Описание
Рецензии

Сериал Батальонъ

Батальон смерти
Актеры:
Мария Аронова, Мария Кожевникова, Валерия Шкирандо, Мария Антонова, Янина Малинчик, Мила Макарова, Ирина Рахманова, Алёна Кучкова, Полина Дудкина, Анна Кузнецова, Марат Башаров, Евгений Дятлов, Николай Аузин, Виталий Коваленко, Дмитрий Шевченко, Михаил Касапов, Леся Андреева, Максим Митяшин, Маргарита Бычкова, Константин Воробьёв, Кирилл Полухин, Алексей Ведерников (II), Хельга Филиппова, Сергей Бызгу, Артур Ваха, Владимир Зайцев, Матс Райнхардт, Валерий Дегтярь, Алексей Дмитриев, Яков Шамшин, Алексей Севастьянов (II), Юрий Ицков, Кирилл Кобзарев, Георгий Корольчук, Андрей Лёвин, Евгения Натанова, Сергей Тэсслер, Вера Савельева
Режисер:
Дмитрий Месхиев
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2014
Добавлено:
сезон полностью из 4 (26.04.2016)
Рейтинг:
7.19
6.40
Погружаясь в бурный водоворот истории, сериал переносит нас в тревожные времена, 1917 год. Весеннее пробуждение природы лишь подчеркивает надвигающуюся грозу, ибо февральские события радикально изменили уклад жизни обычных людей. Великая война, разразившаяся над Европой, обрела новые, непредсказуемые траектории. Свергнут с престола монарх, чья династия на протяжении столетий определяла судьбу Российской империи, однако это далеко не исцелило наболевшие язвы государства. Тень внешней угрозы по-прежнему давит, словно гигантская лавина. Казалось бы, десятилетия кровопролитного противостояния с германской армией превратились в бесконечную, изнуряющую эпопею, разворачивающуюся у самих границ. В то же время, в хаосе революционных потрясений, все громче звучат голоса радикальных сил – большевиков, одержимых жаждой абсолютной власти. Они сеют надежды на мирное урегулирование конфликта, на скорое окончание военных действий, однако российское офицерство, погрязшее в нерешительности, не в силах принимать решения, не получая согласия от солдатских комитетов, формирующихся в каждом подразделении. Под влиянием революционных настроений, армия, как институт, утрачивает свою привычную иерархию и структуру, постепенно распадаясь на части. Последние, едва держащиеся вместе батальоны, будто хрупкие постройки, грозят рухнуть в любой момент. В отчаянной попытке стабилизировать обстановку и вдохнуть новую жизнь в истощенные войска, Временное правительство, стремясь продемонстрировать свою несокрушимость и мощь, принимает смелое и довольно рискованное решение: учреждает уникальное воинское формирование – "Батальон смерти". Этим отрядом, к удивлению и восхищению современников, начинает командовать Мария Бочкарева – женщина, олицетворяющая отвагу, решительность и непоколебимость. Ее появление призвано возвысить боевой дух солдат, вселить веру в победу и продемонстрировать всему миру несокрушимый характер русской армии. Появляется живой символ героизма, достойный самых почетных и выдающихся признаний, – женщина-герой, вдохновляющая своим примером!
Ощущения после просмотра этого телепроекта оказались весьма противоречивыми, порождая сложный комплекс размышлений. Это не картина, предназначенная для легкого и беспечного развлечения; она скорее побуждает к глубокому осмыслению и рефлексии, провоцируя либо полное погружение, либо отчуждение. Как и многие отечественные произведения, сериал не избежал некоторой предсказуемости, не уклонившись от избитых троп и клише. Иногда проблески неполной проработки персонажей омрачали общее впечатление, а излишняя сентиментальность отдельных героев казалась избыточной и неестественной. Тем не менее, несмотря на эти несовершенства, картина, безусловно, способна вызвать целый спектр эмоций и не оставить равнодушным даже самого стойкого зрителя. Уже после нескольких эпизодов становится очевидно, что оторваться от происходящего на экране будет крайне непросто. Сериал обладает удивительной притягательностью, умело затягивающей зрителя в водоворот событий. Это заслуга не только захватывающего сюжета, но и мастерской операторской работы, безупречной звукорежиссуры и общей визуальной эстетики, создающих атмосферу глубокого погружения. Особого внимания заслуживает сам сюжет, являющийся дерзким переосмыслением реальных исторических событий, которые сложно игнорировать. Он предлагает взглянуть на создание "батальонов смерти" – женских отрядов, сформированных Временным правительством и состоявших из обездоленных женщин – с неожиданной и провокационной стороны. Этот ракурс, искренне говоря, представляется радикальным переосмыслением, граничащим с неправдоподобностью. Сериал открывает перед нами галерею героинь, женщин, переступивших некую черту, готовых пожертвовать своей жизнью ради абстрактной цели. К счастью, они способны ценить не только собственное существование, но и жизни окружающих, особенно тех, что только начинаются. Невозможно не отметить блистательную игру Марии Ароновой. На протяжении всего сериала она продемонстрировала поразительную трансформацию: от скромной и невзрачной роли в начале, к образу, олицетворяющему бунтарский дух и неопределенность эпохи к концу повествования. В этой картине отчетливо прослеживается мощь женского духа, особенно ярко проявляющаяся в моменты, когда на карту поставлены не только личные судьбы, но и судьба страны. Несмотря на своеобразность, сериал безусловно заслуживает внимания, представляя собой уникальный и провокационный взгляд на трагические страницы истории.
