Описание
Рецензии

Сериал Зима в раю

Актеры:
Юрий Стосков, Оксана Фандера, Лариса Павлова, Татьяна Распутина, Михаил Янушкевич, Елена Фетисенко, Владислав Демченко, Александр Миронов, Алексей Коняшин, Лика Бланк, Ольга Агеева (II), Никита Логинов, Лидия Савченко (I), Александр Негреба, Ольга Барнет, Владимир Анисько, Павел Белозеров, Геннадий Матвеев, Иван Власов (I)
Режисер:
Александр Бланк
Жанр:
мелодрамы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1990
Добавлено:
сериал полностью из 2 (15.08.2018)
Рейтинг:
7.19
6.60
Даже спустя годы, прошедшие с момента его появления, этот сериал продолжает пленять зрителя удивительной живостью и тонкостью в отображении молодежной действительности. В эпицентре повествования – Екатерина, юная особа, которой едва исполнилось восемнадцать лет. Кажется, что перед ней простирается безграничный горизонт возможностей, и она, кажется, намерена использовать каждый миг. Судьба благоволит ей, предоставляя шанс участвовать в съемках кинокартины в живописной Ялте, а затем, как дар небес, позволяет остаться в этом укромном уголке земли, настоящем рае на планете, на протяжении всей зимы. В этом новом, незнакомом мире Екатерина обретает свое пристанище в доме одинокого пожилого мужчины. Он уже давно ведет уединенный образ жизни, пережив утрату любимой супруги. Его сыновья, рассеявшиеся по разным городам, покинули отцовский дом, создав собственные семьи и погрузившись в свою повседневную жизнь. С годами оторвавшись от родительского дома. Между ними зарождается необыкновенная связь, и мужчина начинает относится к Екатерине с теплотой и заботой, почти как к собственной дочери, разделяя с ней радости и печали, даря ей свою мудрость и опыт. Их взаимоотношения обретают особенный оттенок, согревающий души и дарящий обоим ощущение принадлежности и умиротворения.
Безусловно, при оценке этой кинематографической работы, необходимо учитывать контекст ее создания – 1990 год. Фильм несет на себе отпечаток эстетики кинематографической старины, демонстрируя характерные черты подхода к съемке того времени. Режиссер мастерски акцентирует внимание на периферийных сюжетных линиях, обогащая повествование многослойностью и глубиной. В сердце же картины лежит вечная и актуальная проблема – квартирный вопрос, служащий метафорой одиночества и отчуждения современного человека. Близкие, опекающие деда, видят в его квартире лишь потенциальную ценность, предмет надежд. Однако, появление молодой женщины, Екатерины, в доме старого Леонида становится катализатором перемен, взрывая привычный уклад и пробуждая дремлющие эмоции. Хотя актер, исполнивший роль деда, не смог передать всю палитру чувств, как это сделала Оксана Фандера, блистательно воплотившая образ Екатерины, очевидно, что замысел режиссера заключался в демонстрации разрыва между поколениями. Противопоставление менталитета старшего и младшего поколений становится наглядным – столкновение устоявшихся ценностей и новых, порой противоречивых, идеалов. Дед, воплощение советского мировоззрения, гордый обладатель заслуженных наград, – символ эпохи, где признание и поощрение были неотъемлемой частью трудовой жизни. Воспоминания о наградах, что были у бабушек и дедушек, о медалях, завоеванных в годы труда и Великой Отечественной, – это не просто реликвии прошлого, а свидетельство иного взгляда на жизнь. Современность диктует свои правила, и возникает неразрешимый конфликт между прошлым и настоящим, между желанием понять, как живут люди, и неспособностью найти ответы. При всем этом, Екатерина, несмотря на принадлежность к собственному поколению, не избежала участи одиночества, столь же глубокого и всепоглощающего, как и у Леонида. Дед предстает не как потерянный или сломленный человек, а как личность с твердым стержнем, с богатым жизненным опытом, способная давать ориентиры и служить примером. Катя, запутавшаяся в лабиринте современного мира, видит в нем искренность, которой не находит повсеместно, от чего ощущает невероятную усталость и истощение. Ей отчаянно необходим человек, которому можно доверять, опора, на которую можно положиться. Но и деду, несмотря на его силу и стойкость, требуется поддержка, забота. Встреча с тем, чего не хватает, – это благословение, а утрата – болезненный удар, особенно для человека, пережившего горести. Отношения между Леонидом и Екатериной выходят за рамки родственных связей; это прежде всего признание необходимости человеческого тепла и общения в эпоху одиночества. Важно учитывать социокультурный контекст эпохи, когда молодое поколение стремилось к свободе самовыражения, к бунтарству и революционным переменам. Яркие, вызывающие образы, незрелость и непокорность – все это характерные черты того времени. Те, кто пережил девяностые годы, понимает эту атмосферу и не сочтет фильм странным или бессвязным. Да, Екатерина совершила немало ошибок, но как донести до подростков истину, когда ориентиры в жизни постоянно меняются? Ценности, которые были актуальны вчера, сегодня утратили свою значимость. Мир претерпел глубокие трансформации, и кому передавать свой опыт? Кто готов слушать? Некоторые критики утверждали об отсутствии настоящих чувств между Леонидом и Екатериной, о наигранности их привязанности. Но разве все человеческие взаимоотношения искренни и открыты? Не все способны на вселенскую душевность, как, например, Есенин. Зачастую в отношениях присутствует некоторая сдержанность. Но это не отрицает подлинности происходящего. Отсутствие четких ответов на многие вопросы, даже в финале сериала, лишь подчеркивает его реалистичность. Жизнь не всегда идеальна и гармонична. Не на все вопросы можно найти ответы. Оксана Фандера продемонстрировала высочайший уровень актерского мастерства, блестяще исполнив свою роль. Рекомендую к просмотру этот проникновенный сериал.