Описание
Рецензии

Сериал Жена Сталина
Актеры:
Ольга Будина, Екатерина Галахова, Тамара Гвердцители, Светлана Ходченкова, Наталья Рогожкина, Дута Схиртладзе, Николай Сванидзе, Андрей Чубченко, Татьяна Абрамова, Петр Черняев
Режисер:
Олег Массарыгин, Мира Тодоровская
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 4
(19.08.2013)
Рейтинг:


Жизнь супруги Генерального секретаря ЦК Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) Иосифа Виссарионовича Сталина – это голгофа, окутанная сумраком тайны и переплетенная с драматизмом эпохи. История Надежды Константиновны Аллилуевой – это не просто биографический рассказ, а трагический портрет женщины, оказавшейся в эпицентре бушующих страстей и безжалостной политической реальности начала XX века.
Надежда выросла в семье, где революционные идеи были не просто словом, а образом жизни. Впервые она узрела будущего супруга в двенадцать лет, когда он, уже облаченный в ореол загадочности и молодого честолюбия, предстал перед ней. Тогда ему было тридцать четыре года, а ее юная душа еще не познала тягот взрослой жизни. Иосиф Виссарионович часто посещал дом Аллилуевых, и вскоре юная Надежда, впечатлительная и искренняя, ощутила в сердце росток нежной привязанности к этому харизматичному, представительному мужчине с гордым грузинским происхождением.
Судьба, словно искусный драматург, вновь свела их, когда Надежде исполнилось шестнадцать лет. Между ними вспыхнул роман, поглотивший их обоих в своей бурной стихии. Свадьба состоялась вскоре, однако юридически оформить союз удалось лишь тогда, когда Надежда достигла совершеннолетия. Их любовная история, яркая вспышка в калейдоскопе бурных перемен, разворачивалась на фоне ключевых моментов российской истории: от потрясений Февральской и Октябрьской революций до кровопролитной Гражданской войны, от внезапной кончины Владимира Ленина до беспрецедентного укрепления власти Иосифа Сталина.
Надежда, обладая тонким аналитическим умом, с горечью осознавала истинную сущность своего супруга, улавливала его внутренние терзания, замечала попытки изменить курс событий. Однако она не могла остановить неумолимый ход истории, механизм, однажды приведённый в действие, казалось, был неуправляем.
В самом расцвете сил, она покончила жизнь самоубийством, оставив после себя рой вопросов и туман неразрешенных загадок. До сих пор существует несколько противоречивых версий, объясняющих произошедшее. Одни утверждают, что это была тщательно срежиссированная инсценировка, организованная ближайшим кругом соратников Сталина, желавших избавиться от нежелательной свидетельницы. Другие винят в трагедии изнуряющие головные боли, мучившие Надежду и доводящие ее до состояния агонии, лишенные ее возможности обрести покой. Судьба Надежды Аллилуевой, словно тень, навсегда омрачает эпоху, являясь напоминанием о цене, которую порой приходится платить за близость к власти и амбициям.
После просмотра картины "Жена Сталина" я ощутила необходимость переосмыслить свои давние, весьма противоречивые, представления о личности Иосифа Сталина и о той эпохе, что навеки вошла в анналы истории. Как возможно, что столь масштабное государство, вмещающее в себя бесчисленные миллионы судеб, могло быть поставлено под контроль одного человека? Как один индивид, пусть и облаченный во власть, мог распоряжаться жизнями столь огромного количества сограждан? Этот вопрос терзает мое сознание, вызывая внутренний диссонанс. Признаться честно, фигура "вождя народов" не оставляет меня равнодушной – ее биография, сплетенная из трагедий и надежд, представляет собой захватывающую, драматическую сагу, вобравшую в себя и судьбу человека, и судьбу целой страны. Нельзя игнорировать, насколько значительную роль сыграли личные отношения, семья, в формировании политического облика Сталина, в его возвышении на вершину Советского Государства. Идея экранизации его жизни представлялась мне весьма привлекательной.
В основе фильма лежит параллельное повествование: раскрывается и история страны, и история жизни самого Сталина. Мне кажется, главный замысел режиссера заключался в том, чтобы представить Иосифа Сталина как личность, сквозь призму его взаимоотношений с его женой. И эта задача, на мой взгляд, была исполнена на высочайшем уровне.
