Описание
Рецензии

Сериал Зона
Зона. Тюремный роман
Актеры:
Александр Тараньжин, Степан Рожнов, Николай Ковбас, Сергей Моложаев, Андрей Филиппак, Игорь Ромащенко, Лара Чаклин, Олег Гераськин, Игорь Филиппов, Игорь Карташев
Режисер:
Петр Штейн
Жанр:
детективы, драмы, криминальные, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 50
(20.09.2012)
Рейтинг:


Проект "Зона" погружает зрителя в мрачный и отчужденный мир заключенных, раскрывая перед ним примечательные аспекты их существования в стенах исправительного учреждения. Авторы, с неутолимой жаждой доскональности, тщательно воссоздают реалии ограниченного пространства, где каждый день является монотонным повторением предшествующего. Свидетельства жизни за колючей проволокой складываются в уникальный, ни на что не похожий, устный эпос – своеобразный тюремный фольклор, который приобрел культовый статус среди ценителей нетривиального и эксцентричного искусства.
На протяжении повествования раскрывается сложная, многогранная система ценностей, формирующаяся в замкнутом мире зоны. Отмечаются вычутные манеры поведения, кодекс чести, выработанный годами, и иерархия, прочно укоренившаяся в распорядке заключенной жизни. Проект исследует феномен тюремной субкультуры – цельного, самобытного явления, в котором переплетаются традиции, языковые конструкции и негласные правила, отличающие ее от общепринятых норм. Зрителя ожидает детальное погружение в эту специфическую вселенную, полную нюансов, загадок и трагических историй.
## За гранью ворот: Размышления о тюремной саге
Представленный кинематографический холст представляет собой картину, далеко не лишенную неоднозначности. При поверхностном, одностороннем анализе, взгляд невольно зацепляется за ряд несоответствий, бросающихся в глаза: здесь и неточности в изображении тюремного быта, и лакуны в юридической достоверности, и упрощенная трактовка системы исполнения наказаний, словно отзывающиеся нестройным аккордом. Однако, за этой внешней неровностью скрывается нечто большее - откровение о мире, отгороженном от посторонних глаз непроницаемой стеной.
Внутри этого замкнутого пространства заключенный, лишенный всякой защиты, предстает перед администрацией подобно безвольной частице, лишь бытию покорной. В руках служителей порядка заключенный – всего лишь уязвимое существо, чья жизнь может быть сломлена безжалостным приказом. Мир тюремной камеры – это отдельная, автономная вселенная, где не находят места состраданию и человеческой теплоте. Калейдоскоп обитателей – от беспредельно влиятельных “блатных” до униженных и оскорбленных “наседок”, от хитрых “козлов” до приспособленных “чушкарей” – мелькает перед зрителем в головокружительном вихре, подчеркивая лишь всеобъемлющую безысходность, царящую в этом мире.
Следует отметить, что эта атмосфера тоски и отчаяния пронизывает не только судьбы заключенных. И сами сотрудники администрации, по сути, являются пленниками данного мира, хотя и обрели место за его границами по собственной воле. Однако, и их вынуждены адаптироваться к жестким правилам и бесчеловечным порядкам, подстраиваясь под установленные рамки: «Мы не являемся творцами этих законов, нам лишь предстоит их соблюдать». Тем не менее, это не умаляет трагизма их положения, их внутренней борьбы между долгом и человеческим достоинством.
Составить исчерпывающий перечень персонажей – задача непосильная, ведь их число поистине велико. Даже отбор наиболее значимых фигур представляется нелегкой задачей. Взять, к примеру, Петра Опальского, движимого неутолимым желанием разоблачить коррупцию среди высокопоставленных чиновников, несмотря на свой преступный стаж. Он – лишь один из множества ярких образов, населяющих эту тюремную сагу.
По моему мнению, актерский ансамбль, в подавляющем большинстве своем, безукоризненно воплотил задуманные образы, сделав их понятными и близкими зрителю. Даже те, кто предстает перед нами в облике безжалостных злодеев, способны на проявление милосердия и сочувствия, что добавляет глубины и реализма этим персонажам.
