Описание
Рецензии

Сериал Золотая орда

Актеры:
Юлия Пересильд, Светлана Колпакова, Александр Устюгов, Рамиль Сабитов, Сабина Ахмедова, Санжар Мади, Сергей Пускепалис, Артур Иванов, Аружан Джазильбекова, Дина Тасбулатова, Евгения Дмитриева, Лариса Домаскина, Сергей Соцердотский, Борис Каморзин, Владимир Верёвочкин, Сергей Гурьев, Юрий Тарасов, Даулет Абдыгапаров, Нафиса Хайруллина, Эльмира Калимуллина, Виктор Немец, Сейдулла Молдаханов, Турар Мураталиев, Карина Андоленко, Андрей Удалов, Анна Скиданова, Аскар Ильясов, Феруза Рузиева, Дилия Рузиева, Василий Бочкарёв, Александр Ким
Режисер:
Тимур Алпатов
Жанр:
драмы, исторические, мелодрамы, отечественные, приключения
Страна:
Россия
Вышел:
2018
Добавлено:
16 серия из 16 (23.03.2018)
Рейтинг:
7.77
7.10
В сумерках тринадцатого столетия, когда русские земли трепетали под гнетом Золотой Орды, произошло событие, способное перекроить судьбы и запятнать кровью древние устои. Из степей, из самого сердца могущественного ханства, явился Менгу-Темир, посланник великого хана, с важным поручением – потребовать от Руси воинскую рать, способную укрепить его державу. Посланник, не лишенный человеческих слабостей и страстей, оказался пленником очарования русской красоты. В его сердце, поглощенном восхищением, зародилось дерзкое предложение: он готов был уступить часть запрошенных воинов в обмен на прекрасную княгиню Устинью, о чьей экзотической красоте дошли до него слухи. Князь Ярослав, мудрый и осторожный правитель, оказался перед дилеммой, чредой непредсказуемых последствий. Отдать в качестве залога княгиню, супругу своего кровного брата Бориса, значило предать его доверие и поставить под вопрос его место в политической иерархии. Однако Борис, амбициозный и расчётливый, смотрел на ситуацию под другим углом. Он, поглощенный мечтами о величии, рассуждал о том, что подобная жертва, демонстрация великодушия и готовности пойти на компромисс ради благополучия народа, станет для него ступенькой к высшей власти. Вскоре Устинья оказалась в руках Менгу-Темира, став пленницей политической игры. В качестве знака признательности, великий хан, движимый не только дипломатическими соображениями, но и, возможно, желанием порадовать русского князя, направил в столицу Руси дивную Наргиз – девушку, воплощающую в себе восточную экзотику и таинственную красоту. Пришествие Наргиз растопило ледяное безразличие сердца Ярослава, доселе покорного лишь долгу и государственным интересам. Князь оказался перед сложным выбором: поддаться всепоглощающей силе страсти, раствориться в омуте запретных чувств, или же остаться верным своему народу, который, с опасением и недоверием, рассматривал перспективу появления представительницы Орды вблизи русского престола. Судьба Руси висела на волоске, а на душе Ярослава разгоралась буря, требующая мудрого и непредсказуемого решения.
С пристальным вниманием погружаясь в отзывы коллег по онлайн-площадке и одновременно наблюдая за развитием сюжета теленовеллы, я испытываю глубокое изумление. Несомненно, сериал обладает определенным шармом и привлекает внимание, однако поклонникам исторической правды, стремящимся к доскональному изучению наследия Предков, он вряд ли окажется полезным и ценным источником информации. Авторы картины, сознательно подчеркнули в предисловии, что их творение не является претенцией на историческую точность, а представляет собой плод воображения, допускающий элемент вымысла. И эта неточность бросается в глаза с первых же эпизодов. Эпохи правления перепутаны, значимые исторические события искажены, костюмы и регалии персонажей не соответствуют реалиям минувших веков, а порой и вовсе противоречат друг другу. По всей видимости, сериал задуман как своеобразная причудливая история, сглаживающая острые углы и замалчивающая болезненные страницы многовековой летописи, с целью пробудить в зрителе чувства патриотического подъема и гордости за Родину. Интересно, что зарубежные режиссеры нередко создают кинокартины, основанные на исторических событиях, не претендуя на абсолютную достоверность, и их работы пользуются широким признанием. Возьмем, к примеру, сериал "Викинги", который, несмотря на некоторые вольности в интерпретации, вызвал огромный интерес и получил высокие оценки. К сожалению, отечественный кинематограф нередко формирует у зрителей ошибочное представление: если в кадре появляются исторические личности, это автоматически подразумевает историческую правдивость повествования. К данной работе это определение неприменимо. Несмотря на это, как легкое и приятное времяпрепровождение, как развлечение, которое можно с удовольствием смотреть на экране телевизора или на мониторе персонального компьютера, сериал, безусловно, подходит. Зрелищная картинка, атмосферная музыка, талантливая игра актеров и грамотная режиссура создают позитивное впечатление. Сюжет также заслуживает похвалы. Однако, не могу не отметить, что вложенные в создание сериала финансовые ресурсы были бы более продуктивно использованы для воссоздания исторических событий с большей степенью правдивости, что несомненно принесло бы гораздо больше пользы. Тем не менее, даже с учетом вышесказанного, сериал заслуживает внимания, если отбросить устоявшееся мнение о том, что присутствие исторических персонажей в кино предполагает достоверное изображение прошлого. Полагаю, данная работа заслуживает **8 баллов из 10**.
