• Стандартный
  • Субтитры
Описание
Рецензии

Сериал Годы и годы / Years and Years

Актеры:
Эмма Томпсон, Рори Киннер, Т’Ниа Миллер, Рассел Тови, Джессика Хайнс, Джейд Аллейн, Макс Болдри, Шэрон Дункан-Брюстер, Рут Маделей, Энн Рейд
Режисер:
Лиза Мулкахи, Саймон Селлан Джоунс
Жанр:
драмы
Страна:
Великобритания
Вышел:
2019
Добавлено:
сериал полностью (Субтитры) из 6 (17.09.2019)
Рейтинг:
7.90
8.30
В переломном 2019 году развернулась сложная геополитическая трансформация, ознаменовавшая сдвиг векторов влияния на мировой арене. Вскоре, спустя полтора десятилетия, произошел колоссальный перераспределение сил: Соединенные Штаты Америки, некогда непоколебимый столп мирового порядка, постепенно утратили свои доминирующие позиции, уступив место новым акторам. Континентальное европейское единство, переживавшее собственные внутренние противоречия, было разорвано выходом Великобритании, а Народная Республика Китай, словно стремительно взмывающий фейерверк, демонстрировала впечатляющие темпы экономического и политического прогресса. В условиях растущей нестабильности и турбулентности, на политической карте Великобритании появилась фигура, ставшая олицетворением эпохи перемен. Вивьен Рук, чей путь к власти был усеян скандалами и обвинениями в недобросовестности, обрела широкую известность, вызывая бурные споры и поляризуя общество. Ее политическая деятельность, скорее напоминавшая дерзкий эксперимент, не принесла ожидаемой консолидации, а напротив, лишь усугубляла раскол в народе, оставляя мало надежды на восстановление внутреннего равновесия. На фоне уже ощутимых экономических и социальных потрясений, приход к руководству страны столь неоднозначной и противоречивой личности, невольно повергал страну в пучину еще большей неуверенности и тревоги, создавая ощущение надвигающейся бури.
Впечатляющий мини-сериал, представляющий собой футуристическую социальную драму, запечатлевшую британскую семью на фоне не столь далёкого, но уже заметно отличающегося от нашего настоящего будущего. Время, предсказанное создателями, несколько опередило ход событий, и некоторые прогнозы не оправдались, однако общая картина грядущего, учитывая турбулентность современного мира, кажется на удивление правдоподобной и тревожно реальной. За создание этой работы взялась команда выдающихся режиссёров и сценаристов, среди которых особенно выделяется Саймон Селлан Джоунс, известный своими работами над такими проектами, как "Пространство", "Власть в Ночном Городе" и "Джессика Джонс". Актерский ансамбль подобран с безупречным вкусом, в особенности хочется отметить Рори Киннера, чья игра в "Черном Зеркале" и "Страшных Сказках" покорила зрителей. Сюжет развивается в головокружительном темпе, переполненный захватывающими событиями. Повествование отличается новаторским подходом – зритель словно переносится во времени вместе с семейством, ощущая вихрь лет, прежде чем остановить внимание на ключевых, поворотных и критических моментах. В фильме глубоко и всесторонне исследуются политические и социальные вопросы, рассматриваемые через призму психологических взаимоотношений типичного европейского родового сообщества, которое, впрочем, представляет собой скорее яркий пример социально активной, современной семьи. Некоторые члены этого семейства, безусловно, выделяются своим повышенным уровнем гражданской активности и стремлением к влиянию. В центре внимания сериала – целый спектр актуальных проблем: роль политиков в формировании общественного мнения, распространение эсттремистских настроений, всёпоглощающее влияние информационных технологий на современное общество, непростая задача сосуществования иммигрантов и беженцев в развитых странах, вопросы ЛГБТ+ тематики, сложности трудоустройства в условиях кризиса, разрыв между поколениями, новаторские формы искусства, социальная интеграция людей с ограниченными возможностями, угроза интеллектуальной деградации общества, опасность международных конфликтов и войн, спровоцированных сверхдержавами, сложность межличностных отношений, перспектива глобальных катастроф, острые экологические проблемы, финансовая уязвимость среднего класса – или, скорее, любого класса, не входящего в привилегированную элиту, и это лишь верхушка айсберга глобальных вызовов, стоящих перед человечеством. Некоторые идеи, представленные в сериале, поражают своей необычностью и неожиданностью. Например, новаторское понимание концепции "транса" – не только как обозначение транссексуальности, но и как состояние "трансчеловека", переносящего свой разум в цифровую, виртуальную