Так, Агдам, рецидивист, стремящийся к званию "авторитета", проявляет нежную заботу о Чиге, "опущенном", в карцере. Чига – один из самых трагичных героев, когда-то занимавший высокое положение в иерархии заключенных, но потерявший все из-за отказа участвовать в насильственном "самодеятельности". Эта история – болезненная иллюстрация краха надежд и рушения человеческого достоинства в условиях тюремного заключения.
Раевский, сотрудник оперативной части, отдавший приказ о понижении Чиги, влюбляется в адвоката, защищающую невинно осужденного Павлова. Он оказывает ей поддержку, тем самым, непреднамеренно, обрекая Павлова на новые страдания. Павлов – персонаж, терзаемый безысходностью, дважды несправедливо обвиненный в убийстве, которое он не совершал.
Даже Светлана Адольфовна, получившая в среде заключенных прозвище "железная леди", способна на проявление сострадания, несмотря на то, что фактически является главным архитектором несчастий Павлова и других узников. Лишь начальник караульной службы остается непримиримым злодеем на протяжении всего повествования.
Количество положительных персонажей довольно ограничено. Исключением является Багров, сотрудник оперативной части, ведущий расследование самоубийства своего бывшего товарища, невинно осужденного американца Уоррена, адвоката Дьяковой, осужденного Крылова и отца Михаила. Нельзя выделить и других достойных внимания героев, большинство же вызывают сочувствие, но не являются воплощением положительных черт.
Здесь и супруга Шверника, и Саня Веселый, и Циркач, и Настя Прохорова.
В течение просмотра часто возникает чувство нежности, проявляющееся в различных взаимоотношениях. Воспоминания о любви Уоррена к Любе, бросившей на него ложные обвинения в изнасиловании, и о его преданности ей даже после того, как она стала инвалидом, трогают до глубины души. И нежность Крылова, бывшего заключенного, к приемщице передач Маше, сумевшего увидеть в ней что-то достойное, несмотря на ее грубость, вызывает искреннее сочувствие.
Картина представляет собой своего рода облегченную версию тюремной реальности для зрителя, приправленную умеренным количеством насилия. Несомненно, его достаточно, но авторы намеренно избегают излишней жестокости и показного нагромождения трупов, скрывая истинное положение дел. Не стоит сомневаться в том, что у них было достаточно опыта и ресурсов для создания более мрачной и реалистичной картины, однако вопрос заключается в целесообразности такого показа. Основное внимание уделяется взаимоотношениям между людьми, а не демонстрации нравов за колючей проволокой.
Главная ценность этого произведения – в том, что перед зрителем разворачивается галерея человеческих характеров, живущих и стремящихся выжить в условиях бесправной и безнадежной реальности. Именно поэтому я решил не придираться к недочету в сценарии, а погрузиться в мир людей, заключенных в тюремные стены.
8 из 10
Сложно представить себе отечественную киноленту, будь то творение советской эпохи или современное российское произведение, в которой столь беспощадно и правдиво воссоздана суровая действительность исправительных учреждений. За колючей проволокой оказываются не только люди, признанные виновными в совершении преступлений. Зачастую судьба подбрасывает жестокие испытания: кого-то несправедливо обвиняют, кто-то вынужден был защищаться, кто-то, движимый чувством ответственности, принял на себя вину другого.
В отношении каждого из них разворачивались отрезвляющие следственные мероприятия, и дальнейшая жизнь протекала в строго регламентированном пространстве, где действовали как официально закрепленные правила, так и неписаные законы внутренней иерархии. С одной стороны, над заключенными нависало давление, исходящее от криминальных авторитетов, с другой – их преследовали опытные, закаленные в неволе арестанты. Не меньший гнев вызывало произвол сотрудников правоохранительных органов, ломающих судьбы и сломленные воли.
Картина демонстрирует с пугающей достоверностью сцены физического принуждения, жестокость тюремного персонала, безжалостную игру прокуратуры с человеческими жизнями, предоставляя заключенным иллюзию выбора.
Как сохранить рассудок в этом кошмарном месте? Этот вопрос терзает не только тех, кто находится в неволе, но и тех, кто находится за пределами колючей проволоки. Тяжело и тем, кто работает в исправительных учреждениях. Им выпадает участь сталкиваться с моральными дилеммами, с необходимостью испытывать отвращение и сочувствие, трепетать о судьбах тех, чья участь далась им, отчасти, по их воле. Им приходится анализировать, сопереживать даже своим "подопечным".
