Описание
Рецензии

Сериал 12 стульев (1971)
Актеры:
Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская, Наталья Воробьева, Гликерия Богданова-Чеснокова, Нина Гребешкова, Юрий Никулин, Наталья Варлей, Клара Румянова
Режисер:
Леонид Гайдай
Жанр:
отечественные, комедия
Страна:
СССР
Вышел:
1971
Добавлено:
сериал полностью из 2
(09.08.2013)
Рейтинг:


Эпоха потрясений, ознаменовавшая приход к власти новых политических сил, обрушила на страну волну невиданных прежде перемен, омрачив жизнь бесчисленных семей. В условиях грозящей конфискации и лишения всего нажитого, многие, чьи сбережения и фамильные драгоценности представляли собой не только материальную, но и глубоко личную ценность – память о предках, воплощение мечт и надежд – вынуждены были прибегнуть к хитрости и сокрытию. Под грифом клерикальной благочестивости, под видом хозяйственной расточительности, тайные клады прятали в укромных уголках, в потаенных местах, куда не доберется зоркий глаз реквизиторов. В неспокойное время опасно было напоминать о своем происхождении, особенно если речь шла о принадлежности к дворянству, чьи представители стали объектом особого внимания новой власти.
Ипполит Матвеевич, некогда блистательный денди, завсегдатай петербургских салонов, был вынужден отказаться от прежнего блестящего образа жизни. Он, словно призрак минувшей эпохи, обрел скромную должность в ЗАГСе, где, утопая в лабиринте бюрократических бумаг, старательно избегал любого подобия экстравагантности и выдавающего статуса поведения. Он стал тенью самого себя, стремясь слиться с безликой толпой обывателей. Однако судьба приготовила ему неожиданный поворот. На смертном одре, теща Ипполита Матвеевича, дама предприимчивого склада ума и крепкого здоровья, поведала ему о тайном сокровище – колоссальной суммы в сто пятьдесят золотых рублей, что в те денежные времена представляло собой состояние.
Сокровища были укрыты с небывалой изобретательностью: их запрятали под изысканную обивку одного из стульев гостиного гарнитура, созданного гениальным мастером Гамбсом. Изящный, безупречный в деталях ансамбль из двенадцати стульев служил украшением дома, а ныне же являлся хранилищем тайн. Однако истина была проста: под шелком и бархатом покоились жемчуга, сияющие россыпью лунного света, и бриллианты, сверкающие искрами звезд, – наследие ушедшей эпохи, заключенное в недрах предмета мебели.
Ипполит Матвеевич, понимая, что ценности не должны оставаться на волю судьбы, был полон решимости вернуть их. Неслыханная опасность грозила, если сокровища попадут в руки недобросовестных людей, жаждущих наживы. Он намеревался отыскать драгоценности, но обнаружил, что гостиный гарнитур, некогда представлявший собой единый ансамбль, был давно уже расчленен и разбросан по разным домам. Стулья, когда-то служившие символом уюта и благополучия, оказались у разных людей, разнесенные ветром перемен и жаждой наживы.
На помощь Ипполиту Матвеевичу откликнулся, словно из ниоткуда, Остап Бендер, человек, чье имя стало синонимом хитрости, предприимчивости и невероятной удачи. Вместе эта пестрая парочка, каждый из которых обладал уникальным набором талантов, готова была пойти на невероятные авантюры, на дерзкие маневры, на любые риски, лишь бы заполучить обратно семейное наследство, даже если это означало заключение вынужденного брака! Их путь к сокровищам обещал быть полон приключений, неожиданных поворотов и остроумных выходок.
С удовольствием погружусь в переосмысление этого прекрасного текста, пытаясь передать его сущность свежими красками и более богатой лексикой.
С головокружительной скоростью, свойственной истинным ценителям литературы, я сначала утонула в страницах романа, а затем с не меньшим восторгом наблюдала за его воплощением на экране – фильм «Двенадцать стульев». Я, как убежденный поклонник чтения, испытала волну глубокого удовлетворения, осознавая, что передо мной – кинематографическое сокровище. Это не просто адаптация, а филигранное перенесение на экран оригинала, украшенное блистательной игрой актеров, чьи персонажи оживают на глазах, пленяя своей неповторимостью.