Создатели этой киноленты совершили смелый отход от устоявшегося, привычного для зрителя образа Сталина – как безжалостного тирана, деспотичного и всевластного. В этой картине перед нами предстает человек, по сути обыкновенный, с четким разделением сфер: семья – это пристанище тепла и душевного комфорта, а работа – арена государственных, зачастую непростых решений. Мы видим его способным на глубокие чувства, на искреннюю любовь. В лице супруги, Надежды, он видит не только любимую женщину, но и верного соратника. Он демонстрирует нежность и ласку, но в то же время способен удивить своим неожиданным проявлением силы. Однако эти всплески страсти не затрагивают его политическую деятельность. Его порывы гнева, обращенные к жене, хоть и кажутся чрезмерными, вполне объяснимы: она, будучи еще юной, порой пытается оказывать на него влияние.
Осудить достоверность представленного образа Иосифа Сталина не вправе ни мы, новое поколение, ни даже историки – никто из нас не познал его как личность. Сколько зрителей, столько и интерпретаций. У каждого формируется свое, уникальное видение этого сложного и неоднозначного персонажа. Актер, исполнивший главную роль, сумел создать образ, лишенный чрезмерной демонизации, человечный, но при этом с проявлениями жестокости – это приземлённый, вполне реалистичный образ.
Второстепенную, но не менее значимую роль исполнила Ольга Будина – любимая актриса, обладающая исключительным драматическим талантом, способная донести до зрителя всю трагедию молодой, мужественной женщины, которая сознательно выбрала для себя столь непростой жизненный путь. В начале киноленты супруга Сталина предстает мягкой, покорной и кроткой, чтобы впоследствии трансформироваться в запуганную и измученную женщину, раздираемую между преданностью мужу – главе государства – и осознанием гнетущей атмосферы, царящей в стране, и ужасающими событиями, происходящими на государственном уровне. Второстепенные персонажи в фильме, скорее, служат фоном для раскрытия драмы Надежды и Иосифа. Сюжетные линии, связанные с многочисленной родней, показались несколько скомканными, но, вероятно, это было преднамеренным решением авторов сценария.
Безупречно подобранные актеры, мастерски выстроенные диалоги, логически завершенные сцены – все это свидетельствует о высоком профессионализме создателей картины. Визуальная составляющая фильма заслуживает отдельной похвалы, особенно впечатляют съемки на даче у моря.
Впечатление от фильма можно охарактеризовать как "достойный" продукт кинематографического искусства. Документальные вставки органично вплетены в повествование и не производят ощущения искусственности. Авторы фильма не пытаются навязать зрителю определенную точку зрения, не диктуют свое отношение к Сталину и его жене Надежде. Зритель сам делает свой выбор, формирует собственное мнение о личности Иосифа Сталина и его супруги Надежде. Этот фильм – это прежде всего история любви и взаимоотношений…
Режиссерский дебют Миры Тодоровской, сценариста с несомненным дарованием, ознаменовался созданием картины, которая, без преувеличения, выбивается из привычного кинематографического русла. Назвать это произведение скучным – значит, отрицать очевидное: повествование пульсирует энергией, удивляя зрителя чередой непредсказуемых, порой поразительных событий. Пожалуй, резонанс с личными представлениями о жене Сталина, сформировавшимися в сознании смотрящего, стал одной из причин столь глубокого погружения в происходящее на экране. Образ, воплощенный на экране, с удивительной точностью перекликается с фрагментами исторических документов и архивных телепередач, вызывая ощущение, будто ты смотришь на реальную, а не вымышленную личность. Игра Будиной, безусловно, стала откровением, воплотив на экране сложный и противоречивый характер Надежды Константиновны с такой глубиной и психологизмом, что сложно представить себе актера, способного превзойти ее.
