Описание
Рецензии

Сериал Чума

Девяностые
Актеры:
Александр Устюгов, Сергей Жарков, Сергей Селин, Екатерина Климова, Андрей Горбачев, Юрий Беляев, Никита Рогов, Андрей Аксенов, Дмитрий Саранча, Даниил Кокин
Режисер:
Алексей Козлов, Александр Устюгов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2015
Добавлено:
23-24 серия из 24 (12.11.2015)
Рейтинг:
7.10
В настоящее время, словно сквозь пелену ностальгии, многие обращаются к воспоминаниям о бурных девяностых, окунаясь в отблески давно минувших дней. Улыбки сквозят на лицах, когда вспоминаются беззаботные эполеты малинового цвета, громоздкие золотые украшения, словно обручи, и истории о группировках, выбивающих плату из оказавшихся у них в долгу. Однако, за этой идиллической картиной скрывается болезненная реальность, которую часто предпочитают замалчивать. Тогда царила атмосфера тревоги и невыразимого страха. Утренний выход на работу нередко становился последним, ведь многие даже не могли предвидеть, дождутся ли они вечера, чтобы вернуться к своим близким. Риск стать жертвой внезапного насилия, лишиться последних сбережений, стал обыденностью. Жизнь висела на волоске, а каждый день был испытанием на прочность. Наступила эра кардинальных перемен, новая страна требовала новых правил. Но как жить в этом хаосе? Понятия о честности и справедливости, казалось, были выброшены за борт. Предприимчивые личности быстро осознали, что ключ к выживанию и благополучию лежит в бизнесе, неважно, какой ценой достигается успех. Главным стало увеличение баланса на банковских счетах, а моральные принципы отошли на второй план. Так и существовало общество, в состоянии постоянного ожидания – ожидания позитивных изменений, четких указаний относительно правильного пути. Однако, сама жизнь распорядилась иначе, бросая вызов этим надеждам, срывая маски с кажущейся стабильности и погружая людей в водоворот неопределенности. Это было время, когда добро и зло переплелись в непроглядную смесь, а будущее оставалось мрачной и зловещей тайной.
Недавно мой взгляд остановился на телесериале "Чума", демонстрировавшемся на канале НТВ. После просмотра остался смутный осадок, неясное чувство дискомфорта, прерывающее общее впечатление. Сюжет, казалось бы, выстроен логично, все аспекты детально проработаны и понятны, однако нечто необъяснимое, подспудное, мешает полному принятию увиденного. Некоторые эпизоды, отдельные события, словно вырваны из контекста, лишены реалистичности и внутренней согласованности, порождая вопросы и недоумения. Однако, стоит учитывать, что сериал переносит нас в турбулентный период российской истории – в лихие девяностые, эпоху немыслимых потрясений, трагических событий и попрания моральных устоев. Возможно, именно искажение логики, кажущаяся абсурдность происходящего – это отражение той эпохи, ее хаотичности и жестокости. Вполне вероятно, что те странности и несоответствия, которые мы замечаем, являются закономерной платой за попытку воссоздать атмосферу времени, когда нормы и правила были размыты, а жизнь зачастую ценилась невысоко. Безусловно, многие описанные в этой картине события имели место быть, поэтому к ним следует относиться с трезвой оценкой и осознанием тех ужасов, что царили в те дни. Погружаться в детали и рассматривать каждый момент, к сожалению, не представляется возможным – лучше позволить себе почувствовать течение времени и проникнуться гнетущей атмосферой. В целом, сериал не сосредотачивается на каком-то одном персонаже, хотя и пытается возвысить главного героя, Сергея Жаркова, до центральной фигуры. Однако, перещеголять Александра Устюгова, чья игра, даже в роли отрицательного персонажа, обладает неповторимой магнетизмом, оказалось не под силу. Одной из причин, побудивших меня к просмотру, было появление в сериале столь знакомого и любимого актера, Шилова, в совершенно неожиданном амплуа. Признаюсь, образ оказался разочаровывающим, мои ожидания не оправдались. Александр Устюгов, воплотивший на экране криминального авторитета по кличке Табак, предстает перед зрителем как сложная, противоречивая фигура, лишенная ясности и отличающаяся крайней жестокостью. В моем представлении, криминальный мир того времени представлялся иным: твердым, расчетливым, циничным, с непоколебимой волей. Табак, к сожалению, не соответствует этому образу. Его поступки и мотивы зачастую оказываются непонятными, его участие в группировке вызывает вопросы. Непостижимо, зачем он постоянно плетет интриги за спиной союзников, столь небрежно и безрассудно, ставя себя в зависимость от внимания милиции. Да, он обладает умом, хитростью, коварством, но его бездумное насилие над людьми лишает его дальнейшую логику. Подобные действия неизбежно приводят к печальным последствиям, ставя под угрозу существование всей банды. Помимо насилия, Табака преследуют и другие неприятности с законом. Фомич, в исполнении Юрия Беляева, – еще один персонаж, вызывающий затруднения в интерпретации. Он сбивчиво заявляет о безграничной любви к Матильде (Катерина Климова) и предлагает ей сбежать за границу, создавая новую жизнь, произнося фразы о ее значимости для него. А когда раскрывается тайна любовных отношений между Матильдой и Табаком, он проявляет поразительное великодушие, благословляя их союз. Такое поведение свойственно лишь искреннему, чистому, сострадательному человеку, ставящему счастье любимого человека выше собственных интересов. Но Фомич – матерый преступник, готовый разорвать любого на куски, если что-то идет не так. Его эгоизм, тщеславие и самолюбие противоречат проявленному великодушию. Я не верю в это! Если бы он обладал такими мягкими чертами характера, он бы не смог достичь вершины криминальной иерархии. Отдельно стоит отметить нелепость некоторых речевых оборотов, используемых в сериале. Они явно не соответствуют эпохе и, скорее всего, являются продуктом современной лексики. Невозможно представить себе, как люди того времени могли использовать такие выражения, как "пробей мне его" или "база данных". Это вызывает не только удивление, но и комическую растерянность. Несмотря на все усилия создателей, сериал не смог достичь желаемого уровня. Попытки усилить драматизм, обилием убийств и трупов, и минимизировать любовные сюжеты, не принесли ожидаемого результата. Атмосфера девяностых ощущается с трудом, что-то напоминает, но чего-то важного не хватает. Поэтому, высказать о нем что-либо восторженное, к сожалению, не представляется возможным. Просмотр возможен, но без особого энтузиазма и эмоционального вовлечения. В основном – это череда убийств, трупов, глупых разборок и неоправданных поступков. Решать, стоит ли тратить на это ценное время – ваш выбор.
