Описание
Рецензии

Сериал Большая жизнь
Актеры:
Пётр Алейников, Борис Андреев, Виктор Аркасов, Марк Бернес, Сергей Блинников, Владимир Дорофеев, Антон Дунайский, Василий Зайчиков, Иван Пельтцер, Лидия Карташова, Степан Каюков, Алексей Краснопольский, Юрий Лавров, Лаврентий Масоха, Иван Новосельцев, Александра Попова, Лидия Смирнова, Владимир Уральский, Вера Шершнева, Николай Крюков
Режисер:
Леонид Луков
Жанр:
драмы, мелодрамы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1939
Добавлено:
сериал полностью из 2
(01.03.2018)
Рейтинг:


В декорациях увядающей эпохи, на заре тридцатых годов минувшего столетия, разворачивается многогранная сага, посвященная судьбам людей, чьи жизни неразрывно связаны с угольными шахтёрскими дебрями Донбасса. В те годы Советский Союз, провозгласив курс на индустриализацию, направил колоссальные ресурсы на развитие мощной производственной базы и тяжелой промышленности. Подземные глубины Донбасса, уже давно бурлили неустанным трудом – кипели шахтные работы, вырывая из недр земли чёрный бриллиант, питавший промышленный организм молодого государства.
Однако, безрадостная тень грядущего конфликта уже сгущалась над горизонтом. Вскоре эта земля, усеянная угольными копями, должна была стать ареной ожесточенных сражений, ключевым геополитическим плацдармом, определяющим исход противостояния. Теперь же, на перепутье истории, царило хрупкое перемирие.
Повествование фокусируется на юноше Харитоне Балуне, неопытном и жаждущем приключений парне. Его душа стремится к свободе и легкости, томясь в тени тяжкого труда. В его жизни вспыхивает трепетное чувство к Соне Осиповой, нежной и хрупкой девушке, словно дикий цветок, не приспособленный к суровым условиям шахтерского края. Между ними расцветает нежная и чистая любовь, дарящая надежду и свет в царстве угля и стали.
Вскоре в жизнь Харитона вторгаются агенты перемен, вдохновленные радикальными идеями и жаждущие перекроить национальный облик. Эти так называемые "новаторы", одержимые амбициями, стремятся влиять на рабочего класс, словно магнит, отрывая его от привычных устоев и переманивая на свою сторону, распугивая своим напором и подстрекая к расколу. Они сеют зерна сомнения и разногласий, бросая вызов приверженности характеру и убеждениям Харитона. И молодому парню предстоит сделать сложный выбор, который определит его дальнейшую судьбу и повлияет на тех, кого он любит.
## Эхо эпохи: о фильмах, настроениях и человеческом духе
Подобные кинематографические произведения, как эта отечественная лента, не возникают в вакууме. Они являются плодом сложного переплетения социально-политических настроений, общественной конъюнктуры и, несомненно, творческого вдохновения. Появление данного сериала не было спонтанным актом, а явилось результатом нагнетания целого комплекса факторов, формировавших интеллектуальный и эмоциональный ландшафт эпохи.
Основой для этой картины послужило произведение Павла Филипповича Нилина, "Человек идет в гору. Очерки обыкновенной жизни", опубликованное еще в 1936 году. Этот советский писатель, чей талант получил широкое признание, впоследствии создал сценарий для фильма "Большая жизнь", что свидетельствует о его глубокой убежденности в значимости изображения трудового героизма. Вклад в создание этой картины внес и феномен стахановского движения – массовое явление, захватившее сознание и волю трудящихся, воплощавшего стремление к максимальным трудовым свершениям. Невозможно не вспомнить Алексея Григорьевича Стаханова, чьи впечатляющие показатели – перевыполнение нормы в 14,5 раза в одну смену – стали символом безграничных возможностей человека, нацеленного на созидание. Хотя и очевидно, что эти достижения были подвержены определенной степени театрализации и манипуляции, они, тем не менее, служили мощным стимулом для повышения производительности и укрепления веры в светлое будущее.
