будет всегда… люди будут сплочаться, чтобы преодолевать трудности, а расставаться с этим миром – поодиночке, кто с достоинством, кто – нет.