форму, становясь, по сути, киборгом нового типа. По мере развития сюжета, вторая часть сериала несколько смещает акцент с футуристической социальной направленности к политическому триллеру. Эмма Томпсон в роли неоднозначного политика демонстрирует превосходную актёрскую игру, создавая запоминающийся и многогранный образ. Отдельного внимания заслуживает роль бабули, которая периодически делится мудрыми и проницательными наблюдениями. Финальная фраза, обращённая к другому, вызывающему подозрения, британскому политику, "Берегитесь таких людей – шутников, фокусников и клоунов. Они досмешат нас до ада," – не может не вызвать размышлений и тревоги. Несмотря на всю мрачность и апокалиптические настроения, в сериале прослеживается и определённый жизнеутверждающий посыл. В этом бушующем океане хаоса и неопределённости нам может помочь лишь вера – вера в себя, в близких и, возможно, во что-то ещё, как символ надежды, например, в любовь. Но самое главное – это осознание личной гражданской и социальной ответственности, ведь именно мы сами являемся творцами своего счастья, или, наоборот, источниками несчастья, окружающего мир. Финальная сцена, однако, кажется несколько излишне патетической. Кратко упоминается и пандемия, а именно – "обезьяний грипп" в 2029 году. По всей видимости, авторы не предвидели развития событий столь драматичного характера. Музыкальное сопровождение сериала – это динамичный и тревожный звукоряд, создающий идеальную атмосферу напряжения и саспенса. Безусловно, рекомендую к просмотру. Если бы был второй сезон, с нетерпением ждал бы его.
Этот сериал – не просто развлекательное зрелище, а своеобразный предзнаменование грядущих, масштабных преобразований в мироустройстве, отголоски которых уже отчетливо слышны в современном обществе. Он очерчивает трагикомическую эволюцию социума, демонстрируя формирование нового класса "потерянных", оказавшихся в затруднительном положении после того, как изначальные бенефициары – в эпоху предшествующего экономического подъема – получили значительную поддержку со стороны внеэкономических стимулов, свойственных развитым странам. Признание глубины и последствий этих сдвигов, очевидно, будет болезненным и долгим процессом. Красивые либеральные утопии, столь воодушевлявшие ранее, жестоко сталкиваются с суровой, неумолимой реальностью. Художники сериала с поразительной широтой и размахом раскрыли кризис западной модели общественного развития, хотя и не смогли полностью осознать его истинный масштаб. Это проявляется в обилии мифов, клише и стереотипов, пронизывающих повествование. Единственным моментом, вызывающим недоумение, является идеализация института семьи, что несколько противоречит общему пессимистическому настрою и облику будущего. В центре сюжета – казалось бы, обыкновенная английская семья, запечатленная в идиллическом, но обманчиво спокойном мире. Матриархом этой семьи является Мюриел, бабушка и прабабушка, чей возраст окутан тайной, обитающая в старинном особняке, хранящем память о былом величии. Вскоре выясняется, что она – последняя представительница уходящей эпохи, когда голос разума еще имел значение, а ее старый дом, считавшийся руинами старого мира, является аллегорией всего нашего хрупкого и пренебрегаемого мира. Внуки Мюриел – яркая палитра человеческих судеб: * Эдит – бунтарка, неутомимая политическая активистка, придерживающаяся лесбийских взглядов. * Стивен – преуспевающий финансовый консультант, женатый на афробританке Селесте, бухгалтере, от которой у него двое детей: старшую Бетани, мелькающую лишь в эпизодах, и Руби, мечтающую о трансгуманизме. * Рози – женщина с ограниченными возможностями, мать-одиночка двоих сыновей: старшего – английского уличного хулигана, и младшего – китаебританца, являющегося трансгендером. * Дэниел – всеми любимый гей, госслужащий, занимающийся коммунальным хозяйством (однако его постигнет неумолимая приватизация). Это пестрая, многогранная семейка, но, как и в любом повествовании, в ней не обошлось без антагониста. Им выступает Вивьен Рук (в исполнении Эммы Томпсон), предприимчивая и амбициозная политик, чья фигура является аллегорией как современным британским правым, так и отголоском британской истории прошлого века в лице Освальда Мосли. За кулисами же разворачиваются глобальные интриги, где США развязывают новую ядерную войну, а Россия (неумолимая в своей роли "козла отпущения") якобы устраивает постоянные кибератаки на Англию и аннексирует Украину. Завершение этого постапокалиптического кошмара поражает своей извращенной логикой: