Описание
Рецензии

Сериал Зал ожидания
Актеры:
Михаил Боярский, Вера Глаголева, Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов, Ольга Понизова, Нина Усатова, Андрей Соколов, Ольга Сутулова, Евгения Глушенко, Кеша Сичкарь
Режисер:
Дмитрий Астрахан
Жанр:
драмы, отечественные, комедия
Страна:
Россия, Беларусь
Вышел:
1998
Добавлено:
сериал полностью из 10
(08.01.2013)
Рейтинг:


В забытой богом глуши, где время, кажется, застыло в густой паутине будней, раскинулся городок Зареченск. Его жители, привыкшие к однообразию и унынию, и не подозревали, что вскоре их тихую, монотонную жизнь потрясет нежданное происшествие – событие, которое, возможно, будет трактоваться как некое чудо, если вообще можно использовать это слово.
На ветхий вокзал, давно не видевший такого наплыва людей, вплыл состав, словно яркая, неожиданная вспышка. В его вагонах, согласно слухам, находилась пестрая процессия: признанные звезды кинематографа, корифеи искусства и деятели культуры, возвращавшиеся с престижного фестиваля. Причины задержки поезда окутаны тайной, но, вне зависимости от обстоятельств, судьба распорядилась так, что его пребывание в Зареченске растянулось на несколько дней.
Эта вынужденная остановка стала катализатором перемен, перевернувшим мир и жителей города, и утомленных славой знаменитостей. Она словно расколола привычную картину реальности, обнажив скрытые грани человеческих судеб и надежд. Для одних она привнесла мимолетное, но яркое ощущение волшебства, для других – шанс на переосмысление собственной жизни, а возможно, и обретение давно утраченного смысла.
События, разворачивающиеся в Зареченске, подобно волшебному зеркалу, отражают глубокие истины о человеческой природе, о ценности обыденного и о хрупкости мечты. И, возможно, эта история заставит кого-то, кто увидит фильм, по-новому взглянуть на собственное существование, на мир вокруг и на те безграничные возможности, которые таит в себе каждое мгновение.
## Эхо Ушедшей Эпохи и Мимолетность Счастливых Миражей
Сменяющиеся десятилетия неумолимо сменяют друг друга, и вот уже минуло первое десятилетие XXI века. Вчерашние лихие девяностые, полные голода и всеобщей запущенности, остались в прошлом, с километровыми очередями, дефицитом жизненно важных товаров и всепроникающим пьянством. Вместе с ними ушла в исторические анналы и трагедия распада великой державы – Советского Союза, некогда символа стабильности и глобального влияния.
Однако, память людская крепка, а книги и кинохроники тех лет вновь и вновь возрождают в сознании те бурные времена. Заметно, что многие творцы, творившие в ту эпоху смуты и перемен, в настоящее время стремятся представить свои работы как попытку воссоздания достоверной картины ушедшего столетия.
Но стремления, какими бы искренними они ни были, порой недостаточны для достижения абсолютной объективности, и лишь немногим удается заслужить звание беспристрастного летописца.
Среди тех, кто смог приблизиться к этой вершине, выделяется сериал «Зал ожидания», созданный талантом Дмитрия Астрахана – настоящее кинематографическое сокровище, претендующее на звание шедевра и полностью его заслуживающее.
Повествование разворачивается в провинциальном Зареченске, вымышленном, но крайне реалистичном образе современной России. Жизнь здесь течет неспешно, в привычном и благородном русле, без потрясений и катаклизмов – по-настоящему "гоголевская" картина быта. Каждый персонаж словно сошел со страниц классической сатиры, воплощая в себе черты своей профессии и социального положения.
Возьмем для примера мэра Зареченска, Семена Петровича – гротескная фигура, словно сошедшая со страниц "Ревизора". Он наделен хитростью крестьянина, не лишен ума, обладает несомненными качествами психолога и, безусловно, не упустит возможности обогатиться. Впрочем, в нужный момент он способен на жесткую, откровенную речь, какой бы неприятной она ни была.
Михаил Зайцев, директор детского дома, в блестящем исполнении Вячеслава Тихонова, воплощает собой образ русского подвижника, чья жизнь посвящена заботе о вверенных ему детях. Для них он готов на все. Его одиночество и отсутствие собственной семьи – не случайность, а тщательно продуманная деталь, подчеркивающая глубокую связь с воспитанниками, ставших для него настоящей семьей.
И Семену Петровичу, и Зайцеву, и другим жителям города нелегко живется, но они не теряют надежды на лучшее будущее, упорно двигаясь к своим мечтам.
