Описание
Рецензии

Сериал Забытый

Актеры:
Евгений Цыганов, Александр Ильин мл., Алексей Серебряков, Мария Машкова, Андрей Мерзликин, Дарья Мороз, Дмитрий Муляр, Ивар Калныньш, Арнис Лицитис, Гундарс Аболиньш
Режисер:
Владимир Щегольков
Жанр:
детективы, драмы, криминальные, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
3-4 серия из 4 (28.12.2011)
Рейтинг:
7.38
7.40
На рубеже пятидесятых годов, в тревожные времена послевоенного перестроения, бывший оперативник Сергей Гастев, измученный бесконечной гонкой за беглецами и преступниками, решил прервать свою службу в розыскной сфере. Неожиданно столкнувшись с гнетущей реальностью бюрократического сговора и всепроникающей взаимоподдержки чиновничьего аппарата, он осознал всю бесполезность своих усилий и риск для собственной безопасности. Стремясь восстановить справедливость, он невольно приблизился к краю пропасти, едва избежав тюремного заключения. Поэтому, оставив позади прошлую жизнь, полный тайн и опасностей, Сергей выбрал неторопливый, тихий путь – стал профессором Римского права в скромном университете провинциального городка, пытаясь найти утешение в изучении древних законов и порядков. Однако и в этой идиллии личная жизнь героя оказалась омрачена секретом. Он вынужден был тщательно скрывать свои чувства к Людмиле Мишиной, энергичной и влиятельной главе городской комсомольской организации, чья карьера стремительно шла в гору. Мир тихой провинциальной жизни был грубо нарушен внезапным взрывом преступности. Город захлестнула череда дерзких и необъяснимых происшествий, повергнувших общество в состояние тревоги и страха. Для нейтрализации этой угрозы, было сформировано временное оперативное управление, и к работе привлекли Сергея Гастева, чья исключительная дедукция и опыт ранее позволили ему решать самые запутанные дела. В качестве напарника ему был отряжен молодой, неопытный сельский участковый Иван Ропню, полный энтузиазма и желания доказать свою ценность. Рассматривая, казалось бы, незначительные происшествия, сыщики невольно наткнулись на следы гораздо более масштабной и сложной финансовой махинации, затенившей приближающееся семидесятилетие великого вождя. По мере углубления в расследование, тяжелый груз подозрений лег на любимую женщину Сергея - Людмилу Мишину. Неожиданные совпадения, нестыковки и скрытые мотивы заставляли героя терзаться сомнениями и искать ответы в клубок интриг. Погружаясь в эту опасную сферу, Сергей все отчетливее видел, как нити заговора тянутся к самым вершинам власти. Картина, предстающая перед ним, была пугающей и отрезвляющей. Герой и его молодой напарник, все глубже погружаясь в темный лабиринт лжи и предательства, оказались на грани гибели, став пешками в сложной политической игре, где ставки были невероятно высоки. Им предстояло раскрыть правду, рискуя всем, что у них было.
Примерно три месяца назад, когда информация о грядущем телесериале лишь зарождалась в недрах производственных компаний, я ознакомился с прозой Анатолия Азольского, а именно с повестью «Облдрамтеатр». По завершении чтения возникло весьма двойственное впечатление. С одной стороны, сюжет захватывал, что закономерно, учитывая мою склонность к подобного рода детективным историям. Однако с другой, ощущалось некое ощущение незавершенности – будто бы автор, погрузившись в процесс написания, внезапно отвлекся, оставив повествование на полуслове. Те, кто читал книгу, наверняка разделят это ощущение: после захватывающих девяти страниц читатель остается в недоумении, лишенный ответов на ключевые вопросы, терзаемый неизвестностью, что постигло младшего лейтенанта Ропни и Мишиной. Я долгое время не мог смириться с отсутствием продолжения, с жадностью отчаянно искал его, рылся в архивах, прочесывал литературные лабиринты, но все безрезультатно. Существование второго тома оказалось мифом. Поэтому, с радостным трепетом, я воспринял новость о телесериале «Забытый», надеясь, что, наконец, удастся узнать развязку, пусть даже и созданную без непосредственного участия мастера Азольского. Сюжет телеповествования представляет собой историю бывшего фронтовика, некогда превосходного детектива, Сергея Гастева. Сейчас он преподает право в одном из институтов провинциального городка Советска. Его существование осложняется меланхолией, философскими размышлениями, горечью одиночества, отсутствием семьи и сложной ситуацией с любимой девушкой, которая занимает высокое положение в горкоме и, кажется, беспрекословно следует директивам Коммунистической партии. Неспокойная атмосфера нарастает, когда Советск охватывают череда странных событий – убийства, аварии, кражи. Гастева вновь вовлекают в расследование, предоставляя ему, наряду с молодым деревенским участковым Ильей Ропней, возможность