Британия обращается к своим мрачным корням, перенося опыт концентрационных лагерей, приобретенный в ходе англо-бурской войны, на собственную территорию. В городах формируются гетто, сначала по образу нью-йоркских, а затем – в стиле варшавских. Стивен, оказавшийся на самом дне социальной лестницы, стремится вырваться наверх, управляя этой системой и отправляя людей в лагеря. Главной жертвой обстоятельств оказывается Дэниел, зажатый между радикальными правыми настроениями Британии и хаосом, охватившим европейский континент. И, конечно же, не обошлось без апофеоза - счастливого финала! Семья устраивает ночь Гая Фокса, лагеря разрушены, Вивьен Рук находится за решеткой, технологии торжествуют, а разум Эдит оцифровывается. Но будущее… будущее остается в сумраке, окутанное пеленой неизвестности. P.S. Британская киноиндустрия давно не баловала зрителей столь оригинальным и мастерски исполненным продуктом! Это не просто развлечение, это кривое зеркало, в котором отражаются наши страхи и надежды, тревоги и мечты.
В 2019 году на экранах появился новаторский британский мини-сериал "Годы" (Years and Years), представивший зрителю совершенно нетипичный сплав фантастической драмы и антиутопической прозы. Это не просто прогноз будущего Британии, а скорее предостерегающий лакмус, на который ложатся отблески геополитических потрясений, разворачивающихся по всему земному шару. Сюжетные нити разворачиваются от текущей реальности до начала третьего десятилетия XXI века, сплетая судьбы нескольких поколений одной семьи – от взрослого отпрыска до почтенной бабушки. Изначально члены семьи демонстрируют вполне устойчивое и благостное существование, однако, подобно тонкому хрусталю, их благополучие постепенно оказывается под ударом, рассыпаясь на осколки, вместе с обществом, которое их окружает. Неумолимый поток беженцев, спасающихся от кошмара, накрывает Британию: отчаянные души, вырванные из огня украинской гражданской войны – где, по данным опросов, подавляющее большинство населения выразило солидарность с Россией, а остальные, преследуемые за свои убеждения и сексуальную ориентацию, вынуждены искать убежище. Новая, радикальная коммунистическая идеология прочно укоренилась у власти, порождая атмосферу страха и репрессий. Внутренний мир семьи отражает эту турбулентность. Один из братьев, движимый состраданием, посвящает себя помощи беженцам, а второй, обладая острым аналитическим умом, работает финансовым аналитиком, пытаясь понять закономерности надвигающегося кризиса. Одна из сестер, неутомимая агитатор, колесит по всему миру, принимая участие в различных протестах и оказывая благотворительную помощь. Другая, с самого рождения столкнувшаяся с физическими ограничениями, вынуждена передвигаться в инвалидной коляске, остро ощущая уязвимость современного мира. Семья представляет собой своеобразный микрокосм – пеструю палитру характеров и убеждений. Один из братьев открыто демонстрирует свою гомосексуальность, вступая в однополый брак, а позже выясняется, что и одна из сестер придерживается лезбиянской ориентации. Другой брат, напротив, связан узами брака с женщиной африканского происхождения. На фоне этих личных переживаний развивается стремительное развитие цифровых технологий. Однако, парадоксальным образом, фундаментальные человеческие проблемы остаются неизменными. Благосостояние рушится, невинные гибнут, политические страсти накаляются, а приходящие к власти, словно застенчивые наследники прошлого, используют отработанные методы, напоминающие те, что применялись далекими предшественниками во время кровавой англо-бурской войны – помните, кто впервые применил принципы содержания заключенных в концлагерях и какими способами контролировал их численность? Накопившееся напряжение в конечном итоге приводит к взрыву, к катастрофе, разрушающей привычный уклад жизни. Но, как мудро заметила бабушка, один из героев, предчувствуя неизбежность нового цикла потрясений: "Подожди следующего. Избавление от одного монстра означает, что следующий просыпается в своей пещере." Эта фраза становится зловещим эхом, напоминающим, что история, с ее бесконечным круговоротом насилия и несправедливости, никогда не заканчивается. Несмотря на отдельные неровности в структуре повествования, сериал оставил глубокое и незабываемое впечатление, заставив задуматься о хрупкости цивилизации и неизбежности перемен. Он является не просто развлекательным продуктом, а скорее предостережением, призывом к бдительности и напоминанием о том, что будущее никогда не бывает предопределено.
