Описание
Рецензии

Сериал Жизнь и смерть Леньки Пантелеева
Актеры:
Алексей Барабаш, Анатолий Артемов, Александр Баргман, Сергей Барковский, Галина Бокашевская, Александр Большаков, Николай Буров, Константин Бутаев, Дмитрий Быковский-Ромашов, Владимир Колганов
Режисер:
Эрнест Ясан
Жанр:
боевики, криминальные, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 8
(13.09.2012)
Рейтинг:

В жестокий период Гражданской войны, когда Петроград, некогда блистательная столица Российской империи, переживал немыслимые страдания, его население пережило колоссальную демографическую катастрофу, сократившись до смехотворной доли от прежнего количества. Городская жизнь представляла собой удручающий пейзаж – невыносимый холод пронизывал развалины, повсеместный голод и разруха царили повсюду. Порядок поддерживался лишь посредством применения самых радикальных, порой бесчеловечных мер – правосудие вершилось расстрельными бригадами, внушавшими ужас и подавлявшими всякое проявление протеста.
Однако, ко второй половине 1922 года, словно после кошмарного сна, Петроград начал, пусть и медленно, обретать признаки возрождения. Невский проспект снова ожил, наполнившись пестрой толпой прохожих, в витринах магазинов появились экзотические деликатесы, такие как омары, а частная торговля, благодаря новому экономическому курсу – НЭПу, начала вносить своеобразную динамику в городскую жизнь. Естественно, улучшение экономического положения не могло не повлечь за собой рост преступности, порождая новые вызовы для власти. В рядах работников ВЧК, все больше сочувствующих нуждающимся, закрадывалось сострадание к грабителям, чем к заклятым классовым врагам. Именно тогда, в стенах Петроградского ВЧК, зародился дерзкий план – пополнение истощенной казны путем организации дерзких, тщательно спланированных ограблений.
Для выполнения этой деликатной и опасной миссии была задействована подконтрольная банда. Леньке Пантелееву, человеку с особым потенциалом, пришлось преобразиться, отказаться от привычного образа и принять на себя роль преступника. Серия дерзких и громких преступлений быстро принесла ему широкую известность. Что удивительно, каждое ограбление проходило без кровопролития, благодаря кропотливой подготовке и информации, полученной от осведомителей. Ленька, обладая природным обаянием, пользовался популярностью у прислуги, которая охотно делилась с ним информацией о местонахождении драгоценностей и ценностей, хранящихся в домах. Он справедливо делил награбленное, а свою часть тайно передавал в казну ВЧК, как истинный слуга системы.
Группа Леньки была относительно небольшой и не отличалась особой жестокостью, однако их руководитель стал объектом некоего восхищения и подражания в городе. Грабежи стали происходить практически ежедневно, что подорвало доверие населения к способности ЧК обеспечить безопасность и порядок. В соответствии с новым указом, органы власти получили право расстреливать преступников прямо на месте преступления, но это лишь подливало масла в огонь. Руководство ЧК, опасаясь общественного резонанса и компрометации, приняло решение о ликвидации Леньки и уничтожении всех документов, связанных с его деятельностью в ВЧК.
Вскоре Пантелеев оказался в центре настоящей охоты, на него "вешали" всевозможные обвинения и подозрения. Благодаря своей находчивости и природному дару перевоплощения, он умудрялся избегать расставленных на него ловушек. В его руках была возможность отомстить тем, кто так жестоко его подставил, но перед ним встал экзистенциальный вопрос: как жить дальше, ведь он стал чужим для своих, но и не завоевал признания среди чужих? Или же, возможно, самым логичным решением было бы принять судьбу стрелка у стены, закончив тем самым эту трагикомичную пьесу?
Впечатления от просмотра сериала "Жизнь и смерть Леньки Пантелеева" оказались неоднозначными, терзаемыми противоречивыми чувствами. Безусловно, задумка, лежащая в основе повествования, является весьма перспективной и заслуживает внимания. Визуальная составляющая, качество съемки и кропотливая работа художников-декораторов создают убедительную и атмосферную картину – особенно поразительно точно передан облик города Невы с его неповторимым колоритом. Повествование захватывает, удерживает в напряжении, развивается стремительно, не оставляя зрителя равнодушным.