Однако, стоит помнить, что актерская игра, каким бы виртуозной она ни была, всегда является интерпретацией, а не точным воспроизведением. Вряд ли кто-то из исполнителей способен в полной мере обладать тем багажом переживаний, травм и убеждений, который определял жизнь реального человека. Поэтому и нельзя говорить о том, что перед нами развернулась всеобъемлющая картина личности Аллилуевой. То же самое относится и к Дуте Схиртладзе, убедительно представившему образ Сталина. В реальной жизни, вероятнее всего, власть и жестокость были ещё более колоссальными, чем показано на экране. Тем не менее, актеры отдали себя роли без остатка, стремясь максимально приблизиться к подлинным чертам своих героев.
И вот перед зрителем разворачивается вопрос: кого же искал Сталин в своей супруге? Искал ли он верного соратника, единомышленника, доверенного лица, способного разделить бремя его непомерной власти? Все мы осведомлены о его сложных и противоречивых отношениях с Надеждой Константиновной. Так что же считать риторическим: мог ли ребенок, одаренный искренней любовью и обожанием, превратиться в соратника тирана, подобно Крупской? Сталин, будучи уже зрелым мужчиной, с опытом супружеских отношений, сам выбрал эту, казалось бы, наивную девушку в жены. И не было в той стране силы, способной оградить ее от гнева и тирании собственного мужа. Он был всесилен и безнаказан, обладая возможностью совершать с ней что угодно. В фильме показано, насколько даже самые близкие родственники были скованы страхом и не осмеливались выразить сочувствие. Сериал раскрывает безжалостный факт: Сталину нужна была лишь жена, чья роль ограничивалась лишь физической близостью, а о настоящем человеческом родстве, духовности и сочувствии он был попросту неспособен. И, возможно, именно поэтому инициативы, даже самые незначительные, выводили его из равновесия.
Сталин не терпел, когда кто-то оспаривал его точку зрения, рассматривая жену как предмет удовлетворения, словно резиновый шар, и, судя по всему, был совершенно неспособен ощутить даже физическую боль супруги, не говоря уже о ее душевных муках. Именно это несоответствие, эта непримиримая пропасть между ожиданиями и реальностью и представляет собой суть трагедии, которая обрела зримое воплощение в этой картине.
Этот кинематографический опус производит неизгладимое впечатление, поражая своей глубиной и лаконичностью. Картина лишена излишней пафосности и декораций, сосредотачиваясь на сущности, что и придает ей особую силу. Нельзя не отметить, что фильм, по сути своей, является камерной драмой, преломленной сквозь призму восприятия жены Сталина, раскрывающей эпоху через исключительно ее видение.
Впрочем, возникает легкое ощущение незавершенности, будто некоторые сюжетные линии остались лишь намеченными. Зрителю предстоит сам достраивать картину, интерпретировать детали, что, возможно, было и намеренной задумкой режиссера – транслировать атмосферу всепроникающего страха, сковывавшего общество в эпоху сталинизма, подчеркнуть неопределенность и тревожность того времени.
Актёрская игра безупречна. Главная героиня покоряет зрителя своей искренностью, вызывая мгновенную симпатию и побуждая следить за ее судьбой. По-настоящему трогает воплощение чистой и нежной души женщины, сумевшей сохранить способность к состраданию и любви в условиях жесточайшего политического режима.
Смотришь на экран, и парадоксальным образом, сквозь призму трагических событий, возникает отголосок ностальгии. Не по эпохе тирании, конечно, но по той эпохе, когда человеческие связи казались крепче, когда люди были готовы на самопожертвование ради близких, ради убеждений, когда истинно ценились межличностные отношения. В моменты особенно сильных переживаний словно забываешь о том, что это всего лишь кино, и оказываешься свидетелем живых, достоверных картин, разворачивающихся перед глазами. Это прямо указывает на высочайший профессионализм создателей фильма – их внимание к деталям, мастерство в воссоздании атмосферы, безупречность декораций, аутентичность реквизита, реалистичность речи и костюмов, достоверность передачи эмоций. Здесь отсутствует даже малейший намек на небрежность или недоработку.
С позиции исторической значимости, этот фильм представляет собой ценный вклад в формирование у молодого поколения понимания сложнейшего периода в нашей истории. Ведь знание и понимание часто рождаются не только через рациональный анализ, но и через сопереживание, через эмоциональную связь с прошлым, и именно этого удалось добиться создателям этого глубокого и сдержанного кинематографического произведения.
Рекомендуем к просмотру