Описание
Рецензии

Сериал Комиссар Мартин Бек / Beck
Актеры:
Питер Абер, Ингвар Хирдвалль, Микаэл Персбрандт, Ребека Хемсе, Peter Hüttner, Манс Натанаэльсон, Stina Rautelin, Мари Горанзон, Бо Хоглунд, Пер Морберг
Режисер:
Харальд Хамрелль, Челль Сундвалль, Пелле Сет
Жанр:
детективы, криминальные
Страна:
Швеция
Вышел:
1997
Добавлено:
48 серия из ??
(21.06.2025)
Рейтинг:


В современной шведской культуре имя Мартина Бека звучит почти как заклинание, подобно легендарному Шерлоку Холмсу или другим несомненным титанам детективного жанра. Он – воплощение профессиональной доблести и блестящего ума, широко известный и почитаемый в своей стране. Его метод работы, основанный на филигранной дедукции и аналитической проницательности, позволяет ему распутывать самые сложные, запутанные дела, повергая в изумление как коллег, так и злоумышленников.
Однако, за этой внешней оболочкой признанного гения скрывается глубоко трагичная личность. В то время как его профессиональная жизнь достигает небывалых высот, личная сфера оказывается полем настоящих бед. Жена покинула его, оставив зияющую пустоту в сердце, дети не находят с ним общего языка, а близких друзей попросту нет.
Мартин – человек, раздираемый внутренними противоречиями. Частые недуги и пристрастие к никотину лишь подчеркивают его уязвимость, несовместимую с образом невозмутимого детектива. Его давний соратник, Гунвальде, кажется, является полной противоположностью – замкнутый, сдержанный, вызывающий подозрения. Тень убийства нависла над Гунвальде, но Мартин, обладая непоколебимой моралью и справедливостью, не спешит выносить приговор. Он придерживается взвешенного подхода, тщательно собирая улики и доказывательства, стремясь установить абсолютную истину и поставить все точки над "i", не допуская ни единой несправедливой оценки. Он стремится к ясности, к непогрешимости, понимая, что ложная догадка может стоить не только репутации, но и человеческой жизни.
## Ода шведской детективной драме: "Бек" и его неисчерпаемый мир
Заветная мечта о постижении шведского языка, долгое время жившая в глубине души, наконец-то нашла свое воплощение! Уже продолжительное время меня пленяла шведская культура, и особое очарование заключалось в сериалах, сопровождаемых симфонией двухголосого перевода. Нескольких посещений самой Швеции оказалось недостаточно, чтобы утолить жажду погружения в эту загадочную атмосферу. К сожалению, отечественные кинодистрибьюторы не проявили должной заботы о полноценной локализации этого шведского бриллианта для российской аудитории. Лишь первый сезон был удостоен перевода и скромного телевизионного показа, оставив остальных поклонников в плену субтитров и языкового барьера.
Необходимость овладения шведским языком стала не просто академической задачей, а настоящим спасением, позволяющим досмотреть до конца этот поистине выдающийся сериал, чье место, на мой взгляд, заслуженно принадлежит к вершинам кинематографического искусства. Даже при использовании субтитров, я не могла позволить себе упустить ни одной детали, проверяя свое понимание, словно опытный детектив, выверяющий улики.
Невозможно было отказать себе в удовольствии лицезреть очередную главу из жизни отчаянных сотрудников полиции, ведь криминальная тематика всегда вызывала у меня особый интерес. Изначальное разочарование от отсутствия русской версии сериала постепенно сменилось желанием самостоятельно разбираться в тонкостях шведской речи и культуры. Если бы "Бек" попытался подражать шаблонным российским или американским детективным клише, наподобие "Улиц разбитых фонарей" или "Ментов", это было бы настоящим позором. Но перед нами – самобытное произведение, сошедшее с полотна десятилетней давности и сохранившее свою первозданную свежесть и глубину.
Я отчетливо помню, как каждое утро, в первые дни января, по основным телеканалам показывали серию из этого загадочного "Бека", имя которого доселе не прозвучало в отечественном эфире. Было ясно, что перед нами не экранизация известного романа, а плод кропотливой работы сценаристов и режиссера, мастерски соединивших лучшие элементы из творчества супругов Пер Валле и Май Шевалль. Их совместные романы, повествующие о приключениях Мартина Бека и столичного полицейского участка, стали настоящей классикой шведской литературы.
Важно помнить: это не экранизация, и именно это спасает картину от превращения в бессмысленную, местами абсурдистскую интерпретацию литературного первоисточника. Сама госпожа Шевалль неоднократно подчеркивала, что их произведения отличаются некоторой неординарностью, даже хаотичностью. Несколько предыдущих попыток адаптации "Бека" столкнулись с трудностями из-за стремления точно воспроизвести сложный и неоднозначный мир романа.