Погружение в этот кинематографический замысел оставляет ощущение, что бюджет международного исторического фестиваля был не просто растрачен, а щедро потрачен на создание нечто амбициозного, – феерической постановки с пышным антуражем и сонмом персонажей, словно сошедших со страниц легенд: доблестные витязи, очаровательные царевны, загадочные шаманы и неукротимые кочевники, – и всё это приправлено обилием архаичных деталей. В итоге получилась своеобразная сюжетная эклектика, вызывающая неоднозначные чувства у зрителя, – мозаика, в которой проблескивают черты "Мулан", "Хюррем Султан" или "Великолепного Века", предлагая каждому зрителю то, что ему более по душе. Однако, если вы ищете динамичный исторический боевик, то вам стоит пересмотреть свои ожидания. Скорее, перед вами этно-артхаусная зарисовка, где жизнь персонажей течет неспешно: они плотно вкушают пищу, предавались сновидениям и, похоже, размышляют о способах увеличения демографической ситуации, излучая довольство и благополучие. Момент первого выстрела приходится на шестую серию, а первое сражение – на седьмую, вызывая, в лучшем случае, легкую скуку и желание предаться дреме. Бурятская таборная конница, бесспорно, производит впечатление своим величием, особенно когда воины с саблями вскидываются в стремительном скаку, но внезапно, в разгар сражения, они переходят к пешему строю, используя подвозимые экземпляры. Число участников столкновения напоминает скорее футбольный матч, хотя повествование постоянно подбрасывает впечатляющие цифры: "тридцать тысяч воинов", "сорок тысяч воинов". Костюмы, призванные отражать историческую эпоху, скорее напоминают продукцию именитого дома моды. Сочетание цветов, тонкие детали – всё выдержано с безупречным вкусом и изрядной долей вычурности, что только усиливает атмосферу ярмарки. Сравнивать это творение с "Эртугрулом" попросту бессмысленно, и дело здесь не в финансовых вложениях, а в подходе к изложению материала. Сериал "Дружина" на порядок превосходит его по качеству и захватываемости. Что уж говорить о "Сыне Ворона", даже его монотонное повествование способно удерживать внимание зрителя гораздо лучше. На фоне подобного кинематографического опыта возникает вопрос: кому пришло в голову критиковать Евпатия Коловрата – он, по крайней мере, не обедал шурпой с картофелем. В заключение, можно с уверенностью сказать, что мероприятие в духе исторического фестиваля удался на славу, но как исторический, приключенческий или драматический сериал оно, увы, не выдерживает критики.
Этот кинематографический опыт оставил глубокий, неизгладимый след в моей душе. Приятно удивлен, что столь мощное произведение искусства спровоцировало столь бурную и зачастую негативную реакцию в комментариях. Мне кажется, критики упускают суть: это, в сущности, одна из возможных интерпретаций эпохи, изящная сказка, облаченная в исторический антураж. И при этом фильм поистине великолепен, не столько благодаря приверженности сценариста и режиссера к бесспорной исторической точности, сколько благодаря мастерскому воссозданию атмосферы того времени. Зрителю предстает картина кровавых междоусобных столкновений, тщательно спланированных династических союзов, хитроумных интриг и закулисных договоренностей. И, безусловно, пронзительная любовная линия является настоящим камертоном, отзывающимся в самых сокровенных уголках сердца. К финальным кадрам меня охватило чувство безысходности, горестное осознание трагической обреченности, свойственной, пожалуй, лишь тем временам. Режиссерская работа поражает своим мастерством, безупречны труды художников по костюмам, и, конечно же, блистательно исполнили свои роли актеры. Игра Устюгова заслуживает высочайшей похвалы - он создал образ, который сложно забыть. Фильм демонстрирует героев не как безликих исторических фигур, а как живых людей, подверженных ошибкам, способных на глубокую любовь и невыносимую боль. В моменты отчаяния они демонстрируют нечто большее, чем просто выживание – они достигают настоящего, возвышенного величия. Сомнения, что этот фильм оставит кого-либо равнодушным, маловероятны. Я, честно говоря, была настроена на что-то не столь значительное. Мои ожидания были призваны не оправдаться, а, напротив, сметены в пучину эстетического наслаждения. Все персонажи получились объемными, многогранными, убедительными и совершенно настоящими. Сюжет изобилует неожиданными поворотами, мгновениями радости, шокирующими открытиями и душераздирающими трагедиями – словно сама жизнь, со всей ее сложностью и противоречивостью. Воспоминания о "Чужестранке" временами всплывали в памяти, благодаря сходству в атмосфере и эмоциональной насыщенности. Призываю вас: погрузитесь в этот мир, прочувствуйте боль и надежды главных героев, и позвольте себе испытать гамму чувств, которые дарит это потрясающее произведение кинематографа. Позвольте этому фильму поколебать вас.