разобраться в этих происшествиях. Нельзя не отметить, что сценаристы, вопреки исходному тексту, внесли значительные коррективы. Многие моменты, вызывавшие вопросы в книге, обретают ясность благодаря их интерпретации – некоторые детали были раскрыты, другие подверглись изменениям, третьи попросту проигнорированы, а финал был переписан в совершенно ином ключе. В целом, я считаю, что результат получился весьма удачным. Атмосфера провинциального Советска, по удивительному стечению обстоятельств, запечатлена на экране благодаря съемкам, имитирующим атмосферу Старгорода и Арбатов из сатирических произведений Ильфа и Петрова. Разумеется, встречаются и шероховатости. Например, Гастев, покинув Штаб по борьбе с организованной преступностью, неосмотрительно оставляет выданный ему служебный пистолет и мандат. Лишь спустя некоторое время он демонстрирует документ, что выглядит нелогично. Не менее нелепо выглядит сломанный правый подол униформы младшего лейтенанта, за что в реальной жизни наверняка последовал бы строгий выговор. Но, к счастью, это лишь незначительные оплошности. Однако, на мой взгляд, главным недостатком телесериала является его некоторая предсказуемость, отсутствие напряженности, характерной для таких остросюжетных лент, как «Ликвидация» или «В августе сорок четвертого…», или мистического колорита, присущего «Инспектору и кофе». Его можно сравнить с «Диверсантом» Азольского – достойное, но не захватывающее. В остальном, сюжет, несомненно, хорош и самобытен. **Актёрский состав и интерпретация героев** Сергей Гастев, блестяще воплощенный Евгением Цыгановым – личность сложная и противоречивая. Он прошел через горнило Великой Отечественной войны, получив четыре ранения и потеряв самого близкого друга на поле боя. В книге содержится упоминание о том, что он был отвергнут при поступлении на уголовно-правовой факультет из-за скандальной репутации отца, который, по случайной ошибке, высказался против партийной линии. В результате, двадцативосьмилетний Гастев – человек, уставший от жизни, как метко подметил Борис Акунин, – «социальный инвалид», склонный к тишине, не склонный к радости и философски рассматривающий окружающий мир. Не могу представить себе кого-либо более подходящего на эту роль, чем Евгений Цыганов. Он уже успел убедить зрителей в своей драматической глубине в таких лентах, как «Займемся любовью» (где сыграл интеллектуального ловера) и «Неадекватные люди» (где воплотил образ психотерапевта). Я искренне рад, что именно он вдохнул жизнь в образ Сергея Гастева, а его голос, наполняющий внутренний монолог персонажа, заслуживает особой похвалы. Илья Ропня, гениально сыгранный Александром Ильиным – антипод персонажа, которого он воплотил в культовом сериале «Интерны», – безответственный, недисциплинированный и кажущийся недалеким молодой милиционер из деревни Калашино, обладающий искренностью, уверенностью, сообразительностью и наивностью свойственной людям молодого возраста. Он верен «всегда, всё и по правилам» и безоговорочно поддерживает политику Коммунистической партии. Мария Машкова, воплотившая образ Любови Мишиной, получила возможность раскрыть свой актерский потенциал. Ее героиня – юная девушка, пережившая в детские годы сексуальное насилие, теперь – секретарь горкома, обладающая привлекательной внешностью и демонстрирующая непоколебимую веру в идеалы Коммунистической партии и лично Сталина. Я считаю, что Машковой не хватило "стервозности" в изображении Мишиной, а ее глазам не доставало холодности, в голосе не слышалось металла. Андрея Мерзликина, воплотившего капитана разведочной роты Тампеева, я даже ощутил легкую грусть, ту же, что испытываешь, глядя на судьбу любого участника войны, не сумевшего найти достойного применения своим боевым талантам в мирное время. Однако, мне кажется, что персонаж Тампеева должен был быть представлен более опасным и циничным, что позволило бы усилить напряженность сюжета. В целом, я оцениваю телесериал как «отлично». Концовка телеповествования напомнила мне один из эпизодов «Убойной силы», где акцент был сделан не на раскрытии убийства или идентификации преступника, а на юридическом обеспечении безопасности злоумышленников. Не случайно, в каждой сцене, где Гастев проводит занятия со студентами, поднимается вопрос о соотношении закона, справедливости и морали в правовой системе. Но что означает название «Забытый»? Возможно, оно отсылает к судьбе талантливого следователя Гастева, который, став забытым человеком в провинциальном городке, вынужден доживать дни, попивая алкоголь, но все же сумел найти истину в запутанном преступлении, сохранив при этом верность своим принципам и убеждениям. Однако, ответ на этот вопрос, вероятно, знают только создатели сериала.