По прошествии тридцати лет, мы наконец-то получили возможность оценить многосерийную версию знаменитого детектива, которая, к удивлению, радикально отличается от литературного оригинала. Именно эта новаторская интерпретация принесла сериалу оглушительный успех в Германии, Нидерландах, Скандинавии и других странах Европы. В России, увы, фильм остается практически незамеченным, что является большой несправедливостью. Сериал сохраняет лишь ключевую нить, связывающую его с оригиналом – центральных персонажей, каждый из которых был раскрыт в десяти романах.
И первым среди равных, безусловно, является Мартин Бек – герой, чьи профессиональные качества и дедуктивные способности были отмечены как авторами романов, так и создателями сериала. Бек – это не просто полицейский, это человек, способный каждый день выполнять рутинную работу, оставаясь при этом гениальным наблюдателем и аналитиком.
Питер Хабер блестяще воплотил образ Бека на экране, создавая ощущение правдоподобности и реализма. Зритель невольно начинает сопереживать герою, волнуясь за него и за развитие событий.
Однако за внешней невозмутимостью Бек скрывает глубокое одиночество, присущее человеку, которому приедаются повседневные привычки, будь то глажка рубашек или вечерние посиделки в кафе. Герой болезненно реагирует на перемены и считает, что все вокруг должно быть так, как ему кажется правильным.
Пожалуй, Бек чувствует себя одиноким в этом мире, однако у него есть взрослая дочь Ингер, которая постоянно ставит его в тупик своими современными взглядами на жизнь. Ингер – независимая женщина, у которой своя жизнь, а Бек до сих пор относится к ней как к ребенку, постоянно переживая за ее безопасность.
В семейном кругу Бек предстает перед нами совершенно иным человеком: общительным, мягким, терпеливым и добрым. Он устает от работы и старается сделать все возможное, чтобы его дочери жилось спокойно. Но однажды он вновь возвращается на службу, где становится жестким, непоколебимым и принципиальным. Он рассудительный, интересный и многогранный, всегда продумывающий свои действия наперед. Бек всегда сохраняет железное спокойствие на рабочем месте, готов вступить в разговор с начальником и защитить подчиненных.
Гунвальд Ларссон – самоуверенный мужчина с грубыми манерами, который, тем не менее, органично вписывается в команду Бека. В романах его образ был описан поверхностно, но в сериале он предстает перед нами ярким и запоминающимся персонажем, обладающим незаурядным чувством юмора и профессионализмом. Бек часто говорит о том, что Ларссон должен выполнять только "силовую" работу.
Иногда я не согласна с главной героикой, мне кажется, что Гунвальд вполне мог бы стать отличным руководителем, хотя ему не хватает дипломатичности. В сериале ярко показан его сложный внутренний мир, демонстрирующий борьбу между гордостью и совестью. Именно Ларссон, этот великан с холодными глазами и ледяной улыбкой, переживет в сериале множество трудных и драматических моментов.
После этой роли Микаэль Персбранд стал настоящей звездой шведского масштаба, завоевав признание публики и уважение коллег.
Я искренне советую всем поклонникам детективного жанра посмотреть этот замечательный сериал! По моему мнению, это лучшая интерпретация "Бека", какую только можно представить! Насладитесь просмотром на seasonvar и откройте для себя этот удивительный мир!
Нечасто испытываешь истинное удивление, созерцая продукцию столь устоявшегося жанра, ведь зачастую сюжетные канвы кажутся изрядно потрёпанными, а образы – предсказуемо шаблонными. Однако, этот шведский телесериал, несомненно, стал приятным исключением, словно глоток свежего воздуха в знакомой, но порой душной атмосфере детективного кино. Он обладает какой-то особой, неповторимой манерой повествования, позволяющей взглянуть на привычные события под неожиданным углом.
Быть может, это иллюзия, порожденная новизной знакомства со скандинавским кинематографическим почерком, ведь американские и российские детективные сериалы нередко оказываются скованными рамками стереотипов и предсказуемости. Однако, создателям удалось, подобно искусным алхимикам, уловить некую ускользающую «изюминку», вплетя её в ткань повествования.
Прежде чем углубиться в перипетии сюжета, позвольте мне рассказать о ключевых персонажах, определяющих динамику повествования. В центре повествования – инспектор Бек, воплощающий в себе спокойствие, выдержку и невозмутимость. Он – воплощение профессионализма, обладающий колоссальным терпением и способностью доводить начатое до логического завершения. Бек не склонен к демонстративности, не гонится за сомнительными похвастами и уверен в своих силах, не нуждаясь в постоянном подтверждении статуса.
Его непосредственный начальник, Версен, представляет собой полную противоположность Беку. Он безудержно стремится к видимости значимости, пытаясь вмешиваться во все аспекты работы отдела. Эта болезненная потребность в контроле приводит к нелепым ситуациям, особенно когда речь заходит о взаимодействии со средствами массовой информации. Его попытки публично представлять отдел заканчиваются неловким молчанием и красноречивым отсутствием осмысленных ответов. Каждое расследование, поглощаемое ненасытным вниманием Версена, превращается в поле для его бесконечных инструкций и наставлений, независимо от того, насколько он далек от понимания сути дела. Его действия не приносят желаемых результатов, но зато позволяют чувствовать себя незаменимым.