Накопив внушительный запас душевных сил, я, наконец, довела просмотр сериала "Золотая орда" до финальных титров. К сожалению, должна констатировать: опыт оказался разочаровывающим, и не просто разочаровывающим, а совершенно неприемлемым. Я осознаю, что создатели сериала, как дань уважения принципам художественной свободы, включили в начальные титры дисклеймер, уведомляющий о вымышленном характере происходящего. Однако, в таком случае, как можно было подобрать иное название? Нам предстаёт причудливое переплетение фантастических элементов и исторических неточностей, граничащее с абсурдом. Одиночным лучом света в этом, безусловно, неоднозначном произведении, стала великолепная работа художников по костюмам и оформлению интерьеров. Безусловно, все это не привязано к строгим хронологическим рамкам, но и игнорировать красоту и тщательность исполнения было бы несправедливо. Я уже давно не встречала костюмов столь изысканных, до мелочей продуманных и прошитых с такой любовью и самоотдачей. Актерский ансамбль, несомненно, заслуживает похвалы, демонстрируя убедительную игру, наполненную эмоциональной глубиной и страстными переживаниями. Однако, не могу не отметить, как подметили и другие зрители, комичная повторяемость одного и того же лесного массива, используемого в качестве декораций для имитации окрестностей различных русских городов. И степь, казалось, могла бы быть показана с большей красотой и панорамой, чтобы передать величие и необъятность бескрайних просторов. Отсутствие внимания к ряду вопиющих несостыковок, по моему мнению, ставит этот сериал на один уровень с подобными "историческими" экранизациями, претендующими на достоверность, например, с американским фильмом "Троя", который, по сути, является бессмысленной выдумкой. В душе зреет искреннее желание, чтобы российские кинематографисты стремились к созданию исторических полотен, демонстрирующих более высокое качество во всех аспектах, превосходящих, по уровню исполнения, такие проекты, как "Викинг" и "Золотая орда". Необходимо стремиться к достоверности, вниманию к деталям и уважению к наследию прошлого.
Безусловно, эта кинолента – вопиющая историческая мистификация, вольнорадикальное отклонение от реальных событий, которое не просто не претендует на достоверность, а, напротив, открыто демонстрирует своё презрение к исторической правде. Создатели этого "произведения", кажется, упиваются собственной беспечностью, торжествуя над зрительским вниманием и цинично оправдывая своё творение формулой "мы сознательно выложили абсурд, и вы его расхлестали – значит, мы победили". Этот признак хоть и свидетельствует о зарождении проблесков здравомыслия в стане авторов, но не отменяет того, что перед нами, увы, зрелище, достойное пристального изучения в области психиатрии, именуемой условно Первым каналом общероссийского телевидения. Настоятельно не рекомендую тратить на этот кинематографический этюд ни времени, ни сил. Вызвала особое сочувствие и одновременно недоумение рецензия Евгении Нижник, чьи аргументы касательно князя Ярослава, именуемого не просто Ярославом, а Ярославом Великим, – просто загадка. Какой же это князь Ярослав, способный прочно закрепиться в анналах истории, если сериал вдруг переносит нас в эпоху Золотой Орды, якобы в восьмом веке? И что это за половцы, возникшие из ниоткуда и покинувшие исторический горизонт к двенадцатому столетию, привнося хаос в повествовательный строй? Смею предположить, что данный "шедевр" – это интеллектуальный вызов исключительно для аудитории, обладающей уровнем исторических познаний, сопоставимым с экспертизой Евгении Нижник. Остальным же, в качестве развлечения, советую поискать более достойное времяпрепровождение, возможно, в местном трактире, где атмосфера хотя бы не будет настолько нагло издеваться над чувством исторической справедливости. Этот фильм – не просто плохой фильм, это нечто большее, это демонстративное неуважение к исторической науке и оскорбление зрительского интеллекта.