Описание
Рецензии

Сериал Королек - птичка певчая (2013) / Çalıkuşu

Актеры:
Бенгю Эргин, Эбру Хелваджиоглу, Фехми Караарслан, Нуркан Сирин, Несли Йильмаз, Вахдет Челик, Фахрийе Эвджен, Бурак Озчивит, Пынар Чаглар Генчтюрк, Дениз Джелилолу
Режисер:
Чаган Ырмак, Доган Юмит Караджа
Жанр:
драмы, мелодрамы
Страна:
Турция
Вышел:
2013
Добавлено:
30 серия из 30 (25.05.2014)
Рейтинг:
8.01
7.50
Популярнейшее произведение турецкого классика, Решата Нури Гюнтекина, "Королек – птичка певчая", вновь обретает жизнь на экране – уже в третий раз, что свидетельствует о неугасающей привлекательности и вневременной актуальности его сюжетной канвы. Центральная фигура этой захватывающей истории, Фариде, оказывается в эпицентре бурных исторических перемен. Начало минувшего столетия, отмеченное глобальной нестабильностью и революционными потрясениями, глубоко влияет на судьбу Османской империи и, как следствие, на жизнь молодой девушки. Мир вокруг бурлит, а на фоне этих масштабных политических катаклизмов разворачивается сложная, трагическая драма личных переживаний Фариде. В раннем детстве, когда ей исполняется пять лет, ее мир омрачается утратой матери. Отец, терзаемый чувством долга и приверженностью службе, вынужден отдать дочь в пансион, где она проводит годы вдали от семейного тепла. Вскоре горькая новость о его кончине повергает Фариде в состояние полной сиротской отчаяния. Счастье постучивается в ее жизнь в лице любящей тети, у которой она проводит радостные каникулы, наслаждаясь общением с племянниками и племянницами. В этой идиллии вспыхивает нежное чувство, ослепляющее юное сердце. Один из кузенов, Камрян, кажется, испытывает к ней такие же трепетные чувства, и каждый их новый визит вызывает у девушки невыносимую дрожь в груди. С течением времени, с годами, они превращаются в прекрасных юношу и девушку, и внезапно осознание приходит – их взаимная симпатия перерастает в глубокую, всепоглощающую любовь. Кажется, что ничто не способно преградить им путь к заветному союзу. Однако жестокие уроки жизни, гордость, ранящая до глубины души, и укоренившиеся предрассудки разводят их по разным дорогам, обрекая на расставание. Судьба уготовала им воссоединение, или же первая, чистая любовь останется лишь печальной, но такой яркой страницей в их биографиях? Удастся ли всепоглощающей чувству преодолеть все преграды и вернуть потерянное счастье? Этот вопрос остается открытым, будоража сердца зрителей и заставляя сопереживать главным героям.
Пока что мне довелось ознакомиться лишь с незначительной частью этой масштабной саги – всего семь эпизодов. Ограниченность времени, вкупе с продолжительностью каждого, достигающей внушительных двух часов, не располагают к более стремительному погружению. Первая экранизация, возникшая в памяти давно, постепенно стирается, уступая место восприятию новой интерпретации. Намеренно воздержусь от прямого сопоставления с предыдущей версией, стремясь оценить новинку самодостаточно. Однако, уже сейчас можно констатировать, что создатели проявили поистине мастерское умение, и сериал вызывает исключительно положительные впечатления. Критиковать особо не за что, лишь некоторые моменты представляются излишне растянутыми. Это не заявлено как приговор – я, как правило, не склонен к культу скоротечности и бурной динамики, предпочитая более обстоятельные и детализированные повествования. И все же, даже с учетом моих личных предпочтений, ощущение некоторой затянутости все же присутствует. С первых же секунд зрителя погружают в безжалостные перипетии детства главной героини. Пятилетняя девочка становится невольным свидетелем трагической утраты матери. Эта сцена отличается потрясающей тяжеловесностью, она пронзительна и вызывает глубокую эмоциональную боль. Сложно не сопереживать, ведь тема потери близкого человека, особенно в столь раннем возрасте, всегда вызывает отклик в душе. В этом повествовании каждое неосторожное слово, каждое действие могут иметь непредсказуемые и порой фатальные последствия для других. Вроде бы хрупкий ребенок, не способный до конца понять все тонкости этого мира, тем не менее, интуитивно чувствует надвигающуюся беду, ощущает горечь и боль утраты. Этот травматичный опыт неизбежно оставит глубокий отпечаток на ее будущем, формируя ее характер и мировоззрение, предопределяя дальнейший жизненный путь. Фильм богат на поучительные моменты и запоминающиеся фразы, побуждающие к рефлексии, самоанализу и глубокому пониманию психологии персонажей, заставляющие задуматься над сложными вопросами бытия. Актерская игра отличается высочайшим уровнем мастерства, и каждый исполнитель, кажется, идеально соответствует своей роли, воплощая на экране сложный и многогранный образ. Сюжет безусловно увлекателен, хотя, как я уже отметил, временами кажется несколько затянутым. Отсутствие знакомства с литературным первоисточником не позволяет мне оценить fidelity экранизации, однако, можно с уверенностью сказать, что создатели подошли к работе с огромной любовью и уважением к оригиналу. "Королек – птичка певчая" заслуживает самых высоких похвал за то, как правдиво и проникновенно передает глубину человеческих чувств. Сцены способны пробудить в зрителе самые светлые и благородные эмоции, которые делают нас, прежде всего, людьми – людьми, способными на сострадание, милосердие, доброту и искреннюю человечность. Рекомендую к просмотру всем поклонникам оригинальной истории, а также тем, кто ценит качественное турецкое кино. Уверен, этот сериал сможет покорить сердца и тех, кто только начинает знакомиться с турецким кинематографом. Желаю приятного просмотра, ярких эмоций и незабываемых впечатлений! Этот сериал, без сомнения, заслуживает самых высоких оценок, а платформа seasonvar – искренней благодарности.