Особого внимания заслуживает история молодого Константина, преклоняющегося перед кумиром – Алексеем Старковым, ежедневно изнуряющего себя тренировками и мечтающего о столичной жизни. Его возлюбленная, Света Пономарева, стремится к славе на экране.
Казалось бы, мечты эти так и останутся несбыточными иллюзиями, но судьба распоряжается иначе. Поезд, на борту которого находится съемочная группа под предводительством богатой Коноваловой, внезапно задерживается на крохотной железнодорожной станции Зареченска.
Это событие, казалось бы, незначительное, взрывает тихую жизнь провинции. Весь город стекается к месту происшествия, чтобы заглянуть на знаменитостей и позавидовать их кажущемуся благополучию. Ведь в представлении местных жителей, жизнь кумиров лишена каких-либо проблем, кроме как наслаждение роскошью, славой и достатком.
Однако, благосостояние, безусловно, дает определенную свободу, но достаточно ли его для истинного счастья? Возьмем, к примеру, банкира Зимина – у него хватает средств, но он глубоко несчастен, ведь женщина, которую он любит, – известная актриса, и она не готова отказаться от карьеры, которая может быть помехой рождению их ребенка.
Алексей Старков, кумир Константина, переживает кризис в семейной жизни, терзаемый проблемами в интимной сфере, препятствующими зачатию ребенка. Мария Семенова, популярный режиссер, не может забыть бывшего мужа, предавшего ее из-за неверности. Классические ситуации "богатые тоже плачут".
Однако Астрахан остался верен себе и представил миллионершу как женщину, не стремящуюся к безжалостному достижению целей, ее бизнес чист и прозрачен, построен на собственном труде и упорстве.
Режиссер не обошел вниманием и острые социальные проблемы – национализм и антисемитизм, воплощенные в колоритных персонажах – двух евреях, помощниках Коноваловой.
Сюжет, таким образом, выстроен на контрасте двух миров – богатого и бедного. Особое место занимает Виктор Селезнев – олимпийский чемпион по дзюдо, некогда состоятельный и знаменитый, а ныне – бесприютный странник, одновременно принадлежащий обоим мирам. Он – бывший муж Семеновой.
Виктор познал оба мира – как богатство, так и нищету, и, несмотря на оптимистический взгляд на жизнь, оказался духовно опустошен. Он странствует по России, не в силах отпустить прошлое, но не теряя надежды на новую любовь. Судьба и для него готовила встречу - в Зареченске он встречает Ирину Семеновну, молодую учительницу, которая становится для него лучиком света.
Особое внимание уделено красивым мифам о "прекрасной жизни" и их болезненному разрушению. Константин получает возможность познакомиться со Старковым, но тот предупреждает, что эта профессия требует жертв – молодому человеку придется пожертвовать своим здоровьем. Светлана, в свою очередь, получает предложение о роли в новом фильме, но режиссер Семенова все же отдает предпочтение уже проверенной звезде.
Эти разочарования провоцируют всплеск негативных эмоций, достигающих апогея, когда миллионерша решает снести детский дом и организовать на его месте съемочную площадку для будущего фильма.
Город бурлит, как потревоженный улей, начинаются волнения, но они быстро подавляются, в соответствии с проверенным русским методом – с помощью алкоголя. Путь открыт, и хрупкая граница между богатыми и бедными не только восстанавливается, но и становится нерушимой.
В это же время происходят перемены в личной жизни героев – к Ирине Семеновне возвращается ее бывший возлюбленный, успешный писатель Павел Филимонов, предлагающий уехать с ним в Голливуд. Перед молодой учительницей встает сложный выбор – остаться с любимым, но бедным человеком, или начать жизнь с богатым, но вызывающим лишь равнодушие чувства.
Затрагивается и вопрос о том, что важнее – кто ты есть или каким себя преподносишь миру. Ответ кроется в эпизоде, когда Алексей Старков, спасая детей из детдома от страшной участи, уносит прочь авиационную бомбу, пролежавшую на крыше здания еще со времен войны. Вряд ли кто-либо из нуворишей отважился бы на подобный героический поступок.
В сериале много эпизодов, наполненных философскими размышлениями, прояснением социальных проблем, осознанием правильного пути к положительному развитию общества. Для этого потребовалось бы больше серий, однако Дмитрию Астрахану удалось создать поистине ценный вклад не только в кинематографическое искусство, но и в развитие нашей общественной жизни.
10 из 10
В разгар девяностых, когда мир казался сотканным из неопределенности и перемен, на экранах воцарился сериал «Зал ожидания», который глубоко врезался в мою память. С тех пор утекло немало времени, но отдельные моменты всплывают в сознании с поразительной ясностью и живостью, словно запечатленные негативом на пленке души. Чаще всего – сцена с героической отвагой культуриста, несущего взрывное устройство вдали от детского учреждения, настолько тронула, что я не смог сдержать слез. Это было проявлением настоящего мужества, подвига, который невозможно стереть из памяти.