Однако, несмотря на многочисленные достоинства, сериал не достиг той вершины, которая бы позволила причислить его к числу настоящих шедевров. Что-то ускользнуло, что-то не дало целостности и глубины. Нельзя не отметить, что актерская игра, хоть и представляется в целом достойной, не смогла полностью раскрыть потенциал созданных образов. Кажется, актерам не хватило внутренней убежденности, какого-то особого вдохновения, чтобы по-настоящему "прожить" судьбы своих персонажей, чтобы обнажить всю палитру их эмоций и переживаний, чтобы продемонстрировать весь спектр их сценических возможностей. Исключением, к счастью, стал исполнитель главной роли, чья игра была поистине великолепна, выдающаяся. Но, к сожалению, даже его яркая игра не способна вытянуть на себе все повествование, возместить нехватку в других актерских выступлениях.
Особого внимания заслуживает и музыкальное сопровождение. Музыка – важнейший элемент любого художественного произведения, способный подчеркнуть атмосферу, вызвать определенные чувства и ассоциации. Однако, в данном случае, композиторская работа, на мой взгляд, вызвала разочарование. Первая композиция, исполненная Евгением Дятловым, не гармонирует с общей тональностью картины. Я знакома с творчеством данного исполнителя и ранее слушала его песни с большим удовольствием, но конкретно эта работа кажется неуместной, словно не соответствует духу и содержанию сериала.
Подводя итог, следует констатировать, что сериал "Жизнь и смерть Леньки Пантелеева" – это не идеальное произведение, оно имеет свои недочеты и спорные моменты. Однако, это не означает, что ему нет места среди зрителей. То, что для меня является недостатком, для кого-то может обернуться достоинством, стать поводом для восхищения. Уверенна, что найдутся те, кто оценит его по достоинству и, возможно, даже пересмотрит его спустя время, открывая для себя новые грани и смыслы. В целом, просмотр оставил положительные впечатления, и я не жалею потраченного времени.
Вновь предпринимается нелицеприятная попытка реабилитировать рецидивиста и злостного грабителя, возводя его в ранг народного героя, борца за справедливость. На этот раз объектом благородных переосмыслений оказался петербургский бандит, Лёнька Пантелеев, чьё имя окутано мистификациями и преувеличенными легендами криминального мира. По всей видимости, именно эти апокрифические сказания, передаваемые из уст в уста в среде маргинального общества, и послужили отправной точкой для создания этого кинопроекта. И если вы жаждете погрузиться в мир, сотканный из фантазий и домыслов, в котором преступник предстает в ореоле благородства, никто не вправе отговорить вас от этого развлечения.
Эта печально известная фигура, чьи злодеяния обросли мифами, начинал свои дерзкие набеги, декламируя пафосную фразу: "Я Лёнька Пантелеев! Это ограбление!". Похоже, именно на этом скудном фундаменте истины решились строить повествование создатели фильма. Всё остальное представляет собой вымышленный нарратив, временами скатывающийся в нелепость и абсурд. Особую степень абсурдности приобретает эпизод, гласящий о тайном союзе Лёньки с ЧК, что подрывает всякое доверие к искренности замысла авторов.
Помимо Алексея Барабаша, который, безусловно, проявил себя в главной роли, остальной актерский состав не отличается ни выдающимися, ни даже просто правдоподобными образами. Особенно ощутима нехватка мастерства при воплощении женских персонажей, чьи роли выглядят шаблонно и лишены глубины.
Тем не менее, не все так мрачно. В картине присутствует ряд несомненных достоинств: с поразительной точностью воссоздана атмосфера эпохи НЭПа, а музыкальное сопровождение, безусловно, является украшением фильма, погружая зрителя в специфическую эстетику времени. Эта музыкальная палитра добавляет картине некую меланхоличную притягательность, компенсируя недостатки сюжета и актерской игры.
Рекомендуем к просмотру