В последнее время развернулись жаркие дискуссии, породившие немало разногласий относительно того, какая из киноадаптаций "Короля" заслуживает признания лучшей. Каждая группа приверженцев, казалось, упорно придерживается своей точки зрения, создавая атмосферу непримиримости. Однако, если говорить о моей собственной позиции, она не столь однозначна. На мой взгляд, каждая из представленных интерпретаций обладает уникальным набором достоинств и, разумеется, не избежала некоторых недостатков. Давайте обратимся к более ранней версии. Одно из ее существенных преимуществ – относительно лаконичность повествования, ограниченная всего семью сериями, хотя и достаточно продолжительными. Безусловно, эта экранизация опирается на первоисточник, что выражается в уважительном отношении к сюжету. Несмотря на неизбежные упущения, излишней детализации и отступлений от книги, к счастью, не наблюдается. Однако, не все так безоблачно. Актерская игра, к сожалению, не вызывает восторга; порой ощущается некоторая постановочность, которая подтачивает веру в искренность переживаний героев. И, конечно, не могу не затронуть вопрос технического исполнения. Возможно, для тех, кто рос на фильмах подобного образца, это не является серьезным изъяном, но мое восприятие сформировано более современными стандартами качества, и я не могу не заметить определенных шероховатостей. Теперь перейдем к рассмотрению новой интерпретации. Безусловно, игра актеров и общее качество съемки существенно превосходят раннюю версию, что не может не радовать и значительно повышает фильм в моей иерархии предпочтений. Однако, здесь кроется и существенный недостаток – в сюжете появились элементы авторской импровизации, совершенно отсутствующие в оригинальном тексте. Например, появление эпизода с чумой или сцены, изображающие преследование со стороны полиции, являются нежелательными добавками, которые, в конечном итоге, приводят к некоторой затянутости и монотонности повествования. В итоге, и одна, и другая адаптация обладают своими сильными и слабыми сторонами, и обе заслуживают внимания. Невозможно отрицать, что обе версии достаточно хороши, однако если позволить себе высказать личное мнение, то оно звучит так: выбор остается за вами, и вы вольны определиться, какую из интерпретаций вам по душе, но не стоит забывать, что первоисточник, книга, остается непревзойденным образцом литературного мастерства и в любом случае превосходит любые экранизации.
Безусловно, многие зрители спешат провести параллели между этой современной интерпретацией и ее предшественницами – как литературным первоисточником, так и ранней телевизионной версией. Однако, лично я воздержусь от подобных сопоставлений. Роман, признаюсь, давно занимает почетное место в моем списке книг, которые необходимо прочесть в ближайшее время, а попытки ознакомиться с более ранней экранизацией оказались безуспешными. Несмотря на то, что многие превозносят ее как превосходящую текущую, я не смогла проникнуться ею. Дело в том, что образы Кямрана и Фериде, ожившие на экране в этой версии, настолько глубоко тронули меня, стали почти родными, что их предшественники, даже будучи точной копией, казались мне неубедительными, лишенными живости. В первую очередь, хочется отметить поразительную душевность, нежность, пронизывающую весь сериал. Да, в повествовании присутствуют эпизоды, не лишенные горечи, драматизма (сцены, изображающие ночь Фериде с ушедшей матерью, агония отца Кямрана, жестокое насилие Селима над Нежмие и подобные), но они не демонстрируются с той нарочитой брутальностью, столь характерной для современных американских телепостановок. Все эпизоды, несмотря на их тяжесть, являются отголосками реальной жизни, а игра актеров настолько мастерская и проникновенная, что ты безоговорочно веришь в подлинность их переживаний, ощущая сопричастность к разворачивающимся на экране событиям. Поражает доскональная проработка характеров персонажей, раскрытие их эволюции, уходящее корнями в глубокое детство. Но, признаюсь, могут возникать моменты, когда логика поступков Фериде ускользает от понимания. Ее непоколебимое упрямство, кажется, постоянно толкает ее от Кямрана, создавая препятствия на пути к их совместному счастью – знакомая и печальная картина, нередкая и в самой жизни. В целом, я считаю этот сериал поистине ценным, определенно заслуживающим внимания. Возможно, его повествование кажется несколько вытянутым во времени, но его ценность, несомненно, перевешивает этот незначительный недостаток. Это сериал, который оставляет глубокий след в душе и заставляет задуматься о вечных ценностях.