Безусловно, триумф сериала во многом обязан таланту его создателя – гениального Дмитрия Астрахана. Именно он сумел пробудить в сердцах зрителей бурю эмоций, вызывая трепет, озноб и неподдельный ужас. Его работа – это не просто повествование, это зеркало, отражающее неприглядные, но подлинные грани жизни, превосходящие любые фантазии и мистификации. За это ему искренне благодарны.
Схожий художественный почерк, характерный для его других кинематографических работ, таких как «Ты у меня одна» и «Все будет хорошо», отчетливо прослеживается и в «Зале ожидания». Этот узнаваемый стиль, пронизанный психологизмом и глубокой человечностью, находит неизменный отклик у телезрителей.
Несмотря на присущую произведению жесткость, прямоту и наивность, я не могу не признаться, что меня охватывает странное, почти отчаянное желание видеть в этом некую правду. Мечтаю о мире, где существуют честные предприниматели, благородные рыцари, верные женщины и этичные звезды шоу-бизнеса, чьи души чисты и незапятнаны меркантильностью.
Актерский ансамбль впечатляет своей силой и глубиной игры. Заслуживают похвалы не только известные мастера своего дела, но и менее именитые актеры, продемонстрировавшие исключительное мастерство.
Не могу с уверенностью предсказать, найдет ли этот сериал отклик у современного, молодого поколения, привыкшего к динамичным сюжетам, насыщенным погонями и перестрелками. Однако, для зрителей старшего возраста, особенно тех, кто помнит эпоху перемен и сложностей, «Зал ожидания» обещает стать настоящим откровением и источником глубоких переживаний.
В мои одиннадцать лет я впервые погрузился в мир, воплощенный на экране в сериале "Зал ожидания". Воспоминания об этом переживании будоражат и по сей день. Тогда, во власти детской впечатлительности, я был пленен судьбами этих разношерстных персонажей, таких сложных и противоречивых – от откровенно злодеев, поражающих своей беспринципностью, до героев, чьи мотивы и поступки оказывались далеки от идеала, а порой и откровенно предосудительны.
Выразить мое восприятие односложным утверждением, вроде "фильм произвел впечатление", было бы грубым упрощением. Я был ошеломлен, буквально повержен шоком, и на то было несколько весомых оснований. Первостепенной причиной стало внезапное осознание – откровение, обрушившееся на меня подобно внезапному удару. Что мы видели тогда? Беззаботные латиноамериканские мелодрамы, переполненные приторными любовными историями, или шаблонные боевики-детективы, где правосудие вершилось по заранее написанному сценарию, и преступники выводились на чистую воду грудами. "Зал ожидания" же вырвал меня из этого мира иллюзий, предложив болезненную, но правдивую картину реальности, населенную гротескными, но до боли знакомыми людьми.
Вторая причина, заставившая меня испытать глубокое потрясение, крылась в окружавшей меня действительности. Воспоминания о том времени, пропитанного тревогой и неопределенностью, всплывали на поверхность. Попытки соседки найти избавление в самоубийстве, экономический коллапс, от которого никто не застрахован, грязные разборки между преступными группировками, разворачивающиеся прямо на улицах, на глазах у совершенно невинных людей – все это являло собой мрачную панораму эпохи, которую не мог игнорировать даже ребенок.
Несмотря на юный возраст, я ощутил интуитивное понимание того, что и мы, и герои "Зала ожидания" находимся в состоянии ожидания – чего-то неуловимого, возможно, лучшей участи, более стабильного будущего. Разум еще не успел сформировать четкую картину происходящего, но тревога в глазах окружающих меня людей, эта атмосфера неопределенности, она вселяла в меня глубокую обеспокоенность. Именно эту же, порой невыразимую, эмоциональную палитру я замечал в отражении глаз персонажей сериала.
Пожалуй, нельзя не отметить, что в фильме имеются моменты, вызывающие критические замечания – возможно, где-то прослеживается некоторое переигрывание, а конфликты подверглись чрезмерной гиперболизации. Однако для своего времени этот сериал стал настоящим прорывом, культурным взрывом. Если даже одиннадцатилетний мальчик смог проникнуться размышлениями о современной эпохе, значит, Дмитрию Астрахану удалось невероятным образом задеть самые чувствительные струны души зрителей, посеять зерна сомнения и вызвать желание что-то изменить.
7 из 10.
Рекомендуем к просмотру