Погружаясь в кинематографическое полотно, создаешь впечатление соприкосновения с настоящим сокровищем, способным покорить даже самого искушенного зрителя. Этот мини-сериал, словно драгоценный камень, сияет глубоким смыслом и переплетает нити важных жизненных истин. Особых слов заслуживают актеры, воплотившие главные роли, чья игра поднимает отечественное кино на новую ступень мастерства. Удивительно, что за режиссерским креслом оказался сам Азольский, выдающийся драматург и режиссер, чье имя уже давно стало символом театрального искусства. Этот факт, безусловно, свидетельствует о высоком потенциале детективной истории, разворачивающейся на экране. Неотъемлемой чертой, придающей сюжету неповторимый колорит, становится живое сопровождение происходящего голосом диктора, который деликатно, словно мудрый наставник, помогает разобраться в хитросплетениях повествования. Зритель словно погружается в прошлое, в эпоху триумфального празднования победы над фашизмом и одновременно в день рождения великого вождя. Казалось бы, бури и невзгоды остались позади, но из мрака проступают очертания темных сил, процветающих в тени этого благостного времени. В этот период, когда рутинные дела поглощают силы государственных служащих, на помощь местным органам милиции привлекают Сергея Гастева, доселе преподававшего в университете. В прошлом – офицер армии, он получает поручение от высшего руководства, а именно от товарища Францева, секретаря обкома, и начинает расследование дел особой важности. Гастев, движимый чувством долга, берется за работу, однако не стремится к быстрому карьерному росту, усвоив горький урок, что слепая преданность и рвение часто не приветствуются в Советском Союзе. Для повышения эффективности работы Гастеву назначают напарника – лейтенанта Ропню Илью Ефимовича, молодого участкового из деревни. Ропня не отличается выдающимся интеллектом, но жаждет совершенствования и стремится учиться у опытного товарища Гастева. Их дуэт, напоминающий знаменитый тандем Шерлока Холмса и доктора Ватсону, начинает внимательно изучать деятельность местных властей, попутно пытаясь найти общий язык. Любовная линия главного героя, связанная с Людмилой Мишиной, добавляет драматизма в повествование. Людмила, занимающая высокий пост второго секретаря областного комитета, обладает сильным характером и знает себе цену. Однако их отношения терпят крах, когда выясняется, что Людмила замешана в преступной группировке, проникшей в высшие эшелоны власти. Гастев, руководствуясь принципами совести и чести, отказывается мириться с нарушением закона, даже если речь идет о его возлюбленной. В картине представлены яркие и запоминающиеся персонажи, такие как Аня и Тампеев. Аня – талантливая швея, способная создавать настоящие произведения искусства. Тампеев, некогда разведчик, вынужден пойти на преступление из-за финансовых трудностей. Нельзя не отметить виртуозную работу художников-декораторов, сумевших воссоздать атмосферу сталинской эпохи. Сериал часто путают с американским аналогом «Забытые», но, в целом, картина достойна внимания, особенно для любителей истории сталинского периода. Действие разворачивается в загадочном поселении Советск, сохранившем неповторимый колорит того времени. Похоже, что съемки проходили в крупном городе Латвии – Риге, откуда были приглашены актеры для исполнения второстепенных ролей. Существует забавная история о том, как местные жители возмутились развешиванию портретов вождя народа и подали жалобу в полицию. Виртуозно подобранная реквизита, в частности, старинная техника, найденная в коллекциях Латвии, добавляет реалистичности. Ропня, «Ватсон» этого дуэта, рассекает на германском «Zundapp», что является настоящей находкой. С первых же кадров зритель погружается в удивительный мир прошлого. Одежда персонажей, декорации – все дышит аутентичностью и не отличается чрезмерной патетикой, что характерно для отечественного кино. Особую реалистичность придают вставки настоящих кадров военных лет, в которых Сергей принимал участие. Несмотря на все достоинства картины, возникают вопросы к внешнему виду главного героя, его небрежный вид кажется не соответствующим эпохе. В эпоху Сталина борода считалась привилегией высокопоставленных лиц государства и науки. И в заключение можно сказать, что этот мини-сериал - это настоящая жемчужина отечественного кино, которая заслуживает внимания каждого любителя истории и увлекательных детективных сюжетов.