Впервые в истории российского кинематографа в создании этого многосерийного полотна, помимо профессиональных актеров, принимали участие реальные осужденные. Не редки случаи, когда можно встретить молодых людей, юношей, подростков, которые заучивают тюремные песни, воображая романтику заключительного быта, полагая, что эти мелодии придают им зрелости и значимости. Лично я настоятельно рекомендую подобным индивидуумам ознакомиться с данным кинематографическим произведением. Велика вероятность, что после его просмотра иллюзии о тюремной романтике развеются, а восприятие всего, что связано с этой сферой, претерпит существенные изменения.
Безусловный шедевр, заслуживающий высшей оценки.
Изначально я не планировал знакомиться с этим произведением. Когда его транслировали на канале НТВ, я не имел возможности прикоснуться к нему. Однако, судьба распорядилась иначе – картина неожиданно всплыла в цифровом пространстве. Поддавшись секундному импульсу любопытства, я решился на просмотр первых эпизодов. И тут произошло нечто, что вывело меня из равновесия: я оказался пленником захватывающего сюжета, от которого уже невозможно было освободиться. В течение двух-трех дней, практически без передышки, я погрузился в просмотр всех доступных серий, откладывая все прочие занятия.
Безусловно, в работе присутствуют некоторые шероховатости, что, к слову, не является редкостью для телесериалов. До этого момента я был незнаком с большинством актеров, за исключением, пожалуй, "Сухого". Опальский Петюня – это просто феерия! Его актерская игра выше всяких похвал. Не знаю, какие еще роли он исполнял прежде, но в "Зоне" он демонстрирует поистине ошеломляющее мастерство. И, конечно же, восхитительна девушка, передающая передачи заключенным – ее образ отличается особой грацией и человечностью. Нельзя не отметить и сильную, запоминающуюся игру актрисы, воплотившей образ следователя-мегеры.
После просмотра сериала "Зона", с его сложной паутиной интриг, воровских разборок, детективных противостояний и робких любовных историй, на мой взгляд, время тратить на беззаботные бразильские мыльные оперы становится попросту немыслимым. Это – чистый, неподдельный, русский сериал, пропитанный духом времени и реализмом. Если верить имеющимся сведениям, картина основана на реальных событиях, что добавляет глубины и эмоциональной насыщенности происходящему в исправительном учреждении. Неизбежно переплетение трагизма и грусти, вызывающее щемящее чувство сострадания.
На протяжении всего сериала у зрителя не покидает ощущение глубокой несправедливости, пронизывающей все ветви системы правосудия: от судебных залов до тюремных камер, от прокуратуры до исполнительной власти. Это горькое отражение нашей современной действительности, заставляющее задуматься о принципах законности и честности.
С большим интересом наблюдал за тем, как раскрываются характеры героев, их сильные и слабые стороны, их внутренние конфликты. Очень надеюсь на появление продолжения, учитывая, что создатели картины оставили такую возможность. Это стало бы настоящим подарком для поклонников сериала.
Безусловные 10 из 10.
Этот телесериал представляет собой парадоксальное и многогранное произведение, вызывающее противоречивые чувства и неожиданно притягивающее к себе вновь и вновь. На первый взгляд, он изобилует существенными недочетами, которые сложно игнорировать. Здесь можно столкнуться с заметными погрешностями в деталях, как в части юридической достоверности, так и в изображении специфической, сленговой культуры, присущей криминальной среде. Центральный сюжет, к сожалению, кажется недостаточно убедительным и лишенным внутренней силы – о его конкретных аспектах говорить не буду, дабы не нарушить целостность впечатлений потенциального зрителя.
Однако, несмотря на эти очевидные недостатки, сериал обладает куда более весомым перевесом положительных качеств. Прежде всего, поражает поразительная достоверность декораций. Как человек, имевший возможность посещать подобные учреждения в рамках специальных визитов, могу подтвердить – здесь всё выглядит крайне реалистично. Очевидно, что съемки проходили непосредственно на натуре, что придает повествованию неповторимую атмосферу аутентичности.