Изначально меня притянула к этому кинематографическому произведению личность Александра Устюгова, чья яркая игра в "Ментовских войнах" оставила неизгладимое впечатление. Персонаж, получивший прозвище Табак, казался на первый взгляд воплощением потенциала, обещавшим многообещающую сюжетную линию. Однако в итоге его роль обернулась разочарованием, представляясь сумбурной и лишенной внутренней логики. Я ожидал увидеть перед собой образ хладнокровного и безжалостного криминального авторитета, способного с достоинством нести бремя своей преступной деятельности, но на экране возник персонаж, лишенный этой глубины и убедительности. К сожалению, именно на этого актера и на развитие его персонажа я возлагал наибольшие надежды. В целом, проект оставил ощущение пустоты и ненужности, однако я продолжил просмотр, движимый любопытством. Безусловно, в нем присутствуют и положительные, и отрицательные аспекты, но сюжетная канва разочаровала своей предсказуемостью и упрощенностью. Возникает вопрос: для чего персонаж находится в составе банды, если он преследует собственные цели, не опасаясь быть разоблаченным? Ему явно суждено было занять место лидера в новой, более амбициозной группировке. Зачем подвергать себя столь неоправданному риску? С одной стороны, зритель может восхититься умом и дерзостью главного героя, с другой – отталкивает его склонность к насилию и те неприятности, которые он сам себе и всей банде доставляет своими тайными махинациями. Лидер преступной группировки, Фомич, блестяще воплощен на экране Юрием Беляевым. Это еще один противоречивый персонаж, демонстрирующий, казалось бы, искреннюю привязанность к Матильде, роль которой исполнила талантливая Екатерина Климова. Он предлагает ей уйти от всего и начать новую жизнь за границей, где они смогут жить вдвоем, вдали от тревог и преследований. Однако измена любимой с Табаком становится для него тяжелым испытанием, и, к удивлению, он отпускает ее. Неужели так поступает человек, движимый любовью? Однако, его мировоззрение, казалось бы, противоречит образу безжалостного убийцы и преступника. В конечном счете, этот проект оказался весьма неоднозначен в плане проработки характеров персонажей, вызывая ощущение странности и нелогичности. Также заметны серьезные недочеты в воссоздании лексикона того времени. Мало того, что сложно поверить в происходящие события, поскольку не ощущается атмосфера девяностых годов, некоторые моменты, напротив, вызывают невольный смех. Например, фраза вроде "Сейчас сбегаю в ЗАГС и пробью его" кажется совершенно абсурдной. Мелкие проколы заметны практически на каждом шагу. Конечно, я не хочу критиковать авторов за эти незначительные неточности и недостатки, но, на мой взгляд, проект можно было реализовать на гораздо более высоком уровне. Не удалось создать правдоподобную историю, не удалось передать ту неповторимую атмосферу, которая была необходима. Жаль, ведь потенциал для этого был. Что ж, я не хочу вдаваться в подробности того, что не удалось воплотить, но все же вынужден констатировать, что проект не стал образцом кинематографического мастерства. О продолжении говорить не приходится.
Обаяние темного персонажа, воплощенного Александром Устюговым, оказалось для меня поистине притягательным. Его образ – это не просто злодей, это яркая, харизматичная фигура, идущая напролом сквозь обстоятельства, словно танк, сметая все преграды на своем пути. Нельзя не отметить, что это не отдаленная тень Шилова из «Ментовских войн», а совершенно самостоятельный, неповторимый характер. Признателен актеру за столь убедительную, запоминающуюся игру. Особого внимания заслуживает деталь с черными линзами – этот, казалось бы, незначительный элемент создает поразительную визуальную связь с демонической природой персонажа, с его внутренней тьмой, скрытой за маской хладнокровия. Что касается ощущения реалистичности… Мы выросли на рассказах о девяностых, и многие из нас постигали знание о криминальных разборках исключительно из кинополотна. Это был параллельный мир, отделенный от нашей повседневности непроницаемой завесой. И, разумеется, к счастью, нам не суждено было лично столкнуться с подобной действительностью. Мне не свойственно придирчиво исследовать кинопроизведение, выискивая малейшие неточности и несоответствия – мой интерес сосредоточен на живых, правдоподобных людях, на их судьбах и поступках, формирующих суть повествования. Сергею Жаркову – низкий поклон за создание столь колоритного, многогранного персонажа – мужественного, целеустремленного, горячего сердцем, человека, живущего в гармонии с самим собой, настоящего мужлана. Сериал, безусловно, рассчитан на определенную аудиторию, и, как и любое произведение искусства, он не обязан вызывать восторг у всех и каждого. Однако, я уверен, он найдет отклик в сердцах тех, кто готов к глубокому погружению в непростую историю. На данный момент меня захватывает это повествование, и я с нетерпением жду возможности узнать, что уготовано этим героям в дальнейшем.