Описание
Рецензии

Сериал Завещание Ленина
Актеры:
Игорь Класс, Владимир Капустин, Елена Лядова, Александр Трофимов, Ирина Муравьёва, Елена Руфанова, Инга Оболдина, Владимир Конкин, Анна Рудь, Валерий Золотухин
Режисер:
Николай Досталь
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2007
Добавлено:
сериал полностью из 12
(08.10.2015)
Рейтинг:


В ознаменование столетия со дня рождения писателя Варлама Тихоновича Шаламова, чьи пронзительные автобиографические повести воссоздают жуткую панораму Колымы, увидела свет кинокартина «Завещание Ленина». Этот неутомимый наблюдатель человеческой трагедии провел не менее полутора десятилетий, подвергаясь нечеловеческим испытаниям в пределах колымских лагерей ГУЛАГа. Его судьбоносная ошибка, послужившая причиной заключения, датируется 1929 годом. В тот период, на съезде, он допустил дерзкий поступок – тиражировал и распространил среди присутствующих документ, содержащий резкую критику деятельности Иосифа Виссарионовича Сталина, изложенную самим Владимиром Ильичом Лениным. Этот документ, ныне известный как «Завещание Ленина», стал для Шаламова приговором к длительному заключению. Таким образом, сталинский режим, не терпящий инакомыслия и преклонения перед личностью вождя, обрек коммуниста на долгие годы тяжелейших каторжных работ в Магадане, где ему предстояло столкнуться с невыразимыми тяготами и лишениями. Судьба Шаламова стала трагическим отражением эпохи, когда критика, даже высказанная самим Лениным, могла привести к жесточайшим последствиям.
Безусловно, подобную экранизацию, признаюсь, не предвидел, если бы мне не представили её как интерпретацию «Колымских рассказов». Честно говоря, я был бы склонен отказаться от этой ассоциации. Словно небрежно, даже вызывающе, подходят к наследию Шаламова, проявляя изрядную беспечность. И, что особенно прискорбно, многие зрители, кажется, даже восхищаются результатом, что говорит о печальном снижении планки критического восприятия в эпоху повсеместного, зачастую некачественного, кинематографического продукта.
Эта история, конечно, не стала для меня откровением. С момента, как к проекту подключился Николай Досталь, опасения возникли закономерно. Этот режиссёр, кажется, обрел своеобразную нишу в кинематографическом пространстве, специализируясь на интерпретациях, затрагивающих темы сталинской эпохи, церковных раздоров и суровых лагерных реалий. Однако, он склонен обрывать нить повествования на полуслове, не реализуя замысел до конца. Не стану же я называть его бездарем – в девяностые он проявил себя, создав, например, экранизацию романа Ф. Искандера «Маленький гигант большого секса». Тогда у него получилось создать искрометную, действительно достойную комедию. Если бы он продолжал в этом же русле, возможно, мы увидели бы нечто совершенно иное.
Мои сомнения возникли практически сразу же, ещё до просмотра. Поводом послужила фотография на диске, изображение лица, лишенного всякого выражения, с потухшим, будто окаменевшим взглядом. Разве это Шаламов? Этот вопрос пронзил меня как молния. Какая же непродуманность в подборе актерского состава! Это же краеугольный камень, определяющий весь колорит произведения. Актеры, воплощающие Шаламова в этом сериале, не соответствуют образу, который возникает при созерцании его портретов. Взгляд, глубоко посаженные, пронзительные глаза – вот что выдавало в нём особую душевную организацию. То же самое можно сказать и о Распутине – его взгляд обладал гипнотической силой, способной мгновенно приковывать внимание. В актерах, участвующих в этом сериале, этой глубины, этой проникновенности просто нет, они выглядят обыденно. Хотелось бы видеть в роли Шаламова в зрелости актера Юрия Шерстенева. На роль молодого Шаламова пришлось бы искать, но без слепого доверия к кастинг-директору. Чувствуется, что перед началом съемок никто даже не удосужился внимательно изучить фотографии, которые запечатлели подлинный облик Шаламова.
Очевидно, знакомство с "Колымскими рассказами" и другими его произведениями было поверхностным, либо не позволило достичь другого результата. Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И действительно, режиссеру проще воздействовать на зрителя, показав все на экране, а писателю необходимо детально прописывать каждое слово. Но Досталь не смог достичь желаемого эффекта, не сумел передать главное, фундаментальное. Суть рассказов Шаламова заключалась в том, что лагерь – это безжалостный механизм, превращающий человека в дикое животное, которое существует лишь инстинктами – поиском пропитания и теплым местом для отдыха.
В сериале Шаламов представлен искаженно, он превращен в некоего супергероя, лишенного страха, который дерзко распоряжается жизнями заключенных, сея хаос среди блатных. Разве это похоже на правду? В рассказах Шаламова блатные были неприступной стеной, настоящим ураганом, обрушивающимся на зеков. Иногда даже представители лагерной элиты, например, администрация, становились жертвами обстоятельств. Об этом ярко показано в «Отрыве» или «Холодное лето пятьдесят третьего». В «Завещании Ленина» блатные лагерники предстают лишь пародийным образом. И что особенно обидно, это была не намеренная пародийность, а просто неумелое, безвкусное, унылое искажение. Это же не «Джентльмены удачи».
Наблюдалось и пренебрежение деталями, необходимыми для создания нужной атмосферы. Опять-то же не удалось уловить суть. Показывают мужчин в фуфайках, словно блуждающих вокруг колючей проволоки, но разве это Колымский лагерь? Стоило бы проявить больше вдохновения, как Суриков в «Боярне Морозовой» – он скрупулезно воспроизводил каждую деталь, каждую черточку лица юродивого, стоящего босым на снегу. Он просил натурщика натереть ноги водкой и посидеть на снегу, чтобы запечатлеть правдивый вид замерзших ног. Это – настоящий труд.
