Описание
Рецензии

Сериал Бег (1970)
Актеры:
Людмила Савельева, Алексей Баталов, Владислав Дворжецкий, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Татьяна Ткач, Владимир Заманский, Олег Ефремов, Михаил Глузский, Николай Олялин
Режисер:
Александр Алов, Владимир Наумов
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1970
Добавлено:
сериал полностью из 2
(09.08.2013)
Рейтинг:


В декорациях бурных двадцатых годов, когда эхо кровопролитной Гражданской войны постепенно затихает, разворачивается повествование, сотканное из переплетений надежды и отчаяния. По мере того, как воинские части Красной Армии врываются в земли полуострова, судьбы людей, не разделяющих революционные стремления, оказываются на краю бездны. Начинается период непримиримых противоречий, время, когда каждый вздох и каждый шаг подвергаются пристальному вниманию.
Героям этой истории приходится столкнуться с неимоверными тяготами и испытаниями. Повседневная жизнь превращается в сложную, извилистую тропу, полную опасностей и неопределенности. Они вынуждены прибегать к изобретательности и находчивости, чтобы сохранить себя и своих близких. В атмосфере всеобщей нестабильности и хаоса, они стремятся не только пережить турбулентные времена, но и удержаться на твердых моральных позициях, не предав своих убеждений под давлением обстоятельств. Каждое решение, каждый поступок становится проверкой на прочность, испытанием верности своим идеалам, когда на карту поставлено само существование их мира и идентичности. Они ищут способы сохранить достоинство и надежду в условиях, когда будущее представляется туманным и непредсказуемым, когда за каждым углом может скрываться угроза и предательство.
## "Бег": Эпохальный Этюд о Падении и Изгнании
Экранизация булгаковского шедевра, фильм "Бег" - это не просто кинематографическая адаптация, это торжество творческого осмысления, вершина советского киноискусства, доселе не имеющая достойных предшественников и последователей. Режиссерский дуэт Алова и Наумова с филигранной точностью воссоздал на экране бурный водоворот событий, охвативших Россию начала двадцатого века: рухнувшей империи, Гражданской войны, горькой эмиграции белых армий. Фильм поражает своей масштабностью, воссоздавая грандиозную панораму бурной эпохи, где переплетаются судьбы бесчисленных персонажей – реальных исторических личностей и колоритных представителей различных слоев общества.
Зритель погружается в атмосферу отчаяния и перемен, где портреты августейших особ скрыты за пеленой времени, укрытые пылью забвения, где дорогостоящий пух, некогда согревавший императорские экипажи, теперь бесполезно тлеет в железнодорожных вагонах, а колокольный звон, словно предсмертный вздох уходящей эпохи, эхом разносится над страной. Перед лицом надвигающейся катастрофы, имперские офицры обречены на унизительный выбор: сбросить с себя символы власти или прибегнуть к отчаянному жесту – смертельной точке. И сотни тысяч людей – от бывших министров до дерзких аферистов, от интеллигентов до обедневший промышленников, тех, кто в будущем предвидит либо петлю, либо полное разорение, - в едином порыве покидают родные земли, не разбирая дороги, не зная, что их ждет впереди, стремясь забыть о прошлом, которое теперь кажется недостижимой мечтой.
На фоне этого хаоса разворачиваются ожесточенные сражения, где леденящие душу звуки артиллерийских снарядов врываются в хрупкое затишье, где царит бессмысленная бойня, перестрелки, а победа достается лишь тем, кто сохраняет стойкость духа и нерушимую веру в светлое будущее. Война, Гражданская война... сквозь грохот взрывов и выстрелов едва слышен марш военного оркестра, погребенный в грязи, но обязанный донести свое музыкальное посвящение до конца. В то же время, другие бегут, не оглядываясь, навсегда оставляя позади рушащийся мир.
В этом круговороте отчаяния находит себя генерал Хлудов – последний оплот сопротивления, верящий в себя и своих людей. Впервые мы видим его в толпе паникующих беженцев на железнодорожной станции, в его уставших глазах – понимание обреченности, в глазах беженцев - лишь пустота и надежда на чудо. Белое движение теряет свои позиции, и генерал, несмотря на осознание неизбежности поражения, продолжает борьбу, оставляя за собой след из казней непокорных и мрачных приказов. Он жестоко казнит даже простого русского солдата, осмелившегося выразить свое мнение, не понимая, что единственная надежда на победу заключалась не в "мешках", а в сердцах простых людей. Теперь же, каждая ночь будет для генерала кошмаром. В конце концов, он покидает Россию, отправляясь в Константинополь, где будет сидеть на обрыве, в окружении бродячих псов, глядя на свою потерянную родину.
Константинополь предстает перед нами мрачным, тоскливым мегаполисом, пропитанным духотой и хаосом, где переплелись судьбы представителей всех народов и национальностей. Здесь, в нищете и унижении, доживают свой век русские эмигранты – бывшие ученые, генералы, ловкие казаки, гордые дамы, вынужденные просить милостыню, торговать игрушками, выступать в цирке. Любимым развлечением здесь становятся тараканьи бега, где люди с азартом ставят деньги на тотализаторе, высмеивая собственное отчаяние и безнадежность. Это ирония судьбы, жестокая насмешка над теми, кто когда-то занимал почетные посты в имперской России.