Экранизация «Двенадцати стульев» изобилует искрометным юмором и острой сатирой, легко постигаемой широкой, советской публикой. Однако, я полагаю, что иностранный зритель, вероятно, воспримет эту ленту иначе, упуская значительную часть нюансов и подтекстов. Тем не менее, даже он не может не оценить виртуозную актерскую игру и увлекательное развитие сюжета. Юмор, как истинное искусство, обладает своеобразной культурной и даже интеллектуальной изысканностью, оттенка которой, увы, с трудом отыскать в современном кинематографе. Редкие исключения лишь подчеркивают эту печальную тенденцию.
Актерский ансамбль продемонстрировал безупречное мастерство, воплощая на экране образы, пронизанные глубоким пониманием человеческой природы. Сценаристы скрупулезно разработали характеры, наделив каждого из них неповторимыми чертами и комичными особенностями, отражающими яркие стороны различных слоев населения нашей необъятной Родины.
Остап Бендер, в гениальном исполнении Арчила Гомиашвили, предстает перед нами как ослепительный и незабываемый персонаж. Сергей Филиппов, в своей трогательной и удивительно комичной интерпретации Кисы Воробьянинова, вызывает искреннюю симпатию. Воробьянинова, Киса запомнился своей наивной беззащитностью. И, конечно, Наталья Крачковская в роли «мечты поэта», женашки, просто неотразима. Не говоря уже о том, что ни один из ролей не содержит ни единого изъяна. Актеры, задействованные в этом фильме – настоящие мастера своего дела!
Попытка американских кинематографистов воссоздать этот роман представляется мне, мягко говоря, расточительной тратой ресурсов. Для понимания глубокого смысла, заложенного в произведении Ильфа и Петрова, требуется понимание культурного контекста, которое попросту недоступно американскому зрителю. «Двенадцать стульев» – это фильм, созданный для русских, фильм, который впитывает в себя русскую душу, знающий ее политические реалии и живущий по ее законам, дышащий тем же воздухом. Такое совершенное воссоздание, пропитанное подлинной русской атмосферой, под силу лишь режиссеру, выросшему и получившему воспитание на советской почве.
От нас, зрителей, огромная благодарность за великолепные монологи и диалоги, особенно за реплики Остапа Бендера, которые мы запоминаем наизусть. Многие фразы вошли в нашу жизнь как крылатые, а изящные обороты речи стали неотъемлемой частью нашего повседневного общения.
Обязательно посмотрите фильм «Двенадцать стульев»! Это жемчужина советского кинематографа, признанная мировая классика! Работа Леонида Гайдая – истинный шедевр!
Полагаю, крайне сложно представить себе взрослого человека, не знакомого с культовым телесериалом "Двенадцать стульев". И не менее важно, чтобы юное поколение тоже было ознакомлено с этим выдающимся проектом, являющимся квинтэссенцией русской сатирической прозы. Уникальный кинематографический образ, воплощенный в этом телесериале, оказал колоссальное воздействие на сознание зрителей, что повлекло за собой создание нескольких экранизаций, каждая из которых стремилась предложить свою интерпретацию "шедевра".
Несмотря на продолжающиеся дебаты между поклонниками различных версий, на мой взгляд, наиболее удачной оказалась телепостановка 1971 года, созданная гением Леонида Гайдая. Хотя споры о превосходстве той или иной трактовки – между версией Захарова и гайдаевской – не утихают, современное переосмысление этого произведения, на мой взгляд, лишено той искры и очарования, которые сделали классикой предшествующие экранизации. Я говорю о фильме 1971 года, о творении Леонида Гайдая, который отчетливо выделяется на фоне других версий своим неповторимым режиссерским почерком. Все картины этого именитого режиссера пронизаны особой душевностью, они излучают тепло и характеризуются определенной простотой восприятия. Однако это ни в коем случае не говорит о примитивности сюжета. Ильф и Петров с огромной мастерской сумели интегрировать в повествование множество элементов, таких как остроумные шутки, едкий сарказм и беспощадная сатира, высмеивающая пороки современности и негативные черты человеческой натуры.
Мастеру Гайдаю удалось в несколько серий вместить практически весь объем первоисточника, сохраняя динамику повествования. Неизбежно происходило сокращение некоторых фрагментов оригинального текста, но в других местах акцентировалось внимание на наиболее значимых моментах. В картине 1976 года, отличавшейся большим количеством серий, некоторые персонажи были исключены из повествования. Однако, говорить о недостатках конкретных версий, как мне кажется, нецелесообразно.
Немаловажным фактором, поддерживающим интерес зрителей к телесериалу, является выдающийся актерский состав. Каждый герой, независимо от статуса главного или второстепенного, воплощен талантливыми и перспективными актерами того времени.