Версен, одержимый идеей демонстрировать свой авторитет, не гнушается подчиненными, предпочитая перекладывать ответственность на других, вместо того, чтобы открыто отстаивать правду перед начальством. Однако, время не стоит на месте, и, возможно, придет момент, когда Версен осознает свои заблуждения и встанет на защиту Бека, ведь тот не раз спасал его из неловких ситуаций.
В этом противостоянии двух диаметрально противоположных личностей кроется одна из главных интриг сериала. Создателям удалось представить не традиционное разделение на «хорошего» и «плохого», что делает характеры героев гораздо глубже и многограннее.
В число действующих лиц также входит Лена – женщина, появившаяся в отделе по инициативе Версена. Бек, настроенный скептически, рассматривает её как специального осведомителя, докладывающего о деятельности отдела вышестоящему руководству. Если честно, внешность Лены не соответствует традиционным представлениям о привлекательности главной героини телесериала. Однако, под внешней оболочкой скрывается исключительный специалист, обладающий глубокими знаниями в своей области и искренне преданный своему делу.
Полагаю, я достаточно рассказала о главных действующих лицах. Дальнейшее развитие сюжета – вопрос личного выбора.
Хочется подчеркнуть, что Лена – это персонаж, выходящий за рамки привычных штампов. Мы привыкли видеть на экране молоденьких героинь, которые, несмотря на юный возраст, обладают энциклопедическими знаниями и становятся объектом всеобщего обожания.
Уникальность видения, нетривиальные персонажи, собственный, неповторимый стиль повествования – все это делает сериал «Комиссар Мартин Бек» настоящим кинематографическим сокровищем.
Я искренне рекомендую этот сериал всем ценителям детективного жанра. Он способен подарить массу положительных эмоций и заставить переосмыслить привычные представления о детективной истории.
Недавно довелось погрузиться в атмосферу шведского детективного эпоса – сериала "Комиссар Мартин Бек" (Beck). Это история о прославленном на родине детективе, и, как всякому внимательному зрителю, важно оценить и слабые стороны столь долгоиграющего проекта.
Первое, что бросается в глаза, – это внушительный хронологический размах. Сериал появился на экранах еще в далеком 1997 году, и сегодня на его счету шесть сезонов. Однако, что вызывает недоумение, все они, по какой-то необъяснимой причине, сведены в один гигантский сезон, включающий в себя целых тридцать серий. Такая структура, безусловно, усложняет восприятие, поскольку порядок событий, очевидно, нарушен, что затрудняет отслеживание повествовательной линии.
Нельзя не отметить и визуальную составляющую. Операторская работа, к сожалению, вызывает вопросы. Непонятно, на каком типе пленки был создан этот сериал – изображение зачастую пронизано оттенками уныния и лишается сочной палитры. Лишь к концу повествования в кадр начинают пробиваться проблески ярких красок, что, впрочем, не спасает общее впечатление о визуальной блеклости. Удивительно, как можно столь радикально обеднить красоту шведских пейзажей, настолько приглушить их великолепие! В сравнении с этим, даже черно-белое "Следствие ведут знатоки" кажется более насыщенным и выразительным.
Особую тревогу вызывает поведение шведских правоохранителей. В сериале довольно часто демонстрируются сцены, где подозреваемых подвергают физическому насилию и запугиванию. Прямо Бек не участвует в подобных действиях, но, по сути, дает на это молчаливое согласие. Лишь в финальных эпизодах происходящее начинает осуждаться, но и то – скорее в форме легкого порицания. Возникает закономерный вопрос: где же та знаменитая шведская демократия, так гордо провозглашаемая на весь мир?
Персонаж дочери Бека, Ингрит, тоже вызывает скорее раздражение, чем симпатию. Она постоянно выражает возмущение тем, что отец всегда занят, будто только сейчас осознала, чем тот занимается. При этом сама она не смогла добиться успеха ни в профессиональной сфере, ни в личной, и вынуждена существовать на финансовую поддержку отца, попутно отчитывая его и давая непрошенные советы.
Что же, несмотря на недостатки, в сериале есть и безусловные достоинства. Безусловно, интересен сам комиссар Мартин Бек, его верный помощник Гунвальд, хоть и отличающийся вспыльчивым темпераментом. Бек, несомненно, чрезмерно мягкий и добродушный, что, к сожалению, и используется против него окружающими. Удивительно, как он сохранил эти качества, несмотря на тяжелый труд и постоянные потрясения. Единственным, кто, кажется, действительно способен его понять, является его одинокий сосед, постоянно генерирующий нелепые идеи – некий клоун на арене, забавляющий комиссара и, кажется, помогающий ему не терять чувство юмора.
Несмотря ни на что, захватывающий сюжет, мастерски выстроенная интрига и напряженный ход раскрытия преступлений не дают оторваться от экрана. Поэтому я настоятельно рекомендую вам посмотреть этот сериал. Он, как и другие шведские проекты, обладает особым шармом и глубиной, даже с учетом его заметных недочетов.
Рекомендуем к просмотру