Описание
Рецензии

Сериал Без права на выбор

Актеры:
Куандык Кыстыкбаев, Александр Петров, Михаил Евланов, Мария Луговая, Александр Лыков, Владимир Гостюхин, Сергей Калантай, Олег Примогенов, Годехард Гизе, Денис Беспалый
Режисер:
Леонид Белозорович
Жанр:
отечественные, исторические
Страна:
Россия, Украина, Казахстан
Вышел:
2013
Добавлено:
сериал полностью из 4 (01.10.2013)
Рейтинг:
6.32
5.90
Вдохновение для создания этого драматического полотна кинематографистов явилось проникновенной автобиографической прозой, изложенной из уст выдающегося советского партизана, Касыма Кайсенова. Повествование переносит нас в грозные годы Великой Отечественной, когда Кайсенов, будучи молодым, но уже закаленным в боях бойцом, находился в тылу врага, на территории Украинской ССР, исполняя чрезвычайно ответственные и опаснейшие диверсионные миссии. В центре сюжета – напряженная история о миссии по нейтрализации жизненно важного немецкого топливного депо. Предстоит заглянуть в череду событий, развернувшихся во время выполнения этого сложного задания, которое обернулось катастрофой: вся диверсионная группа, в составе которой находился Кайсенов, была безжалостно уничтожена. Казалось бы, ситуация безнадежна, но стойкий дух советского человека не сломить. Зритель станет свидетелем невероятной истории выживания, когда, оставшись один на один с врагом, этот отважный воин демонстрирует небывалый героизм и стойкость. Благодаря поддержке и сочувствию местных жителей, готовых рисковать всем ради свободы своей земли, разведчик с мужеством преодолевает неимоверные трудности и испытания, подстерегающие на каждом шагу. Каждое его действие – это воплощение самоотверженности и верности Родине, а его поступок – пример несгибаемой воли и непоколебимого чувства долга, пронесенного сквозь годы лишений и опасностей. Кайсенов, рискуя всем, остался верен своему Отечеству до последней капли крови.
## Забытый Герой: Отголоски Войны в Мини-Сериале Нечасто удается услышать слова восхищения по отношению к современным военным фильмам – жанр, порой, перегружен штампами и упрощенными трактовками. Однако, российско-казахстанско-украинская кинокоманда смогла создать четырехсерийный мини-сериал, безусловно, заслуживающий внимания и представляющий собой значительное достижение в своей области. Удивительно, как в этом проекте переплелись судьбы кинематографистов из разных стран, ведь за режиссерское кресло взялся белорус Леонид Белозорович, что привнесло в работу своеобразный, международный колорит. Главное достоинство этой киноленты заключается в ее подлинности. В отличие от вымышленных сюжетов, столь распространенных в современном кинематографе, эта история проистекает из реальных событий, пережитых легендарным казахским диверсантом Касымом Кайсеновым. Его воспоминания послужили незыблемой основой для сценария, оживив на экране драматические страницы войны, ранее окутанные пеленой забвения. Пока лишь немногие из старшего поколения даже слышали о Касыме, этот сериал вытащил его историю на свет, демонстрируя лишь один эпизод из богатого и насыщенного диверсионного пути героя. В июне 1942 года, Кайсенову поручили ответственное задание – ликвидацию топливного депо, обеспечивавшего функционирование танковых армий, наступавших на востоке. Насколько эта акция повлияла на ход операции и была ли она обоснованной, принимая во внимание человеческие жертвы – предмет для долгих дискуссий. Однако, несомненно, Касым блестяще выполнил свою миссию, став символом неукротимой воли и стойкости. Жизнь Касыма Кайсенова была отмечена трагизмом. Трижды ему предлагали звание Героя Советского Союза, но судьба распорядилась иначе. Окруженный недоброжелателями, он не позволял себе панибратство и не склонял головы перед властью. Он был слишком независим, а такое поведение начальству не по вкусу. В легендарной среде он заявлял о знании 124 способа лишения жизни человека, и сам лично уничтожил сотню фашистских солдат. Однако, диверсионная деятельность была для него тяжким бременем, огромным грехом. Кто более достоин звания христианина – те, кто никогда не держал оружие в руках, или тот, кто вынужден был брать на себя роль палача? Каждый его поступок сопровождался мучительной душевной болью, ведь в первые годы войны пленение врага было под запретом. На украинской земле Касым организовал целую сеть партизанских отрядов, насчитывавших от ста до двухсот смельчаков. В центре сюжета – создание одного из таких объединений, руководство которым Кайсенов доверил сыну местного старосты. Именно в процессе выполнения задачи по ликвидации депо, а также под влиянием личных обстоятельств, юноша проходит сложный путь трансформации, превращаясь в настоящего защитника Родины. Особая ценность сериала заключается в последовательной и тонкой демонстрации этого взросления. Касым Кайсенов пользовался глубоким уважением легендарного Ковпака, который называл его «наш казахский народ». Среди украинцев он был известен как Вася. После войны Кайсенов издал серию мемуаров, отражающих его личный опыт. Он ушел из жизни 30 декабря 2006 года, накануне своего 90-летия. Вопрос о наличии памятника его имени на казахской земле остается открытым, но эта необходимость очевидна. Леонид Белозорович, режиссер сериала и соавтор сценария, посвятил свою жизнь кинематографу, начав с актерской карьеры и снявшись в лентах на «Беларусьфильм». Позднее он поступил во ВГИК, осваивая режиссуру. Его учителями были выдающиеся мастера, Озеров и Столпер, что могло повлиять на его тягу к военной тематике. Нельзя не отметить его универсальность – он также озвучивает иностранные фильмы, работая в различных областях киноиндустрии. Сериал был удостоен первой премии на международном кинофестивале в Севастополе, демонстрируя его высокое художественное качество. Премьера состоялась 9 мая 2013 года на телеканале «Евразия». Если говорить об актерской игре, то ее можно охарактеризовать как среднюю, с отдельными яркими моментами. Особенно выделяется игра Евгения Гостюхина, известного по военным картинам, хотя его образ и показался несколько предсказуемым. Стоит отметить Александра Петрова, воплотившего на экране Леху, сына старосты, сумевшего создать убедительный и запоминающийся образ. В целом, актерская игра казалась максимально приближенной к реальности, что добавило картине дополнительную глубину. Воспоминания героя о цветущих маках на родине и о любимых женщинах, с использованием компьютерной графики, напоминают кадры из китайских фильмов. Недостаточно раскрытыми показались воспоминания о детстве и встречах с дедушкой – видимо, из-за ограничения экранного времени. Более убедительные воспоминания детства можно было наблюдать в картине «Снайперы» 1985 года. Несмотря на отсутствие выдающихся художественных достоинств, сериал однозначно требует продолжения, с сохранением прежней команды. Пора рассказать о забытых страницах войны, основанных на документальных материалах, и почтить подвиги Касыма Кайсенова. Нам необходимо помнить о тех, кто отдал свои жизни за нашу свободу.