Вокруг этого телесериала возникла настоящая волна восторженных рецензий, в основном, исходивших от женской аудитории, преисполненных энтузиазмом и склонных к лаконичным, но превозносящим оценкам – мол, «Батальонъ» – нечто грандиозное, потрясающее. Однако, при всей этой всеобщей эйфории, для меня остается неразрешимой загадкой, что же именно находит столь глубокий отклик в сердцах зрительниц. С первых же минут просмотра становится очевидным, что сериал изобилует сценами, пропитанными крайней жестокостью. Юные, едва расцветшие героини сталкиваются со смертью, становятся орудиями насилия, и все это представлено перед зрителем в самых откровенных, не щадящих подробностях. Как можно назвать это «супер»? В чем заключается очарование такого зрелища? Понимаю, конечно, что персонажи, будь то женщины или мужчины, совершают героические поступки, приносят себя в жертву ради защиты родной земли. Разумеется, я осознаю колоссальный самоотверженность, которой они проявляют. Однако, уровень насилия, представленный на экране, просто невероятен, и наблюдать эти моменты было мучительно тяжело. Несомненно, военные действия, сама по себе война, это всегда горькое сочетание боли, кровопролития и бесчеловечности. Попытка запечатлеть этот ужас на экране неизбежно вызывает сильные переживания. Но при всей мощи и эмоциональном воздействии, возникают вопросы: принесли ли эти впечатления именно то, что я надеялась получить? Если это был рассказ о самоотверженности юных девушек, то почему повествование приобрело столь мрачный, почти бескомпромиссный, вид? Почему это было снято как безжалостная "мясорубка", где ценность человеческой жизни размывается в хаосе битвы? Где глубина сюжета, какая-то значимая идея? И, увы, предрешенный финал, который с самого начала просмотра навевал тоску, лишь усилил ощущение безысходности. Лично мне сериал не принес удовольствия. Мне кажется, что подача истории, ее репрезентация, были не совсем удачны. Война всегда была связана с надеждой, с верой в лучшее, с любовью к Родине, с ожиданием мирных времен. Но здесь мы видим лишь кровь и жестокость, которая, к сожалению, и так является неотъемлемой частью нашей современной реальности. Кажется, что этот сериал лишь усилил ощущение безнадежности, не принеся ничего нового в понимание трагизма войны.
Не обращая внимания на неоднозначные отзывы и критические оценки, я не могу не признать, что этот телесериал захватил меня целиком и полностью. Он обладает удивительной притягательностью, способной вовлечь зрителя в водоворот событий и заставить сопереживать героям. Я заранее была осведомлена о предстоящем показе, с нетерпением предвкушала премьеру в ближайшем кинотеатре. Еще просмотр трейлера убедил меня в том, что это зрелище заслуживает моего внимания – он манил интригой и сулил нечто особенное. Действие разворачивается в тревожный 1917 год, когда окостеневшие реалии Первой мировой войны клонились к завершению. В центре повествования – уникальный воинский отряд, "батальон смерти", состоящий исключительно из женщин, которым руководила харизматичная Мария Бочкарева, блестяще воплощенная на экране Марией Ароновой. Не менее значимую роль исполнила Мария Кожевникова, чья популярность, безусловно, обусловлена ее ярким образом Аллочки из телесериала «Универ». Для того чтобы воплотить в жизнь свою новую роль, Марии пришлось пойти на радикальный шаг – она избавилась от роскошной гривы, постригшись под ноль. В процессе просмотра меня не покидало ощущение щемящей печали, на глаза наворачивались слезы. Невозможно было остаться равнодушной к тому, насколько несправедливым, жестоким и бессмысленным казался этот хаос для столь юных, еще не познавших жизни девушек. Этот кинематографический труд создан на почве реальных исторических фактов. Я сознательно воздерживалась от поиска неточностей и несоответствий, погружаясь в судьбы тех, кто когда-либо столкнулся с этой драматической реальностью. Меня интересовала не столько документальная достоверность, сколько человеческие драмы, разыгрывающиеся на фоне грандиозных исторических перемен. Картина оставила глубокий след в моей душе. От всей души надеюсь, что будущие поколения не будут вынуждены пережить то, что выпало на долю наших предшественников – ни нам, ни нашим детям и внукам не пожелаешь испытать подобную скорбь и страдание. Пусть история запомнит не только героические подвиги, но и осознание цены, заплаченной за мир.