Неслучайно фильм легендарного режиссера Леонида Гайдая обрел статус классики отечественного кинематографа. Изысканный юмор, острая сатира и неповторимая комедийность, присущие большинству его творений, предоставляют нам возможность заглянуть в прошлое и увидеть многогранность ушедшей эпохи.
Невозможно представить себе более точную и глубокую адаптацию сатирического романа Ильфа и Петрова на экране – поистине, это недостижимый идеал. Повествовательный замысел книги напоминает искусно намотанную катушку, где слой за слоем, с невероятной плотностью, переплетаются бесчисленные сюжетные линии, сплетаясь в сложную, многогранную картину. И нитей этих – бесчисленное множество, сопоставимое с изобилием колоритных персонажей и городов, что расцветают на экране этого выдающегося фильма.
Гений Гайдая в очередной раз раскрывается во всем великолепии! Он не просто экранизировал знаменитый труд, он вдохнул в него новую, кинематографическую жизнь, превратив эксцентрическую комедию в культовый символ отечественного кинематографа. Режиссер, с дерзкой смелостью взявшийся за эту задачу, сотворил поистине шедевральное произведение, пленящее воображение и дарящее безграничное удовольствие.
Остап Бендер, этот неиссякаемый источник комических ситуаций и невероятных авантюр, знаком, пожалуй, каждому зрителю. Его появление знаменует начало феерического зрелища. Но он – лишь одна из звёзд этого созвездия. Реплики, остроумные замечания и глубокие размышления разбросаны и распределены между всеми действующими лицами, создавая богатую и многоголосую панораму. При этом, несмотря на внушительное количество героев, ни один из них не кажется избыточным или лишённым значимости. Образы Изнурцева и Трубецкого, представленные в фильме, словно сливаются в неразделимое целое, дополняя и подчеркивая друг друга. Весь необъятный мир знаменитого романа органично помещается в две серии, позволяя зрителю полностью погрузиться в его атмосферу.
Киса Воробьянинов, блестяще воплощенный Сергеем Филипповым, просто безупречен! Возникает ощущение, что актер был буквально рожден для этой роли. Если представить себе Филиппова вне контекста съемочной площадки, на ум сразу приходит не он, а яркий, запоминающийся образ Кисы.
Картина переполнена фирменными гайдаевскими кинематографическими находками, создающими неповторимый колорит. Знаменитая фраза, завершающая роман, становится отправной точкой для расширенного, метафоричного эпилога. Уже в начале кинозритель попадает на своеобразную экскурсию, где кинотеатр, в котором идёт фильм «12 стульев», становится фоном для появления вечных обитателей любимой книги, неотступно следующих за волшебством на экране.
Не упустите свой билет в это незабываемое путешествие!
В кинематографической летописи Советского Союза особое место занимает картина "12 стульев" (1971) – блистательная работа, сотворенная гениальным Леонидом Гайдаем. Этот кинематографический бриллиант, вобравший в себя сущность романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова, явился ярчайшим образцом сатирической комедии, погружающим зрителя в бурлящую атмосферу послевоенной России, где царили собственные, зачастую абсурдные, законы.
Волшебство на экране творят актеры – не просто исполнители ролей, а создатели целой плеяды незабываемых персонажей. Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин и Наталья Крачковская – каждый из них, словно мастер-ювелир, отшлифовывает свой образ, наполняя его тончайшей иронией и искрометным юмором. Герои оживают, становясь невероятно реальными и вызывая бурю эмоций. Вместе с ними зритель отправляется в захватывающее и авантюрное путешествие, движимое жаждой обогащения и поиском утраченного клада.
Творческий почерк Гайдая, пронзительный и неповторимый, ощущается в каждой детали картины: от скрупулезно подобранных, поражающих воображение костюмов до мастерской игры света и тени, создающей неповторимую атмосферу. Фильм не ограничивается лишь развлечением – он подталкивает к глубоким размышлениям о сложной и противоречивой природе человека, о тех фундаментальных ценностях, которые определяют нашу жизнь. "12 стульев" – это не просто кинофильм, это художественный памятник, который, бесспорно, будет восхищать и вдохновлять новые поколения зрителей, оставаясь символом неповторимого советского юмора и киноискусства. Его очарование и актуальность остаются незыблемыми, словно бриллиант, сияющий сквозь время.
Рекомендуем к просмотру