Что же такое "Бег"? Позорное отступление тех, кто бросил родную землю? Неизбежная участь изгнанников? Или, может быть, это сама история человечества, с ее непредсказуемыми поворотами и крушениями, формируемая не только главнокомандующими в погонах, а руками самих людей? Фильм наглядно показывает, что даже несмотря на жестокость и кровопролитную войну, чужбина не всегда является местом, где можно найти спасение. Тоска по родине и холодная неприветливость чуждой земли могут сломить любого человека. Поэтому бывший генерал-майор Чарнота, кажется, никогда не потеряет свой оптимизм, а на самом деле скрывающий под маской остроумного шутника отчаяние и беспросветную грусть, будет шататься по французским улочкам и говорить своим друзьям нищим:
"Когда вас поведут в рай, я буду сидеть там у ворот и передо мной будет лежать шляпа. Я буду сидеть там тысячу лет, и просить, и никто не подаст, даже Бог. При желании можно выклянчить все – деньги, славу, власть, но только не родину. Особенно такую, как моя. Россия не вмещается в шляпу!"
Посвятите ли вы себя творчеству гения Михаила Булгакова? Если да, то приготовьтесь к незабываемой находке, обещающей истинное наслаждение для ценителей его литературного наследия. Экранизация пьесы «Бег» – творение, погребенное под пеленой времени, – не получила заслуженного признания, и лишь немногие удостоились возможности погрузиться в её волшебный мир. И, признаюсь, те, кто не сделали этого, лишили себя важного и глубокого опыта.
Этот фильм – настоящий калейдоскоп событий, удерживающий внимание зрителя в состоянии почтительном напряжении, вызывая непреодолимое желание не упустить ни одной детали, ни одного едва заметного жеста, ни одной интонации. Каждая сцена изобилует тонкостями и нюансами, имеющими колоссальное значение для понимания замысла автора. Лично для меня, просмотр не последовал за началом повествования, однако это не умалило его силы – я мгновенно оказалась захвачена стремительным вихрем происходящего, словно завороженная.
Не перестаю восхищаться тем, что в прошлом существовало столь много виртуозов режиссерского мастерства, способных создавать шедевры кинематографа, пронизанные глубиной и мастерством. Этот фильм пробуждает давнюю, знакомую тягу – после просмотра даже малого фрагмента яркой экранизации, возникает непреодолимое желание обратиться к первоисточнику. И пьеса «Бег» не стала исключением. Лишь после знакомства с кинематографической интерпретацией мои руки сами потянулись к книге, желая вновь встретиться с теми героями, которые теперь обрели конкретные, выразительные лица. Их речь, манера поведения, жесты – все это пополнилось деталями, позаимствованными у экранных двойников, и, к величайшей радости, полностью совпало с замыслом, запечатленным автором на страницах пьесы.
Эта экранизация – поистине триумф, плод кропотливого труда талантливых актеров и мастера-режиссера. Меня, как зрителя, захлестнули терзания, размышления, бушующие эмоции – все то, что Михаил Булгаков хотел передать своим произведением, было с филигранной точностью воплощено на экране. Безусловно, не каждому зритель угодит этот фильм. Кому-то он покажется скучным и предсказуемым. Но это лишь поверхностное суждение. Перед просмотром стоит, возможно, освежить в памяти текст пьесы. Если она пробудила в вас живой отклик, смело устраивайтесь перед экраном.
И хоть не все поступки и мотивы персонажей стали для меня абсолютно понятными, фильм оставил неизгладимый след в душе. Он вызвал настоящий шторм эмоций, побудил к глубоким размышлениям о природе человеческих поступков, о влиянии внешних факторов и жизненных обстоятельств, формирующих нашу личность. Он превзошел все мои ожидания, подарив мне впечатления, гораздо более насыщенные, чем я могла себе представить.
Увидев в титрах имена Дворжецкого, Евстигнеева, Баталова и Ульянова, невольно возникает импульс к возвышенной оценке киноленты. Однако, современный зритель, привыкший к стремительному потоку развлекательного контента, вероятно, вряд ли обратит внимание на эти почти архаичные произведения. Тем не менее, неуловимая прелесть актерского мастерства продолжает очаровывать, приковывая взгляд к экрану с неистовой силой.
Пожалуй, это одно из немногих телевизионных полотен, способное вызвать столь же глубокий эмоциональный отклик, как и монументальная экранизация "Тихого Дона", созданная гением Михаила Герасимова. Невероятная мощь замысла, бушующая энергия исполнения и внушительная сила духа, воплощенные в каждой сцене – подобное сложно воспроизвести. Трудно представить, кто еще способен на подобную кинематографическую триумфальность. Просмотр дарит ощущение, что русское кино все еще способно поразить воображение, заставить содрогнуться от восхищения. К сожалению, подобное утверждение применимо лишь к лентам, что ушли в прошлое, ставшими реликвиями ушедшей эпохи.
Погрузитесь в мир этой истории, дайте ей возможность коснуться ваших чувств, и вы, возможно, откроете для себя сокрытое сокровище. Насладитесь величием этого забытого шедевра.
Рекомендуем к просмотру