Описание
Рецензии

Сериал Заградотряд: Соло на минном поле

Актеры:
Евгений Ткачук, Григорий Добрыгин, Андрей Смелов, Павел Яскевич, Андрей Гусев, Равиль Султанов, Игорь Теплов, Антон Эльдаров, Даниил Воробьев, Анатолий Кот
Режисер:
Валентин Донсков
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
сериал полностью из 4 (09.09.2016)
Рейтинг:
5.98
В эпицентре повествования – драматическая судьба молодого человека, чьи пути переплелись с неспокойной службой в разведке. Павел Потемкин – личность яркая, наделённая острым умом и чувством глубокой ответственности, чья жизнь оказалась полем для сложнейших испытаний и запутанных перипетий. Его жизненный выбор привёл его в ряды заградотряда – элитного подразделения, выполняющего крайне важную и опасную миссию: стать щитом, оберегающим жизни солдат от неминуемой гибели. Среди отчаянных, но самоотверженных членов этого отряда, совершается открытие, которое переворачивает всё с ног на голову: на территории, расположенной за околицами боевых действий, заброшен детский дом, полный беззащитных душ. Поглощённые долгом и движимые неугасимым чувством справедливости, эти юные, но отважные воины принимают решение совершить невозможное. Стремясь противостоять неумолимому натиску врага, они бросаются в самое пекло, сквозь гущу опасного минного поля, чтобы вызволить отголоски детства из тисков беспощадной войны. Их дерзкий порыв – отчаянный вызов самому лику жестокости, символ надежды, пробивающейся сквозь сумрак отчаяния, и искреннее стремление защитить самое хрупкое и невинное – будущее, которое так отчаянно нуждается в спасении.
Изначально, я не питал особых ожиданий от этого сериала. Проект казался мне причудливым, не поддающимся прогнозам, и все же любопытство заставило меня погрузиться в его мир. До самого финала, до последнего аккорда, "Соло на минном поле" оставалось для меня настоящей головоломкой, представляя собой, без преувеличения, вызывающий изумление и потрясение феномен. Первое, что приходит на ум зрителю, неизбежно рождает вопрос: какое отношение к делу имеет сам термин "соло"? Неужели речь идет о воине, остающемся один на один с безжалостным полем-мином, противостоящему невидимой угрозе? Сериал, однако, намекает на иной смысл – на скрипача, чья музыка, казалось бы, несвязанна с суровыми реалиями войны. Эпизоды, посвященные музыканту, выглядят едва заметными, словно отзвуки далекой мелодии, теряющиеся в грохоте битвы. Разгадывать замысел авторов, понимать скрытые мотивы и направления развития сюжета – задача требующая терпения и вдумчивого анализа. Создатели, казалось, стремились создать масштабную драму, повествующую о войне, при этом минимизируя финансовые затраты. После того, как проект о штрафном бате оказался неактуален, возникла идея создания истории о заградотряде – подразделении, обеспечивающем безопасность тыла. Идея представлялась многообещающей, ведь подобные истории еще не встречались на экранах. Военные справедливо отмечают колоссальную роль заградотрядов в обеспечении победы, что придает сериалу особую актуальность. Однако, несмотря на задушевность, сюжетная канва оказалась, прямо скажем, проблематичной. Авторы, не стесняясь, вплетают в повествование события, которые, мягко говоря, вызывают сомнения в своей достоверности: массовые расстрелы, дезертирство, паника – явления, существовавшие, безусловно, но представленные в искаженном виде. Зритель, склонный к критическому мышлению, испытывает противоречивые чувства: с одной стороны, он поддается очарованию сюжета, с другой – его терзают вопросы, подобные летнему дождю, обрушившемуся на сознание. Несмотря на потенциал, проект вызывает массу вопросов в плане фактологической точности и художественного оформления. Определение жанра представляется непростой задачей: историческая драма? Боевик? В любом случае, определение оказывается неполным. Не оправдались ожидания и от работы В. Донскова. Создатели рисуют мир, лишенный той правдивости, которой он должен был обладать. Четыре эпизода кажутся перегруженными событиями, что приводит к нагромождению несоответствий и комических ситуаций. Неоднозначно воспринимается и история о деятельности заградотряда, повествование о которой перебивается эпизодическими и бессмысленными сюжетными линиями. И, конечно же, повествованию не чужда романтическая линия, не способная увлечь зрителя. Создатели стараются создать атмосферу, но она ускользает, словно дым. Тема сталинских репрессий, несомненно, играет значительную роль, но, как и все остальное, она кажется нарочитой и неспособной вызвать искренние чувства. В итоге, сериал напоминает не соло, а какофонию, оглушающую своей громкостью и лишенную гармонии. Несмотря на разочарование в фактологической достоверности и качестве постановки, стоит обратить внимание на сюжетную завязку. Сериал повествует о неожиданной встрече отца и сына после долгой разлуки на поле боя. Встреча, казалось, является следствием случайности, а командиром отца становится близкий родственник. Не менее трогательным является эпизод встречи солдат с вдовой погибшего товарища. Несмотря на сказочность происходящего, в истории есть нечто притягательное, вызывающее отклик в душе. Но как бы ни старались авторы, сериал не обходится без неправдоподобных моментов. Повествование сосредотачивается на двух разведчиках, оказавшихся в тылу врага и проваливших операцию, что привело к их трибуналу. Авторы, кажется, стремились воссоздать атмосферу тех лет, но не всегда добивались желаемого результата. Потерпевшие наказание, особенно Паша Потемкин, вынужден нести службу в заградотряде, где предстоит бороться с дезертирами и шпионами, угрожающими тылу. История о войне, рассказанная в этом сериале, оставляет неприятное послевкусие. Кажется, что авторы работали на авось, не имея четкого представления о конечном результате. Даже талантливая игра таких актеров, как Фёдор Добронравов, Дарья Повереннова и Андрей Гусев, не способна спасти проект. В заключение можно сказать, что сериал заслуживает лишь шесть баллов из десяти возможных. Лично я не рекомендую к просмотру эту историю, полагая, что время лучше потратить на что-то более важное и достойное.