Долгое время не доводилось встречать зрелища столь поразительного своеобразия, вызывающего столь широкий спектр чувств. Этот сериал, не обремененный избытком актерского состава, тем не менее, охватывает поистине обширный пласт тем, некоторые из которых пульсируют актуальностью, другие же, пока что, словно отголоски грядущего, резонируют лишь в перспективе российской действительности. И я склонен полагать, что вы, несомненно, оцените его по достоинству. Он пронизан едва уловимым налетом идеализма, воплощает собой некое представление о справедливости и, тем не менее, обладает невероятной драматической силой. Мне довелось испытать катарсис, поддавшись потоку эмоций, несколько раз мои глаза были влажными от горьких слез, а в другие моменты – от чистого, возвышенного чувства сопереживания. Уверен, что подобное переживание когда-нибудь постигнет и вас. Однако, даже если этот опыт пока не актуален, погружение в подобный мир ни в коем случае не окажется бесполезным. Сюжет, в своей сущности, незатейлив: перед нами британская семья, проживающая эпизоды своей жизни в не столь отдаленном будущем – период с 2018 по 2030 годы. И в этом будущем заключено все, что мы, словно магнитом, тянет к себе и то, что заставляет с тревогой помышлять о грядущем. Эта семья, активно вовлеченная как в созидание, так и в разрушение новой реальности, воплощает собой сложный, многогранный портрет эпохи. Насколько же элегантно и безупречно они справляются с этой ответственностью, – это и есть неисчерпаемый источник восхищения. В общем, позвольте себе окунуться в этот мир и насладитесь его неповторимым очарованием.
Мудрые слова бабушки Мюриэль звучат как предостережение, эхом отдаваясь в сознании: мы сами являемся архитектором собственного забвения. Неудержимый рывок научно-технического прогресса, подобный стремительному потоку, порой захватывает нас, увлекая за собой. Бездумное потребление, превращенное в высшую форму самовыражения – "не быть, но казаться" – становится девизом эпохи. Отношение к планете, к этому хрупкому и взаимосвязанному общему дому, где мы все обитаем, становится на удивление легкомысленным. И именно эта совокупность факторов, как нам показывает завораживающий и мрачный сериал "Годы и годы", вполне способна привести человечество к неизбежному финалу. Мы видим в проекциях будущего неминуемые войны, опустошительные экологические бедствия, чудовищные геноциды, а также тревожную перспективу замещения живых людей сложными машинами, части которых заменяют наши собственные органы. И, без сомнения, вероятность этих событий высока. Однако, на мой взгляд, центральная нить сюжета лежит глубже, чем простое перечисление апокалиптических сценариев. История Земли и человечества – это бесконечная череда взлетов и падений, катаклизмов и возрождений. Планета пережила неисчислимые трансформации, и, тем не менее, продолжает существовать. Почему же грядущее должно радикально отличаться? Ведь фундаментальная сущность человека, с его неутолимыми страстями, буйством чувств и нерушимыми привязанностями, останется неизменной. Пусть даже его жизненный опыт, его воспоминания и переживания, будут сжаты и помещены в крошечную флэшку – он все равно останется человеком, неспособным отказаться от своей человеческой природы. И, возможно, именно эта неизменность, эта фундаментальная неуязвимость человеческого духа, является той самой надеждой, что позволяет нам продолжать, несмотря ни на что.