На Колыме зимой бывает и пятьдесят, и шестьдесят градусов мороза. Тут не просто изо рта пойдет пар, тут и слюна в лед превратится. А в сериале мужчины в расстегнутых фуфайках словно не чувствуют холода. Ни проявления признаков обморожения, ни кашля, ничего подобного. К экранизации относиться подобным образом недопустимо.
Искажения в сериале по сравнению с оригиналом колоссальны. В оригинале, в очерке "Сгущенное молоко", разговор Шаламова и Шестакова, который хотел с ним устроить побег, происходит во время бомбежек, когда все дрожит, когда изготавливают грунт для ночной смены. Шаламов обнажает ноги и мы видим алые язвы от цинги. А саму сгущенку едят перед множеством голодных заключенных, которые не могут отвести взгляд от исчезновения лакомства во рту другого человека. А в сериале все упрощено, что, несомненно, является искажением. Получилось, что Шаламову очень понравилась сгущенка, он даже облизнул палец – никаких зрителей не было! Или теперь так показывают голод? Язв не видно.
Не может быть подобная экранизация. Показывают лишь жизнь Шаламова, но забывают про массовку, про скучающих революционеров, про откормленных начальников лагерей, которые предстают карикатурными персонажами.
Сведения о кинематографических произведениях я обычно не комментирую, придерживаясь принципа молчаливого созерцания. Но существуют проекты, настолько глубоко резонирующие с душой, что невозможно удержать восхищение в себе. Громко заявлять о доблестях этой картины на всеуслышание не по моей привычке, но изложить свои впечатления на любимой платформе – задача приятная и выполнимая.
Я стремился к лаконичности, дабы не утомлять пространными рассуждениями, однако уверен, что даже краткое изложение позволит передать всю гамму ощущений, вызванных этим выдающимся творением. В эпоху, когда кинематограф зачастую грешит шаблонностью и поверхностностью, этот сериал предстает глотком свежего воздуха, новаторским и глубоко проникновенным. Он с поразительной точностью выявляет острые социальные противоречия, заставляя зрителя задуматься над наболевшим.
Заметно, что над сериалом трудились не просто создатели развлекательного контента, а настоящие художники, вложившие душу в каждый кадр. Погружение в сюжет обещает быть захватывающим, а ощущение легкого удовольствия постепенно перерастет в состояние восторга, когда вы осознаете мастерство авторов, их преданность своему делу и искреннее уважение к аудитории. В этот момент все предыдущие работы этого жанра покажутся бледной тенью. Это просто гениально!
Я не хочу воспевать этот сериал во всех красках. Цель моего отзыва - подчеркнуть высочайшее качество исполнения, признать искреннюю самоотдачу создателей. Уверен, что радость и озарение, которые он подарит каждому, превосходят любые мои слова. Это ли не прекрасно? Произведение покоряет своей непредсказуемостью, ошеломляя своей искренностью.
Перед нами не просто телевизионный проект, это – художественное откровение, бесспорно покоряющее сердца зрителей благодаря реалистичному изображению жизни и судьбы Варлама Шаламова. Этот человек – фигура поистине выдающаяся. Зритель получит уникальную возможность прикоснуться к миру Варлама Тихоновича, прочувствовать его опыт на кончиках пальцев. Тем, кто не знаком с личностью этого талантливого литератора (тема его творчества в последнее время активно освещается в российской культуре), настоятельно рекомендую ознакомиться с этим сериалом – он станет отличным ключом к пониманию эпохи.
Не упустите шанс стать частью этой истории! Стараясь избегать излишней патетики, я могу с уверенностью заявить: это один из лучших фильмов, посвященных «литераторам», – сильное драматическое и историческое кино, захватывающее дух. Все двенадцать серий пролетят незаметно, словно один миг. Создателям удалось создать поистине качественный и приятный для просмотра сериал! Обязательно посмотрите. Моя оценка – безоговорочные десять баллов из десяти!
Признаться, написание рецензий никогда не входило в число моих любимых занятий. Как правило, я просто наслаждаюсь просмотром киноленты или многосерийного проекта, и дело ограничивается лишь этим. Имеет ли такая рецензия ценность для кого-либо? Вопрос риторический, хотя, вероятно, ответ утвердительный.
Однако, после того как я завершил знакомство с сериалом «Завещание Ленина», во мне возникло непреодолимое желание поделиться пережитыми впечатлениями и бурей эмоций. Не часто встречается кинопроизведение, которое захватывает полностью, поражает мастерством исполнения и демонстрирует глубокое уважение к изображаемому материалу. Я испытал неподдельное наслаждение от просмотра, которое не угасло и после финальных титров. От сериала остался устойчивый, позитивный отпечаток в душе, и это побудило меня настоятельно рекомендовать «Завещание Ленина» к просмотру, уверенный, что он найдет отклик и в вашем сердце.
Особую ценность этот сериал представляет для тех, кто искренне увлечен творчеством и жизненным путем Варлама Шаламова. Проект может открыть новые грани его биографии, ведь о судьбе этого выдающегося писателя нам известно относительно немного. А для тех, кто доселе не знаком с его именем, я настоятельно советую уделить время просмотру – это не только захватывающее приключение, но и важная встреча с личностью, чей опыт и размышления бесценны для понимания эпохи и самих себя.
Кинолента отличается не только убедительной исторической достоверностью, но и глубокой драматической насыщенностью. Это действительно впечатляющее произведение, которое держит в напряжении и заставляет сопереживать. Его легко смотреть, а информация проникает в сознание с удивительной, ненасытной скоростью.
Рекомендуем к просмотру