Описание
Рецензии

Сериал Зоннентау

Актеры:
Александр Домогаров, Андрей Смоляков, Юлия Пересильд, Даниил Страхов, Александр Новин, Наталья Ноздрина, Юрий Цурило, Максим Матвеев, Иван Краско, Полина Стефанович
Режисер:
Карен Оганесян
Жанр:
драмы, отечественные, приключения, триллеры
Страна:
Россия
Вышел:
2012
Добавлено:
7-8 серия из 8 (28.06.2012)
Рейтинг:
6.31
5.70
В центре полотна разворачивается захватывающая история о причудливом союзе трех столь же непохожих, сколь и экстраординарных личностей. Это своеобразный тандем, где каждый является воплощением собственной, уникальной страсти. Мы знакомимся с Харальдом, неутолимо стремящимся разгадать тайну вечной молодости – амбициозный ученый, чьи поиски словно подпитываются неугасимой надеждой. Рядом с ним – Шульц, опытный и проницательный искатель утерянных реликвий, чьи руки уже не раз касались древних, загадочных артефактов, хранящих в себе отголоски давно минувших эпох. И, наконец, наставник и своеобразный регулятор этого странного альянса – майор Волочаев, человек порядка и выдержки, способный умиротворить даже бушующий вихрь столкновений между Харальдом и Шульцем. Стремление Харальда к источнику бессмертия окутано туманом времени и отзвуками ужасающих событий. Этот мотив, словно призрачный след, ведет к темным страницам Второй мировой войны. Корни этой легенды уходят глубоко в прошлое, в мрачные лаборатории Третьего рейха, где безжалостные врачи, движимые деформированными представлениями о научном прогрессе, проводили бесчеловечные эксперименты над военнопленными. Их жестокие изыскания были направлены на постижение тайны человеческого долголетия, на поиски ключа к тому, что принято называть бессмертием, но на деле являлось лишь искаженным отражением человеческой гордыни и стремления к непомерной власти. Эта мрачная предыстория накладывает тяжелый оттенок на стремления Харальда, придавая его поискам драматический, почти трагический характер.
В бесцельном блуждании по медийным просторам, в поисках достойного сериального развлечения, я совершенно неожиданно наткнулась на проект под названием "Зоннентау". Это поистине феноменальное явление в контексте российского кинематографа, бросающее вызов привычным представлениям о жанре и поднимающее невероятно сложную тему. В центре повествования – таинственная локация, расположенная в Смоленской области, – бывший немецкий концентрационный лагерь "Зоннентау", где во время Великой Отечественной войны проводились бесчеловечные и шокирующие эксперименты над советскими военнопленными. В то время, когда Советский Союз готовился к решающему наступлению, нацисты, казалось бы, добились своего – проект, целью которого был поиск ключа к вечной жизни, был, по их мнению, успешно завершен. Спустя семь десятилетий, когда пыль войны постепенно осела, на российскую землю возвращается один из тех, кто чудом избежал гибели. Поверив в перспективы долгой жизни, он предал свою страну, перейдя на сторону противника и был оставлен в живых. Сегодня же, вопреки законам природы, он выглядит на всего лишь на несколько десятилетий старше своего истинного возраста – почти сто лет! Несмотря на годы, проведенные вне Родины, он не смог отрешиться от корней. Никакие зарубежные дали не могут заменить родную землю. По возвращении, бывший Семен Х., ныне Харальд Сомерсет (великолепно воплощенный Александром Домогаровым), сталкивается с волной воспоминаний, связанной с семьей: с любимой женой и ребенком, которых он когда-то покинул. Непреодолимое желание узнать их судьбу движет им, однако, истинная цель его возвращения – это поиск легендарного бункера, базы "Зоннентау" и, упавшего во время военных действий, немецкого самолета, в котором, по слухам, хранятся результаты тех самых экспериментов. В этом непростом деле ему помогает молодой и энергичный соратник по имени Шульц (Даниил Страхов). Понятно, что пересказывать весь сюжет было бы излишне. Важно отметить, что личная заинтересованность, художественная выразительность и атмосфера держат в напряжении до самого финала. Несмотря на некоторые нерешенные вопросы, например, о происхождении огромного количества золота, обнаруженного на территории зоны и его предназначении, сериал "Зоннентау" оставляет глубокий след и заставляет задуматься. Великолепная игра актеров, тонкий подбор ролей и захватывающий сюжет делают этот проект настоящим кинематографическим событием. Рекомендую к просмотру всем ценителям качественного и интеллектуального кино – вы ничуть не пожалеете об этом!