Особого внимания заслуживает проработка характеров персонажей. Будь то главные действующие лица или эпизодические фигуры, каждый из них тщательно выписан, обладает своей историей и мотивацией. Главный герой, Павлов, – это истинный бриллиант этой криминальной саги. Наблюдать за его трансформацией от законопослушного гражданина до вынужденного члена преступного сообщества – захватывающе. Он – простой человек, пытающийся выжить и адаптироваться к жестокому и незнакомому миру. И эта вера в персонажа заразительна, заставляя сопереживать остальным заключенным и сотрудникам исправительного учреждения. Видишь, как одни поднимаются по иерархической лестнице, опираясь на силу и хитрость, а другие, напротив, скатываются на дно, разбивая о себя волны тюремных интриг.
Впечатления от сериала были пробуждены после просмотра американского "OZ". Несмотря на безупречное техническое исполнение, некоторые серии оказались поверхностными и не тронули душу. "OZ" во многом ограничивается демонстрацией насилия и не всегда уместной тематикой сексуальных отношений, в то время как представленный сериал создает ощущение погружения в подлинную, насыщенную атмосферу тюремного быта. Её можно почти осязать, почувствовать на себе гнетущую тяжесть безнадежности и отчаяния. Как метко подмечают некоторые персонажи, "зона" – это не только для заключенных. Она проникает в сознание и души сотрудников, оставляя неизгладимый след, не отпуская даже после увольнения. Этот феномен, увы, характерно для многих бюджетных государственных учреждений, но это уже совсем другая, не менее поучительная история.
Завершив просмотр этого многогранного телепроекта, я не испытываю ни малейшего сожаления о времени, потраченном на него. Это далеко не однозначное произведение, сотканное из переплетений достоинств и недостатков, представляющее собой глубокий анализ сложной системы. Сюжетная канва разворачивается, демонстрируя две диаметрально противоположные реальности: жесткий режим надзора, регламентирующий каждый аспект жизни, и режим охраны, обеспечивающий физическую безопасность учреждения, – на фоне жизни «мужиков», как их именуют заключенные, и влиятельных, пользующихся особым статусом, «блатных».
Особое внимание уделено детальному изображению поведения элитарного слоя, безжалостно эксплуатирующего свою власть: от высокопоставленных представителей прокуратуры и сотрудников оперативного отдела до начальствующих лиц исправительных колоний и тех, кто условно именуется авторитетами – смотрящие, воры в законе и прочие демиурги преступного мира. Раскрыта неприглядная правда о равнодушии, которое пронизывает каждый уровень этой иерархии. Для них, будь то инспектор надзора или самый безымянный заключенный, важна лишь личная выгода, лишь личные интересы. Моральные принципы и сочувствие – понятия, чуждые их мировоззрению.
Вызывает неподдельный восторг реалистичность декораций – они настолько достоверны, что возникает ощущение, будто съемки проходили непосредственно в СИЗО или на территории колонии. Актерский состав, безусловно, заслуживает высочайшей похвалы – как главные герои, так и исполнители эпизодических ролей внесли неоценимый вклад в создание целостного и правдивого образа. Не менее ценным элементом повествования является тонкий и остроумный юмор, разбавляющий тяжелую атмосферу повествования. Музыкальное сопровождение, а именно композиция, звучащая в начале каждой серии, поражает своей проникновенностью и атмосферностью.
Подводя итог, хочу выразить свою субъективную и непоколебимую уверенность: сериал безусловно достоин внимания. Если вас привлекает подобная тематика, если вы жаждете увидеть правду, спрятанную за высокими стенами, если вам наскучили клишированные сюжеты и шаблонные персонажи, подобно "Oz" или "Уэнтуорт", то я настоятельно рекомендую вам этот телепроект.
Это, безусловно, моя личная оценка, и решение о просмотре остается за вами.
**Общая оценка:** 10 из 10.
**Актерская игра:** 9 из 10.
**Сюжет:** 9 из 10.
**Музыкальная тема:** 10 из 10.
Приятного погружения в мир, где закон и беззаконие переплетаются самым непредсказуемым образом.
Рекомендуем к просмотру