Погрузившись в страницы литературного шедевра, я ощутила непреодолимое желание увидеть его кинематографическое воплощение. Телеверсия оказалась, несомненно, приличной, однако, чтобы по-настоящему оценить ее достоинства, необходимо отбросить сравнения с первоисточником. Особенно ценным представляется умелое перенесение на экран эпизодов, повествующих о детстве главных героев, что позволило с большей глубиной раскрыть характер Кямрана – в сериале он предстает, безусловно, более дерзким и уверенным в себе, чем в книге. В то же время, зритель не встретит здесь ту Фериде, опасающуюся открыто выражать свои чувства любимому человеку, столь трогательную и искреннюю в оригинальном тексте. С другой стороны, необходимо отметить недостатки. Телеверсия оказалась излишне растянутой. Действительно ли необходимо было посвятить тридцать серий описанию пребывания главной героини в доме тети? Это кажется чересчур. Приблизительно на десятой серии меня стали раздражать их бесконечные перепалки и примирения, привычка уходить, обиженно отворачиваясь, не объясняя причин своего гнева. В итоге, повествование, к сожалению, приобрело черты, характерные для типичной мелодрамы. Не меньшее разочарование вызвали перипетии второстепенных персонажей. С этой причиной я, признаюсь, вынуждена была перемотать значительную часть эпизодов, сосредоточившись исключительно на развитии сюжетных линий, касающихся главных действующих лиц. Особенно жаль отсутствие сцен, посвященных периоду после отъезда Фериде из дома. Именно Анатолия, пройдя через суровые испытания и лишения, становится для нее местом духовного перерождения, осознанием невозможности жизни без Кямрана. Это взросление, эта непоколебимая воля к жизни, эта способность оставаться верной себе, – именно это воплощение Фериде мне так и не удалось найти в телеверсии. Безусловно, нельзя не отметить прекрасный саундтрек, который придает сериалу особую атмосферу, и безупречную актерскую игру, позволяющую почувствовать всю палитру чувств персонажей. Многие сцены способны затронуть самые нежные струны души, заставить сердце трепетать в унисон с переживаниями героинь. Однако, несмотря на все вышеперечисленные достоинства, это не та история любви, что смогла произвести на меня столь глубокое и продолжительное впечатление, как оригинал.
Оказавшись перед этим сериалом, я ощутила глубочайшее замешательство, не зная, с какой стороны к нему подступиться. Признаться, на первый взгляд, он кажется безупречным: актерский состав подобран с очевидной тщательностью, исполнительские навыки актеров заслуживают похвалы, сюжет извилист и насыщен непредсказуемыми оборотами, а музыкальное сопровождение очаровывает своей красотой. Однако, если вы – поклонник первоисточника, истинный почитатель литературного произведения... Потерю она – не та Фериде, зрелая и обретающая ясность в своей жизни. Нет и Кямрана, преодолевающего собственные заблуждения и впервые постигающего истинную ценность взрослой женщины. Экранизация лишила историю глубины и нюансов, присущих оригинальному повествованию. Безусловно, вызывает недоумение вольное обращение с судьбами героев. Зачем переквалифицировать Кямрана в доктора, вплетать в канву событий, казалось бы, совершенно чуждое событие, подобное эпидемии чумы? Отчего попрать трагическую судьбу дяди главного героя? И, наконец, зачем населять мир этой истории совершенно новыми персонажами, лишенными связи с оригинальным сюжетом? Вопросы множатся, порождая ощущение грустной бессмыслицы. В результате подобных трансформаций, в сериале совершенно не ощущается той искренней эмоциональной насыщенности, той нежности и страсти, что делали книгу столь трогательной. Лишенная первоначальной глубины, оригинальная история о любви и расставании превратилась в типичную, предсказуемую историю, свойственную поп-культуре. Создателям, пожалуй, стоило ограничиться созданием самостоятельного произведения, придумав новые имена, переименовав историю, создав уникальное музыкальное оформление – и, возможно, их творение обрело бы свою, ничем не запятнанную аудиторию. В конечном счете, если вам удастся отбросить все представления о первоисточнике – будь то знаменитый сериал восьмидесятых годов или оригинальная книга – и, возможно, вы даже не знакомы с историей "Королька", то этот сериал может вам и понравиться. В противном случае, я настоятельно не рекомендую его просмотр – разочарование неизбежно. Я искренне пыталась дистанцироваться от литературной основы во время просмотра, но не смогла этого сделать, поэтому моя оценка…