Однако, наряду с воодушевляющими примерами трудовых подвигов, на формирование идеологического контекста картины оказала существенное влияние и трагическая страница истории – "Большой террор". Эта волна репрессий, прокатившаяся по стране в конце 1930-х годов, разрушила бесчисленные судьбы, оставив неизгладимый след в коллективной памяти. Указы правительства, направленные на искоренение "врагов народа", привели к несправедливым наказаниям и лишениям, что, безусловно, создало сложный моральный диссонанс в обществе.
Эти три взаимосвязанные тенденции – воспевание трудового героизма, культ достижения невозможного, и трагическая история репрессий – сформировали ту почву, на которой проросло это кинематографическое произведение. Картина обладает поразительной стройностью и ясностью замысла, что и обеспечивает мощное и устойчивое впечатление от просмотра. Восемь десятилетий она продолжает завораживать зрителей не только захватывающим сюжетом, но и мастерством актеров, атмосферой эпохи, столь убедительно воссозданной на экране. Это – не просто фильм, это летопись, запечатленная на кинопленке усилиями талантливых режиссеров и исполнителей.
Отношение к этой истории может быть различным, ведь она отражает время, когда мировоззрение, ценности и предпочтения были радикально иными. Но главное – то, что невозможно отрицать: картина, в своей сути, передает образ советского человека, преисполненного стремления к благополучию Родины и общества. Именно поэтому фильм неоднократно подвергался цензуре, что привело к существованию нескольких версий произведения. Однако даже самые строгие ограничения не смогли помешать его распространению и сохранению для будущих поколений.
Безусловно, детальный разбор всех нюансов этой истории представляется излишним, поскольку перед нами предстает достаточно зрелое и емкое произведение, переполненное драматическими событиями. В современном мире часто можно услышать критику в адрес советской власти и ее принципов. Однако стоит помнить, что эти обличения часто звучат со стороны тех, кто не имел возможности лично понести ответственность за свои слова и действия. При этом не следует забывать, что именно советский народ, объединенный общей целью, смог добиться впечатляющих результатов, продемонстрировав миру, что энтузиазм и единение могут творить чудеса.
Сюжет фильма, хоть и довольно прост и типичен для того времени, не обещает зрителю революционных открытий. Перед нами разворачивается история о руководителе, воплощающем собой положительный идеал – Иван Новосельцев. Мы знакомимся с молодым специалистом, столкнувшимся с поисками своего места в жизни – горный инженер Борис Николаевич Петухов, чья роль была блестяще исполнена Марком Бернесом. В центре повествования – Харитон Егорович Балун, прошедший путь искупления и ставший образцовым шахтером. Зрителя ждет знакомство с забавным и находчивым парнем Ваней Курским, чья харизма была великолепно передана Петром Алейниковым. И, конечно, образ прекрасной девушки Сони Осиповой, чья любовь стала путеводной звездой для юного избранника. И, как полагается в советском кино, присутствует и "враг", диверсант, стремящийся подорвать работу шахтеров – Иван Сергеевич Кузьмин, убедительно сыгранный Юрием Лавровым. Стоит отметить, что здесь отсутствует понятие "враг народа" – здесь работает "вредитель", что несколько смягчает идеологический пафос. Очевидно, что подобными методами невозможно уничтожить стахановское движение, ведь его суть гораздо глубже и сильнее. Цель "вредителя" скорее сводится к демонстрации того, что опасность может скрываться в самых неожиданных местах, в кругу близких и дорогих людей. Важную роль играет тема перевоспитания, показывая, что даже самые закоренелые злодеи могут встать на путь исправления. Создателям удалось донести до зрителя ключевые идеи, сформировав тем самым глубокий эмоциональный отклик. Именно поэтому фильм обрел такую популярность и остается актуальным и сегодня. Безусловно, восприятие некоторых аспектов истории может отличаться от современных взглядов. Тем не менее, я настоятельно рекомендую к просмотру это произведение, пропитанное идеологией, патриотизмом и неугасимым стремлением к благополучию Родины и народа.
Благодарю за внимание и желаю приятного просмотра!
Рекомендуем к просмотру