Этот сериал, безусловно, не оставляет равнодушным, но и не вызывает однозначного восторга. Напротив, впечатление от него крайне противоречиво: в замысле прослеживаются искры оригинальности, однако воплощение зачастую кажется нарочитым, словно авторы старались искусственно создать эффект зрелищности, прибегая к излишней драматизации. Впрочем, существуют отдельные эпизоды, которые критически подрывают общее восприятие, порождая вопросы и вызывая ощущение неправдоподобности. Неуместные логические расхождения и хронологические нестыковки, к сожалению, не редкость в этом проекте. В качестве примера, крайне сомнительным кажется утверждение о том, что в середине прошлого столетия, в 1944 году, нацистские деятели использовали бункер в Белоруссии в качестве базы. Учитывая, что главный герой, попавший в плен в 1941-м, предположительно находился в этом самом бункере на протяжении столь длительного периода, возникает закономерный вопрос: чем он там занимался? Был ли он обречен на бесконечное ожидание, словно заключенный, или же оказался в распоряжении врагов сразу после захвата? Не менее озадачивающим выглядит присутствие золота "Зоннентау" – предмета, сложно объяснимого в контексте функционирования научной базы. Его назначение остается загадкой и вызывает справедливое недоумение. В актерской игре, к сожалению, прослеживается неравномерность. Если игра Смолякова и Краско представляется достаточно убедительной и энергичной, то остальные исполнители, увы, не дотягивают до этого уровня, создавая ощутимую диспропорцию. Не исключено, что такие мастера как Домогаров, Перисильд и Страхов осознавали свою роль как «проходную» и поэтому не вкладывали в нее максимальные усилия. Иногда юмористические вставки, которые должны были разрядить напряженную атмосферу, оказываются неуместными и даже вызывают снисходительную улыбку. Безусловно, стоит отметить клишированный образ кровожадного сотрудника НКВД, который, казалось, был позаимствован из устаревших штампов. Другим примером служит эпизод с советскими военнопленными, которые были вынуждены преклонить колени перед немцами – сцена, напоминающая, скорее, фильмы категории «B», нежели исторические драмы о Второй мировой войне. В конечном счете, данный проект, несомненно, вызывает смешанные чувства. Он оставляет после себя чувство разочарования, вызванное несоответствием между амбициозными задумками и их не всегда удачной реализацией. Мое отношение к нему, как следствие, тоже неоднозначно.
В разгар зрелой жизни, с бременем прожитых десятилетий, в родные пенаты возвращается человек, чье прошлое словно призрак выныривает из глубин забвения. Не просто вернувшийся соотечественник, а исследователь, историк, откочевавший на долгие годы в далёкие земли Боливии, одержимый жаждой постижения страниц Второй мировой войны. Его исследовательский интерес направлен на кропотливый сбор сведений о трагической участи военнопленных и их потомков, на восстановление утраченных судеб и искалеченных жизней. Словно раскапывая древний артефакт, он обнаруживает болезненные страницы собственной семьи. Открываются мрачные детали: любимая женщина, осужденная по ложному обвинению и казненная как соучастница предательства, дочь, чей путь оказался заброшенным в стены детского дома, поглощенная омутом алкогольной зависимости, внучка, отдавшая предпочтение безжалостному финалу. В этом хаосе потерь, он неожиданно сталкивается со старым товарищем, с кем когда-то разделил тяготы плена, которого считал безвозвратно погибшим. Однако, время, словно неумолимый скульптор, не оставило на его лице глубоких морщин. Старик выглядит не на девяносто, а всего на пятьдесят лет. За этим феноменальным внешним видом скрывается шокирующая правда. В лабиринтах концлагерей, где муки и отчаяние сливались в единую симфонию ужаса, над узниками проводились бесчеловечные эксперименты, преследующие самые разнообразные цели. И тот концлагерь, куда угодили наш герой и его товарищ, стал местом создания мифического эликсира, обещающего вечную жизнь. Теперь Харальд, преследуемый прошлым, ищет не только ответы на вопросы о судьбе своей семьи, но и пытается разгадать тайну своего собственного существования. Сюжет, кажущийся запутанным и сложным, в своей сути оказывается поразительно простым и понятным. Однако, несмотря на некоторые недочеты в сценарии, сериал покоряет зрителя безупречной актерской игрой и магнетизмом исполнения. Каждый актер, словно опытный художник, создает неповторимый портрет своего персонажа, заставляя сопереживать его переживаниям. Зритель погружается в происходящее с головой, захваченный динамикой повествования и не отрываясь от экрана до самого финала. Безусловно, рекомендуется к просмотру – примите удовольствие от этого захватывающего путешествия в прошлое, где переплетаются трагедия, надежда и невероятная тайна.
Представленный кинематографический проект, бесспорно, располагает к просмотру и оставляет после себя неоднозначные впечатления. Безусловно, сильная сторона картины – это отбор актерского состава, собранного с заметной тщательностью и обеспечивающего убедительную игру на экране. Сюжетная канва, заявленная как фантастическая и лишь поверхностно соприкасающаяся с трагическими событиями Великой Отечественной, кажется несколько отвлеченной от исторической достоверности. Несмотря на то, что в целом фильм производит занимательное впечатление и удерживает внимание зрителя благодаря напряженной интриге, тянущейся практически до финальных титров, ощущается некоторая недосказанность, некая скромность в актерской реализации, хотя, очевидно, это период становления для многих исполнителей. Как и подмечали предшествующие рецензенты, картина не является событием в кинематографе, скорее – приятное развлечение, способное скрасить пару вечеров. Искренне признаюсь, ожидания от просмотра были несколько выше. Первоначальный подъем напряжения, захватывающий интригами, постепенно уступает место ощущению некоторой хаотичности повествования во второй половине. Тема, заявленная как ключевая – поиски золота – остается, увы, неразвернутой, практически не прослеживается сквозь ткань сюжета. Что касается исполнения ролей, то Юлии Пересильд, пожалуй, не удалось избежать легкой переигрывающей манеры, но, учитывая молодость и перспективность карьеры, это вполне объяснимо и даже прощаемо. В конечном итоге, следует воспринимать это кино как развлекательный проект, не требующий от зрителя строгого соблюдения логических связей и приверженности документальности. Это неплохой способ приятно провести свободное время, но не стоит искать в нем глубокого философского смысла или новаторского подхода к жанру. Оценка – 6 из 10.