Слух об этом сериале давно уже будоражил мое воображение, множась в восторженных отзывах друзей. И вот, после ознакомления с несколькими сериями этого, без сомнения, выдающегося произведения, я не удержался от соблазна разделить их восторг, выразив собственное восхищение. Быть честным перед собственной совестью, необходимо признать: даже в столь добротной работе не обошлось без некоторых недочетов, помарки, позволившие себе создатели. Однако, как убежденный ценитель детективного жанра, я испытываю глубокую признательность сценаристам за то, что они вновь обратились к теме политических интриг, распутываемых обычными людьми, затронутыми колесом судьбы. Это, казалось бы, нелепое столкновение – герои, выросшие в скромной провинциальной среде, и могущественная машина, призванная скрывать преступления высших эшелонов власти – создает ощутимое напряжение в повествовании. По моему мнению, главный герой, увлеченный поиском справедливости, нередко пренебрегает собственной безопасностью и благополучием своих близких. В эпоху, когда государственная машина обладала огромной властью, подобное поведение было бы крайне рискованным. В сериале нет нарочито запутанных тайн и головоломок, но при этом он пронизан духом беспристрастного расследования, служащего интересам простых граждан. Режиссеры проявили беспрецедентную смелость, решившись экранизировать сложный роман знаменитого писателя Азальского. Это поистине титанический труд – сделать доступным для зрителя весь клубок проблем, столь искусно переплетенных автором. К счастью, несмотря на сложность оригинала, фильм воспринимается легко и с наибольшим пониманием. Очарование пейзажей того времени, гнетущая атмосфера сталинских репрессий – все это ощутимо в каждом эпизоде картины. Костюмы и реквизит сороковых годов воссозданы с удивительной достоверностью. Замечаешь, что это не цифровые манипуляции, а настоящие автомобили, трамваи и мотоциклы, с шумом и пылью проносящиеся по улицам. Если взглянуть на картину сквозь призму обычного зрителя, то серьезных промахов со стороны мастеров не усматривается. Напротив, они с честью выполняют свою задачу, позволяя блистать актерскому таланту. Известные деятели кинематографа нашей страны отдали себя работе без остатка, не скрывая ни единой детали от взора зрителя. Вероятно, именно поэтому фильм получился столь живым и захватывающим, чем предполагалось изначально. Особое удовольствие доставила игра знакомого актера в роли участкового. Он отказался от привычного комического амплуа, превратившись из легкомысленного персонажа «Интернов» в сдержанную, серьезную личность, с отсутствующим взглядом и соответствующими ему мыслями. Людмила, любовь всей жизни Гастева, изначально предстала перед нами как дерзкая и энергичная сотрудница обкома, но в конечном итоге ей довелось сыграть, наконец, саму себя – строгую и серьезную женщину, осознавшую бремя ответственности. И все же, именно захватывающий сюжет сериала вытягивает мрачную панораму эпохи послевоенных лет. Герои, несмотря на все трудности, придерживаются политической корректности, не нарушают закон втихую, что несколько лишает их образа доблестных защитников порядка. Но не будем забывать, что перед нами экранизация романа, а создатели стремились сохранить основную идею автора. Поэтому решать, стоит ли тратить на просмотр время, остается исключительно на ваше усмотрение.